Памяти подводников АПЛ К-429

Хрящевский Александр
Памяти  подводников АПЛ  "К-429"

Да нам бы  правды  лишь глоток,
А завтра – хоть на  плаху.
Есть   приговор и  тяжкий  срок,
Да  правды – кот  наплакал.

И  есть  лихие   флагмана
В  анналах  флота –
Им  жизнь  азартная  игра:
- Тасуй  колоду!

Умеют «шашку  обнажить»:
- Латаем  дыры!
Крест  неподъёмный  возложить
На  плечи  командира.

Да  что нам  левый  поворот:
- Ворочай  вправо!
- Дадим  партийный  укорот,
Найдём  управу!

Вдали  от  моря и глубин,
Все  корифеи.
А  Командир  всегда  один
Заложник  «ерофеев».

Достанет  бодрости и сил –
Тома  испишут.
Жаль, те  кто  грех ваш  искупил,
Уже  не  слышат.

Хвалу, кто  выйдет,  возносить
Заступнику Николе…
Увы, погибших  воскресить
Не в командирской  воле.

Дыши, браток, пока  живёшь –
Колбаску  кушай…
Быть  может  тело и спасёшь –
Спасёшь ли  душу?

Флот со  святыми не  знаком,
На  них  не  уповает.
У  Флота   есть  Главком  Горшков
И  мичман  Баев.

Принарядим парадный  полк,
Склоним  знамёна,
Тех кто исполнил  честно долг
Помянем поимённо.

Разделим  студень-холодец
И  спирт в  сосуде,
А  кто  герой и кто  подлец –
Господь  рассудит.


11.06.2013

 благодарность и вознаграждение за авторский Труд: социальная карта СБ "Мир" 2202 2009 4160 6319


   23 июня 1983 г. в бухте Саранная Авачинского залива затонула АПЛ «К-429» 2-й Флотилии 10-й Дивизии.

   Спасено (вышли с глубины 38 метров) 104 подводника, погибли 16 членов экипажа. Это единственный беспрецедентный в истории подводных флотов всех стран случай выхода такого количества подводников из затонувшей подводной лодки.

Материал из Википедии
https://ru.wikipedia.org/wiki/К-429:

   К-429 – советская атомная подводная лодка проекта 670 «Скат» в составе Тихоокеанского флота. Была заложена 26 января 1971 года на заводе Красное Сормово, спущена на воду 22 апреля 1972 года, зачислена в состав флота 31 октября 1972. Проходила службу в 10 дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота ВМФ СССР. В июне 1983 года затонула в бухте Саранной, в 50 километрах от выхода из Авачинской губы на глубине 38 метров.

   В мае 1983 года атомная подводная лодка К-429 пришла с боевой службы в Индийском океане. Экипаж был отправлен в отпуск, АПЛ поставлена на межпоходовый ремонт. Из ремонта лодку должен был принимать экипаж капитана 1-го ранга Николая Суворова. Планировалось, что осенью АПЛ выйдет в море для проведения учебных торпедных стрельб и отработки мероприятий по противодействию торпедной атаке противника.

   Однако выяснилось, что торпедные стрельбы должны состояться не осенью, а в июне. Экипаж начал подготовку к предстоящим учениям. Поскольку многие члены экипажа были в отпуске, на их места пришлось срочно искать замену. Одновременно с этим необходимо было передавать лодку от старого экипажа новому. При этом межпоходовый ремонт не был завершён.

   Против выхода в море возражали начальник штаба 10 дивизии капитан 1-го ранга Алексей Гусев и командир подводной лодки капитан 1-го ранга Николай Суворов, однако их мнение не было принято во внимание. Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга Гусев вспоминал: «Я заявил о своём несогласии с выходом в море „К-429“ с экипажем Н. М. Суворова. Однако, вечером того же дня узнал, что план подписан, то есть утверждён…»

     В тот же день, 24 июня 1983 года лодка вышла из бухты Крашенинникова на дифферентовку. На борту вместо штатных 87 человек вышло в море 120.

   В бухте Саранной экипаж лодки приступил к погружению. Неожиданно в четвёртый (реакторный) отсек подводной лодки через систему вентиляции с большой скоростью начала поступать забортная вода. Во время ремонта, в первую очередь из-за сварочных работ, на лодке были открыты вентиляционные «форточки», и их автоматическое закрытие было заблокировано. Из-за срочности выхода в море и без полноценной команды закрыть «форточки» оказалось некому. Более того, датчики заполнения балластных цистерн не работали, из-за чего было принято чрезмерное количество балластной воды, и даже до появления затопления погружение лодки было очень быстрым. Командир отдал команду продуть цистерны главного балласта (ЦГБ). Однако запоры клапанов вентиляции ЦГБ были открыты из-за отказа насоса гидравлической системы вследствие короткого замыкания), поэтому ВВД вместо того, чтобы вытеснить воду, оказался просто стравлен за борт.

   В 23 часа 30 минут (или в 23 часа 40 минут) К-429 легла на грунт на глубине 38 метров (по глубиномеру второго отсека) с небольшим дифферентом и креном на левый борт. Четвёртый отсек был затоплен, 14 находящихся в нём моряков-подводников погибли, не позволив себе покинуть отсек. Забортная вода начала поступать в 1, 2 и 3-й отсеки. Для прекращения поступления воды необходимо было закрыть захлопки судовой вентиляции, но сделать это с помощью электроманипулятора было невозможно из-за отсутствия электропитания. Первым сориентировался помощник командира А. П. Разборский, он сумел закрыть переборочные захлопки, воспользовавшись гидроманипулятором  в третьем отсеке.

   Ситуация складывалась тяжёлая: четвёртый отсек был затоплен полностью, первый на 75 %, второй несколько меньше. Пятый отсек постепенно затапливался через клапан выравнивания давления между 4 и 5 отсеками. В 1, 2, 3, 6 и 7 отсеках находилось 106 человек. Не было фонарей, в аварийных бачках не оказалось пищи. Многие дыхательные аппараты были неисправны, из ста комплектов только десять содержали в баллончиках кислород, некоторые маски были порваны. Всплывающее спасательное устройство (ВСУ) было приварено к корпусу, а лебёдка ВСУ разобрана. Аварийные буи невозможно было выпустить из-за неисправности выпускающих механизмов. Таким образом, уведомить командование об аварии экипаж возможности не имел. Позже обстановка ещё ухудшилась из-за пожара аккумуляторов в первом и третьем отсеках и возникшей загазованности.

   Чтобы сообщить об аварии, 25 июня через торпедный аппарат на поверхность были отправлены мичман Николай Мерзликин (в 4 часа 20 минут) и мичман Михаил Лесник (в 5 часов 30 минут). Около 8 утра их подобрал пограничный корабль. По флоту была объявлена аварийная тревога.

   К аварийной лодке прибыло аварийно-спасательное судно «СС-38» проекта 532, находившееся в момент аварии в межпоходовом  ремонте. Пристыковать спасательный колокол к комингс-площадкам спасателям не удалось. Было принято решение о самостоятельном выходе из лодки. Поскольку лодка была разделена затопленными 4 и 5 отсеками, одной части экипажа предстояло выходить через аварийно-спасательный люк седьмого отсека, другой — через торпедные аппараты (ТА) первого отсека. Спасатели наладили вентиляцию отсеков и передали недостающие ИДА, некоторые из них оказались неисправными, но исправных было достаточное для выхода количество.

   Первый отсек моряки покидали через ТА по 4 человека. Однако из-за тесноты в ТА матрос Н. П. Синюков получил тяжёлую баротравму лёгких и погиб. После этого выход продолжился по три человека. Последним вышел капитан 1-го ранга А. А. Гусев.

   В седьмом отсеке находилось 23 человека. Несмотря на наличие старших по званию и должности, выходом фактически руководил 23-летний мичман В. П. Баев, имевший опыт водолаза-инструктора. Он проверял и помогал надеть ИДА, инструктировал других моряков, определял порядок выхода (выходили парами: более опытный с менее опытным). Из-за неисправности карабина на глубине 15 метров застрял и погиб матрос Р. М. Закиров. Мичман Баев с риском для жизни выходил последним, при этом задраив за собой люк и не допустив затопления отсека, что в дальнейшем помогло поднять лодку.

    В 1983 году суд приговорил Николая Суворова к десяти годам заключения, командира БЧ-5 379-го экипажа Бориса Лиховозова  к восьми. Николай Михайлович Суворов добивался пересмотра решения до самой своей смерти в 1998 году. Позже этим занималась его вдова Зинаида Васильевна Суворова.

    Наиболее полно и квалифицированно причины катастрофы рассмотрены  в книге Героя Советского Союза, вице-адмирала Е. Д. Чернова «Тайны подводных катастроф»  2-е издание 2008 г., типография ООО «ИПФ «НИКА», Санкт-Петербург, а также в книге Н. А. Черкашина «Повседневная жизнь российских подводников»

«Скажу открытым текстом: летом 1983 года капитан 1 ранга Суворов Николай Михайлович был одним из лучших и опытнейших командиров не только в дивизии атомных подводных лодок, но и во всей 2-й Флотилии…»

                в-адм. Е. Д. Чернов
                из книги «Тайны подводных катастроф»


Погибшие на К-429 моряки-подводники:

капитан-лейтенант Касперович И. Ю.
капитан-лейтенант Курочкин В. М.
старший лейтенант Петров А. И.
лейтенант Туласов В. Г.
мичман Жарников И. М.
мичман Колесников Н. Н.
мичман Кузьмин А. И.
мичман Лящук В. А.
мичман Портнов В. Н.
мичман Черемушин А. Е
старшина 2-й статьи Султанов Ф. А.
старшина 2-й статьи Яшкин Л. И.
старшина 1-й статьи Конринский А. В.
матрос Закиров Р. М.
матрос Синюков Н. П.
матрос Шведов А. Д.

Прим.

б) к сожалению, в различных источниках фамилии некоторых погибших подводников даны в различном написании а) Касперович (Каспарович, Каспрович) б) Лящук (Лещук)