Литературоведы, писатели о поэзии Григорьева

Игорь Григорьев 5
Литература (основная) о творчестве поэта И. Н. Григорьева

Денисов, И. Первые встречи. – М. : Знание, 1962.
Денисов, И. Высоты отдавать нельзя. – М. : Знание, 1963.
Мартынов, Л. Несколько книг «День поэзии». – М., 1963.
Время, пафос, стиль. Художественные течения в современной литературе. – М. : Наука, 1965.
Шошин, В. Распахнутое сердце // Григорьев, И. Сердце и меч. – М. : Воениздат, 1965.
Эльяшевич. А. Поэты, стиль, поэзия. – Л. : Лениздат, 1966.
Шошин, В. Поэт Игорь Григорьев // Григорьев, И. Не разлюблю. – Л. : Лениздат, 1972.
История русской советской литературы. – М. : Просвещение, 1974.
Русская советская литература 50–70 гг. – М. : Просвещение, 1981.
Шошин, В. Стезя Игоря Григорьева // Григорьев, И. Стезя. – Л. : Лениздат, 1982.
Краткий очерк истории русской современной литературы. – Л. : Лен-издат, 1984.
Шошин, В. Огненный круг // Григорьев, И. Русский урок. – Л. : Лениздат, 1991.
Шошин, В. Поэт последней деревни // Григорьев И. Боль. – CПб. : Путь, 1995.
Кириллов, В., Клемин, Вл. Огненный круг : очерки о плюсских разведчиках // Контрразведка. – Псков : изд-во орг. мет. центра, 1995.
Молева, С. Жестокая дорога – поэзия // Псковская правда. – 1996. – 25 янв.
Овчиннков, В. Цена праведного слова // Вечерний Псков. – 1998. – 14 авг.
Полишкаров, А. Слово о капитане Игоре. – CПб. : «Околица» ; ТОО «Лад», 1998.
Кузнецов, В. Песнь о величии и силе человеческого духа // Полишкаров, А. Слово о капитане Игоре. – CПб. : «Околица» ; ТОО «Лад», 1998.
Андреева, С. Коль выпало статься поэтом // Новости Пскова. – 2000. – 25 июля.
Гусев, А. Заметки на полях книги Игоря Григорьева «Боль» // Новости Пскова. – 2000. – 25 июля.
Васильев, В. Найдется ли равный ему... // Новости Пскова. – 2000. – 25 июля.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА. ПРОЗАИКИ, ПОЭТЫ, ДРАМАТУРГИ:Биобиблиографический словарь:
В 3 т. / Под общей редакцией Н.Н. Скатова. М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.(Российская Академия наук. Институт русской литературы /Пушкинский Дом/)
Золотцев, С. А. Зажги вьюгу : очерк о жизни и творчестве Игоря Григорьева. – Псков : АНО «Логос», 2007. – 84 с.
От всей души, с любовью. Встречи с поэтом И. Н. Григорьевым, его стихами и друзьями // Лицейские встречи / сост. Д. В. Григорьева. – СПб.
Поэт и воин: книга воспоминаний об Игоре Григорьеве. – СПб., 2013.
Советная, Н. В. Горит вьюга! // Неман. – 2013. – № 5
Советная, Н. В. «Человек я верующий, русский… Чего еще?» // Литературный Санкт-Петербург. – 2013. – Нояб.
Шабович, Н.В. Авторские новообразования в поэзии Игоря Григорьева (на примере книги избранных стихов «Любимая – любимой остается») //  (Дзявятыя Танкаўскія чытанні (да 100-годдзя ўніверсітэта) : Матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі, г.Мінск, 26 верасня 2014 г. – Мінск: БДПУ.
Бесперстых, А. П. Словарь эпитетов Игоря Григорьева : в 2 т. – СПб., 2014.
Советная, Н. В. «Поверю в весеннюю Русь» // Белая вежа. – 2014. – № 1.
Советная, Н. В. «Я не мыслю себя без России» // Московский Парнас. – 2014. – № 2.
Советная, Н.В. «Отзывайся вздохом полным на удел души беззвучный…» // Перед Россией: стихи и проза. – М.: ООО «Сам Полиграфист», 2014. 
Советная, Н.В. «Россия не может не быть…/7»Я не мыслю себя без России»: Международный поэтический конкурс им. И.Н. Григорьева / сост. Н.В. Советная. – СПб., – 2014.
Григорьева Д.Г. «Это здесь-то Бога нет?». – СПб., 2014
Андреев А.Н. «Болен лирикой»: поэтический «сплав» в творчестве Игоря Григорьева. // Белая Вежа, № 8 (15) 2014


(Доклады учёных, филологов Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Пскова, Новосибирска о творчестве поэта и воина Игоря Григорьева на Международной конференции в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН 13 ноября 2014 года можно прочесть на странице Игоря Григорьева http://www.stihi.ru/avtor/sovet2 или на сайте памяти И.Григорьева

САЙТ памяти Игоря Николаевича Григорьева http://igor-grigoriev.ru/index.html


Поэзия И. Н. Григорьева получила как бы второе дыхание. Настоящая поэзия бессмертна.
А.Н.ЛЕВИТИН, литературовед. ( из отзывов 23.05.2013)

СТАНИСЛАВ ЗОЛОТЦЕВ,
писатель, публицист, переводчик:

«…Близкими ему с юных лет, отданных битвам с иноземным фашистским нашествием, были те, кто, не страшась ничего – ни начальственного окрика, ни вражеской кары, ни даже смерти самой, готов был отдать и все свои силы, а, если надо, то и жизнь – за землю русскую, за русский народ, во славу их или ради их достойного бытия. Все прочие были ему, поэту и воину, не близкими. По крайней мере не своими, не родными. Да, так жестоко и так резко он жил. Так он творил свою поэзию» .


ВЛАДИСЛАВ ШОШИН,
доктор наук, литературовед, историк:

=Казалось бы, война могла ожесточить, огрубить, навсегда задёрнуть серым пологом горьких воспоминаний весеннее синее небо. Но вчитайтесь снова в стихи Игоря Григорьева! Не у каждого поэта найдёте вы такой самозабвенный восторг, такую самоотдачу во власть вдохновения,такую радость жизни...=

=Лирическая открытость души даёт себя знать и в поэмах Игоря Григорьева...=

=Пусть он кажется простым лишь на мгновение, но ведь это надо уметь - ощущать мир первозданным, заново, может быть, лишь для тебя только что возникшим!=

=...в служении людям, родине, жизни - суть и смысл поэзии Игоря Григорьева.=

(Владислав Шошин. Поэт Игорь Григорьев. Вступительная статья к книге И.Григорьева "Не разлюблю"(Лениздат, 1972)

Игорь Григорьев — поэт последней деревни.

Для Игоря Григорьева характерны не только глубинный поиск заветного слова, но и кровная близость к народному творчеству.

Свет жизни, любви, причастность к народной жизни пронизывают лучшие стихотворения поэта.

Муза Игоря Григорьева никогда не прислуживала власть имущим, ни «левым», ни «правым», но верой и правдой служила Совести и России.

Главное место в лирике Игоря Григорьева  занимает любовь. Любовь к России, к людям, любовь к природе, любовь к прекрасному, любовь к женщине, любовь к жизни.

Основной мотив творчества поэта – противоборство сил добра и зла.

Живое слово для своих задушевных стихов поэт берет из самой стихии народного языка.

Стихи Игоря Григорьева — это он сам.


АНАТОЛИЙ БЕСПЕРСТЫХ, автор «Словаря эпитетов Игоря Григорьева»:


  С поэзией Игоря Григорьева, замечательного русского поэта, я познакомился впервые еще в 1972 году, когда вышла в «Лениздате» книга его стихотворений и поэм «Не разлюблю». Меня сразу же покорила простота и лирическая открытость души поэта, взволновала его лирика, наполненная светлым чувством Любви, Любви с большой буквы, Любви к простому человеку, русскому кре-стьянину, любви к многострадальной России, любви к природе, любви к жизни во всех ее прояв-лениях. Этот томик стихов у меня весь испещрен различными пометками: 30 лет я не расставался с ним, очень часто приносил на уроки русского языка или литературы и использовал в своей пре-подавательской работе. Потом в моей личной библиотеке появились и другие книги поэта: «Жить будем», вышедшая в изд-ве «Сов. Россия» в 1984 г. (кстати, эта книга с дарственной надписью по-эта, сделанная им на пушкинском празднике в Михайловском, сейчас находится в библиотеке Бе-лорусского музея  книгопечатания в г. Полоцке), «Русский урок», которые также не лежали мерт-вым грузом. Меня всегда восхищал язык поэтических произведений И. Григорьева: многие цитаты поэта вошли в мои эксклюзивные словари.
 
  А. П. Бесперстых
  (из переписки: А. П. Бесперстых — Н. В. Советная:

  У Игоря Григорьева лирика задушевная, по-есенински простая, народная, истинно русская. Его творчество чем-то сродни Рубцову, которого я очень люблю...

  Поражает то, как Григорьев описывает природу: всегда точно, образно, подчас афористично:   
  *ЛИПЕНЬ (обл.).
  Строгий. – Кр. ф. строг. Липень и средь озера  сух и строг: Солнце – во! – припаливает, сушит впрок; Озеро.
  Сухой. – Кр. ф. сух. Там же.
  Липень – то же, что июль.

  Закончил работу над книгой Григорьева "Боль". Приступаю к "Крутой дороге". Испытываю "наркотическую" зависимость к работе над стихами Григорьева. Закончил  одно стихотворение — тянет к другому.

  Игорь Григорьев -- искусный мастер эпитетов-приложений (т. е. определений, выраженных именами существительными):
  *Душа-костёр. И так хочу я песней стать – Душой-костром в ненастье, Чтоб жизни // неустанно слать И свет, и красоту, и стать, И теплоту, и счастье! Днём и ночью

  Григорьев, как и Есенин,  писал на языке русской деревни (во всяком случае большинство своих произведений стилизовал под это); это был его конек, авторский самобытный почерк, что и отличает его поэзию от стихов Прокофьева, Межирова и др.

  Вот примеры  афоризмов И. Григорьева о  роли и значении  истинного поэта:
  *В глубинах нашей веры бесприютной Неугасимы ни Поэт, ни Бог.
  Не поэт, кто покривит рулем.
  Хоть король не сан у нас, Сан поэта не угас.

  "Вот стихи, а всё понятно, // Всё на русском языке" (Твардовский):
  *ОСЕНЬ.
  Житейская. И если житейская осень Нашлёт на тебя холода – Хоть милости и не просим – Мой дом не закрыт никогда. Путь.
    Вот как нужно писать -- просто, образно, мудро.

  Игорь Григорьев умел уважать себя, -- даже за одно за это он достоин искреннего уважения потомков:
  *ВОЛЯ.
  ...Виктор, мой надежный кореш, Читал поэму «В полумгле». В ней люди, веря и любя, Не обижали кров и поле, Не покорялись темной воле – Умели уважать себя. Обитель.
      
  Работа над вариантами и другими редакциями произведений писателей -- для меня истинная радость. И. Григорьев постоянно усовершенствовал свои стихи, хотя и ранние редакции великолепны. Сравните:
  *НАБАТ.
  Стогорлый (редк.). ; Котлы со смолой кипят – Кромешный ад. И над гибельной ночью – Стогорлый набат! В колокола.  -- Это ранняя редакция.
  Достославный (устар., высок.). И над гиблой ночью – Многозычной мочью – Достославный набат. Колокола.

  Если поэт пишет искренне, правдиво, жизненно, как Григорьев, например,
  -- это одно, но когда объяснения в любви к родине, женщине, к Богу ради
  красного словца, -- этого совсем другое, -- это и есть фарисейство, от
  которого тошнит, как от послевоенных оладьев из мерзлой колхозной картошки.


"И вот еще что: я всё-таки делаю новую редакции книги, поэтому еще раз соберите все книги Григорьева, предайте с кассиром. Хоть и трудно, но переделать придётся. Конечно, легче делать новую книгу, чем переделывать то, что уже сделано: если я раньше за 9 часов работы делал 6-8 страниц, то теперь только 3. Попрошу жену: составит новую картотеку. Но это даже к лучшему: в поэзии Григорьева я открываю то, чего раньше и не замечал: это удивительные рифмы, афористичность, тонкие метафоры, блестящие сравнения, много редких эпитетов и многое другое..."

  *-----
  Здесь : цитаты из книги А. П. Бесперстых «Словарь эпитетов Игоря Григорьева»

ВЕРА ПАНОВА, писательница:

Кто бы мог подумать, что этот "кавалерист" на псковском коньке въедет в русскую поэзию!



Аркадий ЭЛЬЯШЕВИЧ,
литературный критик:

«Оригинальность творческого голоса поэта не подлежит сомнению. Взять хотя бы богатство его поэтического словаря. И. Григорьев гордится тем, что пишет на “языке отцов и дедов”. Однако в употреблении старинных слов и слов псковского диалекта у него нет нарочитости, и, может быть, поэтому лексика его произведений не оставляет впечатления архаичности и стилизации. Читая стихи Игоря Григорьева о псковской старине и северной природе, думаешь об удивительном совпадении языковых средств с поэтической темой….
Поэзия И. Григорьева, традиционная по некоторым своим мотивам, но оригинальная и самостоятельная в их трактовке, лишний раз свидетельствует, что разговор об оригинальности и новаторстве не может быть односторонне сведён ни к вопросу о проблематике произведения, ни к элементам его художественной формы»( Эльяшевич А. Поэты, стиль, поэзия. Л., Лениздат, 1966, с.290).



В. ШУЛЬЦ,
руководитель клуба-поэзии:

Лучшие произведения Игоря Григорьева - это без сомнения жемчужины русской поэзии. Нам ещё только предстоит по-настоящему насладиться его стихами, его самобытным поэтическим даром, наполненным любовью к родине, Псковской земле, природе, русскому человеку..!
Откройте вновь для себя замечательного поэта! Уверен, не пожалеете!


ВАЛЕРИЙ МУХИН,
поэт:

...Таких патриотов, как он, до конца, до слёз любивших свою Родину, я не встречал никогда. Но главное его богатство - стихи. Чистые, русские, звонкоголосые, как трели утренних соловьёв, простые, как капли росы на траве.


ЛЕВ МАЛЯКОВ,
поэт:

...читайте его стихи и поэмы. В них есть всё: богатство души, языка, преданность Родине - всё то, что необходимо русскому человеку на опасном изломе российской судьбы.


ВАЛЕНТИН КРАСНОПЕВЦЕВ,
писатель:

Я в твой цех поступил подмастерьем,
Дорогой мой учитель и брат.
Нелегко отворилися двери,
А потом не пустили назад...


ВЛАДИМИР КУЗНЕЦОВ,
художник:

Природа щедро одарила его талантом - он стал известным Российским поэтом.
В нём счастливо сочетались аналитический ум, природное мужество и исключительное трудолюбие.... Он действительно не любил роскошь, любил природу, людей, был очень добр и доброжелателен к друзьям и особенно к нам, псковским художникам. Спасибо ему. Мы всегда его помним.

ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВ,
доктор медицинских наук, профессор,
священник, член Союза писателей России:

...Чем дольше я живу, тем глубже начинаю понимать его стихи... в них истинная боль и и крик русской души!... В его стихах сплав времен, их неразрывное единство. Повторяю стихи его как молитвы и они сами собой входят в память... Его пронзительные строки будят уснувшие сердца не в пример всевозможным усыпляющим бравурным маршам. То. что я написал, моё глубокое убеждение!

ДМИТРИЙ ВОЙТЮК,
кандидат психологических наук,доцент,
композитор и исполнитель песен на стихи Игоря Григорьева:

Чтобы понять Григорьева нужна своя боль. Боль от разрушений родного и Родины. Как в книге Саввы Ямщикова "Когда не стало Родины моей".
Григорьев задает высокую планку внутреннего напряжения, притом у него своеобразная ритмика и музыкальность. Я первое время песни даже не писал. Брал гитару и мелодия сама шла, оставалось только аккорды менять. В него надо вчитываться и обладать соответствующей рефлексивной культурой, чтобы понять внутренее устроение стиха, его художественный строй и палитру.

ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА МОРОЗКИНА – историк-искусствовед, подвижница отечественной культуры:

 «Игорь Григорьев… глубинный талант, глубинно-чистая душа, предельно искренняя, неспособная лгать. Предельно (или даже запредельно) самоотверженная»(Золотцев С А. «Зажги вьюгу». С. 10.).

 ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВА (научный сотрудник музея Пенсильванского университета (США), энтограф, антрополог):

" Григорьев большой, очень талантливый поэт порядка Есенина-Рубцова. Он был очень интересным человеком. Его жизненный опыт и знания делали общение с ним неординарным. Он был хорошим и верным другом… На Псковщине его помнят. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Заслуги перед русской литературой несомненны. Он, конечно, достоин установки памятника у себя на родине, т.к. является достоянием русского народа…"