Картинки из детства. Короткое эссе на эту тему

Сергей Гаркуша -Николаенко
     Неоднократно я сталкивался с обвинением   русских (я имею в виду славян: и русских, и белорусов, и украинцев), в антисемитизме,  в притеснениях и издевательствах над евреями. Об этом   слышал и от своих знакомых–евреев, читал об этом в еврейской прессе, в интернете. Встречаться, правда, не  приходилось. Ну, назвали в процессе бытовой ссоры  своего соседа «жидом» – это что, антисемитизм?     Я не хочу углубляться в этимологию, но слово  «еврей»  и «жид» имеют одно и то же смысловое наполнение. В литовском языке, например, нет слова «еврей», а есть слово «жидас». А в немецком? А во французском? А в украинском? Разве в этом проблема? Когда меня называют русским,   я не вижу в этом оскорбления – я действительно русский.
    
     Евреи любят говорить, что в советские времена были ограничения для них в выборе профессии  и места работы. Если эта профессия и работа была связана с государственными и военными секретами, мне это было бы понятно. Безопасность государства требовала бы этого. Многие евреи всегда были готовы переехать для постоянного проживания в другие страны с более высоким уровнем жизни, в том числе и в такие, что  были активными идеологическими врагами Союза ССР. И принимать на работу или учебу по подготовке специалистов «оборонки» человека, который, владея государственными или военными секретами, мог покинуть страну и переехать к нашим потенциальным противникам, как минимум, было бы  неразумно. 
     Но в Советских Вооруженных Силах служило достаточно много евреев. И не только в качестве военнослужащих срочной службы.   В воинских частях, где я  служил, в том числе, и в ракетных, и в авиации,  были офицеры – евреи. Они занимали должности как тыловые, так и командные. Были и лётчики,  и летчики отличные!   А сколько евреев служило в войсках ПВО и на командных, и на инженерных должностях, имея допуск к совершенно секретным сведениям? Значит, если какие–то ограничения были, то по другим причинам.
      Может,   из-за неприязни русских людей  к еврейскому этносу? Но среди моих знакомых, в основном  они военнослужащие, жены многих офицеров-славян  были еврейки. И получается, что дети их  наполовину евреи.  А сколько вокруг нас смешанных с евреями  счастливых браков! 
     Спросите русского, есть ли у него друзья среди евреев, и вы узнаете, что есть. И   дружба эта   очень надёжна. Т.е., с неприязнью на этнической почве я не  сталкивался.
В других странах, где мне приходилось бывать,   видел настороженность у местных жителей при слове «еврей». Они боялись касаться этой темы, говоря, что  антисемитизм в их странах
преследуется по закону. Так было в Германии, Дании.
     А что такое «антисемитизм»? Мне говорили, что этой темы лучше не касаться…
     В одной из телепередач кто-то обругал Владимира Вольфовича   антисемитом, на что тот ответил:  Неправда, я к арабам хорошо отношусь. 
     Так откуда же ноги растут?
     Как ни странно, с проявлением активной «борьбы с антисемитизмом» я столкнулся в родном Минске. К нам приехала в гости из США   семья бывшего минчанина   Лейбы, как он  ныне себя представил – сиониста и иудея. В разговоре вспомнили  эмигрировавших в Германию евреев, родители которых во время войны были уничтожены фашистами. Лейба выразил недовольство тем, что немцы мало выделяют средств на содержание детей этих евреев, мало им платят за убийство   родителей. Когда же я не согласился с ним, заявив, что недостойно человека получать в этой ситуации материальные блага, в том числе и деньги, в оплату за содеянное, я услышал такое….   
     Я узнал, что из-за таких антисемитов как я, он вынужден был уехать из Беларуси, что я должен признать вину перед евреями и принести извинения   и т.д.    Я не стал выяснять, в чем же моя вина, но понял тех немцев и датчан, которые вздрагивали при слове «еврей» и уходили от разговора об антисемитизме.
    
     Недавно мне попалась газета иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь «Берега», № 02 (151) за февраль 2012 года.   Опубликованные в ней материалы посвящены разъяснениям читателям особого места, занимаемого евреями в мировом сообществе, выдающегося вклада евреев в развитие мировой науки и культуры и вины перед евреями народов государств, в которых  они живут и в которых имеются еврейские диаспоры. По утверждению раввина Ашера Кушнира (статья «Евреи – народ?») у евреев понятие национального и религиозного совпадают, они тождественны и неразделимы. Если еврей – иудей, то он еврей. Если иудей – не еврей, то он еврей. А вот если еврей не иудей, то он кто угодно, но евреем его уже назвать нельзя. В этом отличие евреев от других народов мира. И это объясняет их исключительную обособленность   от всех народов, среди которых евреи живут.
     Более пятисот лет   евреи на белорусской земле. Среди белорусов, принявших всеми гонимый народ. И эти люди живут с нами, не считая Беларусь своей Отчизной, исключая свою принадлежность к белорусской нации – ведь они мировое еврейство. Ведь они  - мировая нация. Где бы ни находились евреи, в какой бы стране они ни жили, формально они граждане этих стран, но лишь формально. И, следовательно,   ассимиляция недопустима.               
     Эта идеология  активно внедряется в сознание граждан Беларуси  еврейского происхождения     еврейскими общественными, прежде всего религиозными, организациями. Она же является позицией и государства Израиль.      
     И слава Богу, что её (эту идеологию)  приняли далеко не все живущие на нашей земле евреи. И в Беларуси, и в многонациональной России   столетиями живут люди   еврейского происхождения. Они не забывают  историческую родину и культуру еврейского народа, но земля, на которой они живут и где   похоронены поколения живших здесь   предков – евреев, стала их Родиной. Вот только идеологию  иудаизма и сионизма, которые так понятно разъяснил своим читателям раввин Кушнир,  они не разделяют. Поэтому они живут на своей Родине, являясь частью её нации, где все входящие в эту нацию этносы равны между собой.
     Кто из нас может утверждать, что в нём течет кровь лишь одного этноса? Подавляющее большинство людей являются потомками представителей самых различных народов. И в этой ситуации,   думаю, человек сам определяет свою национальность. И, прежде всего, культурой народа, в которой он вырос и которую впитал с детства.  Среди моих друзей много евреев, принявших христианство, предки которых столетиями жили на нашей земле. И они считают   Родиной страну, где они родились,   где могилы их родителей. Они граждане этой страны и полноправные члены её нации, что  не мешает им считать себя   евреями. Это их право.
     Вот только Ашер Кушнир с этим может не согласиться. Хотя я допускаю, что его позиция не настолько консервативна: когда у человека где-то в роду были евреи, например, бабушка или дед, или еще более дальние предки, пусть они  были христиане или атеисты, он сможет их назвать евреями, если это выгодно. Например, народу в Израиле не хватает…. Или христианин адмирал Нахимов ... Ну, как тут не сделать исключения!   
     В годы войны с фашизмом люди славянского (и не только!) происхождения  спасали евреев,   рискуя своими жизнями и жизнями своих детей. Человек всегда протягивает руку помощи тем, кто попал в беду, независимо от национальности последних. 
     Ни я, ни мой брат Матвей не делим людей по  национальностям. Этому нас учили родители. Среди гостей нашего дома было много евреев, с кем моих  родителей связывала многолетняя дружба. Многие мои друзья также принадлежат этому библейскому народу. Да, и тёщу мою звали Сара Соломоновна...
     Жизнь моя приближается к закату. Я  горжусь своими родителями, своими родными, своими коллегами и друзьями, которые всегда готовы поддержать тех,  кто в этом нуждается,  независимо от их этнической принадлежности, которые ничем (а главное, равнодушием) не запятнали свою честь.
 И я глубоко убежден: люди отличаются друг от друга  не  принадлежностью к тому или иному этносу, а только   степенью своей паршивости. Лишь ею я могу объяснить идеологию формирования сознания обособленности еврейского народа в мировом сообществе,  (простите мне эту экспрессивность).