Условие официального признания - смерть автора

Леонид Шифрин
13 января 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения Марка Лисянского. Это событие отметили многочисленными юбилейными мероприятиями. Всё было на высоком уровне и везде звучали его стихи, благодаря которым он стал известным:

И врагам никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова.
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!

    У этих строчек удивительная судьба. Написанные сапёром Марком Лисянским, воевавшим в Подмосковье, впоследствии они стали основой гимна Москвы. Как это произошло подробно описано в Википедии в статье Гимн Москвы. Согласно закона Москвы № 15 - 51 от 14.07-1995 года автором слов гимна являются Марк Лисянский и Сергей Агранян, который по просьбе композитора И. О. Дунаевского переделал текст стихотворения Лисянского в песню О Москве. Интересно отметить, что написанный Сергеем Аграняном текст этой песни исходя из политической и исторической конъюктуры неоднократно редактировался различными лицами, в том числе и Сталиным. Видимо в дальнейшем он также будет переделываться в части переоценки подвига 28 героев панфиловцев, которого, как установила Главная военная прокуратура России, не было. Слова же Марка Лисянского остались неизменными и стали основой, вокруг которой в разных редакциях песни формировался её текст и впоследствии гимн. Какая же такая сила заключена в  строчках Лисянского, которые даже через 70 лет после написания не устарели и любимы?
    Обычно в главные гимны стран закладывают национальную идею, но это не касается России, где в гимны всегда закладывалась политическая целесообразность. Поэтому они никогда не были объединяющими и поставленные в них цели проваливались. Например:
Гимн царской России - Боже, царя храни. Не сохранили.
Гимн СССР - Союз нерушимый республик свободных. Разрушили.
Гимн России - Братских народов союз вековой. Война на Кавказе.
    Полагаю, что общеприемлемая национальная идея России: жить своим умом, не перед кем не склонять голову и любить свою страну сформулирована в приведенных выше строчках гимна Москвы. Таким образом, не будучи отображённой в гимне страны, эта идея реализована в гимне её столицы. Как всё великое, она скромна, незаметна и не бросается в глаза, но прошла проверку временем и живёт в сознании людей. Для сравнения отмечу, что национальная идея маленького Люксембурга, сформулированная ещё в 13 веке, такая же. "Мы такие, какие мы есть, и хотим такими оставаться".
     Примерно с 1965 года военная направленность главной песни О Москве и споры об авторстве стали вызывать раздражение властей. Песне начали искать замену, однако всё, что предлагалось было хуже и уступало силе слов Лисянского. Поэтому песня выжила, но узаконить её в качестве гимна Москвы не спешили. Она не совсем соответствовала канонам гимна, да и не подходила национальность автора, сформулировавшего национальную идею. Вдруг в статусе автора гимна Москвы он поступит не патриотично и, к примеру, уедет жить в другую страну. Об этом тогда открыто говорили и видимо такой вариант учитывали. Инородцам в стране победившей дружбы народов замахиваться на высокие идеалы в таких вопросах и тем создавать кому-то проблемы не позволялось. В связи с этим поиски новой великой песни о Москве и создание на её основе гимна столицы продолжались, но не давали результата. Ситуация зашла в тупик и я даже написал на эту тему шуточную эпиграмму, которую подарил Лисянскому.

За Россию матушку радеют,
Но не знают, что же делать с ней.
Вдруг национальную идею
Вновь создаст какой-нибудь еврей.

     При жизни Лисянского песню О Москве гимном Москвы так и не признали. В 1993 году он умер и снял все связанные с ним проблемы (С.И. Агранян умер в 1949 году и с ним проблем не было). Для приличия выдержали паузу и в 1995 году появился гимн Москвы на стихи Лисянского и Аграняна. Таким образом, Лисянский единственный поэт, чьи стихи редактировал Сталин, и при звучании которых во время исполнении гимна, встаёт Путин. Жаль только, что признание песни О Москве гимном Москвы стало возможно лишь после его смерти.




Отклик Нины Серёгиной 3 http://www.stihi.ru/rec.html?2014/09/23/11438
Отклик Валентина Суховского 2 http://www.stihi.ru/rec.html?2014/11/23/7576




P.S. После публикации этой статьи я получил отклик от члена союза писателей Валентина Суховского автора 15 поэтических книг и 50 песен. После окончания литературного института имени Горького Суховской много лет работал в центральных газетах, журналах и издательствах. Он лауреат различных литературных премий и конкурсов, награждён многими литературными наградами и Патриаршей Грамотой. В настоящее время он профессор и член корреспондент двух академий. Суховской лично знал Лисянского и, как профессиональный литератор, дал материальную оценку его творчеству, исходя из сравнения творческих гонораров Лисянского со своими.
За публикацию в альманахе День Поэзии Суховской получал 1000 рублей, а Лисянский много больше. За издание книги Суховскому платили 7000 рублей, а Лисянский мог купить сразу две машины, то есть ему платили не менее 15000 - 18000 рублей. За выступления Суховской получал порядка 2000 рублей в месяц, а Лисянский больше. У Лисянского в год было порядка десяти различных публикаций, за которые гонорары были не менее 30000 - 50000 рублей. Кроме того, за каждый выход его песен ему платили 150 рублей. Также по линии РАО (Российское авторское общество) к нему тёк золотой ручеёк. Таким образом, нетитулованный Лисянский получал намного больше, чем титулованный Суховской. Зря деньги нигде не платят. Оплата по самому высокому  поэтическому тарифу означала, что его строчки, в которых была сформулирована национальная идея России, были по достоинству оценены ещё при жизни Лисянского, а моральное признание пришло уже после его смерти.