Пребудьте в любви Моей

Татьяна Шардина
 

    Старый город Иерусалим - вот он, за высокой  стеной из  жёлтого камня. Это - один квадратный километр площади, но какой квадратный километр! Сколько истории вмещает он! Рождение религий, войны...  Здесь и синагоги, и мечети  и христианские церкви.

     Рано утром идём по старому городу. Во время православной Пасхи  на узких улицах было тесно от большого количества паломников. Но прошло несколько дней - и народу стало значительно меньше.

     Это здесь стоял Иерусалимский храм, Дом Божий. Сюда  приносили маленького Иисуса Христа его земные родители, чтобы, как первенца, по обычаю  посвятить  Богу-отцу.
     "И увидел младенца старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрёт, покуда не увидит Христа". По преданию, Симеон взял ребёнка на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов… (Лука, гл. 2).

     А Марии, матери маленького Иисуса, сказал: «…и тебе самой оружие пройдёт душу, - да откроются помышления многих сердец".

     В Иерусалимском Храме двенадцатилетний Иисус, отставший от родителей после праздника Пасхи, "сидел посреди учителей , и все, слушавшие его, удивлялись его разуму".
Родители, Иосиф и Мария, три дня его искали и нашли. И упрекнули: « Мы с великой скорбью искали тебя!»  Он сказал им: «Зачем было вам искать меня? Или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу моему?»
   
     Иерусалимский храм давно разрушен. Осталась только Стена Плача. По иудейскому преданию, Стена Плача, или Западная Стена, находится в постоянном Божьем Присутствии.


     Из мечети доносится пение муллы, усиленное динамиками.
 
     Проходишь по каменным плитам старого города – и удивляешься: это большой базар. Перемешаны запахи кофе, апельсинов, ванили и специй. Вот доносится пряный сандаловый  аромат -  продаются благовония и свечи. Вот огромные финики, каких мы никогда не видели. И ещё масса разных неизвестных плодов. Утро, и торговцы суетятся, выкладывая товар.
     Здесь обычная жизнь соприкасается с высокой  -  живут люди, из окон выглядывают маленькие дети, сушится бельё. И рядом стоят древние храмы.

      И всюду - базар.

      Возможно, такая же торговля здесь была и во времена Иисуса Христа.

      Я иду по каменным плитам и думаю о Нём.

      Где-то на этих улицах Иисус учил:

     - Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...

     - Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём.

     - Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я  говорю вам: не клянись вовсе...

     - Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю Вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду...

     - Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и гонящих вас, да будете сынами Отца Вашего Небесного…
               
     "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный". (Евангелие от Матфея, гл. 5)

     Иисус Христос передавал людям высочайшую мораль. Если бы не он, мы бы, наверное, и до сих пор за каждую провинность забивали друг-друга камнями.
 
     Иисус учил, что первая и главная заповедь:
    "Возлюби Господа Бога".   Вторая – "возлюби ближнего" (Матф.22)

     Он говорил о себе, что  Он – Сын человеческий, что Его отец – Отец Небесный. Но и вы, обращался к ученикам, и вы – дети Бога.

     "И отцом не называйте себе никого, ибо один у вас Отец, Который на небесах".

      А у нас все священнослужители - "отцы".


Учил людей не быть надменными, высокомерными:
     "Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится".(Матф. 23)

«Кто из вас хочет быть первым, будь из всех последний и всем слугою».

     Иисус Христос проходил по этой земле большие расстояния: от Назарета до Иерусалима более 250 километров. Он с учениками обошёл всю эту землю пешком.

      Хотел всех защитить:
"Придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам Вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко". (От Матфея, 11)


     Везде на пути своём встречал больных людей – и излечивал их.  И даже мёртвых воскрешал, как написано в Евангелие. Была Ему дана Великая сила.  Проходил по этой земле, «исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (ОТ Матфея,9)
 " И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех".

     Иисус Христос себя не превозносил:
    "Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (От Матфея,12)

    "Не принимаю славы от человеков"  (от Иоанна; от Луки, 6)

    «Впрочем, Я не ищу моей славы: есть Ищущий и Судящий".

"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог".


     Иисус не призывал своих учеников поклоняться своей матери земной - Марии.
     "Кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот Матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь". (От Матфея,12)



     Иисус Христос противостоял официальным представителям религии.

    Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

     Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь. За то примете тем большее осуждение.

     Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

   

     Он сказал: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать,  или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
     И в то же время: "…итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя моё, тот Меня принимает".

 Не только своих не бросит, ещё и "чужих" примет.

 Кажется, что в Евангелие много противоречий. Но это говорилось разным людям и при разных обстоятельствах. Одним надо было всё оставить, и следовать за Учителем. Другим - ещё и "чужих" детей принять, такое у них служение.

   

     Он призывал всех к любви. Ближнего - возлюби. Врагов - возлюби.

    «Заповедь даю новую вам да любите друг друга».

"Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей."

   О женщине, которая целовала ноги Его, омывала слезами  и отирала своими волосами,  сказал: «Прощаются грехи её  многие за то, что она возлюбила много".

   Я, как представительница "слабого пола", радуюсь, что Спаситель хорошо относился к "нашему брату", вернее, "сестре".
 С ним ходили и "некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов ии болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим." (от Луки, гл.8)

     Известно, что Он любил сестёр Марию и Марфу, у которых в доме бывал и проповедовал.

     А ещё была женщина, страдавшая кровотечением 20 лет, (а такие женщины считались в народе «нечистыми» и не могли входить в храм и прикасаться к духовному лицу) прикоснулась к Нему  - и выздоровела.  И Он сказал ей: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя, иди с миром. (отЛуки, гл 8)
 
    И другую женщину Он спас, когда её хотели забить камнями по иудейскому закону. «Кто из вас без греха,  первый брось в неё камень». (от Иоанна, гл. 8) Никто не посмел бросить.
    
    У колодца встретил Иисус  и ещё одну  "жену", самарянку. Иудеи считали себя выше самарян, и не общались с ними. А Иисус попросил пить у  самарянки. И передал ей тайное знание: «всякий пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему,  тот не будет жаждать вовек» - (от Иоанна, 4).


   И ещё о воде: «Кто жаждет, иди ко мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».(От Иоанна, гл. 7)

Сила шла от Него, которая исцеляла и преображала людей. Дух. Энергия такая, говоря современным  языком. От многих ли идёт такая Энергия в наше время? Кто может утверждать, что унаследовал её?

     Новое учение, учение Отца Небесного, уподоблялось хлебу и воде.

 «Я хлеб живой, сшедший с небес», и « вкушающий Меня, жить будет Мною» (от Иоанна,6).
 
     Очевидно, что это говорится иносказательно, как и притчи. «Кто может вместить, да вместит».


     В своё последнее путешествие Иисус направлялся в Иерусалим.

"Не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима" (от Луки, гл. 13)
 
Пророком себя считал. Сыном Бога. Но не говорил, что Он - Бог-Сын.


    Отца своего Небесного чтил и ставил  выше себя.
"Я сказал: иду к Отцу, ибо Отец мой более Меня" (Иоанн, 14)

    И когда мать братьев Зеведеевых просила, чтобы Иисус посадил её сыновей в Царствии Небесном по правую и левую сторону от себя, Он сказал: «Но дать сесть по правую сторону и левую – не от меня зависит, но кому уготовано Отцом моим».


    Не нравилось духовенству, что Иисус Назорей  проповедует, игнорирует субботы, несёт какую-то новую веру, «новое вино», которое не следует вливать в «ветхие мехи». "Вино молодое нужно вливать в новые мехи". (от Матфея, 9, от Марка, 2, от Луки, 5)
Надо было спасать "ветхие мехи".

    И решили предать Его смерти. Эту часть Евангелия читать тяжелее всего. Но вы все читали, знаете...

    Мы идём по "Виа Долороза", в переводе - по "Скорбному Пути". Впереди медленно идут католические паломники, несут большой крест и поют молитвы. У них такой обычай - пройти по Скорбному Пути с крестом.

    Живо представляется, как Иисус Христос, обливаясь кровавым потом,  нёс здесь свой крест. Вот здесь останавливался, там - падал. Вот у этих врат повернулся и сказал: "дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших" (от Луки, гл. 23).  А с этого вот места крест Его понёс  Симон Киринеянин.

    Приходим на Голгофу, где Христос был распят. И Голгофа, и маленький Храм Гроба Господня, куда было положено тело Спасителя, находятся под крышей большого храма. Ещё рано, и людей не много. К Голгофе ведут ступеньки, наверху - камень.  В камне есть дыра, в которой, по преданию, стоял крест с распятым Христом. Видим Распятие, фигуры Иоанна и Марии Магдалины. Вот скорбящая Мать Спасителя - скульптура за стеклом, вся увешанная золотыми украшениями.  Из груди торчит меч: "оружие душу прошло".

    Люди стоят в очереди - поклониться месту, где закончилась земная жизнь Иисуса Христа.  Каждый должен стать на колени, чтобы дотянуться до чёрной дыры в камне, где был крест. Все стремятся  засунуть руку в "чёрную дыру". Она глубокая, камень шершавый.

    Вдруг торжественно и скорбно заиграл орган - началось католическое богослужение. Слёзы полились сами собой.

    К маленькому Храму гроба Господня, где обычно сходит Благодатный Огонь, стоит очередь. Я стою и прошу. Прошу у Отца Небесного, во имя Иисуса Христа. За детей своих, за близких, за всех, кого знаю. За Алёшку, сына моего, ушедшего в какие-то другие обители, которых много у Отца Небесного. За других, рано покинувших эту Землю. За маму. Я не знаю, что просить. Живым прошу здоровья и счастья. Ушедшим - "пусть им будет хорошо". Ведь говорил же Спаситель, что кто в Него верит, тот не умрёт вовеки. А они верили. Как-то по-своему, но верили.

                Кто знает, как правильно?

     Слышу слова гида русской группы: "В Притворе Ангела есть две свечи, в которых весь год поддерживается Благодатный огонь. Поднесите руку и почувствуйте: этот огонь не обжигает."

     Когда подходит моя очередь войти в Притвор Ангела, подхожу к этим двум свечам. Подношу руку. Огонь, и правда, тёплый,  не обжигает.

       Вот и камень, где лежало тело Христа. Где Он воскрес.

       Я кланяюсь этому месту, трогаю камень,  и - верю.