Чёрный квадрат Малевича

Александр Богачук
   
  В декабре 1915 года на набережной Мойки в Художественном бюро Н.Е. Добычиной
на выставке кубофутуристов "0,10" (Ноль-Десять)была показана серия картин Каземира
Малевича под общим названием "Супрематизм живописи". Больше всего шума наделала его
картина "Чёрный квадрат", там же были выставлены "Чёрный круг" и Чёрный крест",
представляя  три основных элемента супрематической системы. Там же экспонировалась
картина "Красный квадрат". Позже (в 1918году) появился "Белый квадрат на белом".
Малевич трактовал это, как художественно-философскую триаду: "Супрематические
три квадрата - есть установление определённых мировоззрений и миростроений... Чёрный
как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие".
 Остановимся на Чёрном квадрате. Сам художник считал, что Чёрный квадрат - это
вершина всего и написал много теоретических работ ему посвящённых. В настоящее время
в России четыре работы Малевича из серии "Чёрный квадрат", в Третьяковской галерее -
два, по одному в Эрмитаже и Русском музее. Четвёртый вариант (1932год) попал залогом
в самарское отделение Инкомбанка и после его раззорения в 1998году стал главным
активом в расчётах с кредиторами; был приобретён Владимиром Потаниным в 2002году за
один миллион долларов и передан на хранение в Эрмитаж.
     На протяжении столетия Чёрному квадрату были посвящены сотни исследований и
всяческих статей. Как сейчас говорят, классический суперпиар! Чёрный квадрат...
Знал ли Каземир Северинович Малевич о том, что в Париже (Galerie Vivienne,1883год)
на выставке " Отвязное искуство" впервые появился Чёрный квадрат, только назывался он
"Битва негров в пещере тёмной ночью", и был воспринят как стеб и эпатаж. Автор картины
Альфонс Алле, журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, известный
своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками. Чуть позже он создал Белый
квадрат, который назывался "Первое причастие бесчувственных девушек в снегу", и
Красный квадрат "Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими
кардиналами". Конечно, знал. Так что все Квадраты были созданы до...
      INVESTIGABILES VIAE DOMINI (Неисповедимы пути Господни), кстати, Альфонс Алле
предвосхил известную минималистическую музыкальную пьесу Джона Кейджа представляющую
собой четыре с половиной минуты молчания, за 55 лет до того сочинив "Траурный марш
для похорон великого глухого", в котором не было ни единой ноты.
     А если отследить всю хронологию Квадратов, то:
1617год - Роберт Фладд, "Великая тьма"
1843год - Берталь, "Вид на La Hougue (ночной эффект)"
1854год - Гюстав Доре, "History of Holy Russia"
1882год - Пол Билход, "Ночная драка негров в подвале"
1893год - Альфред Алле, "Битва негров в пещере тёмной ночью"
1915год - Каземир Малевич, "Чёрный супрематический квадрат"