Валентина Курмакаева. Ч. 1-я. - Мастера Сайта

Игорь Карин
    Дерзну продолжить  разговор  о поэзия для поэтов нашего Сайта. Движет мной в первую очередь острое желание убедить рецензентов - оценщиков поэтически изделий, что краткий отзыв вроде «Понравилось.  С теплом» мало что говорит поэту… Неэтично, по сути,  и сразу же заговорить о своем, предложить в обмен на прочтение стихов свои творения.
    Подчеркиваю  Главный  Принцип: не спорить с поэтом по идеологическим мотивам, к примеру – не читать ему христианских проповедей, утешать поэта, вселять в него оптимизм. Оценивается МАСТЕРСТВО: каков язык, выразительность слов и их комбинаций, интонация поэта, то есть  его стиль (по формуле: стиль – это человек). Вот бы мы взялись пенять Есенину, что он так печален, оплакивает собак, жалеет клён опавший, пьет горькую, не уважает комсомол, Демьяна Бедного, обзывает штабс-маляром Маяковского и пр.
    Прямой оценке подлежит и богатство  стиля – сравнения, метафоры, эпитеты, если они присутствуют, юмор и то, каков он, ирония, сарказмы… При этом необязательно перечислять всё, достаточно процитировать особо понравившиеся строки, хотя бы одну-две. Так автор сразу поймет, что же у него самое ценное для конкретного читателя. А теперь, чтобы было еще понятней,  о чем речь, перейду к оценке конкретного мастерства конкретного поэта нашего Сайта. Начну  с  того, что приведу стихотворение Валентины полностью.

   Женщине по имени Любовь

 Утлая  кафешка  у автостоянки,
 Из кафешки тянет дымом сигарет.
 Женщина с глазами инопланетянки
 На автостоянке крутит турникет.

 Дивная осанка, шея танцовщицы,
 Хороша и только, что ни говори.
 Ты была, конечно, в прошлой жизни жрицей,
 Приносящей жертвы на алтарь любви.

 Неземному взгляду придаёт немного
 Здешнего кокетства тоненькая бровь.
 Я не знаю кто ты, но зато, ей- богу,
 Знаю твоё имя, и оно – Любовь.
 
 Словно наваждение и  души истома.
 Ведь таких обычной меркою не мерь.
 Кошкою блудливой выскочишь из дома
 В форточку, коль будет запертою дверь.

 Что тебе здесь нужно, вечная беглянка?
 Ты как вызов будням, нелюбви упрёк.
 Женщина с  глазами  инопланетянки,
 Ты из тех, кто жадно смотрит за порог.

  Ты могла б дурманить  с лёгкостью вакханки,
 Но зачем-то крутишь скучный турникет.
 Женщина с глазами инопланетянки,
 Разве кто-то вправе получить ответ?

      Итак , мы прочли стихи полностью.  Что сразу же бросается в глаза? Интонационная, напевная сторона их. Потом (или сразу) нас восхищает сама интригующая тема – кто-то великой красоты занимается непонятным делом.. . Что это за мотив?  Чем это привлекло поэта?. Красавица, яркая, как жрица, ослепляющая женщина… Но и не только: это наша социальная жизнь.
     Вот вы приходите на почту, скажем, а там выдает вам газеты и торгует тарой для посылок изумительной красоты девушка, молодая женщина. И получает за это гроши.  И сердце ваше  сжимается от жалости к ней, достойной многого.
     Тут вы понимаете ,что стихи очень вас волнуют.  И скорее пишете наспех несколько слов. Потому что мы занятые люди, а поэтов много, и не хочется никого обидеть. Но в этих строках много-много мастерства.
   Первая же строка выводит нас не просто на улицу, а к утлой кафешке. Картина? Конечно! «Утлая» – слово точное и красочное! Сразу же возникает в глазах это «непотребное» для красавицы место…А у красавицы «дивная осанка, шея танцовщИцы». Все сказано сразу: современный стандарт красоты, мечта мужчин.  И тут же -  переход в историю, прежние рождения. И видятся жрицы египетские, жрицы греческие и римские, в том числе и несравненные гетеры. И конечно, приходит понимание, что поэт-то не так прост, а мыслит широко и глобально, что называют чаще всего философским взглядом на предмет стихов.
   Но это только часть красот этих стихов. Вот возьмем любые строки, хоть с начала... Перечтем  первую строфу.  Что за мелодия, что за ритмическая красота нас тут чарует?  Можно и не вдаваться в суть, а просто сказать: очень красиво! Но почему? Да вот почему. Посмотрим внимательно и поймем что каждая строка во всем стихотворении четко делится паузой после шестого слога, что называют цезурой.  Смотрите:
      Див-на-я о-сан-ка, //шея танцовщицы,
 Хо-ро-ша и толь-ко, //что ни говори.
    И так выдержано всё.  А это особое мастерство, высокого разряда.
 Правда поэтесса допускает сбой – строка:
        Словно наваждение и  души истома.
Здесь раздел проходит  после  седьмого слога. Но это можно легко поправить, написав «на-важ-день-е», и все восстановится. Словом, это мелочь.
     И последнее замечание - к последней строке. Последняя строка или две – это завершение стиха, его "золотые гвозди". Нет блеска и мудрости в них – пропадет половина стихотворения. Поэтому мы должны обязательно оценивать завершение стихов. Здесь вот несколько неточно  слово «получить», хотя логика языка и стихов требует слова «требовать». Но это уже совсем мелочь, хотя с мастера и можно «потребовать» абсолютной точности слова.
    На этом стоит прервать обсуждение стихов Валентины и сказать, что продолжение следует, ибо по одному произведению еще нельзя судить вообще о мастерстве. Но мы обязательно к этому вернемся во второй части сюжета о стихах Валентины Курмакаевой.