Подвиг летчика Гарольда Кузнецова

Виталий Мельник
       (Пилотам и пассажирам)      


"Мы — противники тусклого.
Мы приучены к шири —
самовара ли тульского
или ТУ-104". 
         Андрей Вознесенский
   


                "Мы все летали самолётом,
                в иллюминатора овал
                глядели, восхищаясь: Что там!?
                А там: заря и солнца шар.

                А там: за облаками - небо,
                из-синя-чёрное уже,
                и звёзды там - иголки света
                над облаков цветным драже".

Красиво!? Так в пятидесятых
сквозь стратосферу пролегал
путь первых лайнеров крылатых -
"Ту сто четыре"- в мир портал.

Путь до Хабаровска с посадкой
за восемь проходил часов.
Хотя, конечно, не всё гладко.
И там, за взлётной полосой
являлось разное, бывало:
порой, случался и "подхват"
когда, как будто бы хватала
рука гигантская снаряд,
швыряя в высь за стратосферу,
и отнимая высоту,
срывала в штопор, самый первый
 - хвалёный лайнер - стройный "Ту".

И гибли звёздные машины,
и люди гибли, лишь цветы
на непонятные могилы
всходили из земной межи.
В степях ли, иль в тайге безбрежной
мы хоронили тайну тех
аварий, страхом без надежды -
им были памятники вех.


Однажды, как то, из Пекина
вёл лайнер лётчик Кузнецов,
ему понятная машина:
ныряла, выходила вновь,
знакомо крыльями махая,
как змей Горыныч на лету,
летела птица из дюраля,
ища посадки полосу.

И вот, во время разворота,
их борт попал в ночной подхват:
Заколотило - где там, что там -
ищи кто в этом виноват!
Потом из бездны стратосферы
сорвало в штопор, на крылО,
где всякий раз ты будешь первым,
встречая смерти торжество.

Пилот же сообщил (поверьте)
когда надежда на нуле,
не запечатал он в конверте
эмоций роковой секрет,
и не бросая рог штурвала,
спокойно центру сообщил,
что хода дескать не хватало
руля воздушной высоты.

И вроде, вышла уж машина
под облаками из пике,
в руках пилота и мужчины,
и россыпь уж внизу огней.
Однако, вновь сорвАлась в штопор,
и нет запаса высоты...
- Прощайте!  - Крикнул он пилотам,
диспетчеру у той черты,
откуда не было возврата,
откуда Бог один спасёт;
из пресловутого "подхвата"
из разрушенья, что грядёт...
                ***


"Переданная экипажем информация
позволила внести изменения в конструкцию самолёта,
изменить допустимую центровку,
уменьшить максимальный эшелон полёта и т. п.;
Склонность самолета к «подхватам» была устранена.
В дальнейшем, случаев, подобных данной катастрофе,
с самолетами Ту-104 не происходило".
http://ru.wikipedia.org/wiki/