Артур Ллевелин Джоунз Мейчен

Юлиана Отступникова
"Я... видел тело человека, падшего до зверя, и зверя, поднимающегося из глубин; и то, как бывшее наверху стало низом, и существо из бездны, ниже всех творений".

    Оскар Уайльд, Обри Бёрдслей, Говард Филлипс Лавкрафт и Уильям Батлер Йейтс, древние манускрипты, легенды Авалона и племена Богини Дану, тайное знание Исиды и Орден Золотой Зари – что же или кто сумел объединить в себе столь многое?
    Есть во всем этом что-то недозволенное, запретное, как Истина, как философский камень, что иногда стоит жизни алхимику, как тайное знание. Таковым  и является литературное наследие Артура Мейчена. Его творчество по достоинству оценили Алистер Кроули, Борхес, Лавкрафт, Стауф, однако, британское общество, отличающееся «высокоморальной чистотой нравов» не особо охотно, а вернее вовсе неохотно печатало при жизни произведения автора. Русский же читатель и вовсе не знаком, либо довольно поверхностно «ознакомлен» с творчеством Мейчена.
    Литературное наследие, которое Артур Ллевелин  Мейчен оставил богато символизмом -  «Имеющий глаза, да увидит». Здесь символ – не пустой звук, под его покровом скрывается нечто большее – кто-то видит алхимическую свадьбу, перед кем-то мелькнут  арканы Таро, иные услышат отголоски  древних валлийских легенд, увидят осколки белого мрамора античной статуи - «Каждому воздастся по вере его».
    В его  книгах  скользит тот безудержный, живой и запредельный ужас, ужас от которого не избавиться… Они словно омут, стоит прикоснуться, и уже невозможно устоять перед манящим очарованием бездны.
"Это слишком неправдоподобно, слишком чудовищно; ничего
такого  не должно  быть  в нашем спокойном мире...  Нет,  приятель  если это возможно, жизнь на земле станет кошмаром".
   Литературые истоки творчества Артура Мейчена восходят к готическому роману, Эдгару По, Китсу и Стивенсону. Но, как утверждает Уэсли Суитсер, "истории Мейчена старше и в то же время новее чистой готики".
  Сама биография писателя уже могла бы послужить сюжетом для романов. Родился он в легендарном Карлионе-на-Аске в 1863 году – именно здесь язычество являло собой причудливую смесь с христианством, холмы еще помнили сидов и рыцарей Круглого стола короля Артура, среди буйных трав, лежали руины бастионов Рима.
В 1874 г. юный Артур Ллевелин Джоунз поступает в Херефордскую Кафедральную школу, но через полгода из-за нехватки денег бросает это учебное заведение (если внимательно вчитываться в роман «Холм Грез», думаю,найдется немало автобиографичных моментов из жизни писателя). Тогда отец  меняет свою фамилию на Мейчен – фамилию бабки Артура с материнской стороны, и растроганная родственница соглашается платить за образование внука. В 1880 году, покинув школу, с фундаментальными знаниями греческого, латыни и французского, а так же теологии, Артур Мейчен  направляется в Лондон, где поступает на кафедру хирургии Лондонского Королевского медицинского колледжа. Однако хирурга из него не вышло, экзамены провалены, вместо них была написана поэма «Элевсиния», о богине Деметре, впрочем, литературной славы она ему не принесла. Да и еще не скоро пребудет с ним признание читателя…. А пока -  перебиваясь с чая на табак, от случая к случая в Лондоне, он пишет «Анатомию табака» - по аналогии со знаменитой «Анатомией меланхолии» Бертона, но и славы философа он не стяжал…..Зато, он знакомиться с Джорджем Редуэем, у которого состоит переводчиком и составителем каталогов редких книг.
   Викторианская Англия, XIX века. В Лондоне возник «Храм Золотой Зари». Императором Храма был одно время поэт Уильям Батлер Йейтс, в будущем – лауреат нобелевской премии,  а членом - будущий черный маг Алистер Кроули. Этой компании принадлежал и Артур Мейчен, с 1889 г. инициированный в Храм Исиды-Урании Герметического ордена Золотой Зари (Таким образом, уже в 1888 году в Лондоне был основан храм Исиды-Урании (хотя некоторые исследователи предпочитают сей факт отрицать или же вовсе умалчивать о нем[14 источник http://ru.wikipedia.org/wiki/)  Слава, но не признание, пришла к нему, после "Холма грез", который был когда-то назван "самой декадентской книгой в английской литературе" Кстати, Обри Бёрдслей иллюстрировал обложки произведений  писателя, в том числе и «Великого бога Пана». Автор оставался для читателей «непристойно мятежен» - слишком явно проступали в его строках строки апокрифов, отголоски мрачных ритуалов друидов, герметическая символика …
    В 1899 году, он написал повесть «Белые люди» (по-моему мнению – одна из лучших его работ). Позже данная тема обрела свое продолжение в рассказе «Огненная пирамида».
    В 1887 году Макен женился на Амелии Фогг, и это был счастливейший брак. В 1899 году она умирает от рака. Артур близок к сумасшествию, к самоубийству, он бросает литературу, и становиться актером в Шекспировской труппе Бенсона. Почему? Можно лишь догадываться…. Впрочем, если вспомнить о том, что произведения Шекспира по мнению некоторых авторов принадлежат перу Бэкона, сам же он – один из высших посвященных Розы и Креста, все становиться на свое место.
  Что же, впоследствии Мейчен обрел покой – он обращается к журналистике, стареющему писателю было увеличено содержание, перед его глазами проходит Вторая Мировая война.
    Он умер 15 декабря 1947 года. Спустя пятьдесят лет на доме, где он родился, была установлена мемориальная доска. К сожалению, опубликовано не так уж много, но то, что есть, поражает воображение сложной символикой и эстетством.
Он обладал знанием, он постиг истину и от истины предостерегал. Все в этом мире имеет свою цену. Цена знания зачастую бывает высока. Кому как не ему было известно это? Попытка проникнуть за грань дозволенного, увидеть мир иной, может это и есть то, что именуется грехом? Знание есть падение, так уж повелось со времен Эдема…
"Грех - это попытка мгновенно достичь экстаза и познаний, целиком относимых к миру ангелов, и тот, кто пытается это сделать, становится демоном... И тогда истинной природой греха будет..." "...Взять небо приступом... Он (грешник) повторяет Падение».