Сидорова коза

Репин В.
В Путивле хозяйствовал Сидор Ковпак –
Напористо, хватко, умело.
За что бы не брался – горело в руках
Любое привычное дело.

Но в сорок проклятом военном году
Нарушились мирные планы,
И Сидор, фашистам на злую беду,
С отрядом ушел в партизаны.

Приказано Сидору в сорок втором
Отрезать подвоз к Сталинграду,
Но Сарны – такой укрепленный район,
Что он не по силам отряду.

– И всё же я немцу устрою «козу»!
Попомнит, язви его душу!
Ужом по тылам у него проползу,
Мосты подъездные разрушу!

Его операция «Сарненский крест»
Закрыла движенье надолго,
А немцам заторы и долгий объезд
Котлом отозвались на Волге.
______________________

Бриллиантом партизанского боевого искусства ковпаковцев стала операция "Сарненский крест".

«Сарненский железнодорожный узел и в самом деле был настоящим бельмом на глазу. Через него немцы питали свой фронт жизненными соками, проталкивая их непрерывным потоком эшелонов. Магистрали Ровно — Сарны — Лунинец и Ковель — Сарны — Киев образовывали на карте подобие креста, или, еще точнее, паука.
В городе сильный гарнизон, подступы хорошо укреплены, к Сарнам тянутся многие коммуникации, это значит, что подкрепление не заставит себя долго ждать. Было ясно, что ни в лоб, ни окружением Сарны не взять.
Когда молчание в штабе стало совсем уж тягостным, Дед вынул из кармана большой столярский карандаш и четырьмя короткими штрихами словно ударил по карте в тех местах, где железные дороги пересекали реки. Это была великолепная мысль: подорвать мосты вокруг узла! В один день, в один час обрубить щупальца со всех сторон, сразу застопорить движение с запада на восток, парализовав и обходные пути на юг и север!
День и ночь не расходились штабные, прокладывая маршруты для боевых групп и рассчитывая их с точностью до минут. В составе групп — лучшие минеры соединения.
Замысел Деда был блестяще осуществлен: в ночь на 5 декабря железнодорожные мосты вокруг «креста» взлетели на воздух, все враз! К тому же и Сабуров в это же самое время в пух и в прах разнес две большие станции — Томашгруд и Остки. В общем итоге работа сарненского железнодорожного узла была полностью парализована на полтора месяца, партизаны при этом не потеряли ни одного человека.

При уничтожении мостов произошел комический эпизод, который в изложении самого Ковпака выглядит так:

«После взрывов мостов подрывники развесили на уцелевших звеньях огромные кормовые тыквы: взрывчатых веществ не хватило. Как и следовало ожидать, немцы решили, что тыквы не зря повешены, что внутри их, несомненно, находятся адские машины партизан. Потом об этих тыквах ходили легенды. Крестьяне рассказывали нам, что специальная техническая комиссия немцев больше двух недель ломала себе голову, пытаясь разгадать секрет механизма скрытых в тыквах мин. И подойти к ним боялись, издали все разглядывали в бинокль, и расстрелять не решались: как бы не взлетело в воздух и то, что уцелело от моста».