Тема для дискуссии

Владимир Поваров
                Объективные методы определения
                «поэтической» составляющей литературного произведения.

                «Музыку я разъял, как труп…»
                А.С. Пушкин
                Введение

 «Музыку я разъял, как труп…»  Я хотел бы предварить свое сообщение именно этими словами, которые Александр Сергеевич Пушкин вложил в уста Антонио Сальери, поскольку сам поэт, пытается ответить на вопрос: «что есть творчество и чем оно отличается от ремесла?»
 Кроме того, сегодня нас окружает столько мертворожденных «гениальных» стихотворений, что невольно возникает желание, произвести их резекцию в поисках души, сиречь поэзии.
 Но я начну с явления, которое имеет непосредственное отношение к искусству и поэзии в частности.
 
 Я называю подобные вещи «объективно-субъективными, поскольку, для каждого из нас, возникают в момент рождения и исчезают с уходом из жизни.
 Речь идет об информации.
 
 Именно она возникает для нас в момент рождения, и мы боимся ее отсутствия после физической смерти.

 Именно информация, точно так же и время, существует всегда, но осознается каждым человеком индивидуально.
 И так:

 «Информация и ее значение в жизни человечества»

 По моему убеждению всю информацию, которую человек получает можно условно разделить на три вида:
 1) объективная, 
 2) субъективная
 3) суггестивная информация.

                Объективная информация
 Поступает  к человеку  через органы чувств и не зависит от желания субъекта. К ней я отношу:
 1 Ощущения  при взаимодействии с реальностью
 2 Физические законы
 3 Стихийные бедствия  и природные явления
 4 Явления общественной жизни
 5 Физиологическое состояние организма

                Субъективная информация
 Поступает  в наше сознание в основном за счет зрения и слуха. Передается  от человека человеку посредством общения, и ее объективность во многом зависит от компетенции и порядочности носителя информации. Это и:
 1 Учебные процессы
 2 Обмен  жизненным опытом
 3 Научные исследования
 4 Журналистику
 5 Слухи и сплетни.
 6 Заведомую клевету

                Суггестивная информация
 Она  воздействует на воображение, эмоции, подсознание. Имеет ярко выраженную субъективность. Это:
 1 Внушение и гипноз
 2 Религия
 3 Сновидения
 4 Умозрительные гипотезы и выводы
 5 Искусство (живопись музыка, литература).
 
 И здесь отдельной статьей я хотел бы, выделить поэзию, как один из самых, скажем так, суггестивных видов информации.

                Поэзия – суггестивная составляющая информации.
 Любое информационное сообщение, буду называть это так, содержит в себе информацию всех видов. Это в равной мере касается и живописи, и музыки, и литературы.
 Например, я стою на этой трибуне. Вижу вас, эти стены отслеживаю реакцию на слова. Вы видите меня, опять же, эти стены, слышите голос, и так далее, и тому подобное. Все это объективная составляющая.
 
 Вы слышите мои слова, обороты речи, заикания, я сообщаю вам свое понимание проблемы, вы вникаете в смысл сказанного… короче, вы получаете субъективную информацию…
 Но в то же время различными приемами, логикой, интонацией, я пытаюсь убедить вас в собственной правоте… Это… суггестия.


 Вы вольны понимать – не понимать, принимать – не принимать, даже зевать,… но вольно или невольно вы воспринимаете это сообщение,... Каким образом – это другое дело.
 Примерно, тоже самое происходит и когда каждый из нас знакомится со стихотворным произведением.

 Сравните:
 Мы видим, или слышим, слова, точки, запятые – это объективно.
 Мы осознаем, как эти слова расставлены, в какие выражения, какие использованы аллитерации…– все это субъективная составляющая. То есть – то самое, что сказал автор.
 А вот, какие наши чувства он изливал на нас, какие вызвал ассоциации, в чем стремился убедить…это, суггестивная составляющая информационного сообщения, известного нам как стихотворение.

 Собственно говоря, это и есть та самая поэзия, о которой вот уже не одно тысячелетие ведутся ожесточенные споры.
 Но не все так просто.
 
 Настоящая поэзия с моей точки зрения, возникает, когда в стихотворении, гармонично сосуществуют все три типа информации, о которых я говорил ранее.

                Стихи и поэзия
 Для большинства людей, далеких от литературного творчества стихи и поэзия – тождественные понятия. Но лично я неоднократно встречался с ситуацией, когда в грамотно сделанных стихах отсутствует поэзия, и наоборот, в наивных виршах, как правило, начинающих, есть нечто такое, что трогает душу, заставляет сопереживать автору, несмотря на неграмотное построение стиха.
 Так в чем же причина?
 
                Стихотворение как информационное сообщение.
 Стихотворением, согласно «Поэтическому словарю» Александра Квятковского считается «законченное по смыслу и форме поэтическое произведение в стихах, сравнительно небольшого размера …». Но, строго говоря, простите за прозу, стихотворением можно считать «информационное сообщение», составленное из слов, расположенных определенным образом. Поэтому, в нем присутствует:
 1 Грамматика - написание фраз,
 2 Фонетика - звукопись, и
 3 Семантика - смысловое значение.
 И поэтому в грамотно версифицированном стихотворении присутствуют, «информационные» соответствия, между этими понятиями: прямые, косвенные и ассоциативные.
 Например, всем известно стихотворение:

 Наша Таня громко плачет
 Уронила в речку мячик.
 Тише, Танечка, не плачь,
 Не утонет в речке мяч!

 Грамматика:
 1 Прямые информационные соответствия
 Плачет – громко
 Таня – Танюша.
 Речка – в речке.

 2 Косвенные информационные сообщения
 Плачет – не плачь.
 Громко – тише.

 3 Ассоциативные информационные сообщения
 Уронила мячик – не утонет.
                Фонетика:
 1 Прямые информационные соответствия
 Плачет – мячик. (рифма)
 Плачь – мяч. (рифма)
 2 Косвенные информационные соответствия
 Плачь – речке – мяч. (употребление слов с буквой «Ч» - аллитерация плача)
 Таня – тише – Танечка. (употребление слов с буквой «Т» - аллитерация тишины)
 Громко – уронила – речка – в речке. (аллитерация  уровня звука)
 3 Ассоциативные информационные соответствия
 Таня громко плачет – уронила
 Тише, Танечка, - не  утонет…

                Семантика:
 Громко плачет – тише … не плачь (прямое увещевание)
 Уронила мячик – не утонет мяч (обоснование увещевания)

 В данном случае, мне сложно разделить семантику на прямые косвенные и ассоциативные информационные соответствия, в связи малым объемом произведения.
 Но реально мы видим, что в этом коротком стихотворении существует достаточное количество соответствий, которые позволяют судить об уровне мастерства автора, в данном случае Агнии Барто.
 Простенько и со вкусом.

 Надо оговориться, что ассоциативные соответствия, о которых идет речь, остаются внутри информационной структуры, называемой стихотворением, причем ассоциативные мосты могут наводиться, как между смысловыми идиомами, так и между отдельными словами и поэтическими тропами (гипербола, сравнение, метафора и т.д.)
 Напомню:
 Наша Таня громко плачет
 Уронила в речку мячик.
 Тише. Танечка, не плачь,
 Не утонет в речке мяч!

                Внутренние ассоциативные информационные соответствия
 Наша Таня – уронила в речку мячик
 Громко плачет – Танечка не плачь
 Тише (хватит кричать) – Не утонет в речке мяч.

 Автор не указывает возраст человека, который «громко плачет», но ассоциативно указывает, что это ребенок, поскольку, только в самом раннем возрасте человек может переживать такую несущественную, с точки зрения взрослых, потерю. Кроме того нас уверяют, что событие является следствием «непослушания», в противном случае «Наша Таня» плакала бы «горько» а не «громко». Это подтверждается следующей фразой: «тише, Танечка, не плачь», в которой по ассоциативной связке с предыдущими строками, чувствуется раздражение и сарказм взрослых на реакцию непослушной девочки, поскольку для читателей и автора ясно, что резиновый мячик, наполненный воздухом, утонуть не может.
 Но где здесь душа, то есть поэзия?

                Живая душа поэзии
 Смею еще раз напомнить, что само по себе стихотворение несет в себе объективную и субъективную составляющие. Сказать проще, - форму и содержание. А что заставляет нас, по выражению Пушкина «над вымыслом слезами обливаться»?
 По моему глубокому убеждению, суггестивная составляющая, которая и есть поэзия.
 А где искать эту самую составляющую?

 Наверное, в каждом из нас: в нашем опыте взглядах на жизнь, воспоминаниях, короче, в том что и делает из млекопитающего биологического вида «гомо сапиенс» - Человека (с большой буквы)!
 
 Иными  словами, поэзию в стихотворении (да и в любом виде художественного творчества) следует искать вне произведения!
 Наверное, нет необходимости доказывать, что наша речь, как письменная так и устная, возникла на основе соответствий, то есть каждое слово ассоциируется с тем явлением или предметом, которые оно обозначает. Конечно это утверждение не бесспорно, взять хотя бы ту же Щербовскую «глокую куздру», но в данном случае для простоты пояснения пока не будем учитывать это.

 И так, любое  написанное, или произнесенное слово, выражение (даже такое как «глокая куздра…») вызывает у каждого из нас свои, индивидуальные информационные соответствия. Например,

 Слово «Наша» что оно означает? Попытаюсь составить примерную цепочку:
 «Наша» – принадлежность семье, дому, детскому саду, школе, району, городу, области, стране, планете, галактике и так далее…

 «Таня» - Татьяна, женское имя, обозначение на языке оригинала из которого оно произошло, любимая девушка, коллега по работе, дочка, внучка, правнучка…
 И такую цепочку можно для каждого слова, а так же словосочетания, строки, строфы, и целого стихотворения.
 
 Продолжим составлять цепочку для выражений:
 Громко плачет – сотрясание воздуха, уровень звука, обида, боль, сожаление, несправедливость, яркое выражение негативной реакции, работа на публику,  и так далее…  (еще раз повторю, что каждый из нас подсознательно составляет свою смысловую цепочку). В том числе и по ассоциативным признакам.

 Не знаю, но мне кажется, что устоявшиеся, или созданные по правилам русского языка выражения, скажем так, ограничивают ассоциативную цепочку, сводя ее, для всех без исключения, к конкретному приземленному значению. Но ежели мы применяем эти идиомы в несвойственном значении возникает их метафоризация.

 Тот же пример:
 В стихотворении Агнии Барто «громко плачет» обозначает именно это, (то есть, конкретное смысловое значение), а если мы сконструируем, например, такую фразу:
 Громко плачет бессонная тишь…

 Словосочетание «громко плачет», приобретает несколько другой (метафоризированный смысл). Примерно по такому же принципу появляются метафоры и ассоциативная трактовка любой, даже бессмысленной фразы, вроде той же «куздры»,  в трактовке которой, каждый «сходит с ума по своему». В подобных случаях я привожу текст, сочиненный в пылу одного из споров на тему метафор:
 Пишущей машинкой
 Расплакалось озеро
 На горизонте беспомощной зари…
 
 Каждый может вложить свой смысл в эту фразу, смысловую ассоциацию, которая может создать, или не создать, ощущение поэзии в конкретной информационной конструкции.
 Поэтому я и называю поэзию «субъективной реальностью, данной нам в ощущение»! Я глубоко уверен, что поэзию нельзя понимать или не понимать (можно понимать или не понимать данное стихотворение). Поэзию  можно только воспринимать, по принципу восприятия музыки.
 А восприятие поэзии, то есть суггестивной составляющей информации, происходит по внешним ассоциациям каждого из нас.

                Дуализм поэзии
 Хочу напомнить, что любое стихотворение состоит из:
 1) Скелета – объективных составляющих (слова, прямые соответствия и т.д.)
 2) Внешней оболочки – субъективной подачи объективных составляющих автором (версификация)
 3) И некой, скажем так, ауры то есть того что живет вне стихотворения в наших душах. (воспоминания, ассоциации, устои, и т.д.)

 И если первые два пункта относятся к, так называемому, мастерству стихосложения, то третий пункт я отношу к той самой, поэзии, споры о которой ведутся много лет. И в этом, внешнем мире, произведения присутствуют те же самые прямые, косвенные и ассоциативные информационные соответствия, что и внутри стихотворения.

 Она во многом зависит от поэтического слуха автора и читателя.
 Но существуют масса «простых» и «сложных» стихотворений, в которых, (скорее вне которых) тем не менее присутствует поэтическая составляющая. Это некий дуализм объясняется просто (я любитель простых объяснений):
 Существует то, как это сделано и то, как это воспринимается. При чем, существуют прямые и ассоциативные соответствия, как внутри стихотворения (как правило они создаются автором), так и вне его (в нашем восприятии). И если соответствия вне (между собой или с внутренними членами стихотворения) противоречат друг другу, возникает некий диссонанс (об авторском диссонансе я не говорю), а, стало быть, возникает диссонанс восприятия, который создает ощущение «не поэзии», какими бы профессиональными не выглядели стихотворные строки.

 И даже если стихотворение «простое», но нет этого диссонанса, мы говорим: «в нем есть поэзия!». То  же самое относится и к «сложным» (навороченным) стихотворениям. Однако, в силу того, что в «навороченных стихах» мы имеем гораздо большее количество информационных соответствий, как «внутри», так и «вне», то они позволяют нам трактовать сказанное «как заблагорассудится». Поэтому возникает ложное предубеждение (в основном у многих современных молодых и начинающих авторов), что чем сложнее стихотворение, тем оно поэтичнее. Поэтому и возникает, множество необоснованных, неуместных, живущих сами по себе, метафор, и других поэтических тропов, которые перегружают канву произведения.
 Вернемся к нашей Тане!

 Как вы думаете, есть ли в этом детском стихотворении поэзия?
 Я уверен есть! Не смотря на простейшую, понятную всем без исключения форму. И я, в меру своего ассоциативного понимания, рискну привести поэтическую матрицу этого стихотворения.

 Житель подлунного мира
 Ребенок вселенского сада
 Внучка по имени Таня
 Символ семейного лада.
 Горько и громко рыдает.
 Плачет она, надрываясь
 Тщетно к вниманью взывая
 Взрослых, что прячут улыбки,
 Делая мудрые лица.

 Взрослые пожили, знают,
 Что непослушная дева,
 Мячиком звонким играя,
 В речку его уронила,
 Маминых слов не услышав.

 Взрослые пожили, знают,
 Чтоб прекратились капризы
 Таню они утешают:
 «Мячик в реке не утонет.
 Ты подрастешь и узнаешь
 Вечный закон Архимеда».

 Не знаю, насколько эта матрица поэтична, но каждый, кто читает или слушает то, или иное стихотворение составляет нечто подобное, подсознательно, практически мгновенно. И в зависимости от объема этой матрицы мы оцениваем наличие поэзии в стихотворении. В данном случае, видно, что для одного четверостишия, потребовалось столько слов, чтобы попытаться изложить суть, в данном случае моего восприятия, этого произведения.

 Я сознательно не обрабатывал эту «поэтическую матрицу» в современном поэтическом стиле, который называю «пиитическим мэйнстримом».

 Поэтому, когда я нахожу у некоторых современных авторов, всего лишь, подобие такой «матрицы», я не могу считать это поэзией. Особенно если автору изменяет чувство меры, и стихотворение обретает «необъятную, «баблгамную», величину» (жуешь – вначале сладко, потом все безвкуснее…).

 Однако, я говорил выше о «дуализме поэзии»… Так вот, если при восприятии стихотворения возникает обратный процесс, то есть, из этой «поэтической матрицы» мы извлекаем то самое «алмазное зерно», ради добычи которого, истрачено столько «словесной руды», я могу утверждать, что и здесь, даже в «навороченном стихотворении» присутствует поэзия. То есть, если я чувствую автора, его радости и печали, сомнения и разочарования – вопроса:  «Есть ли здесь поэзия?» - не возникает.
 
                Заключение
 Рискну  навлечь на себя бурю негодования, но если  составить таблицу соответствий для конкретного стихотворения и обработать ее математически, можно с высокой степенью вычислить вероятность поэзии в произведении.
 Однако последнее слово останется все-таки, за читателем, за его восприятием, которое и без сложных компьютерных программ определяет наличие поэзии в стихотворении мгновенно.

                Владимир Поваров
                16.08.12.


© Copyright: Владимир Поваров, 2013
 Свидетельство о публикации №213051900721