Алтын-кёль сюита

Юрий Николаевич Горбачев 2
 "Это тоже образ мирозданья,
 Организм, сплетённый из лучей,
 Битвы неоконченной пыланье,
 Полыханье поднятых мечей."

     "Последняя любовь", Николай Заболоцкий.

1.Кандык

 Под кедрами теряются следы
 под елями , на склоне, у воды
 лиловые звездчатки кандыка,
 как будто к нам проросшие века
 дремучие, медвежьи, заповедные
 певучими легендами небедные.

 Быть может, то какой-нибудь даос,
 нежнейшими чернилами занёс
 в буддийский свиток эту чудо-песню,
 и только одному ему известно-
 басё ему напела его Муза
 когда пчела гудит крылом хоммуза.

 Поляны горной тот узор ковровый
 куртинами калужниц раскадрован,
 лиловее он  елёй вдалеке
 и быстрых отсветов в извилистой реке.
 Его из войлока валяла Коог-ай,*
 наверно, здесь и есть буддистский рай?

 *Май - коог-ай, песь-ай. Кандычный месяц, роют клубни кандыка.

 2.Водопад Корбу

 Прижму ко лбу хрусталь текучий Корбу, заброшу за спину свою пустую торбу.
 Блеснёт в  ручье  витом упругий  хариус. То камешки ль на дне, глаза ли карие?
 Сюда ещё вернусь, конечно, верится. Где в край скалы вцепился кустик вереска,
 присяду, чтоб тобой налюбоваться бездонно –синее моё, голубоватое,

 брильянтами сверкающее, как в колье, раз триста преломлённое, как в зеркале.
 Вода гранёная, как бы карбункул - в горле, и в каждой капельке, как в объективе-горы.
 Я пью. И я напиться не могу. Хочу остаться валуном на берегу,
 чтоб обрасти здесь мхом, листом  бадана, чтобы с природой  слиться первозданной.

 Вот этих  жемчугов летучих градины, как будто бы упругий выброс рыбины.
 Мы среди башен каменного града. Неужто ты и этому не рада?
 Вода стоит перекидным мостом. И дело, видимо, уже совсем не в том,
 что по нему – наивным я    идальго, а в том, что веткой ивы манишь в даль.

 Хрусталь воды удержит вес коня, так прочен он средь солнечного дня.
 Въезжаем мы с тобой под своды замковые. Гудит орган. Да. Вот оно-то самое.
 И струи встроенные трубами в алтарь поют нам фугу, как бывало встарь.
 Шлейф водный  стелется фатой невесты.  Венчание. И свято это место.
   
 Сквозь линзы брызг  нечайные, обманные, ты кажешься мне рыжею шаманкою,
 шампанской пеною из горлышка ручья, вся голая - и стать твоя русалочья
 к тому располагает, чтобы скорее стать  гибкой и увёртливой форелью…
 Вслед за тобой нырну на глубину, чтоб плыть с тобою рядом дальше. Ну?
 


 3.Остров любви

 Не пора ли нам к маральникам,
 что на Острове  любви,
 эти ели  аморальны,
 склон  лозой ручья обвит.

 Лепестками рододендрона
 губы девы  улыбаются
 ты улыбки эти где брала,
 может там, где сны сбываются?

 Там где в бубны –колотушками.
 Где  рога в цветах – ветвистые.
 Где за елями –кедрушками
 манит  дед – шаман  монистами.

 На его дохе мохнатой вы
 оберегами- гремушками
 ведьмами промеж сохатыми
 с друганами да подружками.

 Эти камни – виноградины,
 словно грозди соком полные
 за труды мои награда мне,
 что я песни пел до полночи.

 Здесь старатель золотишко мыл,
 было дело то по молодости,
 самородочки в  ладошках мял,
 словно рыжие я волосы.

 Мне не нужно самородочков,
 лучше я закину удочку,
 я тебя поймаю , родненькая,
 на крючок. И сядем в лодочку.

 Будешь бить хвостом русалочьим,
 в дыроватый жёлтый бубен 
 с моей статью юной стало чо
 то известно только Будде.

 Пахнет пестик рододендрона,
 по ветру летит пыльца,
 где пчела ты этот мёд брала?
 Пью его  с твово лица.


 4.Эрлик

 Я лик Эрлика разглядел на дне,
 где залегли, как топляки, таймени.
 Приветливо он улыбнулся мне,
 но был суров и страшен тем не менее.

 В улыбке той оскал скалы блеснул,
 и первозданной белизны вершины
 в озерной глади обратили в нуль
 шум города и гул твоей машины.

 Я плыл  мальком в бездонности небес,
 я в глубине парил огромной птицей. 
 И перьями был отражённый лес,
 и чешуёй –под ветерком водица.
 
 И постигая, сколь велик Эрлик,
 паря, я падал в пропасть его пасти,
 и таяли дымы домов   вдали
 и отступали от меня напасти.
 
 О, как же притягательна была
 его  великодушная улыбка!
 Но нависала грозная скала,
 но это равновесье было зыбко.

 Из глубины, разинув пасть, таймень
 готов был заглотить меня и небо
 с  твоей машиной, грязью деревень
 на склонах. Я нырнул за ней бы,

 той рыбиной в разломе том планеты
 печально притаившейся, как «Шаттл»,
 но падая в ту бездну шансов нет
 назад вернуться.  Мир вот этот шаткий

 так крепко держит нас в своей горсти,-
 что догрести  крылом прогнившей лодки
 надежды нет. И сколько не грусти,
 исчезнешь ты в той ненасытной глотке.

 Спасибо всё же богу глубины,
 за то, что разрешает наглядеться
 на этот мир святой голубизны,
 в котором можем мы ещё надеяться.
 

 5.Алтын-кёль*

 Смотрю Телецкое как будто телевизор,
 в формате, разумеется,  3Д.
 Мне солнце на просмотр выдаст визу
 с пометкою: повсюду и везде.

 По голышам  вода зыбучей сеткой,
 на валунах задиры перекатов,
 кедр тянется к ручью дремучей веткой
 чтобы на струнах струй сыграть стокатто.

 Оркестр тайги. Готическим собором
  вонзают пихты в склень макушки-шпили.
 Бор невесомый тянет мессу хором
 над водопадом в брызгах   водной пыли.

 На гору восхождение, как будто
 в другую вдруг тональность перескок,
 тропа уходит вверх, о весе брутто
 забыв.  И ты принцессою  Укок
   
 платок плато к причёске примеряя,
 паришь над дальней горною грядой,
 как будто бы у врат земного рая,
 над  чёрною зеркальною водой.

 Я в глубине увидел самородок,
 заброшенный туда невесть когда,
 и волосы твои –и гребни лодок,
 расчёсывают их. Течёт вода

 расплавом золота струясь в волнах, доколь,
 идёт долиной девица-ведунья,
 чтобы у ног плескалось Алтын-кёль,
 и расцветали склонами медунки.

   
 *Алтын кёль-Золотое озеро

6. Дракон

 Драконье озеро. Изгнивший остов лодки,
 как будто бы скелет ихтиозавра.
 Под перепончатым моим крылом палатки
 мне нечего планировать назавтра.

 Остановилось время. Я лечу,
 планируя. Да, я в когтях дракона.
 Подобен этот  сон параличу.
 Мерцает небо, как в углу икона.

 Моя молитва жаркая, слаба,
 и не слышна сквозь хриплое дыханье,
 слышнее даже, как растёт колба,*
 на склонах, словно мантра    богдыхана. 

 Парит над миром каменный дракон,
 Бьёт конь о склон неистовым копытом,
 Пока еще не прерван этот сон.
 Ещё кумыса чаша недопита.

 Тону  среди глубоководных звёзд,
 которые мерцают, словно рыбины,
  куда ж ты конь –дракон меня завёз,
 в какие –растакие глуби – хлябины?

 Очнусь. Я под крылом своей палатки.
 И глазом мерклым уголья костра.
 Скала, как бы драконьей кожи складки.
 Ещё пока так долго до утра.

 •Колба или черемша – таёжный чеснок.

 Фото Лоры Симанович