Наши матери, наши отцы. Впечатление от фильма

Галина Ястребова
   

Человеку нужна пища.

«Хлеба и зрелищ» - известные слова Ювенала.

Как и во времена распада Римской империи, так и сегодня нам нужна пища для тела и пища для души.

Мы едим, чтобы жить и поглощаем огромное количество информации.

Тоже, чтобы жить.

Наша душа обязана трудиться «и день, и ночь», как советовал поэт Заболоцкий.

Мы общаемся с себе подобными, читаем книги, написанные себе подобными и смотрим фильмы.

Я думаю, что некоторые фильмы снимают не мне подобные, а небожители, посланные на на землю, чтобы сделать нас лучше.

Я уверена, что Эмир Кустурица не человек, хотя все, кто его знают утверждают, что он из плоти и крови.

Говорите, говорите...Может быть и Педро Альмодовар и Питер Гринуэй – люди?

Разве может быть так, что такой же, как я может сформулировать вопросы и заставить мою душу трудиться, пытаясь найти ответы на них.

Фильмы, как и книги приходят к нам совершенно разными путями.

Случайно, по совету друга и даже, по прочтении критической статьи.

Так произошло с фильмом, снятом немцами, вернее, с мини сериалом « Наши матери, наши отцы».

Его ругали.

В статье о фильме было написано, что немцам надоел комплекс вины и они решили пересмотреть результаты Нюрнбергского процесса.

Я нашла и посмотрела этот фильм.

Первое, это приключенческий фильм для молодёжи. Не претендующий на то, чтобы его назвали историческим фильмом. Грешащий мелкими неточностями, как случайные встречи героев и многое другое, что заметит внимательный взгляд того, кто знаком с историей.

Но разве не грешат тем же самым российские фильмы о войне.

Пресловутые михалковские танки под парусами, например.

Вспомним «Приключения неуловимых мстителей».

Как бы не был исторически не точен фильм Кеосаяна, мы понимаем, что это, в первую очередь, приключенческий фильм для молодёжи.

Чем дальше по времени отстоят от нас события чего-либо, тем больше неточностей будет в фильме. Внешних неточностей.

Не потому ли, сегодня часто ставят классические оперы, практически без декораций.

Чтобы мы прислушивались к своему внутреннему голосу, а не зацикливались визуальным рядом.

Впрочем, в фильме, о котором я говорю, визуальный ряд, работа оператора, на высоте. На мой взгляд дилетанта, любящего кино и просмотревшего чёртову уйму плохих и хороших фильмов.

Пейзажи, красота природы, в фильме диссонируют с ужасами войны, с разрушениями. С делами рук человеческих.

Если спросить: «Для чего был снят этот фильм?», то я бы ответила так: «Чтобы не нужно было больше снимать фильмов о следующей войне»

Сказать, что в фильме принижен подвиг советских людей – соврать.

Герои фильма отмечают, что русские защищают свой дом.

Комиссар, которого расстреливают в первой серии, молод и красив, силён духом и принимает смерть с достоинством.

Русские показаны несколько схематично, но это понятно: фильм о немцах и для немцев.

Снимает чувство вины?

Но, у сегодняшнего двадцатилетнего немца и не должно быть чувства вины.

Нет же его у сегодняшнего двадцатилетнего россиянина за расстрел царской семьи, за мордовские лагеря, за исковерканные судьбы, русских же, людей.

Чувство вины – не правильное, не позитивное чувство.

Нужно делать выводы из прошлого, чтобы не повторять ошибки и преступления в будущем.

Для меня, после просмотра фильма, главным стал вопрос – как я бы поступила в той или иной ситуации.

Стала бы ухаживать за ранеными, как одна из героинь фильма - Шарлотта и сталa ли бы своим телом зарабатывать вожделенный паспорт на выезд для любимого. Любовь не выбирает национальности. Грета Мюллер полюбила еврея и хотела спасти его, во что бы то ни стало.

Стала бы расстреливать комиссара, как Вильгхельм. Он был командиром и понимал, что если не сделает этого сам, то это придётся сделать его солдатам. Он пожалел своих ровесников. Он был офицером, они - солдаты. Он чувствовал свою ответственность за них.

Изменилась ли бы, как изменился Фридхельм: из любителя РембО и Юнга превратившийся в человека, главным желанием, которого стало – выжить.

Обыкновенные молодые люди, немного за двадцать, попали в жернова войны.

Они жили в своём обществе, в своё время и слушали то, что им говорили.

Так всегда. Во все времена и во всех странах. Идеологические машины обрабатывают наши мозги.

Мы сами более 70 лет пели песни о том, «как хорошо в стране советской жить».

Мы стояли в очередях за туалетной бумагой и наши матери исстирывали руки на стиральных досках.  Главное, чтобы не было войны.

Какое право мы имеем требовать от других то, к чему не готовы сами?

Покаяние.

Нужно уметь признавать свои грехи и ошибки.

Требовать от других нужно и можно, если ты сам имеешь смелость покаяться.

За деда – чекиста, который приносил шоколад из квартир репрессированных и за отца, подгонявшего солдат пулемётным огнём в спину.

Они верили в то, что делают полезное дело.

Как верили и солдаты вермахта.

И те, и другие верили.

Мы знаем правду. Мы можем пожалеть обманутых всего мира.

Мы можем постараться не дать обманывать нас сегодня.

Фильм «Наши матери, наши отцы» - честный фильм.

Он показывает сомнения и непонимание. Показывает то, что люди разные и одновременно одинаковые.

Что один умеет приспосабливаться, как тот блондин, что честно служил  фюреру в тылу, искал инакомыслящих и потом стал, так же честно, служить новой Германии. Сжёг форму, переоделся и готов кадр для "новой жизни".

Который убил своего ребёнка в животе любовницы и её саму посадил в тюрьму. Не потому, что она была врагом, а потому что он был женат и она стала мешать ему, могла повредить карьере.

Человек, который использует своё служебное положение в личных целях и, которому всё равно кому служить, лишь бы было сытно и безопасно. Разве сегодня таких нет?

Фильм не оправдывает зверства нацистов, не оправдывает преступления.

Фильм показывает, что было всё и пытается понять, почему было.

В природе ли человека убивать и мучить себе подобного или мы, с лёгкостью адаптируемся под обстоятельства, или не с лёгкостью?

Как выжить? – один вопрос.

Как жить после того, как ты выжил? – другой.

Давайте не забывать, что герои фильма – берлинцы и значит, после одного одурманивая на них обрушится другое.

В конце фильма показаны даты жизни героев – пятерых друзей, трёх юношей и двух девушек.

Один из них, от чьего имени ведётся повествование был жив на момент съёмок фильма.

Он пережил несколько режимов. Как он справился?

Как его мозг сохранил ясность после стольких промывок?

Не знаю, как вы, а я уважаю этого старикана.

Когда-то он был врагом моего деда, но его дети не враги мне сегодня. Мои дети и его внуки могут быть друзьями. Мои внуки и его правнуки уж точно не будут ничего делить.

Вот о чём это фильм.

Фильм, который нужно смотреть, невзирая на мелкие огрехи.

Посмотреть и подумать: «Как бы я поступил?»

Ещё: я не хочу, чтобы мои дети и внуки стояли когда-нибудь перед выбором: убивать самому или быть убитым.