Исследование притчи Ключ

Сказки Суфиев
Речь пойдет о притче про потерянный ключ и поиск его на дороге.

Публично разбирать смыслы многослойных суфийских притч не самое полезное занятие, это дело самостоятельной работы, но данный разбор проводится в качестве примера и для проходящей сейчас на форуме сотворчества "Галактический Ковчег" Игры - КЛЮЧ.

Итак, вот как  звучит притча в моей интерпретации:



Мулла  Насреддин  на  дороге  проезжей 
Как  будто  бы  что-то  искал...
- Ты  что  потерял?  -  вопрошали  небрежно 
Прохожие,  -  может,  упал?

-  Свой  ключ,  -  отвечал  Насреддин  осторожно. 
-  А  где  ж  ты  его  обронил?
-  Конечно же,  дома,    понять-то  несложно... 
Ищу,  где  светлее,  -  сразил…



Первый смысл притчи


 – очевидность поучительного сюжета.

Обычно люди ищут вокруг да около путь к самому себе, то есть, ключи от дома Сердца. В публичных местах, на форумах, вроде нашего, почему бы и нет!. Глядя на отражения зеркал в глазах окружающих людей, отмечая недостатки или достоинства других, познают свои недостающие или избыточные качества. Этот период долгий и трудный – этап самопознания. Мулла обращает внимание прохожих на то, что и они часто ищут на дороге то, что находится дома.


Как часто мы ищем, не зная дороги…
Среди проторенных путей,
Сокровище к сердцу взывает родному –
В свой Дом возвратиться успей.




Второй уровень рассмотрения притчи

- в том, что при перечтении мы обращаем внимание на детали сказанного.

Жемчужинки, разбросанные, как бы мельком, не нарочно, обращаем взгляд на то, что называется незначительной вещью, нюансом.  Часто роль яркой жемчужинки в суфийских притчах берет на себя первая фраза. В данной притче все ясно, мулла ищет нечто важное там, где много людей, и говорится «как будто бы», подчеркивая особую цель действия муллы. Вдумчивый читатель уясняет, что все поступки учителя намеренные, а не произвольные или случайные, и потому полезно наблюдать, осмысливая поведение своего учителя в обиходе, и не только вслушиваться в его наставления. Учитель все делает не просто так, включая и интонацию речи, и дыхание, и даже молчание. Учитель не станет делать нарочитые действия, в нем все реализуется высшим промыслом. Притча зовет дальше, показывая внутреннего Учителя в себе. Осознавать свои действия подобно учителю, ведомому наитием - не простая задача, но внутренний Учитель – это особое Внимание к мелочам.

Каковы нюансы этой краткой притчи, легко можно увидеть при повторном чтении.





Третий уровень

- для того, кто пошел дальше первого и второго уровней восприятия.

Сделав для себя некоторые выводы первых уровней, исследователь не останавливается на них. Мысль – живая, ищет загадку дальше. Размышляет, а правда, почему же ключ к самому себе, к дому Сердца, нужно искать дома?  Дом ты и так любишь, хорошо знаешь изнутри! Насколько хорошо? Да ведь человек - загадка, человек – вселенная, игра света и тьмы, и полезен взгляд, уходящий внутрь. Но размышляющий над притчей человек обращает внимание и на поясняющие слова «ищу, где светлее», и вопреки очевидному первому смыслу соглашается, что на проезжей дороге, где много самых разных людей, действительно, может оказаться светлее...  А может быть и полезнее искать себя при свете? К тому же, как в темноте (своего дома) найти неведомое? Нужен контакт с более светлым миром, с искрой огня или резонансом души. Помните слова Руми - "Две ладони для хлопка..." Где же светлее? Где есть "вторая ладонь",  в путешествии духовного сотворчества! И мысль бежит дальше по светлому лучу, заставляя ум двигаться быстрее.   И снова читатель догадывается, что это не конец.




Четвертый уровень

- еще глубже находится.

Теперь нужно бы осознать сюжет поиска ключа в применении к своей судьбе, важен взгляд на события жизни со стороны. Примерить на себя и роли притчи, и сюжет, и, рассмотрев детали, снова идти дальше, глубже. Вспомнить, что именно и как именно ты искал в своей жизни, где находил искомое и, что немаловажно, при каких обстоятельствах! Был ли ты в роли прохожих, задающих вопрос, когда и где именно?
Так человек ретроспективным взглядом высвечивает важные именно для него личные моменты судьбы, распознавая знаки. Следует рассматривать общую картину судьбы с позиции суфийского взгляда - без драматизма или восторга, без лишних эмоций от личного опыта переживания смерти или духовного озарения, отстраненно, осознавая суть. Эту суть человек знания и называет своим главным достижением. При этом  часто он останавливается на достигнутом. Полагая, что найденная суть – Всё. Завершение поиска.

Остановка в пути - естественное явление. После нахождения искомого ключа - сути, приходит спокойствие, уверенность, возникает ситуация похожая на ту, что в уме Насреддина.  Он знает, как искать и что искать, где искать, и каким лучшим образом, запоминающимся действием,  оповестить людей о пользе такого поиска. Он действует правильно. Имя Насреддина запечатлено навеки в истории человечества. Это человек (литературный герой)  состоявшейся Судьбы, живущий в памяти потомков, как "образ" живого ума в каждом человеке. А завершен ли его путь и поиски? Живая память о герое многих притч - и есть продолжение его жизни в нас, в вариациях размышлений о нем.
Но за четвертым следует пятый уровень, ибо нет завершения в сюжетах, хранимых веками.





Что же такое пятый уровень суфийской притчи?

Подумайте, что можно в этой конкретной истории назвать пятым уровнем для вас? Суть свою Насреддин (как ум человека достигшего) нашел, знает, как учить других людей. Дело свое сделал на этапе осознания сути. Что же дальше? Уйти в «нирвану» или пребывать в "недеянии", стать "Всем и Ничем"? Догмой неизменного, то есть, не жить в Мысли, не светить Сердцем? Начать учить других, повторяя и повторяя штампы слов, зацикливая себя на достигнутом, как делает подавляющее большинство современных учителей? Или вернуться  как бы в прежнее существование  и снова повторять и повторять путь учебы? Но он (Мысль его) уже  живёт в памяти людей, и не только именем, но сюжетом и образом, следовательно, он (Мысль его) не пребывает в недеянии, он не в нигде, а в каждом, кто соприкасается душой. Герой оставил свой уникальный след - Ключ!    Важный момент понимания новой сути. А это значит, что Всё единое и неделимое может рассматриваться уже с иной позиции. Всё и Ничто теперь - в его живой, меняющейся сути! Ключ, хранимый Дома, нужен ему всюду, и там, где он Всё уже знает. Но что же, кроме известного ему Дома Сердца, сможет повести Мысль дальше?  Да ведь Неведомое!  Новое Чувство-Знание. Тут нужно не отречение от себя прежнего, а смелость. Нужен "сферический взгляд"* Тотальное внимание, о котором говорит Кришнамурти, прыжок из отработанного (мысленно, чувственно и в делах) времени-пространства в  Иной Свет иного мироздания, в другое Сердце мира, в новое Единое, чье биение он сможет услышать лишь в Тишине своего Живого «Всё-Ничто», своей Живой Сути.
Не так ли загораются в небе звезды!
Нет завершения Жизни. Каждый конец - есть начало следующего мира, нового этапа бесконечного Сознания.



((()))


Примечание.

На форуме сотворчества "Галактический Ковчег" в рамках Игры по теме "Ключ - или Путь к Себе" в одной из тем состоялся диалог между участниками проекта и представителем дружественного Посольства - под логином - рыбак. Рыбак предложил и исследовал притчу с похожей основой - о суфийском мастере  Рабии Аль-Адавии.
Приходили для участия в Игре и суфии, но вместо исследования притчи Ключ занялись обличением "инакомыслящих", утверждая, что суфизм не существует вне ислама. Так что их участие свелось к сожалению к выражению непонимания происходящей игрой. Между тем внерелигиозное течение суфизма утверждается и такими известными в мире суфиями, как Пир-о-Муршид Хазрат Инайят Хан, шейх Идрис Шах, и современными исследователями истории развития суфизма. Об этом можно почитать в разделе - Волшебный суфизм - на форуме.
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/125

((()))


И о ролях литературных героев полезно подумать дольше. Когда ищущий человек примеряет на себя разные роли, многое открывается ему простым и понятным. На примере аналогичной притчи с именем Рабия Аль Адавия, которая искала на дороге не ключ, а иголку, что в принципе, может быть одним и тем же, задавшись вопросом – «А зачем она это делает?» - можно получить интересные ответы. По первому уровню мы уже высказались, Рабия демонстрирует нечто своим поведением, но возможно она, в самом деле,  искала нечто! Искала не только иголку или реакцию учеников, но внимания человеческого, недостающую ей "вторую ладонь" для хлопка, главное - общения с равными себе по духу. Сюжет этот освещен многими авторами символом человека с фонарем, кричащего "Ищу Человека!".  Мы знаем, что в жизни Рабии рядом были достойные ее духовного уровня друзья. Могла ли она остановиться в своем пути? Найдя Бога в себе и став на путь полного самоотречения, она превосходила саму себя и снова шла дальше... Рабия продолжает жить через нас, кто помнит, кто благодарен ей.


Рыбак ассоциировал мастеров Ковчега с искателями «промежуточных целей», и постоянно указывал мастерам на их непонимание мира божественного. Если бы он увидел себя не в роли учителя, достигшего "конца пути", каким ему видится путь Рабии, а искателем внимания равных себе людей, находящихся на светлой дороге, и проявил уважение к мирам неизвестным ему, то услышал бы в заботливых вопросах – «А что вы потеряли?» - не глупость учеников несведущих, по его выражению живущих в Великий Ереси, а именно искомое им самим Внимание к его труду. Исследование, проведенное им на основе притчи его учителя, диалог по восприятию этой версии притчи другими участниками бесед тоже можно почитать на форуме.


Знания ограничены, не знаем и не можем  мы знать "Все", что за границей возможного – бесконечность. Но если в каждом человеке видеть иную вселенную со своей бесконечностью и своими чувство-знаниями, если не упрекать и не указывать, а дополнять других, то возникнет в душе понимание, что ключи у каждого – свои особенные!
Своя неповторимая любовь.
Каждый человек - тайна, это не аллегория, а Реальность!


Живущий любовью человек всегда живет Реальностью Бога своего.
Постигший Бога в себе не останавливается в пути дальнейшего развития самосознания в Боге.



((()))


И остались еще два, по крайней мере, уровня рассмотрения притчи с позиции человека Сердца. Приглашаю вас подумать и о них.

Послесловие Насреддина к притче.



-  Говорят,  что  в  твоих  шутках
   Скрытый  смысл  есть.  Это так?
- Нет!
- Но  почему?
- Простак!     Грамма  правды  нет  в  минутках.
Я  ни  разу  не  сказал  чистой  правды,  хоть  не  лгал.

Вот же оно – триединство реальной сущности – живущей развитием мысли.


****

Чудесный подарок от Михаила Просперо



Выбросил ключ в арык -
Пусть научится тайны хранить у рыб.
Выпросил право молчать -
Пусть говорит восковая свеча.
Выговорился. И пчела
Вечером в гости ко мне пришла.
Ходит по вымытому столу,
Что-то жужжит, словно учит муллу,
Шутника Насреддина -
Как извлекать золотую медовую середину
Как неразумному отвечать
На вопрос - "Почему арык начинается с ключа?"
Как неумелого научить
Стукнуть посохом по песку, чтоб забили ключи.
Выбросил ключ в арык -
Там он дома. Как строчка в книге. Писать - это не говорить.
Выпросил право молчать -
И Триединый душе разрешил послушать, как звезды поют по ночам.

Михаил Просперо   13.08.2014 19:01


****


В  паре  «мысль (ум) – чувства (восприятие душой)»  нет  первенства  или  первичности.  Они едины, неделимы  и взаимодополнительны, ибо развивают друг друга постоянно, меняя свое Качество! Вернее,  можно  назвать  первичное,  глядя  глазами того,  что в конкретном  случае  оказалось  вторичным и наоборот.
Мысль  воссоздает  саму  себя, наблюдая  за развитием  чувствительности души. Чувства,  ведомые мыслью, переходят в состояние большей чувствительности, развивая дополнительные способности, раздвигая границы, воздействуя и возвышая мысль.  Божественное  Вдохновение   дает  пищу  умам целых  поколений  людей,  консолидируя  их в  интегральный  Ум,  наблюдающий  свою  Реализацию  в  делах и  творчестве множества  людей.


_________________________
* сферическое восприятие -
 http://proza.ru/avtor/feana&book=26




ИГРА  МАСТЕРОВ  -  КЛЮЧ  КОВЧЕГА
http://kovcheg.ucoz.ru/forum/125

завершена 20 июля 2013 г.