Сонет

Семён Гонсалес
    Очень многие поэты и читатели воспринимают эту форму, как обычное стихотворение, в котором 14 строк.  Но, тем не менее, это стихотворение намного сложней и интересней, чем его себе представляют непосвященные. Есть много особенностей, которые сделали его одним из самых популярных в списке известных поэтических форм. Итак, что же собой представляет СОНЕТ?

   Существует много форм сонетов, более или менее известных, а также забытых. О некоторых я уже писал отдельно. Но теперь хочу акцентироваться на т.н. «канонических сонетах», пришедших к нам из итальянской, французской и английской поэтических традиций.
Поэтические справочники дают следующее определение сонету:
   Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий.

Итак, что же это за условия? Начнем с формы:

1) В Сонете должно быть 14 строк.
2) Сонет делится на два катрена и два терцета в итало-французской поэтической традиции и на три катрена и дистих – в английской.
4) Схема рифмовки во французском сонете: abba abba ccd eed (или ccd ede)
В итальянском: abab abab cdc dcd (или cde cde).
В английском: abab cdcd efef gg
Правда схемы рифмовки терцетов итало-французских сонетов могут быть и иными. Тут важным фактором является построение катренов. Важно, чтобы в терцетах использовался иной тип рифмовки, чем в катренах: если в катренах рифмовка перекрестная, то в терцетах – кольцевая; если в катренах – кольцевая, в терцетах – перекрестная. Но это не главное требование и многие авторы этому не следуют. Тем не менее, из приведенных схем мы видим, что четверостишья итало-французских сонетов пишутся на две рифмы (две цепи сквозных рифм), а рифмовка первого катрена повторяется во втором и форма их рифмовки только охватная или перекрестная. Терцеты пишутся на три рифмы, реже на две, но отличные от рифм катренов.  Английские сонеты, прозванные шекспировскими, имеют более простую схему – у них нет сквозных повторяющихся в каждом катрене рифм. По сути, это обычное стихотворение из трех катренов написанных перекрестной рифмовкой, к которому добавлено двустишие (дистих). Но вот внутренней композицией он ничем не отличается от итало-французских.
5) Также, для всех канонических видов сонетов обязателен альтернанс (чередование мужских и женских рифм)
6) В русской поэтической традиции сонеты принято писать пятистопным или шестистопным ямбом.
   
   Но для классического сонета важна не только форма, но и особое содержание или внутренняя композиция.

1) Каждая графически выделенная строфа (катрен, терцет или дистих) должна быть синтаксически завершенной. То есть, быть законченным целым. По сути, получается, что каждая строфа сонета это отдельное произведение. Потому не допустимы никакие строфные переносы и рефрены. Хотя, многие авторы для того, чтобы избежать такой ограниченности, группируют строфы не по привычному образцу – 4+4+3+3(два катрена, два терцета) или 4+4+4+2(три катрена и дистих), а например 8+6 или 4+4+6, то есть, одно восьмистишие+шестистишие или два четверостишия+шестистишие. Такое допустимо, но рифменная схема должна оставаться такой же, как указанно выше.
2) В поэтическом словаре Квятковского также приводятся интересные рекомендации, касательно композиционного построения сонета:
Первый катрен является экспозицией, в нем утверждается основная тема стихотворения, во втором катрене развиваются положения, высказанные в первом катрене; таким образом, оба катрена ведут линию подъема. Дальше начинается нисхождение темы: в первом терцете намечается развязка ее, во втором терцете происходит быстрое завершение развязки, которая находит наиболее яркое выражение в заключительной строке сонета, самой сильной по мысли и образности (сонетный замок).
3) Вот на этом «сонетном замке» или по-иному – «ключе» я и хочу особо акцентироваться. Именно это ключ, является (звучит, как каламбур) ключевой строкой, а иногда двумя ключевыми строками всего сонета. Эта строчка всегда должна выделяться особо и нести основную идею автора, которую тот хотел донести до читателя. Подробнее об этом написано в труде «Теория литературы», опубликованной  в «Гуманитарной России»:
В «замке» лиро–эпического сонета автор должен привести сюжетное действие к неожиданной развязке. Как правило, малый объем замка определяет емкость, афористичность финальной фразы. Особый смысловой акцент падает на последнее слово в «замке»: оно является «ключевым» и часто уточняет смысл всего сонета. Если в сонете скрыта загадка, то слово-«ключ» наводит на правильный ответ. Это последнее слово в тексте может быть названием того предмета, описанию которого был посвящен сонет.

   Все описанное выше является обязательным требованием для классического («канонического») сонета. Но многие авторы часто импровизируют и отходят от принятых канонов. Поэтому в русской литературе ходит много хромых, хвостатых, безголовых, опрокинутых, половинных, сплошных и прочих разновидностей сонета, которые зачастую даже сложнее классического «правильного» сонета, как например – сплошной и хвостатый сонеты. Но о них я напишу позже.
Впервые сонет появился в XIII веке у итальянцев. Его изобретение приписывается поэту Якопо да Лентини.  В каноническую форму он был превращен Петраркой. Поначалу сонет был тесно связан с итальянской песенной традицией отсюда и его название – итал. sonetto, от итал. sonare – звучать.  Первый русский сонет был написан в 1735 году нашим великим реформатором В.К.Тредиаковским. Не буду перечислять всех известных стихотворцев писавших сонеты, потому что их невероятно много, ибо сонеты писали почти все великие поэты всех стран, в которых имеют хождения западноевропейские твердые поэтические формы.

А вот, для примера, мой вариант канонического итальянского сонета:

Есть форма, что Петраркою воспета,
В той форме так любил творить Шекспир.
Четырнадцать – немало для поэта,
В катренах и терцетах целый мир!

Вам не найти прекраснее сонета!
Вся соль в замке, а в рифмах звуки лир…
Пусть кажется все просто – нет секрета,
Но для души в нем небывалый пир.

Когда-нибудь нам вторить будет небо,
Блеснут таланты яркостью комет.
Сольются звезды яркими штрихами…

Улыбки муз наполнят сердце негой,
Когда на новый вдохновят сонет.
Духовный мир очистим мы стихами.