Финал конкурса Пушкин в Британии-2013

Новый Конкурс
Одиннадцатый раз проходит в Лондоне финал ежегодного конкурса Пушкин в Британии. 18 финалистов собрались в церкви St. Giles у метро Tottenham Court Road в центре Лондона для выяснения поэтических отношений. Мой третий конкурс зрителем.

Сложные чувства – вроде уже знакомые люди, знакомая обстановка, только меняются конкурсанты. Зал церкви заполнен наполовину, звучат скрипка и пианино в начале, чуть прихрамывает на этот раз Олег Борушко, организатор Пушкин в Британии, и возникает ощущение, что хорошее искусство должно отбираться годами. Возможно, что хорошее искусство должно быть элитарным, но доступным каждому при желании и способностях. Не массовым и не ежеминутным всё же, иначе оно обесценивается. И разным. Не все пишут стихи, кому-то нужно играть на пианино – если говорить только о творчестве.

Зазвучали стихи... Вначале финалисты прочитали произведения, начинающиеся со строки Пушкина «По-английски пред самоваром» из стихотворения Калмычке http://feb-web.ru/feb/pushkin/texts/push17/vol03/y03-159-.htm , затем во втором раунде по несколько собственных стихов. Обычай продолжать строчки Пушкина на конкурсе существует давно, мне он не нравится, поскольку нарушает творческую свободу автора и отдает элементами плагиата, однако таков обычай этого конкурса, лучшего и уникального поэтического конкурса русского зарубежья.

В чем-то нарушает конкурс и традиционное байроновское и лермонтовское представление об одиноком поэте, читающем стихи у моря пустынным волнам. Все участники конкурса оказались яркими и интересными личностями, самого разного возраста, от 20 до более 60 лет, причем сложностей в понимании не возникало. Возможно, личностями не совсем обычными. Тем важнее было поговорить, увидеть компанию единомышленников и сохранить чувства надолго. Важно было и увидеть поэтов, читающих свои стихи. Можно было ассоциировать авторов с произведениями, понять искренность выражения чувств, честность, элементы игры или не игры в стихах. В интернете подобное не возможно. На следующий день после финала состоялся разбор стихов и поэтический слэм - участники читали стихи по полторы минуты, выступления оценивали зрители. Прозвучала интересная фраза, что интернет осложняет отношения, а некоторые участники, например, Вита Штивельман из Канады поделились опытом организации периодических мини-вечеров в своих городах и деревнях, посмотрели  новый выпуск поэтического печатного журнала.

Завершая интригу соревнования, скажу о результатах. Первое место разделили студентки Литературного института Ольга Аникина и Дарья Верясова. Их хорошие стихи и выступления отличали уже элементы хорошего профессионализма, что, с моей точки зрения, снижало момент искренности и зрительского сопереживания. Мне более искренними, естественными и эмоциональными показались стихи зеленоглазых поэтесс с Украины Ольги Ершовой и Ии Кивы, привлекал оригинальный эпатаж Руслана из Швеции, который выступал под именем Полина Морозова, притягивали спокойно рассудительные произведения и тон Владимира Кетова, хрупко-звенящие стихи Анастасии Винокуровой, острая эмоциональность выступления Lia Prem, яркая самоуверенность Бориса Прусского и философская вдумчивость Рафаэля Мовсесяна. Впрочем, на слэме и в другие дни выразили и проявили себя все участники, а в ходе обсуждения каждый мог высказать мнения на будущее. Второе место заняла Теегина Тииджьина из Норвегии с «мягким певучим калмыцким», ее стихи были довольно сложными и причудливо образными. Третье место – у очень веселой, задорной и заводной Кристины Маиловской (Сумгаит – Волгоград – Санкт-Петербург – Финляндия). Приз зрительских симпатий  -  Дарья Верясова, Литинститут. Приз за лучшее стихотворение о любви сложным образом уже в последний момент конкурса достался Лене Зински (Белоруссия - Британия) за прочитанное на слэме лирическое и нежное стихотворение.

Каждый из участников чем-то запомнился и оказался по-человечески интересен.
Жюри по обыкновению состояло из довольно известных в литературных кругах личностей – Екатерина Гениева, Михаил Попов, Сергей Чупринин, Юрий Ковальский, Алексей Варламов и Олег Борушко. Разумеется, не знакомым с литературой  имена могут не сказать много, тогда можно использовать интернет.
Вышла книжка стихов финалистов, которую можно было приобрести на конкурсе или, возможно, на сайте  http://pushkininbritain.com/content/london_programm_2013_rus/ , и будет выпущен сборник стихов победителей конкурса.

Из запомнившихся в обсуждении фраз: отличаться в поэзии можно только глубиной стихов; не смог дочитать стихотворение до конца – это поэма; присутствие сюжета понижает градус поэзии. Хотелось бы снова пойти хотя бы зрителем в следующем году. Кстати, некоторым финалистам за счет разных фондов были оплачены проезд и проживание – доказательство нужности поэзии и хороших стихов.

Репортаж и фото (Олег Борушко вручает приз Лене Зински) - Вадим Волков  http://www.stihi.ru/avtor/wolfs .

По одному понравившемуся стихотворению от каждого из финалистов, больше можно прочитать в книжке или найти на сайте http://pushkininbritain.com/content/london_programm_2013_rus/ .




Боришполец Елена
Одесса  Украина

Мята

Вместительность шкафа имеет значение,
Когда все твои Диоры в нем на местах,
А я – глубоко в тебе,
И тонны нас заменяют рыбу, вино,
И хождение по воде,
А остальное: голод и разговоры.

Давай подпишем контракт, что
Никогда не будет никаких контрактов.
Все только по образу и подобию.
Без пробирок,
Пустынь, задатков.
Все по-старому, все по-новому.

Моя белая память станет тебе холстом,
Безрамной твоей сублимацией
От обратного,
Спящим влечением вниз лицом,
Освобождением от круга пятого,
Друга тобой заклятого.

Слушается и гудит на ровне с маяком,
Дыхание твоей рубцеватой кожи.
Спи не долго,
Мой запекшийся ком,
Я без тебя ничто.
Вхожу,
Чтобы и ты тоже
Немела и плакала,
Как мята под языком.




Теегина Тииджьина
Осло  Норвегия

темно

Темно,
липкие тени разбросаны по квартире.
В этом мире
или в каком-то другом круглом мире
люди разбросаны -
и полотно
из нас видимо
в синем эфире




Струев Дмитрий
Денвер  США

***

Я один. Ну и что? Все одни. Так назначено.
Жалко только слова понапрасну растрачены,
Жалко только ненужным пропитаны опытом,
Говорите, а я буду жить полушепотом.

Затаюсь тихим зверем под ивой, под вербою,
Не скажу ничего, ничего не потребую,
Все отдам, подходите, оставьте лишь малое,
Извлеку и из малого главное самое.

Ни истошные крики, ни происки времени
Не нарушат моe вековое терпение,
Мне не нужен покой, безразлична бессонница.
Ни о чем не просить, ни о чем не заботиться.




Винокурова Анастасия
Дрезден  Германия

* * *

У тебя твои города и страны: приручил – не забудь проведывать и хранить.
У меня магическое сопрано и сомнительный дар не замечать границ.
Мы общаемся на изнанке дневного света, укрепляя ослабшие нити, скрывая швы.
Нам понятен главный из всех секретов: этот мир лежит на плечах живых.

Нас не встретят с оркестром на потайных дорогах и никто в нашу честь младенцев не наречёт.
Этот мир лежит на плечах здоровых. Береги себя – в нашем деле каждый наперечёт!
Я – метнувшийся звук, ты – гений самоконтроля... Мы – один одного загадочней и странней.
И совсем – понимаешь, совсем! – не играет роли, что порой происходит на солнечной стороне,

Где от ярких лучей – уродливее нарывы. Где от прежних обид лихорадит и коротит.
Этот мир лежит на плечах счастливых. Благородных атлантов. Нежнейших кариатид.
Только б нам, облачённым в спасительное юродство, не расслышать сквозь тревожную зыбь и муть,
Как заманчиво и бесконечно просто – разозлиться, отчаяться и шагнуть во тьму.

Истончается ткань, рвутся связи, крошатся плечи, забивается в ноздри едкий колючий дым.
Улыбайся – так, правда, гораздо легче, наконец, осознать, что каждый – незаменим.
С каждым новым прощанием сердце – неровной дрожью. Улыбайся, пожалуйста, всем вопреки и впредь!
Этот мир у нас на плечах... быть может, это именно мы не даём ему умереть.




Даугавиете Инга
Мельбурн  Австралия

***

люблю мужчин, которые любят жён
(внесу поправку - своих, чтоб без липких глаз),
легко, напряжённо, по-разному любят, но -
случайный взгляд - и плавятся зеркала!
мужчины эти бывают бесстыдно нежны,
они уже знают оттенки всех "да" и " нет",
насколько зимой бесполезно-бесцветны сны,
а летом - обманчиво-ярок картинный снег,
таких мужчин узнаёшь по рывку зрачков,
(беззвучно взгляд огибает лица других),
движенью губ... всю залу - наискосок
Разрежет, вспорет - Господи, помоги! -
найдёт её. И в заоблачной пустоте
где воздух звонок,а звук бессильно тяжёл,
пространства грани не заменяют стен...

люблю мужчин, которые любят жён.




Прусский Борис
Нетания  Израиль

СВИДАНИЕ

Безлунной ночью из белесого тумана
на десятисантиметровых каблуках
к двери тяжелой дорогого ресторана
ты подойдешь – неописуема в стихах.

Твой макияж настолько будет безупречен,
и до того бездонным будет декольте,
что потеряет дар своей английской речи
все повидавший на веку метрдотель.

Пройдя вовнутрь и уверенно ступая
в роскошный, стильного декора вестибюль,
ты в гардеробной сдашь манто из горностая,
в руках оставив лишь изящный ридикюль.

И вот в наряде «от кутюр» кроваво алом,
который только на тебе лишь так хорош,
ты не спеша продефилируешь по залу,
и посетителей собою потрясешь.

Недостижимая до зависти, до боли,
десятки взглядов игнорируя спиной,
приостановишься, найдешь тот самый столик,
и сядешь рядышком не с кем-то, а со мной.




Ольга Аникина
Россия, Литинститут

то скрежет, то гомон, то шелест колёсный...
                M.               
...то скрежет, то гомон, то  шелест колёсный,
вокзалы,  авралы,  билеты на входе…
Одних провожаешь легко и бесслёзно,
как выдох,  как вечер, как лёд в половодье.

Но ветреным днём уезжают  другие,
и кажется –  вы уезжаете вместе...
И следом  за ними  проходишь круги их,
и крестишь их спины,
           и крестишь, и крестишь...




Ия Кива
Донецк  Украина

Питер. Дождь

Дождь. Крылатые машины.
Небо ванну принимает
И расплескивает брызги
По скелетам площадей.

Солнце смотрит фильм про звезды.
Фонари бульвар качают.
Вены рек бьют по каналам.
Шепот капель. Тополей

Мокрые глядятся лица
В мутность луж и рябь пространства.
На углу у поднебесной
Чайкам крылья раздают.

Ангелы вьют хороводы
В шпилях дождевой столицы
И играют с ветром в прятки,
Херувимскую поют.

Красота не исчезает,
В купольном рыжье соборов
И в созвездьях томных арок
Сонный город сторожит.

Облака, скрывая жалость,
Отражают в окнах вечность
И целуют крыши в морды,
Пока время сладко спит.




Полина Морозова
Стокгольм  Швеция

***

седеет крона от ненастий
сгибают память и ветра
зарубкам тесно на запястьях
судьбой исписана кора

однажды в тихом старом скверце
когда он был луной облит
на дубе вырезали сердце
с тех самых пор оно болит




Дарья Верясова
Россия, Литинститут

***

Мне каждый день даётся тем трудней,
Что в жизни – от макушки до корней –
Я проросла бессмысленно и криво.
Но видит бог: не злы мои дела,
Что там, внутри, где музыка плыла,
Всё тишина – как плесенью – покрыла.

И оттого ли, что она – во мне,
Я знаю: мне придётся онеметь,
Когда себя, как книгу, пролистаю,
Но всякой рыбе бог раскроет рот,
Но над землёю музыка взойдёт –
Серебряная, жгучая, простая!




Lia Prem
Нью-Йорк  США

Осень жизни

Я хочу рассказать,
Что такое осень...
Осень, мой дорогой друг,
Это когда уже не зовут больше в постели. И не тянут загребущих рук
Когда сожалительные ухмылки
Мужчин
Приходится иногда глотать:
Как пилюли, с которыми становится позволительно в кроватке мягкой времечко коротать
Осень это
Когда не важно,
Пахнет ли изо рта:
Понимаешь, что так бывает с каждым, потому что еда стала – совсем не та!
И к тому же,
Кому он нужен – запах,
Если рядом никого нет?
Если былое кануло в леты – в ложные записи: о жизни насекомых и планет?
Осень – это даже не разлуки:
Они тоже уже позади
Просто осенью намного чаще за окном дожди
Но и это – вот же!
– Уже не тревожит, –
Все потому,
Что в домах осенних – тепло и тихо, и никому
Даже в голову не приходит
Погоду плохую обвинять,
Если есть под рукой таблетки, и есть чем жевать.
И по-своему, осень
Очень даже удобна и хороша!
Волосы можно не причесывать часто и вставать – не спеша.
И смотреть на птичек, и никто не осудит,
Если прекрасный день?
К тому же затертое понятие «кто-то» тоже – постепенно – уходит... «в тень»
Так что, осень
– Такая пора в природе:
Даже если ее не ждать
Она все равно человека находит и кладёт – на кровать
Кто-то может вскочит тогда –
с перепугу! И побежит...
А другой просто ляжет –
Накроется одеялом,
И дрожит.




Мовсесян Рафаэль
Долгопрудный   Россия

* * *

мы все – подброшенные в воздух;
живём пока не упадём,
и на лету глотаем воду
вдруг приносимую дождём.




Зелененькая Екатерина
Норчёпинг  Швеция

Океан

Нет ничего
Огромней океана.
Я буду ждать
И ловить опилки.
Пока играет
Соленые гаммы
Мой тихий,
Мой великий

Шершавыми пальцами
В крупных кольцах
Из кораблей,
Подводной гальки.
Возьми всё золото,
Мне не жалко
С моих серег.
Смой их.
С моих тревог.
Вон их.
С моих обид. Так их!

По белым клавишам
Пароходов
Бежит твоя
Неземная песня.
До линии небосвода
Где город,
И мне – тесно.




Штивельман Вита
Торонто  Канада

***

А небо отражается в реке.
И твердь одна, прозрачна и бездонна,
на твердь другую смотрит благосклонно.
Река лукавит. Блики вдалеке.

А звезды отражаются в цветах.
Цветы вбирают всеми лепестками
вечерних звезд безмолвное мерцанье
и отвечают трепетом листа.

Вот так же, расточительно нежны,
мои глаза в твоих отражены.




Зински Лена
Великобритания

Обувной магазин во Флоренции

Ты помнишь, мы шли по городу Да Винчи и Данте,
где в Арно любуются собой палацы. И черепицей
рдеют крыши. И в парке
делле Кашине я объелась желлато
с ванильной крошкой - как будто с маком.
Ты помнишь, как не по-мартовски было жарко! И вместо
того, чтобы упиваться искусством, мы вместе
держали курс к улице дэй Торнабуони, чтобы
в объятиях кондиционеров удобную/модную(!) купить мне обувь,
помнишь?
Ты был в любимой льняной рубашке,
как всегда отмеченной шоколадом,
и, присев к ногам моим, вместо
продавщицы мне на правую надел сандалию
из бежевой бархатистой замши со стразами.
И улыбнувшись, как принц Синдерелле,
сказал: "Выходи за меня замуж!".
Помнишь?
А потом в тех новых сандалиях
по каменному тротуару мы приплыли в Базилик Санта-Кроче,
где под знаменитыми фресками Джотто
зажгли свечи ценою в 4-e евро
и поклялись все так же ярко любить друг друга. Навечно.
Помнишь?


   

Маиловская Кристина
Финляндия

***

Толстый финн мне нежно гладит ручку,
На своем бормочет мне о главном.
Он гадает, что же я за штучка.
Просто я зализываю раны.
Солнце светит нежно, по-апрельски.
И балтийский берег так прекрасен!
Милый дом. И в клетку занавески.
Добрый финн на многое согласен.
Он готовит сауну, стараясь.
Я лежу на травке, словно пума.
Мне сейчас нужна такая малость –
Просто ни о чем совсем не думать!
Я его однажды съем на ужин.
А пока, любуясь панорамой,
Я треплю его смешные уши.
Просто я зализываю раны.




Ершова Ольга
Одесса  Украина

По-английски, пред самоваром
Ты сидел, лихой и поджарый;
То души неуемным жаром,
То словами меня губя;

Отчего-то, когда рыдаю,
Я бесцветная и худая,
Так хожу я весь день, впадая
То в истерики, то в тебя;

В жизни много противоречий,
Бог послал (и как тут перечить):
Я искала судьбу полегче,
Мне ж достались ты и молчать;

Эта данность несправедлива,
Я хотела побыть счастливой,
Но твой строгий голос паршивый
Ни на что не хочу менять;

Ты не любишь меня нисколько,
Ты всегда говоришь мне «Олька»,
Что, конечно, плохо, поскольку
Уважения в этом нет;

После колких твоих укоров
Я вся вспыхиваю, как порох,
Я хочу оживленных споров
И... иду выключаю свет.




Кетов Владимир
Гамбург  Германия

***

Допет любви сонет.
Нет повода остаться.
Погашена свеча
И выпито вино.
Но с вами не могу
Я просто так расстаться,
Хотя вам все равно,
Хотя вам все равно.

Туманно за окном.
Сменяет осень лето.
И вместе с пустотой
Приходит тишина.
И к скорбному листу,
Где горькие заметы,
Добавится одна,
Добавится одна.

А ваших пальцев шелк
Бестрепетно прохладен,
И слух ласкает мне
Короткий ваш смешок.
Физический контакт
По-прежнему приятен
И вызывает шок.
И вызывает шок.

А ветер за окном
Срывает паутину,
Даря свободой тех,
Которые мертвы...
И мы еще близки,
Но лишь наполовину.
И мы еще на «ты»,
Хотя уже на «вы».

Допет любви сонет.
И не к чему придраться –
Ни к яркости свечи,
Ни к крепости вина.
И, видно, суждено
Безадресным остаться
Вопросу: «Чья вина?»
Вопросу: «Чья вина?»