Флегантов - симптом...

Александр Поселковый
Ну что вы все пристали к Флегантову?!... Да, мальчик из семьи вполне благополучной, интеллигентной и обеспеченной, а душа – мелкая, как у заурядного бандита, с интеллектом мудрой вороны, не упускающей грязного, но сочного куска. Это, конечно, парадокс, но не такой уж яркий.  Ведь не насильник же он, в конце концов! И не убийца, и даже не взяточник, как многие теперь! Что в нем такого примечательного, кроме примет времени?
Да, он неприятно удивляет, как моль, вылетевшая из красивого шкафа, или как ржавчина, выступившая изнутри на лакированной машине, или, как маленькая дырочка в древесине, которая говорит о том, что новый сруб долго не простоит: скоро его поточат и превратят в прах маленькие жучки.

Короче, Флегантов – это симптом! Симптом болезни, смертельно опасной, как туберкулез, рак или СПИД. Одна, увиденная нами, моль или один жучок - по сравнению с грабежом, ударом ножом в печень, или пожаром в доме, - конечно же, кажутся пустяком. Таким безобидным пустяком кажется и детский азарт  к криминальным играм такого домашнего и хорошо ухоженного мальчика из благополучной семьи. Но это симптом чего-то более страшного для всего общества, симптом, который надо видеть, чтобы вовремя начать санитарную обработку или лечение страны, пораженной этим недугом. Иначе будет слишком поздно.

Сказать, что Флегантов бессовестен и аморален – это все равно, что пытаться раздавить клеща подушечками пальцев. Он не просто аморален, а питается моралью и нравственностью, разъедая их. В его ДНК заложена только одна позиция – личные интересы, - которую он защищает. В то время как любая моральная ценность  основана на том, что человек пытается решать конфликты не только со своей стороны, но и со стороны другого, пытается найти меру справедливости.

«Каждый должен сам о себе позаботиться!» - уверен Флегантов, бросаясь занимать лучшее место в вагоне метро, - сбив с ног инвалидов и пенсионеров, - или продвигаясь по службе,- подставив зазевавшихся сотрудников. Да и вообще, где бы он не находился и что бы не делал, отвоевывая себе место под общественным солнцем, забота о чьей-то безопасности - чтобы своими действиями не  нанести непоправимую травму человеку - это - по Флегантову - забота самой жертвы. Кто-то падает с причала от случайного столкновения и тонет, а Флегантов решает: «Он сам виноват, что вовремя не научился плавать, а у меня – новые ботинки, еще украдут!» Все задачи во взаимоотношениях с людьми он формулирует и решает в упрощенном, - не отягощенном моральными проблемами, - виде. И отстаивая свои интересы, он не отягощает выбор своего  решения дополнительными нравственными условиями на истоптанной арене торга за выигрыш в конфликте.
 
В его ДНК заложено превращение конфликта в повод для внедрения в материальные ресурсы партнеров, овладение которыми становятся его целью. Короче, Флегантов – это симптом рыночных взаимоотношений и своеобразный либеральный идеал рыночного человека, в том числе, идеал рыночной морали и нравственности.

Флегантов интересен социальному энтомологу именно тем, что это не продукт криминальной заразы, а явное следствие идеологической мутации. Вообще-то он даже не клещ, и даже не бацилла. По своему нравственному строению он, скорее, - вирус, полностью лишенный морального наполнения, даже одноклеточным содержимым  криминальной субкультуры.

Бацилла имеет свою жизнь и свою программу. Флегантов еще проще и примитивнее, как вирус, который силен как раз своей жизненной опустошенностью и потому способен мутировать до бесконечности, уничтожая все живое вокруг. Это один из первых - «чистых» - мутантов, которые вскоре, как птичий грипп, могут охватить всю территорию великой, - но вымирающей от вирусного флегантиса - страны…