Последние письма с войны 15 и 17апреля 1945 года

Галина Бахтеева -Балукова
Последние письма с войны 15 и 17апреля 1945 года.

15 апреля 1945год.Добрый день.! Здравствуйте мои дорогие мама, Зоя, Шура и милые дети!
 Шлю я Вам свой горячий и сердечный привет!
 Дорогие мои!
 Спешу уведомить, что нахожусь я жив и здоров, чего и Вам душевно желаю.

 Где нахожусь? -Трудно сказать: карты нет, с населением не имеешь разговору. Стоим в сосновом лесу, а где это? Слышал я, что недалеко от городка Залау, если сможете найти карту, то представите моё местонахождение.Вообщем же мы находимся на немецкой земле в направлении к Берлину недалеко от линии обороны-фронта. Наши позиции выжидательные. Если вы имеете понятия о таких позициях, то поймёте и положение наше. Командиры выехали на рекогносцировку(ознакомление с местностью), возможно ночью тронемся на исходные позиции, а там через 30 минут идут в бой.
 Значит перед нами стоят задачи- закончить войну. Окончательно разгромить гитлеровскую военную машину.
 Вы и вся страна ждёт этого. К нам обращены все взоры... Ну, чтож... постараемся приложить все усилия, чтобы оправдать это.
 Машину в боевую готовность мы привели вчера. Сейчас отдыхаем. Ребята спят. Кое кто пишут письма. Вот и я решил немного поговорить с вами. Прежде всего привёл себя в порядок.Пришил пуговицы к выданному комбинезону, воротничёк подшил, побрился и перебрал своё имущество.
 Имущество в машине ещё пересмотрели вчера, и так же как в своём, мы лишнее повыкидали, а положили побольше боеприпасов.
 Борьба с врагом - это прежде всего. Будем живы - будет и всё.
 Надеюсь, что будем живы! Гитлеровская Германия уже находится на краю гибели и день её краха не далёк. Мы уверены, что воевать остаётся не долго.
 марш тринадцатого мы совершили благополучно. Устал я за марш. Шутка разве провести восемьдесят километров ночью без света.
 Ну, а сегодняшнюю ночь, зато, я спал праведно, только так! С вечера с ужина и до утра до завтрака беспробудно.
 Утро было холодное, но день сегодня яркий,солнечный. Погода, конечно, не то что у вас в это время. Здесь уже можно считать начало лета.
 Природа хорошая, много лесов, почвы сухие, песчаные.
 На песке можно встретить ящериц и ужей. ...
 Но скоро бой. Каким он будет для нас?
 Союзники передают - успешно наступают. Их танковые части подходят к Дрездену...
 Ну чтож...очень рады. Это воодушевляет и нас. Пойдём к ним на встречу!
 Вчера передавали, что наши войска заняли столицу Австрии Вену. Значит у немцев кишка тонка и они не в состоянии преградить дорогу Великому наступлению.
 Передали так же о смерти Рузвельта...Жаль...Очень жаль. Его борьбу с фашизмом, его услуги и помощь нашему Союзу не забудут народы нашей страны.Большого человека не стало среди наших друзей. Жаль...Но гитлеровцы могут не радоваться. час разгрома их всё равно предрешён и не далёк.
 Ну, дорогие мои, писать кончаю. Вызывают на построение. За меня не беспокойтесь. Желаю вам счастья в вашей жизни.
 До свидания, любимые!
 Ваш Гриша.

 17 апреля 1945 - № 131
 Доброе утро!
 .............................
 Шлю я Вам свой горячий, сердечный привет.
 Желаю самого наилучшего в Вашей жизни. Дорогие мои!
 Спешу уведомить Вас, что нахожусь жив и здоров, чего и Вам желаю.
 Не знаю, как будут отосланы мои письма к Вам, дойдут ли?
 Но прежде чем думать об этом, надо написать письмо и я пишу.
 Вторые сутки пошли, как 1-ый Украинский фронт на нашем участке перешёл в наступление.
 В полдень, вчера, мы перешли через наведённый сапёрами мост через речку Нейса.......
 передовые части ушли вперёд. Мощной артиллерийской подготовкой была сорвана оборона немцев. всё поле разрыхлено разрывами снарядов, мин и боеприпасов. висели как туча столбы пыли......Ясный день привратился ....солнце не в состоянии было пробиться лучами и светилось в небе багряным кругом. Горели леса. Оборона прервана и на тот берег ползли через переправы колонны автомашин, повозок, людей. Река Нейса - небольшая речушка, но в связи с боем несла мутные воды со следами свежих щепок.... наших убитых не видно. Раненых не много. перед нашей машиной пропустили машину с тяжело раненым сержантом. Около него сидит медсестра. Он стонет. Пользуясь заминкой я иду по траншеям врага. От берега идут цилиндрической формы заграждения из колючей проволоки, затем окопы - траншеи... В некоторых окопах валяются в разных позах убитые. В кучках, в коробках стреляные гильзы собирают. Во многих местах неиспользованные боеприпасы, патроны. Во многих местах трупы полузасыпаны. В одном месте торчит только нога в ботинке, в другом рука...
 Но вот у реки труп и нашего бойца. У него.....подсумки патрон, сбоку гранаты...Видимо не успел переправиться на этот берег и ...видать носил усы. Лежит не зарыт, пока не до него. Войска идут вперёд. Немцы заминировали местность и я шёл с опаской. Боялся неразорвавшихся гранат разных систем, бомб и мин, раскиданных всюду. В некоторых местах висят надписи"мины" На минах взорвалась легковая машина.... Пятачёк, где были немцы обращён в руины. Дорога идёт лесом. Видны поломанные разрывами деревья, воронки, трупы убитых немцев. Иногда идут легко раненые.
 Едем следом за наступающими. Впереди ещё нужно форсировать одну водную преграду - речку Шпрея. Это центральная речка Германии. Как известно на Шпрее стоит Берлин.
 Наша задача соединиться с войсками союзников. и принудить Германию к безаговорочной капитуляции или разгромить - так я думаю. Вот показались и первые пленные...пять человек пришли или взяты... Стоят у дороги. Их распрашивают, рассматривают наши бойцы. В руках у них наши листовки с пропусками и они держат их крепко. "Гитлер - капут" - говорят они, и, видя, что им не грозит опасность, они в хорошем настроении: разговаривают, смеются, причёсывают волосы.
 - Что? Удрать не успели! - обращаются к ним наши бойцы. - Гитлер капут. Да.Да!- твердят они.
 -Так давно надо было сдаться! После первых пленных мы встречаем их группами и целой колонной. Много их в лесах. В одном месте выстрелом из фаустпатрона был ранен один из наших.
 Тихонько продвигаемся вперёд.... До реки Шпреи километров 15-18 Ну вот впереди крупное село. Немцы заняли здесь крепкую оборону и за это село с вечера идёт большой бой. Мы в бой не вступаем.Ночевали вблизи села в мелком, молодом сосняке. В лесу кругом войска.
 Шла стрельба всю ночь. И сейчас беспрерывно бьёт артиллерия, миномёты.Проиграла залп батарея катюш.
 Залпы катюш довольно сильны, а разрывы её снарядов напоминают непрерывные раскаты грома в сильную грозу. Беспрерывно строчат автоматы, винтовки, пулемёты. За лесом, где идёт бой-всё покрылось дымом. Что-то горит.Говорят, вступили в бой несколько танков. Снова ведут группы пленных немцев. Изредка мы видим своего командира Героя Советского Союза полковника Слюсаренко. Интересно узнать, что передали о нас вчера в сводке информбюро? Говорят бои местного значения. Продвинулись на 6 км. Возможно так, но только мы прошли не шесть, а двадцать. Вот как закончится бой за этот укреплённый пункт, так будем мы у Шпреи, а там уже нам простор...
 Вот, коротенько о нашей жизни.
 С приветом Ваш Гриша.

 Эти два письма хранятся у меня, они были отданы моей мамой на хранение. Звали моего деда Антонов Григорий Гаврилович. Он погиб 4 мая 1945года при переправе через мост. Их танк был подбит и весь экипаж сгорел в танке.Всего оставалось 5 дней до победы. Вечная им память!!!