Влияние современных СМИ на развитие русского языка

Марина Мирная
Мы, россияне, живем в многонациональном государстве, в котором русский язык является государственным. Мы имеем честь говорить на этом удивительно изящном и изысканном языке, русском языке, на котором писали и думали Державин и Ломоносов, Пушкин и Достоевский, Толстой и Чехов,  Набоков и Солженицын. Это наша национальная гордость, наше великое достояние, наше всё.
В процессе интенсивного развития современного общества русский язык претерпевает различные качественные изменения. Он интегрирует, трансформируется в соответствии с требованиями времени. Исторически так сложилось, что именно язык наиболее чутко реагирует на различные изменения в экономике, политике, социально-культурной сфере, подстраивается  под любые метаморфозы в общественном сознании. Если еще столетие назад основополагающим фактором в создании норм словоупотребления была художественная литература, то сегодня на формирование языковой культуры оказывает непосредственное влияние радио, телевидение, Интернет. Поскольку нынешнее общество находится в колоссальной информационной зависимости, можно утверждать, что язык, видоизменяясь, также становится мощным оружием информационного воздействия.
Однако наиболее остро различные преобразования в русском языке затронули нормы словоупотребления и сочетания слов, что повлияло на культуру речи в целом. Большинство новых слов появилось с развитием науки, техники, культуры, экономики, производственных отношений. Особое значение имеет язык общения в социальных сетях, являющихся одной из составляющей современных СМИ, так как очевидно слияние общественного сознания с новым эталоном социального диалога. В связи с этим широко распространилось словообразование, формирование новых идиоматических выражений из привычных или непривычных сочетаний слов и необоснованного вторжения иноязычной лексики, появляются  новые слова с некорректными смысловыми значениями. Все это неизбежно отражается на степени чистоты русского языка. Факторов, пагубно влияющих непосредственно на  сам язык, немало: это и отклонения от русской литературной интонации, и влияние молодежных сленгов, орфографическая нестабильность заимствований, облегчение орфоэпических норм, влияние Интернет- и смс- общения, внедрение профессионализмов в общеупотребительную лексику, а также многое другое. К сожалению, зачастую приходится  слышать искаженную речь, облегченную новомодными тенденциями, с экранов телевизоров, находить лексические казусы в газетах, не говоря уже о явных грамматических ошибках и свободном использовании грубо-просторечной и ненормативной лексики. Безусловно, для языка - это зло.
Но все-таки не следует забывать и о том, что любой язык – очень подвижное, саморазвивающееся явление. Изменения в социальной среде оказывают не столько давление на общепринятые нормы, сколько заставляют саму речь приобщаться к требованиям времени, становиться более гибкой, понятной в реалиях современной действительности каждому. Ведь ни для кого не секрет, что существует целый пласт архаичной лексики -  слов, давно утративших свою актуальную значимость. А ведь когда-то и они являлись общеупотребительными. Невозможно взять и запретить использование тех или иных слов и выражений, равно как и нельзя заставить общество остановиться в определенной стадии развития. Этот процесс необратим. В осознании данной категории СМИ отражают современные реалии в полной мере, так как время и общественное сознание рождают определенные стереотипы, что напрямую ведёт к взаимосвязи культур и развития личности.
 И все же в соответствии с классическими канонами искажение и коверкание русского языка недопустимо, поскольку именно СМИ так или иначе влияют на активные процессы изменения языковой нормы литературного языка. В повседневную речь активно вторгаются лексические новообразования, отсутствуют единые требования к произношению, происходит смешение стилей языка – то есть в настоящее время происходит упрощение норм литературного языка, из-за постепенного сближения последнего с разговорным языком, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на формирование коммуникативной личности. Благодаря прессе, радио, телевидению сегодня создается особый аудиовизуальный мир, воздействию которого вольно или невольно подвергается каждый из нас, что заставляет серьезно задуматься об ответственности средств массовой информации перед обществом.
 Многие современные школьники пополняют свой лексический багаж исключительно за счет информации, полученной из Интернета, с экрана телевизора или облегченного малоинтеллектуального чтива.  Пагубное воздействие на восприятие языка также оказывает убогая, наспех состряпанная реклама, не обремененная филологической правильностью. Откуда что берётся?
К сожалению, в нынешней школе на изучение русского языка в старших и  выпускных классах отводится 1-2 часа в неделю по ФБУП, данного времени не хватает ни  на подготовку к экзаменам, ни  на качественное восприятие учащимися предмета русского языка не только в рамках школьной программы, но и как науки в целом. А поскольку окружающей информации действительно много, то классическое  чтение, приобщение  к богатствам мировой литературы отходит на второй план. В результате - бедный словарный запас, поверхностное или ограниченное знание значений используемых слов и выражений, неумение использовать эмоциональные и выразительные средства языка, что влечет за собой отсутствие навыка грамотно формулировать и выражать свои мысли. Обидно также и то, что зачастую некоторые представители нынешних популярных СМИ, а именно, «желтой прессы» – псевдопрофессионалы, несущие псевдознания  в широкие массы.
В связи с этим особенно остро встает вопрос о формировании высокой информационно-языковой культуры в современном обществе, о сохранении национальных языковых традиций и культуры речи. Существующие нормы и правила необходимо уважать, ведь они – гарантия долговечности и чистоты русского языка. Необходимо сочетать бережное отношение к великому классическому наследию России с реалиями современного мира, следование традициям с отзывчивостью к инновациям. Нужно оберегать русскую речь от всяческих слов-паразитов, помнить о лексических, грамматических, орфографических и многих других богатствах нашего языка. Нужна, наконец, пропаганда правильного русского языка в СМИ, создание атмосферы уважения и любви к родному слову. И, конечно же, следует формировать языковой вкус подрастающего поколения, поощряя внимательное отношение к русскому языку и отмечая уважение к нему как государственному языку Российской Федерации.