Молчаливая красавица

Светлана Бестужева-Лада
Она родилась в Париже во время войны – третья дочь французских театральных актеров Мориса Дорлеака и Рене Денев. Когда Катрин впервые появилась на публике, «бренд» Дорлеак уже был занят ее старшей сестрой Франсуазой, блиставшей на подмостках Комеди-Франсэз. Поэтому в титрах фильма, получившего всемирную известность, появилось имя Катрин Денев.
Фильм «Шербургские зонтики» - наивная и простенькая сказочка, которую спасала только музыка Мишеля Леграна, неожиданно для всех стал, как бы сейчас сказали, «хитом». Мало того, что мелодии из него звучали практически повсюду, так еще и все женщины в мире причесывались «под Женевьеву», одевались, как она, подражали ее походке…
Но Катрин Денев была и остается неподражаемой. Во всем.

Молчание - это ее излюбленная манера поведения. Она так же искусно владеет молчанием, как, например, веером или, когда нужно, кинжалом. Катрин никогда не станет разговаривать с первым встречным, она строго отбирает тех, кому может доверить свои признания.
Вот некоторые из них:
«Конечно, я боюсь, как и все женщины, постареть, даже немножко больше, чем остальные, потому что для актрисы это очень важно. Было бы ложью уверять в обратном».
О своей склонности к тайнам она говорит:
«Я люблю все хранить в секрете. На мой взгляд, личное должно личным и оставаться. Бывает, что во время какого-нибудь интервью я иногда проговорюсь, скажу что-то сугубо личное. Редко случается, чтобы я потом не пожалела об этом».
И в каждом новом интервью на десять слов корреспондента приходится два-три слова Катрин. Тем боле, что многие вопросы журналистов просто выводят ее из себя: она считает их нескромными.
Для француженки подобное поведение – редкость. Для звезды такой величины, как Катрин Денев, - еще большая редкость. Как и ее систематические отказы от предложений голливудских киностудий. Поэтому большинству американцев ее имя просто ничего не говорит.
«Шербургские зонтики» получили первый приз Каннского фестиваля 1964 года. В 1967 году тот же режиссер – Жак Деми – снял второй музыкальный фильм-мелодраму «Девушки из Рошфора», где Катрин снова играла одну из главных ролей. Увы, фильм оказался куда слабее первого, зрители его практически не заметили, а единственной полученной наградой был приз за музыку, написанную тем же Мишелем Леграном.
Для «Шербургских зонтиков» Катрин пришлось стать блондинкой, ею она навсегда осталась после «Девушек из Рошфора». Так случилось, что выход на экран «Девушек…» совпал с трагической гибелью в 1967 году старшей сестры Катрин – Франсуазы Дорлеак. Можно было снова стать брюнеткой и взять фамилию отца, но зрители уже этого бы не поняли.
Все запомнили великолепный исторический фильм «Майерлинг» о любви и гибели австрийского эрцгерцога Рудольфа и его возлюбленной. Но как-то совершенно незаметным остался тот факт, что возлюбленную играла Катрин Денев. Хотя слово «играла» тут вряд ли приемлемо, уместнее было бы сказать – «позировала».
Тем не менее, окончательно актриса укрепила свой звездный статус, снявшись в фильме  Буньюэля «Дневная красавица» - достаточно откровенного даже по голливудским меркам. Большая часть сцен была снята в борделе. Но среди всего этого героиня Денев оставалось изысканной, молчаливой и, как это ни парадоксально, казалась неприступной. А о ее личной жизни вообще мало что было известно.
Катрин Денев родилась под знаком Весов. У женщин этого знака эротические стремления заложены в подсознании. Время от времени они с удивлением обнаруживают себя в новой постели и не могут понять, как это произошло...
Ее сын Кристиан Жак родился 18 июля 1963 года от известного французского кинорежиссера Роже Вадима, любителя отыскивать молоденьких девушек и создавать из них звезд кино.
Сам Роже Вадим признавался:
«Во время съемок очень часто возникают временные связи. И в этом смысле я не единственный... Правда, мои отношения с Бардо, Денев, Фонда начались еще до того, как я стал их снимать. Мне свойственно думать о человеке и об актере как о двух разных личностях и держать обоих на расстоянии. Но иногда знание человека и доверие, которое я к нему испытываю, помогают преодолеть некоторые проблемы актерской игры. И я чувствовал, что с Брижит и Фонда это шло на пользу дела. Но в случае же с Денев это могло создать некоторые проблемы, правда, у меня она снималась всего раз...»
Когда два человека работают в одной съемочной группе и состоят в интимных отношениях, существуют две опасные ловушки. Во-первых, режиссер может утратить требовательность. Во-вторых, человек использует эти отношение как оружие, чтобы добиться своего...
Познакомились они, когда ей было семнадцать лет, а ему тридцать два. Она была в том же возрасте, что и Брижит Бардо... Роже Вадим ввел ее в мир «сладкой жизни», о котором Катрин ничего не знала, несмотря на то что жила в известной актерской семье.
«Очень долго меня считали не то чтобы робкой, а просто-напросто недалекой, - рассказывала Катрин. - Представьте хорошенькую девушку, которая ничего не в состоянии сказать, - очень быстро за ней закрепляется соответствующая этикетка. Я не любила игр. Рано сама научилась читать. Больше всего любила патетичных героинь Эмилии Бронте и вздрагивала от женщин Франсуа Мориака...»
Это Роже Вадим надоумил ее стать блондинкой. В светских и кинематографических кругах Парижа появилось, как многие тогда утверждали, «клише» Брижит Бардо. Но если Брижит сразу же включилась в богемную жизнь и при этом не ощущала неловкости, то Катрин вела себя тихо, вызывая у присутствующих только уважение и восхищение. Мужчины считали за честь поближе познакомиться с очаровательной особой, никак не вписывающейся в «гнездо», которое должно было стать частью ее повседневной жизни.
Роже Вадим, порой злясь, давал ей советы:
«Верь мне, женская красота сама по себе нуль. Она ничего не значит, если обладательница не будет ее демонстрировать как флаг, как оружие и как меч...»
Тщетно…
В 1962 году он поручил ей сыграть главную роль в фильме «Порок и добродетель». Фильм имел успех, а актриса – нет, причем до нее доходили слухи, что Роже Вадим разочарован своей новой партнершей, прежде всего, как актрисой. Тем не менее, их роман продолжался. И вдруг – как ножом отрезало.
Стеснительная Катрин случайно майским днем познакомилась в Париже с Давидом Бейли - молодым, красивым мужчиной, который оказался знаменитым английским фотографом, работавшим в журнале «Плейбой». Дэвид не знал французского, мог сказать всего лишь два-три предложения. Катрин же в то время еще не могла говорить по-английски. Но для обостренных весной чувств незнание языка не имело никакого значения. Влюбленные интуитивно ощутили, что нужны друг другу.
Катрин и Роже, несмотря на прерванный роман, остались друзьями. Более того, новый друг Катрин стал приятелем Роже Вадима. А когда Дэвид и Катрин решили обручиться, Роже Вадим прислал поздравление:
«Прости, что не понимал, как дорога ты мне. Твой Роже».
Но обручение так и не состоялась. По причинам, известным только ей одной, Катрин Денев ушла от Дэвида и осталась с сыном, занялась его воспитанием. Вадим часто звонил ей по телефону, считая, что во многом виноват он.
- Катрин - мой единственный грех, -  часто признавался он журналистам.
«Любовь для меня важнее славы, а счастье важнее успеха. Передо мной отчетливо встала дилемма, - вспоминала в одно из редких мгновений откровенности  Катрин. - Когда я приняла решение родить ребенка, я уже знала, что мы расстанемся с Вадимом, но это не имело никакого значения... Мне важен был Вадим не как муж, а как отец будущего ребенка. После долгих раздумий я решилась. И могу сказать, что счастлива. Я мать, а мать никогда не бывает одинокой. Материнство приносит радость. Правда, оно есть некоторый вид взвешенного жертвования собой.
Освободившись от опекунства Роже, я смогла ощутить в себе внутренние силы. Знаете почему? Потому что стала сама зарабатывать...»
Красивые женщины - гордые женщины. Наверное, потому, что отмечены магической силой свыше. Не каждая женщина в двадцать три года с ребенком на руках откажется от предложения о браке.
Однако идеалом для скромной Катрин всегда была… пылкая Мэрилин Монро. Ради нее Денев отказалась от обычного молчания, чтобы прокомментировать по телевидению фильм «Норма Джин, или Мэрилин Монро». Редко одна обольстительница говорит о другой, пусть даже умершей. Но очарование Денев носит особый характер, и она знает: в этом соперниц у нее нет. У нее, можно сказать, автоматическое обольщение, или обольщение вечное. Она очаровывает постоянно и непрерывно.
В такие моменты Катрин Денев олицетворяет собой торжествующую женственность, напоминая о словах, сказанных Мюссе вскоре после окончательного разрыва с Жорж Санд:
«И все же она самая женственная из всех женщин, которых я когда-либо знал».
Сорок восемь процентов мужчин Франции считают, что Катрин Денев олицетворяет вечную женственность идеальнее, чем Мэрилин Монро и софии Лорен, и готовы следовать за ней в огонь и воду. В то же время они утверждают, что ее очарование - это волшебство, потому что актриса не обладает ни самыми красивыми глазами, ни самой красивой грудью, ни самым красивым ртом...
Соотечественники говорят о ней: «чародейка», «соблазнительница», «нежная и отчаянная», «роковая женщина», «бесчувственная и невозмутимая»...
Однако у этой нежной и молчаливой скромницы далеко не самый мягкий характер, а порой он даже слишком твердый и жесткий. Если она что-то решила, ее почти невозможно переубедить.
Катрин Денев любит, не выставляя толпе напоказ свое чувство. Она имеет на это право. Ей нравится крепко запирать на засовы все двери. Она задергивает все занавески, чтобы лучше рассмотреть собственную внутреннюю жизнь. Лучший способ исчезнуть - это погрузиться в мужские взгляды. Она ныряет туда, теряется в них и тут же возрождается.
Неуловимая, молчаливая Денев. Внешне она выглядит недоступно и гордится этим. Она подражает тем, с кем ей – увы! - не сравниться, - Дитрих или Гарбо. Как Дитрих или Гарбо, она появляется, потом исчезает, близкие друзья утверждают, будто она путешествует на облаке духа.
Тем не менее, список фильмов, в которых снималась Денев, невольно внушает уважение. Их больше семидесяти. Но лишь фанатик-киноман сможет перечислить хотя бы половину – большинство прошли незамеченными публикой и прессой.
Правда, в 1992 году Катрин Денев получила премию «Оскар» за роль в лучшем иностранном фильме «Индокитай». В 2000 году «золотую пальмовую ветвь» получил фильм «Танцующая в темноте», где Денев сыграла роль подруги главной героини. Мало кому известно, что режиссер специально переписывал сценарий фильма по просьбе неотразимой Катрин – первоначально играть должна была совсем другая актриса.
В 2002 году Катрин Денев в полном смысле слова блеснула в фильме «Восемь женщин», который обошел все экраны мира, хотя и не получил никаких наград. Даже в созвездии семи признанных красавиц – Людвин Санье, Виржинии Ледуайен, Даниэль Дарьё, Изабель Юппер, Фирмин Ришар, Эммануэль Беар, Фани Ардан – холодная, классическая красота Катрин не может остаться незамеченной.
Жанр фильма можно определить как гротеск с элементами мюзикла и чёрной комедии. Среди заметных достоинств фильма: яркая актёрская игра; интересная режиссёрская находка с персональными музыкальными номерами каждой из героинь, у каждой из них свой танец с песней и свой ассоциативный цветок во вступительных титрах; простые, запоминающиеся мелодии.
Кстати, почти никто не знает, что у Катрин Денев – хороший голос. В 1981 году актриса даже выпустила сольный альбом «Souviens-toi de m'oublier», который почти немедленно разошелся.
Она заставила восхищаться своей внешностью, но не отметила ею ни одну из своих ролей. Например, при имени Вивьен Ли в памяти сразу же всплывает лучистый образ Скарлетт О'Хары. Когда говорят об Изабель Аджани - образ королевы Марго. Образ Элизы Дулитлл неразрывно связан с прекрасной Одри Хепберн. А Лицо Катрин Денев связано… лишь с представлением о вечно красивой женщине.
Скрытная Денев сбрасывает свою маску лишь в царстве цветов своего сада под Парижем. Сад, в свою очередь, таинственный и тихий, как и его хозяйка...
Как ни странно, второй серьезный роман в жизни Катрин Денев все-таки получил огласку, но не по ее вине. Вспыхнувшая между ней и Марчелло Мастрояни страсть роман стоила обоим много сил и нервов. Несколько лет Марчелло метался между Римом и Парижем, пока не решился осесть во французской столице. Катрин любила его, но не желала уничтожать семью Марчелло. Она решительно отказывала ему в браке. Но Марчелло не падал духом, он искал любую возможность, чтобы Катрин стала его женой. Узнав, что она беременна, он немного успокоился. Однако и рождение дочери (Кьяра-Шарлотта родилась 28 мая 1972 года) не смогло изменить решение Катрин.
Страстный «первый любовник Европы» получил такой удар ниже пояса, что еще долго не мог прийти в себя. Он был вынужден возвратиться к своей семье. Нужно отдать должное Катрин и Марчелло: несмотря на прессу, на желание журналистов «вывалять» их в грязи, они смогли найти в себе силы пройти через все вставшие перед ними трудности, воспитать Кьяру-Шарлотту и остаться друзьями до самой смерти великого итальянского актера.
Почему же красавица Катрин Денев столь скрытная? Потому что французская кинозвезда отказывается подчиняться условностям. На кинематографическом горизонте она видна как на ладони. Но ее совсем незаметно, когда говорят о другой Денев, той, которая возвела сокрытие своей частной жизни в искусство, в котором ей нет равных.
Дети актрисы, Кристиан и Кьяра-Шарлотта, уже выросли и живут самостоятельно. Они продолжают семейную традицию – оба стали актерами, а Кьяра-Шарлотта Мастроянни даже снялась вместе со своей прекрасной мамой в фильме известного кинорежиссера Клода Лелуша «Только вдвоем». Но об их отношениях с матерью так никто никогда толком ничего и не узнал. Так же мало известно о ее любовных делах. Кроме Дэвида Бейли, Роже Вадима и Марчело Мастроянни, были и другие мужчины, оставшиеся публике неизвестными.
Выбираясь между съемками на отдых, Катрин Денев любит проводить его там, где может ощущать свое родство с природой. Она любит сельскую местность, а из городов — Париж, Нью-Йорк, Сан-Франциско. Главное, что они находятся не так уж далеко от моря.
В 2004 г. актриса приезжала в Москву на презентацию книги Андрея Плахова о ней самой, а 30 июня 2012 Катрин Денёв принимала участие в церемонии закрытия 34-й Московского Международного кинофестиваля где ей вручили приз «Верю. Константин Станиславский».
Катрин Денев до сих пор остается верной… самой себе. Она живет в одном из фешенебельных районов Парижа со своим новым спутником, неизвестным прессе седовласым господином, (Катрин всегда предпочитала мужчин гораздо старше себя). Главное, однако, в другом. Актриса находится в прекрасной форме и готова снова и снова удивлять и радовать своим искусством зрителей и многочисленных поклонников.