Пиво твоё... сладко!

Николай Василевский
                Пиво твоё…сладко!
   Традиции пивоварения имеют древнейшие истоки. Ещё до нашей эры, люди пили пиво и это, помогало решать им практически все проблемы. Одним из таких народов были древние шумеры.   
   Шумеры, народ, обитавший на юге Двуречья, или Месопотамии, в долине рек Тигра и Евфрата в 4 и 3 тысячелетиях до нашей эры. Шумерская цивилизация, насколько мы можем судить в настоящее время, – единственная в своём роде: до нас дошло  огромное количество письменных документов, как ни от какой другой культуры мира. Именно из них мы узнали, насколько знам6енательную роль играло в жизни древних шумер пиво. Как «вклинилось» оно во все слои и пласты жизни, который чувствовал себя по мироощущению первожителем. А может быть благодаря тем импульсам, слоям мироздания, в которые попадали древние шумеры, и была создана такая удивительная цивилизация. Во многом этому способствовало пиво. Впрочем, пусть об этом скажут сами шумеры.
   Одной из особенностей нашего отношения к окружающему миру, является естественное сопоставление каких-то двух понятий или вещей – времён года, видов животных и растений, материалов орудий производства, – которые настолько прочно связаны между собой в нашем сознании, что, называя одну вещь, мы не можем не вспомнить другую...В такой сельскохозяйственной стране, как Шумер, этими парами были: зима и лето, скот и зерно, и так далее. В представлении шумеров бог воздуха Энтиль решил создать всевозможные деревья и злаки, дабы на земле воцарилось, дабы на земле воцарилось процветание и изобилие. С этой целью он сотворил двух братьев – Энена (Лето) и Энтена (Зиму) и возложил на каждого из них определённые обязанности. В чём они заключались видно из таких строк: Энен приказывает овце родить ягнёнка,
Козе – козлёнка,
Корове множить телят, жир, молоко давать,
Рыбам морским – метание икры в укромных бухтах.
Винограднику, пальмам он даёт
Изобилие вина и пива.
  Эти строки показывают, насколько неразделима была жизнь шумеров с потреблением пива. Однако, что же было дальше? Там, где пиво в этом мире сыграло не последнюю роль?
А дело было так. Справившись со своими делами, оба Энтен и Энен, решают отправиться в Нишпур, в «дом жизни», и почтить там дарами отца своего Энтиля. И тут среди братьев возникает ссора, Энен, не признаёт за ьратом права называться «земледельцем богов». После этого оба отправляются в Экур, центральный храм бога Энлиля, и каждый и каждый излагает свою точку зрения. После этого Энмиль сказал Энену Энтену, свою точку зрения:
Энен пред Энтеном
поклонился, обратился к нему с мольбою.
Он дал Энтену сребра и злата,
Он наготовил вина и пива.
Двое обменялись знаками братства,
Обменялись знаками дружбы.
Дабы возрадоваться, дабы выпраздновать,
Вот, они хороши друг другу.
   Так в старину, как и в наше время, решались с помощью пивка проблемы богов, связанные с наследством, и…Любовными делами. В одной из пьес бог солнца Уту обращается к своей сестре Инанне, уговаривая её стать женой бога пастухов Думузи, но она наотрез отказывается, а хочет выйти замуж за земледельца.
Разобиженный и раздосадованный жених пытается поправить дело, перечисляя свои достоинства, и старается доказать, что земледельцу с ним не сравниться..
   И тут в пьесе очень ярко показано, на что  меняли пиво. Пастух говорит:
Я ему, землепашцу, дам овец моих белых,
Если он даст мне лучшего пива,
Я ему, землепашцу, молока дам густого,
Если он мне даст сладкого пива,
Я ему, землепашцу, дам моей простокваши,
Если он даст мне пива цеженного,
Я ему, землепашцу, дам взбитых сливок,
Если он даст мне лёгкого пива.
   Вот так №золотистое золото» ценилось в древности, и что немаловажно сортов было достаточное количество.
   Пьеса заканчивается тем, что свадьба Думузи (бога пастухов) все- таки состоялась. Да и как могло быть по-другому. Раз пиво на свадьбе будет?!
   Царица небес, покровительница Урука, богиня Инанна задумала умножить мощь и благом состояние своего города, сделать его центром шумерской цивилизации и таким образом возвеличить своё имя и добиться всеобщего почитания. Для этого она отправляется в Эриду, древний очаг шумерской культуры, где Энки, Властелин мудрости, «знающий сердце богов», пребывает в своей водяной бездне, храме Абзу. Энки владеет всеми божественными законами («ли»), на которых зиждется цивилизация. Если Инанне добром или обманом завладеть этими знаниями и доставить в свой город Урук, то слава его и ей самой будет непревзойдённой.
Когда же Инанна приближается к Абзу, Янки, явно очарованный ею, зовёт своего посланца Исимуда и говорит ему:
«Когда дева к Абзу, Эдрургу приблизится,
яства жирные, медвяные отведает,
воды прохладной, что сердце освежает,
да испробует,
перед львами Эредуга пива дай ей испить!
   Исимуд в точности выполняет повеление своего господина. Иннана и Энки садятся пировать. От крепких напитков, захмелев, Энки в порыве дарит:
Доблесть, Могучесть, Неправедность,
Праведность,
Радость сердечную,
Несть законы («ли»).
   Протрезвев, бог отправляет морских чудищ в погоню за Инанной, но ей приходит на помощь другой бог, и она благополучно довозит дары домой.
   Про излюбленный свой напиток шумеры могли прочитать и в поэме про дом, специально построенный для рыб. Аквариум, который автор характеризует, как «родной дом» для рыб:
Рыба моя, я тебе дом построил,
Прибежище тебе приготовил.
В этом месте веселья журчащую
Воду течь для тебя заставил.
К дому сеть не приблизится, от
Канала подземного не протянется.
В доме есть пища, отборная пища.
Да, в доме есть свежайшая пища.
В дом, там, где пиво тебе поставлено,
Туда и мука не просочится.
В доме есть пиво, отличное пиво.
Да, есть сладкое пиво и лепёшки медовые –
Как тростниковая изгородь длинные.
   Этот отрывок ещё раз доказывает, что пиво было одним из любимейших напитков шумеров.
Любовь к пиву у шумеров отражается и в баснях. В одной из них обезьяна пишет письмо своей матери:
Лудилуди, матери моей,
Так скажи:
«Говорит Унуби, обезьяна.
У – роскошный город Нанны,
Эредуг – град изобилия Энки.
А я на задворках главного дома,
Где обучаются песнопениям.
Я света одним гляденьем
Как я только не подохла!
Без свежего хлеба,
Без свежего пива!
Что-нибудь с гонцом мне вышли.
Ка-ра-ул!»
   Вот так то, без хлеба и пива – жизни нет, говорят древние шумеры.
   Много потребляли пива и в медицине. И хотя тут трудно предположить, что врач применял средства проверенные сознательно путём экспериментов, но надо полагать, что лечение, которое он предписывал, оказывало благоприятное воздействие: ведь он ставил на карту свою профессиональную репутацию!
   Большинство лекарств изготавливалось из растений таких как: тимьян, горчица, сливовое дерево, груши, фиги, ивы, растения манна, пихта, сосна. Для их разбавления употреблялось пиво, вино, растительное масло.
 Вот, например, рецепты, которые применялись как припарки.
Рецепт №1
«Растереть груши и растение манна, замешать на осадке пива, натереть растительным маслом».
Рецепт №2.
«Растереть сухой реечной ……, замешать на пиве, натереть маслом и привязать, как припарку».
   Также рецепты принимались и внутрь.
Рецепт №1
«Растереть груши и корни растения манны, смешать этот порошок с пивом и дать выпить больному».
Рецепт №2
«Растереть семена овощей, высыпать в пиво и дать выпить больному».
   Не обошлась без «участия» пива и погребальная, о чём свидетельствует в красноречивой и трогательной форме изложенная песня. Отрывок, что нужно, и что желает шумерский поэт умершему, мы и предлагаем вниманию.
   Пусть твой добрый дух, пусть твой хранитель
Всё твоё сберегает!
Се те, кого ты оставил, воистину
Им будет благо!
Пусть все дочери твои выйдут замуж!
Пусть все рождённые тобою дети
Для геройства возрастут!
Пусть изобилие и благо ежедневно с ними будут!
Пусть в твоей глиняной трубке
Для излияний вино и пиво доброе
Никогда не иссякнут!
   В другой песне, супруга приходит к могиле мужа, чтобы:
«Погребальные травы ему воскурить,
Погребальное пиво ему излить»
   Однако. Давайте не будем о грустном. И почитаем о пиве в одной из шумерских песен о любви. Речь идёт в ней не просто о какой-то влюблённой паре, а о царе и его избраннице. И эта песнь предназначалась для исполнения во время одного из древних обрядов бракосочетания. Согласно религиозным предписаниям шумера, царь каждый год должен был сочетаться с одной из жрец богини Инанны, олицетворявших богиню любви и продолжения рода, дабы обеспечить плодородие земли и женского чрева. Эта церемония происходила в день нового года. Ей предшествовали празднества и пиры, сопровождавшиеся музыкой, пением и танцами. Стихи, записанные на маленькой табличке из Стамбула, видимо были пропеты в один из таких новогодних праздников:
 Остриём златым, печатью лазуритовой
Одарил меня повелитель!
Сколь желанен для меня твой дар. Очи твои да не нарадуются!
Шу-Суэн, сколь желанен для меня твой дар!
Да пошлёт твой град привет тебе,
Ничтожася, повелитель мой, Шу-Суэн.
Львёнком пусть уляжется перед тобою, сын Шульги!
О, небес любимица, моя шинкарочка,
Пиво её сладостно,
Как пиво её сладостно, лоно её сладостно,
Сколь пиво это сладостно!
Брызжущее пиво её сладостно!
  Тут, как говорят, всё понятно без комментариев. И вторя названию книги «История начинается в Шумере», можно сказать, «История жизни и счастья, и пива» начинается в этом древнейшем начале многих цивилизаций.
  Николай ВАСИЛЕВСКИЙ.