Иван Шмелёв - небесное в земном - 3

Георгий Куликов
ФОТО: Иеромонах Варнава (Меркулов). Фотография (открытка) начала ХХ в.


     А приступила Ольга Александровна  к этому святому делу с самого начала: по её желанию молодожёны отправились в свадебное путешествие не куда-нибудь в Ниццу или Ялту, а на остров Валаам – в Спасо-Преображенский  монастырь!
     «От Церкви я уже отшатнулся, – вспоминает о той поре Иван Сергеевич, – был если не безбожник, то никакой... Я питал ненасытную жажду «знать». И я многое узнавал, и это знание уводило меня от самого важного знания – от Источника Знания, от Церкви».
     Благословиться «на путь» молодые решили у «Троице-Сергия». Но тут инициатором уже был Шмелёв: «Потянуло в детство... Вспоминалась Троица, как ходили пешком, бывало… с Горкиным к Троице ходили». Теперь студент университета он подходил к постаревшему духовнику «У Черниговской», иеромонаху Варнаве: «Я как будто прежний, маленький, ступаю робко... «благословите, батюшка, на путь». Думал ли я тогда, что путь – пойдёт за Валаам, во всю Россию, за Россию?»
     Шмелёв не сомневался, что старец Варнава и по своей смерти молитвенно опекал его на этом пути. Благословение Старца нерушимо. Все живы в Господе!
     Елена Осьминина в своём предисловии к недавно изданной книге Шмелёва «Въезд в Париж» указала, по её мнению, на зримый «знак» этого благословения: писатель скончался  в день памяти апостола Варнавы. Исследовательница здесь не вполне корректна: имя Старца даётся  «в отражении». Неточна она и в другом, о чём скажу позже. Но в том, что Шмелёву сопутствовал светлый образ о. Варнавы Гефсиманского, она абсолютно права.
     Его имя не чуждо нашему журналу*. Если не ошибаюсь, мы первыми в России опубликовали очерк Шмелёва «У старца Варнавы» (см. № 2, 1992). Тот памятный седьмой выпуск «Светоча»** целиком посвящён этому великому подвижнику. Там же была высказана уверенность, что  «прах его нетленный
прославит Сам Христос грядущею чредой».
     Чреда подоспела скоро: Церковь через три года прославила «старца-утешителя» в лике преподобных – в сонме Радонежских святых. А молитвенный «вздох» писателя Шмелёва вместе с молитвами  других свидетелей святости батюшки Варнавы лёг на весы Господни.

* «Культурно-просветительная работа» («Встреча»);
**  журнал в журнале

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2013/05/15/6130


Начало см.:
1)  http://www.stihi.ru/2013/05/12/3661               
2)  http://www.stihi.ru/2013/05/13/4859