Неритмичные стихи

Валерий Полетаев
Неритмичные стихи…
О, что может быть хуже?..
Только фальшивое пение и фальшивое бряцанье на расстроенной гитаре полупьяным полуцивилизованным подростком тридцати-сорокалетнего возраста…
Даже бедная, даже банальная рифма, даже рифма, что рыбья кость под язык, не сравнится с отвращением, вызываемым отсутствием ритма в стихе!..
Неритмичные стихи влюблённых милых и хороших людей!…
О-о!.. Что может быть хуже вас?
Только голод и холод, революции, войны, реформы, катаклизмы, преступность!
Все остальные уродства и несовершенства жизни не идут ни в какое сравнение с отвратительностью неритмичных стихов!
Господи!
Зачем ты попускаешь людям, не признающих поэтического ритма, писать стихи?
Отними у них ручку, карандаш, клавиатуру, но заткни их фонтан!
Дай им в руки новый супер айфон – пусть звонят по нему любимым бесплатно, но не пишут неритмичные стихи!

Или, если позволишь, я напомню им в последний раз про ямб, хорей, дактиль, анапест и амфибрахий (основные разновидности организации ритма в стихосложении) – остальные тонкости пусть сами изучают… Например, верлибры...

Спасибо, Господи!..
Итак...

Ритм - это основа основ стихосложения! Основа основ! Основа основ!
Без ритма ваши стихи профессионал даже не будет дочитывать до конца!
Чтобы понять, что стихи плохи, достаточно одного катрена!
Не радуйтесь хорошим рецензиям: если стихи ваши плохи, а рецензии хорошие, ваша беда ещё больше!
Писать плохие стихи и выставлять их на обозрение - это большое человеческое несчастье, которое не вызывает сочувствия!..

Стихи - это ритмически организованная речь. Не организовали ритмическую речь своего стиха – нет и самого стиха. Нет и стихотворения. Нет и благоухающего воздействия вашей, кхе-кхе, поэзии, а есть дикий вопль раздавленной кошки.
В поэзии существует 5 уровней ритмов.

Единицам первого уровня соответствуют слоги, а единицам второго уровня - стопы.
Более крупным единицам соответствуют строки.  Это уже ритмические единицы третьего уровня.

Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня - строфа.
Ещё более крупные ритмические единицы используются только в поэмах (например, "онегинская строфа" - структура состоящая из простых строф - единица 5 уровня).

РИТМ - звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.
МЕТР  - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе, общая схема звукового ритма.
РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. Так, метр ямб может включать в себя размеры от 1-стопного до 12-стопного (и более) ямба, а также вольный ямб.
В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом - числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом - метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д.
Примеры:
1.Двухстопный ямб:
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали...  (А.С. Пушкин)

2. Двухстопный хорей:
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар.  (народн.)

3. Двухстопный амфибрахий:
Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят. (Ф.И. Тютчев)

4. Трёхстопный анапест:
Что ты жа/дно глядишь /на доро/гу
В стороне /от весё/лых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. (Н.А. Некрасов)

5. Четырёхстопный ямб:
О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной. (К. Н. Батюшков)

6. Четырёхстопный хорей:
Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя... (А.С. Пушкин)

7. Трёхстопный амфибрахий:
Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты. (А.К. Толстой)

8.Четёрёхстопный дактиль:
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые. (И.С. Тургенев)


В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен.
Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге "Студия стиха" Илья Сельвинский:
1.Одностопный ямб:
Весна
идёт.
Она
поёт,
Журчит,
Жужжит,
Кружит,
Влечёт.

2.Двухстопный ямб:
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.

3.Трёхстопный ямб:
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна...

4.Четырёхстопный ямб:
Весна идёт. Она поёт,
 Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.

5.Пятистопный ямб:
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.

..........................................................
Ладно, так уж и быть, продолжим...

ИКТ – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.

СТОПА – единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где  « /» - ударный слог, а « - » - безударный.
     Двухсложные стопы: ямб и хорей.
     Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест .
     Четырёхсложные стопы: пеон
Есть ещё Античный стих. Это уже сами… Нет-нет, сами...

ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа  русского стиха.
Cхема « -/». Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
                Мой дядя самых честных правил,
                Когда не в шутку занемог,
                Он уважать себя заставил
                И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин)

ХОРЕЙ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Cхема « /- ».
        Мчаться тучи, вьются тучи
        Невидимкою луна
        Освещает снег летучий;
        Мутно небо, ночь мутна. (А.С. Пушкин)

ДАКТИЛЬ – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.  Схема « /-- ».
В рабстве спасённое
Сердце народное -
Золото, золото
Сердце народное! (Н.А. Некрасов)

АМФИБРАХИЙ - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Схема « -/- ».
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.(М.Ю. Лермонтов)

АНАПЕСТ  - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Схема « --/ ».
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть. (А. Блок)

ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м  ударным и 3-мя безударными слогами.
В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (/---) , 2-й (-/--), 3-й (--/-) и 4-й (---/)слог стопы.
Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея.
 
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом (К.Д. Бальмонт)

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, -
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения. (Р.Рождественский)

ПЕНТОН – стихотворный размер из пяти слогов с  ударением на 3 слоге.
Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях.
Рифма, как правило, отсутствует. Схема « --/-- »
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь! (А.В. Кольцов)

ПИРРИХИЙ -  стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
           Три девицы под окном
           Пряли поздно вечерком… (А.С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).

АНАКРУЗА (отталкивание) - (ударение на 2-й слог) метрически слабое место  в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.  (М.Ю. Лермонтов)

СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» -  М. Ю. Лермонтов).
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.(А. Ахматова)

СПОНДЕЙ  - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

УСЕЧЕНИЕ  - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании
в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм).
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой... (М.Ю. Лермонтов)

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ  СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный  или русский 6-стопный ямб  с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма.
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей.  (К.Ф. Рылеев)


Это все теоретически.
А теперь о практической стороне дела и о характерных ошибках и огрехах в ритмике.

Pитм первого уровня.

Здесь нарушения ритма возможны вследствие большого скопления подряд идущих согласных - на их произнесение тоже требуется время. В результате длина слога оказывается заметно большей, чем в других местах стиха. Создается ощущение ритмической шероховатости.
Но чаще всего встречается такой огрех - столкновение одинаковых или похожих согласных:
"с свинцом в груди... "
"и за дверьми стоящим мраком..."
"мы не ложились спать без сказки..."
"не считающихся с ним, как с Сущим,..."
"мне б в фортку крикнуть..."
"нам надо б песню запеть..."

Читая такие строчки приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха. (иногда при этом невольно получается извращенный смысл "с винцом в груди" "стоящим раком", "спать без каски", "ссущим").
 Еще пример шероховатости:
"В черепичные рыжие крыши..."
"В черепичные" - трудно произносимо. Особенно нежелательно такое в начале строки. Вместо плавного вкатывания в ритм строки, начинаешь со спотыкания. (в середине строки инерция ритма произношения как-то помогает сгладить такие неровности).
Есть редкие случаи - но к ним надо быть готовым, когда слогообразующую функцию могут выполнять сонорные согласные "р" или "л".
Например, слово "оркестр" - при нередуцированном произношении получается три слога ор - ке - стр А при редуцированом - два [ор-кестр] Поэтому в стихе это слово может употребляться и как двусложное и как трехсложное.
Часто встречающееся слово "наверное" может читаться и как "на-вер-но-е" и как "на-вер-но" То же для слова "проволока" - часто произносимого как "проволка". Автору в таких случаях лучше использовать, пусть формально неправильную, но четко указывающую на произношение форму, чем заставлять читателя догадываться, как надо произносить слово...

..................................................

Ты моя янтарная лазурь
ты, меня, целуешь как, берёзку
наше счастье спрячу я от бурь
и, не уроню горькую я слёзку. 

В этом примере один лишний слог в последней строке полностью ломает ритм, потому что ритмическая инерция заставляет читать ее так же, как и предыдущие – т.е. как 5-стопный хорей: И не УронЮ горькУ… и всё, здесь начинается невразумительная каша. Будь эта строка первой, ее можно было бы прочесть как 6-стопный хорей с цезурой и усеченным первым полустишием:
И не УронЮ U гОрьку(Ю) я слЁзку (U – цезура (пауза)).
Но увы, увы… инерция ритма – мощная штука, ее так просто не проскочишь при чтении «с листа», как выражаются музыканты...

.................................

Любовь, как небо, не поймешь,
Сегодня солнце, завтра дождь,
Молнии злятся бушующих гроз,
Ты топишь себя в океане из слёз. 

В этом отрывке две первые строки – хорей, а третья вдруг становится чистейшим дактилем, четвертая – амфибрахием. Как будто отрывки из разных произведений по ошибке впихнули в один катрен.
Частенько метр меняется в результате наращивания анакрузы (т.е. начальной части строки до первого схемного ударения). Например, можно наблюдать вот такие непредсказуемые метаморфозы:
Когда просыпаюсь, (2-стопный амфибрахий – односложная анакруза)
Как молитву шепчу: (2-ст. анапест – двухсложная анакруза)
Доброе утро, родная, (3-ст. дактиль – нулевая анакруза)
Тебя я люблю. (2-ст. амфибрахий)

Но тебя рядом нет, (2-ст. анапест)
Ведь, ты далеко: (2-ст. амфибрахий)
Где течет тихий Дон, (2-ст. анапест)
Где холодный затон. (2-ст. анапест)
и т.д. в том же духе... Ладно, хватит ерунду разбирать...

 
.........................................................


Ритм 2-го уровня. ПИРРИХИИ И СПОНДЕИ.
Это относится к огрехам в чередовании ударных и безударных слогов в стихе.
Дело в том, что в силу природы языка, идеальное чередование ударных и безударных слогов практически невозможно выдержать. На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных стихах появление пиррихиев - пропусков требуемых ударений или спондеев - сверхсхемных ударений, неизбежно...

................................

Что-то я сегодня...
Пожалуй, хватит...
Напоследок:

«Плодотворна идея рассмотрения эмпирического разнообразия как вариантов некоторой инвариантной системы констант. Именно в работах Белого, с его органическим чувством диалектики, были особенно ощутимы тенденции, с одной стороны, к выделению противоречий между текстом и системой, а с другой - к снятию этого противоречия путем установления эквивалентности между ними. Брюсовское направление было более догматическим и сводилось к попытке решить вопрос путем отказа от ломоносовской модели и описания лишь одной стороны стиха - эмпирической. Тенденция эта, продолженная В. Пястом, С. Бобровым и А. Квятковским, оказалась значительно менее плодотворной, чем идущие от Белого, хотя и в полемике с ним, опыты описания русского классического стиха как противоречия между некоторой структурной схемой и ее реализацией».
Лотман Ю.М. «Ритм как структурная основа стиха».

То есть, если хотите углубляться в тайны, творить и развивать поэтический язык, читайте работы Ломоносова, Белого, Брюсова, и, конечно, самого Лотмана.


29.04.2013



На днях я получил разгромную рецензию на эту статью...
Сначала я хотел застрелиться, а автора рецензии рубануть шашкой от его худого плеча до жирного пупка, настолько он меня удивил: нужно быть очень закомплексованным любителем верлибров, чтобы отнести мои претензии к себе - в мои намерения не входило писать о проблемах верлибров (от франц. vers libre - свободный стих)
В статье нет и намёка на верлибры…
Но потом я спросил себя: а кому отвечать? Ни фамилии, ни лица, ни образа автор рецензии не предоставляет мне для полемики, скрывается: то ли стесняется, то ли просто лица пока не имеет…

Кому я должен объяснять, что я не разделяю взгляда, что с точки зрения эстетической конвенциональные стихи являются конкретным выражением категории искусственности, а свободные стихи - эстетической категории естественности?..

А главное, что я вообще писал не о свободном стихе?..
Боту?.. Трусу? Недоучке? Скромняге, скрывающему своё лицо?..
Да и не рецензия это, а просто злое, неаргументированное, наполненное желчью личностное выяснение отношений со мной...
 
Видимо, я наступил ему на ногу в метро в час пик и не извинился...
 
Или это - наследственное и не лечится...

Поэтому для адекватных читателей скажу только, что
1. Я не являюсь поклонником такого типа стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех «вторичных признаков» стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма и регулярной строфики…
2. Не чувствую себя вправе рассматривать через микроскоп анализа то, в чём не копенгаген и что не люблю…
3. Не «свободный стих» является предметом моего анализа…

Хотя… если подумать…
кого могли обидеть мои мягкие напоминания о том, что существуют,  мало того, что ямб, хорей, апанест, дактиль и амфибрахий, но ещё и пиррихии и спондеи, пентоны  и трибрахии, анакруза и сверхсхемное ударение?..

Каким надо быть, мягко говоря, закомплексованным, условно говоря, литератором, чтобы набрызгать слюной на моей скромной странице в знак того, что я - ужасный, ужасный, ужасный литературовед, поэт, актёр, танцор и, тем более, любитель устриц?..

И если бы не фамильярность в адрес моей мамы, я бы не стал отвечать...
Но этим он меня сильно разозлил...

Sapienti sat.

20.03.2016 г.


Вчера я опубликовал свой рассерженный ответ моему рассерженному корреспонденту.
Сегодня его уже не было на моей странице - щенку не понравилась плётка.
Получается, претензии - на века, а оправдание - и день не провесит...
Я его восстановил.
И буду восстанавливать до тех пор, пока мой Дантес не удалит свой пасквиль.

21.03.2016 г.


"Не надо удлинять плохое", - говорили древние...
"Каждый человек может заблуждаться, но упорствовать в заблуждении может только глупец," - говорил Марк Туллий Цицерон...

Мне бы хотелось, что бы "Верлибры" - так зовут нашего трусливого пасквилянта всё-таки что-то понял и убрал бы свой пасквиль с моей страницы...

В тоже время, тратить жизнь на окололитературную борьбу - это не для меня...

Поэтому, уважаемые читатели, поэты и друзья!..
Сегодня я в последний раз делаю свой выстрел в своего обидчика и на этом заканчиваю битву с ветряными мельницами...

Ab initio nullum, semper nullum 

22.03.2016