Лики Эрлика

Юрий Николаевич Горбачев 2
 или

Руны Алтая

   "Это тоже образ мирозданья,
   Организм, сплетённый из лучей,
   Битвы неоконченной пыланье,
   Полыханье поднятых мечей."

       "Последняя любовь", Николай Заболоцкий.

  1.Кандык

   Под кедрами теряются следы
   под елями , на склоне, у воды
   лиловые звездчатки кандыка,
   как будто к нам проросшие века
   дремучие, медвежьи, заповедные
   певучими легендами небедные.

   Быть может, то какой-нибудь даос,
   нежнейшими чернилами занёс
   в буддийский свиток эту чудо-песню,
   и только одному ему известно-
   басё ему напела его Муза
   когда пчела гудит крылом хоммуза.

   Поляны горной тот узор ковровый
   куртинами калужниц раскадрован,
   лиловее он  елёй вдалеке
   и быстрых отсветов в извилистой реке.
   Его из войлока валяла Коог-ай,*
   наверно, здесь и есть буддистский рай?

   *Май - коог-ай, песь-ай. Кандычный месяц, роют клубни кандыка.

   2.Водопад Корбу

   Прижму ко лбу хрусталь текучий Корбу, заброшу за спину свою пустую торбу.
   Блеснёт в  ручье  витом упругий  хариус. То камешки ль на дне, глаза ли карие?
   Сюда ещё вернусь, конечно, верится. Где в край скалы вцепился кустик вереска,
   присяду, чтоб тобой налюбоваться бездонно –синее моё, голубоватое,

   брильянтами сверкающее, как в колье, раз триста преломлённое, как в зеркале.
   Вода гранёная, как бы карбункул - в горле, и в каждой капельке, как в объективе-горы.
   Я пью. И я напиться не могу. Хочу остаться валуном на берегу,
   чтоб обрасти здесь мхом, листом  бадана, чтобы с природой  слиться первозданной.

   Вот этих  жемчугов летучих градины, как будто бы упругий выброс рыбины.
   Мы среди башен каменного града. Неужто ты и этому не рада?
   Вода стоит перекидным мостом. И дело, видимо, уже совсем не в том,
   что по нему – наивным я    идальго, а в том, что веткой ивы манишь в даль.

   Хрусталь воды удержит вес коня, так прочен он средь солнечного дня.
   Въезжаем мы с тобой под своды замковые. Гудит орган. Да. Вот оно-то самое.
   И струи встроенные трубами в алтарь поют нам фугу, как бывало встарь.
   Шлейф водный  стелется фатой невесты.  Венчание. И свято это место.
    
   Сквозь линзы брызг  нечайные, обманные, ты кажешься мне рыжею шаманкою,
   шампанской пеною из горлышка ручья, вся голая - и стать твоя русалочья
   к тому располагает, чтобы скорее стать  гибкой и увёртливой форелью…
   Вслед за тобой нырну на глубину, чтоб плыть с тобою рядом дальше. Ну?
   


   3.Остров любви

   Не пора ли нам к маральникам,
   что на Острове  любви,
   эти ели  аморальны,
   склон  лозой ручья обвит.

   Лепестками рододендрона
   губы девы  улыбаются
   ты улыбки эти где брала,
   может там, где сны сбываются?

   Там где в бубны –колотушками.
   Где  рога в цветах – ветвистые.
   Где за елями –кедрушками
   манит  дед – шаман  монистами.

   На его дохе мохнатой вы
   оберегами- гремушками
   ведьмами промеж сохатыми
   с друганами да подружками.

   Эти камни – виноградины,
   словно грозди соком полные
   за труды мои награда мне,
   что я песни пел до полночи.

   Здесь старатель золотишко мыл,
   было дело то по молодости,
   самородочки в  ладошках мял,
   словно рыжие я волосы.

   Мне не нужно самородочков,
   лучше я закину удочку,
   я тебя поймаю , родненькая,
   на крючок. И сядем в лодочку.

   Будешь бить хвостом русалочьим,
   в дыроватый жёлтый бубен 
   с моей статью юной стало чо
   то известно только Будде.

   Пахнет пестик рододендрона,
   по ветру летит пыльца,
   где пчела ты этот мёд брала?
   Пью его  с твово лица.


   4.Эрлик

   Я лик Эрлика разглядел на дне,
   где залегли, как топляки, таймени.
   Приветливо он улыбнулся мне,
   но был суров и страшен тем не менее.

   В улыбке той оскал скалы блеснул,
   и первозданной белизны вершины
   в озерной глади обратили в нуль
   шум города и гул твоей машины.

   Я плыл  мальком в бездонности небес,
   я в глубине парил огромной птицей. 
   И перьями был отражённый лес,
   и чешуёй –под ветерком водица.
   
   И постигая, сколь велик Эрлик,
   паря, я падал в пропасть его пасти,
   и таяли дымы домов   вдали
   и отступали от меня напасти.
   
   О, как же притягательна была
   его  великодушная улыбка!
   Но нависала грозная скала,
   но это равновесье было зыбко.

   Из глубины, разинув пасть, таймень
   готов был заглотить меня и небо
   с  твоей машиной, грязью деревень
   на склонах. Я нырнул за ней бы,

   той рыбиной в разломе том планеты
   печально притаившейся, как «Шаттл»,
   но падая в ту бездну шансов нет
   назад вернуться.  Мир вот этот шаткий

   так крепко держит нас в своей горсти,-
   что догрести  крылом прогнившей лодки
   надежды нет. И сколько не грусти,
   исчезнешь ты в той ненасытной глотке.

   Спасибо всё же богу глубины,
   за то, что разрешает наглядеться
   на этот мир святой голубизны,
   в котором можем мы ещё надеяться.
   

   5.Алтын-кёль*

   Смотрю Телецкое как будто телевизор,
   в формате, разумеется,  3Д.
   Мне солнце на просмотр выдаст визу
   с пометкою: повсюду и везде.

   По голышам  вода зыбучей сеткой,
   на валунах задиры перекатов,
   кедр тянется к ручью дремучей веткой
   чтобы на струнах струй сыграть стокатто.

   Оркестр тайги. Готическим собором
    вонзают пихты в склень макушки-шпили.
   Бор невесомый тянет мессу хором
   над водопадом в брызгах   водной пыли.

   На гору восхождение, как будто
   в другую вдруг тональность перескок,
   тропа уходит вверх, о весе брутто
   забыв.  И ты принцессою  Укок
    
   платок плато к причёске примеряя,
   паришь над дальней горною грядой,
   как будто бы у врат земного рая,
   над  чёрною зеркальною водой.

   Я в глубине увидел самородок,
   заброшенный туда невесть когда,
   и волосы твои –и гребни лодок,
   расчёсывают их. Течёт вода

   расплавом золота струясь в волнах, доколь,
   идёт долиной девица-ведунья,
   чтобы у ног плескалось Алтын-кёль,
   и расцветали склонами медунки.

    
   *Алтын кёль-Золотое озеро

  6. Дракон

   Драконье озеро. Изгнивший остов лодки,
   как будто бы скелет ихтиозавра.
   Под перепончатым моим крылом палатки
   мне нечего планировать назавтра.

   Остановилось время. Я лечу,
   планируя. Да, я в когтях дракона.
   Подобен этот  сон параличу.
   Мерцает небо, как в углу икона.

   Моя молитва жаркая, слаба,
   и не слышна сквозь хриплое дыханье,
   слышнее даже, как растёт колба,*
   на склонах, словно мантра    богдыхана. 

   Парит над миром каменный дракон,
   Бьёт конь о склон неистовым копытом,
   Пока еще не прерван этот сон.
   Ещё кумыса чаша недопита.

   Тону  среди глубоководных звёзд,
   которые мерцают, словно рыбины,
    куда ж ты конь –дракон меня завёз,
   в какие –растакие глуби – хлябины?

   Очнусь. Я под крылом своей палатки.
   И глазом мерклым уголья костра.
   Скала, как бы драконьей кожи складки.
   Ещё пока так долго до утра.

   •Колба или черемша – таёжный чеснок.

   7. Руны Алтая

   На камне замшелом неясные руны,
   как будто от сабель кочевников раны.
   Лишайники клочьями шерсти архара,
   видна в монолите свирепая харя.

   И тут же улыбка и чарка меж пальцами,
   ждёт война в светёлке девица за пяльцами.
   Ушёл воевать он далёкие страны,-
   проступят на камне узорные руны,

   вдали колыхается лес или войско,
   и падают капли горячего воска,
   чтоб стать на дне плошки конём или всадником.
   И что тут подумать? Мерешится всякое.
      



 Фото Лоры Симанович