Гибель Буревестника

Вилисвальд Охара
Из Ленинградского фольклора 1920 – 1930 гг.

   В конце 1920-х - начале 1930-х гг. по Ленинградским дворам ходили уличные певцы,  под аккомпанемент шарманки или скрипки, исполнявшие популярные в те годы песни. Репертуар был достаточно разнообразен, от «Маруся отравилась» и «Кирпичиков» до «На сопках Манчжурии». Пели они за скромное вознаграждение, в виде монеток, завернутых в бумажки, которое бросали из окон жильцы домов. В числе таких песен была и «Гибель «Буревестника».
 
В узком проходе Морского канала,
Тянется лентой изгиб.
Помнится гражданам, место ужасное,
Где "Буревестник" погиб.

В день злополучный, отчалив от пристани,
Вышел в Кронштадт пароход,
Тихо качаясь и выпрямив корпус,
Стал набирать быстрый ход.

Тьма непроглядная путь заграждала,
Волны бежали вперед.
Часть пассажиров давно уже спала,
Вдруг раздается гудок.

Чаще и чаще гудок раздается,
Красный фонарь замелькал.
И "Буревестник" свернул быстро влево,
Не дав ответный сигнал.

Тут же, ударив кормою о скалы,
Стал "Буреветник" тонуть,
Дети рыдают, матросы ругаются,
Тщетно на помощь зовут.

Трус и подлец, капитан парохода,
Бросил команду в беде,
Всех пассажиров на тот свет отправил,
Спасся один на трубе.

   В основу песни был положен действительный случай. 29 августа 1926 года, примерно в 22 часа 20 минут рейсовый пароход "Буревестник" (до 1918 г. «Русь»), имея па борту 404 пассажира (согласно проданным билетам), взял курс на Кронштадт. Опытный капитан, знавший фарватер, на этот раз не пошел в рейс и свое место на капитанском мостике доверил менее опытному помощнику. В Морском канале, около Барочного бассейна, где тогда строился новый хлебный мол, навстречу «Буревестнику»  шел немецкий пароход "Грета". Немецкий пароход, как и положено, на узком фарватере, дал предупредительный гудок, означающий: "обходи справа". Рулевой "Буревестника" не отреагировал. Немецкий пароход дал второй гудок. Заметив, наконец, опасность, помощник «Буревестника» приказывает взять лево на борт, в результате, судно наталкивается на строящийся бетонный мол, и, получает крупную пробоину. Помощник капитана дает новый приказ: «задний ход», то есть возвращает судно на глубину. На корабле возникает паника, как всегда, в таких случаях, выясняется неготовность судовых спасательных средств.  При этом до мелкого места, где человек мог встать и дойти до берега, как писала газета "Вечерний Ленинград", было всего 30-50 шагов! В итоге "Буревестник" продержался на плаву 10 - 15 минут, после чего погрузился в воду.
   Ленинградские газеты на протяжении нескольких дней, расходясь в деталях, писали об этом случае. Среди прочего упоминалось, что кочегар, рискуя жизнью, сумел выпустить пар из котлов и предотвратил взрыв. Военные моряки, бывшие среди пассажиров спасали тонущих. Помощь в спасении тонущих оказывали пожарные Ленинградского порта, они вытащили из воды около 300 человек. Команда немецкого парохода «Грета» спасла 80 человек.
  Корреспондент "Вечернего Ленинграда", побывавший на месте происшествия на следующий день, писал: "Труба "Буревестника" торчит из воды и весело играет на солнце".Что в очередной раз подчеркивает адекватность представителей такого вида животных, как пресса...
  Тем не менее, за давностью лет этот трагический случай не забылся. В середине 1980-х гг. на ленинградском телевидении был поставлен детективный фильм "Переступить черту", в котором один из персонажей, старый ленинградец, исполняет фрагмент песни "Гибель "Буревестника". В повестях замечательного ленинградского писателя и знатока городского фольклора В.С. Шефнера "Счастливый неудачник" и "Имя для птицы, или чаепитие на желтой веранде" достаточно подробно описывается этот случай. 
   Вот такая история…

20.06.2013 г.