Обзор произведений. конкурс планета фантазии

Планета Рать
ОБЗОР ПРОИЗВЕДЕНИЙ. КОНКУРС «ПЛАНЕТА ФАНТАЗИИ»

На конкурс поступило 8 поэтических и 3 прозаических произведения. Учитывая состояние современного книжного рынка, где книги жанра  fantasy  занимают одно из приоритетных мест, явно маловато. С другой стороны, авторы, представившие свои творения  на конкурс, вправе ожидать достойной оценки  и внимания.  Смутные сомнения о представительности конкурса одолевали жюри.     Сомнения были сняты путем приглашения сомневающихся поучаствовать в показательных выступлениях, представив свои произведения с грифом "Вне конкурса". Вне конкурса было разрешено представить по 2 произведения (всего подано 6). При этом, предполагалось, что внеконкурсные произведения оцениваются жюри, рецензируются и критикуются в обзоре, однако, в распределении призовых мест не участвуют.  Таким образом, недостающая квота была добавлена  и  привнесена интрига: а как они, члены жюри, сами-то себя, покритикуют и оценят?
Для удобства читателей сборник конкурсных стихов размещен в 13 выпуске Интернет-газеты "Хроники планеты",  http://stihi.ru/2013/06/06/7573 . Итоги конкурса - http://stihi.ru/2013/06/16/10250 .



  Номинация  “Поэзия”

1. Фрида Полак. Ожившая фантазия.
EXELLENCE:
Впечатляющее, красивое стихотворение.  “Это произведение написано безупречно. Помню его издавна” – оценка Израиля Рубинштейна (ИР). Добавлю от себя (АП), что и технически, и композиционно, хорошо выстроенное. И понравилось мне тем, что автор, все-таки, не  выполнила своего обещания “Эмоций своих  раскрывать  я  не  буду”.
ОДНАКО,
(АП): стихи “на тему, по мотивам”, да еще с прямой ссылкой на гениальный оригинал, как правило, непроизвольно включают у читателя подсознательный механизм ревнивого сравнения эмоций, вызываемых “копией” с  “оригиналом”.   Очень повезет, если чувства автора попадут в резонанс с чувствами читателя, а если не совсем, то каждая шероховатость и неточность снижает радость узнавания и мощность сопереживания…
ОТНЮДЬ:
(АП):Некоторые не вполне удачно подобранные слова и выражения портят впечатление, выпадая из образного ряда: диковина, небыль,  два изваяния, “в  облаках  распускались  букеты ” (наверное, все же, раскрывались цветы, а букеты рассыпались, imho).  А литературоведческий канцеляризм “тема фантазии” …
НТ): Интересная фантазия,  и источник вдохновения (картина Марка Шагала) заслуживает стихотворного посвящения. Все-таки лучше было бы написать «воочИю» с незначительным ущербом для рифмы. Образно, эмоционально, ярко и грамотно, но мне не хватило необычности и изысканности в стихах…

2. Людмигор. Граница недозволенного.
EXELLENCE:
Стихотворение привлекает внутренней энергетикой, скрытой и явной афористичностью, криптографией образов. Впечатление от прочтения такое, будто  держишь в руках древнюю реликвию, рукопись,  опасаясь открыть ее тайну: что там? Захватывающее повествование, захлестывающее эмоциями воспоминание о будущем, или набор многозначительных банальностей, вроде распространившихся в последнее время “посланий инопланетных цивилизаций“?
Находки: “Падает в Неведомое грош”, “Силу артефактов/Не найдешь в закрученных мозгах”, “… в декорациях театров /Распознаешь прошлого оскал”, создают иллюзию патины времени…
ОДНАКО,
(ИР): Славная фантазия! Но, выражения «Маг между расщелиной прополз» и «Судорогой страсти одержимый, перекрыл от спазма кислород» требуют доработки: возможно ли проползти МЕЖДУ РАСЩЕЛИНОЙ,  перекрыть кислород ОТ СПАЗМА?   Разумеется, НЕТ!  Я бы ещё поработал над текстом.
ОТНЮДЬ:
(НТ): Значительное количество замысловатых фраз и рифмовок, заявка на неординарность.
Стилистические ошибки: «Перекрыл от спазма кислород»… Кто? Обычно спазм бронхов перекрывает кислород, и нужно было построить фразу, исходя из физиологии.(АП): Слишком много страсти вокруг сюжета, преувеличен акцент на анатомические подробности,  лексика не выверена…

3. Борис Поляков 2  .    "Полуночные грёзы" 
EXELLENCE:
(АП): Несмотря на стандартность сюжета “…когда-нибудь, когда меня не будет…”, лирично, афористично. Инструментовка напоминает шекспировский сонет.
(НТ): Красиво, трогательно, эмоционально.  Образы интересны, некоторая неточность рифм придает стихотворению дополнительный шарм.
ОДНАКО,
(ИР):  Красивое, романтичное произведение. Всё портит не оправданный сумбур в расположении рифмованных и равносложных строк в катренах. 
(АП) В этот раз не могу согласиться с Израилем Геннадиевичем. Почему “все портит”? Классики сонета такой прием применяли. Чтобы не быть голословным, приведу примеры.

Шекспир. Сонет 63

(10) Про черный день, когда моя любовь,
(11) Как я теперь, узнает жизни бремя,
(10) Когда с годами оскудеет кровь
(11) И гладкое чело изрежет время,

(10) Когда к обрыву ночи подойдет,
(11) Пройдя полкруга, новое светило
(10) И потеряет краски небосвод,
(11) В котором солнце только что царило, -

(10) Про черный день оружье я припас,
(11) Чтоб воевать со смертью и забвеньем,
(10) Чтобы любимый образ не угас,
(11) А был примером дальним поколеньям.

(10) Оружье это - черная строка.
(10) В ней все цвета переживут века.

Перевод С.Маршака


Сонет Петрарки


(10) Благословен день, месяц, лето, час
(11) И миг, когда мой взор те очи встретил!
(11) Благословен тот край и дом тот светел,
(10) Где пленником я стал прекрасных глаз!

(10) Благословенна боль, что в первый раз
(11) Я ощутил, когда и не приметил,
(11) Как глубоко пронзен стрелой, что метил
(10) Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

(11) Благословенны жалобы и стоны,
(10) Какими оглашал я сон дубрав,
(11) Будя отзвучья именем Мадонны!
(10) Благословенны вы, что столько слав

(11) Стяжали ей, певучие канцоны, —
(10) Дум золотых о ней единый сплав!

Перевод  Вяч. Иванова

Сонет Бориса Полякова 2

(10) Я не умру. Я буду жить в цветке,
(11) и ты придёшь ко мне – к моей поляне,
(11) как будто на счастливое свиданье
(10) в далёком и прекрасном далеке...

(11) И, обрывая венчики небрежно,
(10) ты, может быть, помедлишь над моим,
(10) почувствовав душою – вместе с ним
(11) уйдут из жизни вера и надежда.

(10) И может, улыбнёшься ты ему
(11) чуть-чуть иначе – и светлей, и строже.
(10) И пусть так будет только потому,
(11) что он тебе стал чуточку дороже.

(10) А если нет – пусть не щадит рука
(10) тобою не прощённого цветка.

ОТНЮДЬ:
(АП) Даже на фоне гигантов сонета и виртуозов перевода стихотворение   очень симпатично выглядит. Но, все же, все же: из 14 строк 4 начинаются союзом “И”, в строке “почувствовав душою – вместе с ним” навязчиво 5 раз повторяется согласные “В”, хотя при чтении вслух частично “съедаются”, слишком много согласия с грустью и печалью судьбы…


4. Светлана Барашко     "Я брожу"
  EXELLENCE:
(ИР): Обаятельное произведение, создаёт впечатление задумчивости. И этой цели служит своеобразное нарушение темпа и рифмы.
(АП): Привлекает попытка автора построить систему нравственных координат в антураже межзвездных пространств.  Запоминается “…прощаюсь я только с молчаньем…”, “…горю ожиданьем…”, “…течет полуправды река…”
ОДНАКО и ОТНЮДЬ:
(НТ):  Из недостатков: местами -  явное отсутствие рифм: «вниз-звезд», ошибки в пунктуации, стилистические ошибки: «строить загадки»(?). Из достоинств – искренность и эмоциональность.

5. Пётр Грановский     "Пришельцы"
EXELLENCE:
Красота и любовь спасут мир? А может и поэзия? Свою версию о возможностях слова любви дает автор. Хоть и фантастическую, но правдоподобную, и  очень хочется верить  в это…
ОДНАКО,
(ИР): Красивая фантазия. В строке 14 следует пояснить о каком «тельце» говорит автор. Строку 20 стоит «причесать».
(НТ): Есть ошибки в пунктуации и стиле, но идея неплоха, изложение – тоже: эмоционально, образно.
ОТНЮДЬ:
(АП): Длинные многостопные строки требуют особой аккуратности при соблюдении ритма. Сбои в 1 и дважды в 5 катренах. Ошибка та же, что и в посланиях инопланетного разума – вера в то, что человечеству  назидания  нужны и важны. С ритмикой стоит еще поработать. Привлекают благие намерения автора.

6. Александр Савостьянов. Сумрачный снится сон... Тавтограмма – криптограмма
EXELLENCE:
(НТ):   Можно только восхититься талантом автора, сложностью построения произведений, образностью и сдержанной эмоциональностью!
Игорь Истратов (ИИ), Олег Бескровный (ОБ) – высший балл.
ОДНАКО,
(ИР):  На фоне технического совершенства невольно выделяется повтор: «слышатся сердца СТУК» и «стойких скелетов СТУК». В строке «в иле придонном Стикс» имеется в виду обмеление загробной водной  артерии.  ПРИДОННОГО ила в природе не встречается даже в Аиде. Следовало бы написать  ВБРОД ПЕРЕХОДЯТ СТИКС. 
ОТНЮДЬ:
(АП):  Сначала я разозлился: столько усилий потрачено на формалистические тавтограммы-криптограммы! Потом вспомнил видиомы, палиндромы и другие поэтические эксперименты А.Вознесенского и подумал, что, возможно, это поэзия будущего. И успокоился. Меня трудно разозлить, еще труднее успокоить… Высший балл! 

7. Владимир Непогодьев .     "Закончилось веселье"
EXELLENCE:
(АП) Эмоциональность и энергия автора просто завораживают и увлекают за собой:
…Предчувствие меня не обмануло,
Трагедия случилась вновь.
Стальное тело промелькнуло,
И пролилась на землю кровь…
Огненный темперамент и страсть рассыпают золотые жгучие искры:
… Вокруг костра плясали черти!...
… Но я ведь жив ещё, Господь!...
… Я не умру под этим небом!...
Экспрессия захватывает, ОДНАКО,
(АП) Перечитывая стихотворение, уже знаешь, что об этом когда-то написал  другой поэт:
… О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...
(М.Лермонтов, Мцыри)
(ИР):  Нелогичное изложение: «Не слышит небо мой призыв», а через несколько строк – «Но небо вновь меня хранило». Если отвлечься от темы Бога, то произведение ассоциируется с  пересказом поединка юного Мцыри с барсом.
ОТНЮДЬ и НО:
(АП): Вновь-кровь? Вокруг костра плясали черти? – Прелестно…
…Собрав в кулак остатки сил,
 Я меч над головой занёс.
 И в горло зверя я вонзил,
 Он заскулил как жалкий пёс…  -
 Зная Владимира, его непосредственность и бескомпромиссность, веру в справедливость, можно принять  его  версию описания схватки, несмотря на непоследовательность  общения с Богом: сначала герой стихотворения просит защиты и поддержки, получив ее и победив в бою, жалуется и обвиняет своего небесного покровителя за немилость судьбы…
Тем не менее, не могу не заметить  сбои в  размере и ритме (в 1, 5, 6, 7, 8, 10, 12 катренах). Ну очень много крови…

8. Геннадий Юдин. Лист второй. "О пьяном мире"   
EXELLENCE:
(АП) Понравилось бесшабашное:
…Мы будем петь молитвы и стихи,
Нам не нужны заводы вин шампанских,
Не будет мир лить в уши чепухи,
Не заколотит в грудь себя по пьянке…

Напомнило классическое (почти в тему):
…Если хочешь сил моральных
И физических сберечь,
Пейте соков натуральных, -
Укрепляет грудь и плеч!..
(приписывается В.Маяковскому)

Впечатляет  позиционирование себя героем стихотворения: он ставит себя равным Миру, ласкает красавицу-Зарю, Мир ему докучает, герой  грозится уйти туда, где Бог осуществляет очередное чудо творения -  ткёт полотно из Света…

ОДНАКО,
(ИР): Ткать ПОЛОТНО из СВЕТА можно, почему бы и нет? Но ткать то же полотно из звёздной ТКАНИ?  Не всё ладно и с отношением автора к Миру: только что по-дружески его укорял, и вдруг стал Миру чужим. Концовка произведения  читается РЕБУСОМ
(НТ): Есть ошибки в пунктуации:  « Развратничая спаивал кометы»- к примеру, не выделен деепричастный оборот; но хороши образы; грубоватая ирония не коробит слух, а вызывает искреннюю улыбку.
ОТНЮДЬ:
(АП): “Хлебнувши”? “Забалдев”? А перечитать написанное, а вычитать  и  исправить ошибки, расставить запятые?
Imho, вообще-то, кажется, что описан еще недостаточно пьяный и, не очень-то, какой-то неизвестный, Мир…




Номинация  “Поэзия”. Вне конкурса

9. Бескровный Олег    "Пятое измерение.  Шутка" 
EXELLENCE:
(АП): Интригующее изложение основ эвклидовой и неэвклидовой геометрий, круто замешанное на гипотезах о многомерности-множественности миров и оригинальных трактовках новозаветских мифологем. 
Надо отдать должное Олегу: его афористичные утверждения будят и мысль и фантазию…

… И мир трехмерный, сразу став огромным,
во времени рванулся вдаль и ввысь…  (ОБ) -

… Земля — колыбель человечества,
но нельзя вечно оставаться в колыбели…- помните пророчество К.Э.Циолковского?

… Крест не люблю за то, что он распятье.
Один мудрец, который был не трус,
навлек за любознательность проклятье –
распят  был, но вознесся – Иисус.

Он просто знал о пятом измеренье.
Стажировался там, и знание принес… (ОБ) - сравните:

…А в тридцать три Христу... (Он был поэт, он говорил:
"Да не убий!" Убьешь - везде найду, мол.)
Но - гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил,
Чтоб не писал и ни о чем не думал…  (В.Высоцкий, Поэтам и кликушам, 1971)

И даже грустно-пессимистический последний катрен вызывает из недр памяти полузабытое, светло-поэтическое:
…В общем, космос содержит только радость, довольство, совершенство и истину… оставляя для остального так мало, что его можно считать, как чёрную пылинку на белом листе бумаги…(К.Э.Циолковский, Монизм Вселенной. Грезы о Земле и Небе. СПБ, 1995, с3)

ОДНАКО,
(ИР): Первые четыре четверостишия - отличное начало. Дальше пошёл небрежный, не причёсанный стих. Но философские мысли прекрасны: «Движенье – это путь односторонний. Всё относительно, и нечего трястись», «пути не зная, выбрали смиренье». В то же время, не понятно в чём заключалось НАХАЛЬСТВО одного из трёх  атлантов? Нет, это не Бескровный Олег! Его произведения ой, как хороши! Может быть это –  Бескровный Олег в отрочестве? И это произведение, в своё время не подвергнутое правке, - только память о нежном возрасте? Я бы основательно поработал над текстом.
(АП): Соглашусь и не соглашусь с И.Рубинштейном. Поэт, а тем более, фантаст – тот же большой ребенок и восторженный отрок…
ОТНЮДЬ,
(АП): Если Голос “оттуда” диктовал Олегу это стихотворение, то, по-видимому, очень спешил. Интересные мысли в неотработанном исполнении, многое теряют в  интересе и восприятии. Сбои в 3, 6, 9, 10 катренах! Ну, как же так, Олег!


10. Бескровный Олег     "Баба – Яга" 
EXELLENCE:
(АП): Идея стихотворения - совмещение  самого загадочного персонажа славянского фольклора – бабы Яги с Богом-Отцом и их(?) дальнейшая деградация, неожиданна, противоречива и вызывает множество эмоций, ассоциаций, возражений, вариантов развития.  Фантазия тут же  “раскручивает” скандальные  темы-гипотезы: Яга - от древнерусского ягать – ругаться; Яга Виевна, Яга Змиевна; Яга – от слова Йога – жрица, владеющая тайнами древних учений, баба – почетное слово на Руси, баба – значит опытная, мудрая, ведающая;  баба-Яга – воевода супротив супостата, ездит на богатырском коне, водит в бой рать великую; баба-Яга в тылу врага! Или/и: Яхве (Яга) – отец Иисуса; Яхве – пришелец, посланник  расы Кащеев; Элохим, святая троица,  том числе и богиня Яхве(Яга); переменная,  управляемая сексуальная ориентация Яхве (Яги).
Сам сюжет стихотворения – уже тема фантастического fantasy!
 ОДНАКО,
(ИР): Это было бы хорошим подражанием «сказкам» В.С. Высоцкого.  Но неудобочитаемые выражения типа «инвалид и солдат в лес изгнан был вождя свитой», «вот, от ворот поворот - в глубину», «С Ягу-мандатом на леса престол…» и др, сильно снижают достоинства произведения. Грубовато звучит и  отождествление Бабы – Яги с Богом Яхве. И это произведение писал не Бескровный Олег! Может быть его юная копия?   Я бы ещё поработал над текстом.      
(АП):  Опять же, те же недостатки Олег  тиражирует.  “…Тысячи лет уж бабусе…”!
Однако, не в защиту и оправдание недоработок Мастера, озвучу следующее наблюдение. Баба-Яга в силу своей мифологическо-онтологической неоднозначности вообще плохо укладывается в поэтические тексты. Например:

Гулкий шум в лесу нагоняет сон –
К ночи на море пал сырой туман.
Окружён со всех с четырёх сторон
Тёмной осенью островок Буян.

А ещё темней – мой холодный сруб,
Где ни вздуть огня, ни топить не смей,
А в окно глядит только бурый дуб,
Под которым смерть закопал Кощей.

Я состарилась, изболелась вся –
Десять сот годов берегу ларец!
Будь огонь в светце – я б погрелася,
Будь дрова в печи – похлебала б щец.

Да огонь – в морях мореходу весть,
Да на много вёрст слышен дым от лык…
Чёрт тебе велел к чёрту в слуги лезть,
Дура старая, неразумный шлык!

(И.А. Бунин, Баба-Яга, 1906-1908)

ОТНЮДЬ,
Но настоящие,  отчаянные поэты и барды не боятся взрывоопасной темы бабы-Яги и рискуют:

Я Баба-Яга, вот и вся недолга,
Я езжу в немазаной ступе.
Я к русскому духу не очень строга
Люблю его,  сваренным,  в супе.

Ох, надоело по лесу летать
Зелье я переварила.
Ой, что-то стала совсем изменять
Наша нечистая сила.

Со свету стали совсем изживать,
Просто-таки сводят в могилу.
Ой, перестали совсем уважать
Нашу нечистую силу!

(В.Высоцкий. Куплеты нечистой силы, 1974).

Олег рискнул. Уважаю.   

11. Александр Петруша      "Фантази 2" 
EXELLENCE:
(ИР): Яркое произведение. Без замечаний.  (ОБ):9 баллов.
Очень радостно, но почему же Олег не поставил высший балл?
 ОДНАКО,
 я, (АП), попробую предположить, почему, все-таки не полный EXELLENCE:
1 катрен, строчки 3-4:
…Боеготовность - форма ожиданья
Возможности отрыва от стола… - не очень внятная максима, а что, нужно специально ждать такой возможности?  Скорее, речь идет о неком приказе, или наступлении времени “Ч”, а это осталось за рамками повествования, читателю о причинах остается только гадать;
4 катрен, откуда-то, неожиданно появляется загадочный образ волка, да еще летающего, с которым автор себя отождествляет, а также  наделяет какими-то замечательными свойствами и дает понять, что таких высших существ много – (“наш”):
…В полете волка не настигнет старость
Наш летный  век в зачет – один к семи.
Оплата временем за высший статус
Посредника меж небом и людьми… -
то есть, в координатах времени стихотворения, целых  16 строк, автор держит неискушенного  читателя в неведении, заинтриговывая каким-то секретным подтекстом, вместо того, чтобы просто объяснить, что подразумевает: литератор=симуран. Конечно, заглавная картинка, и все такое…  Но почему именно симуран, и что это за зверь такой, автор так и не удосуживается объяснить.
Далее становится чуть ясней, что автор-литератор-симуран  - это истребитель зла, воин добра, но от кого он получает команды и целеуказание по неведомым и зашумленным каналам связи?
И почему сказочные и столь благородные симураны умирают только в небе? И откуда уверенность автора, что это сегодня точно не произойдет?
ОТНЮДЬ:
Каюсь, чтобы это все объяснить, пришлось бы написать объемный трактат о гиперборейском боге огня Семаргле, о его воплощениях, с рассмотрением древней и современной славянской мифологии, о спорных и совершенно невероятных мифах о подвигах крылатых волков – симуранов. Остается только полагаться на чутье читателя, умение воспринимать подтекст и его доверие…

12. Александр Петруша   "Пророк, иуда и неудавшийся апостол"
EXELLENCE:  (ОБ):10 баллов
ОДНАКО, (ИР):  Мне думается, что большинство черновых записей для этого текста взяты автором из его молодости от 1975 года. Похоже, в те времена Александр не упивался голосом В.С. Высоцкого:
«Он пил, как все, и был, как будто рад,
А мы - его мы встретили, как брата...
А он назавтра продал всех подряд, -
Ошибся я - простите мне, ребята!»
Послушал бы великого барда, - и написалось бы гораздо короче уже в 1975 году. Кстати, почему СЕКСОТА НА СЛУЖБЕ У ВЛАСТЬ ПРЕДЕРЖАЩИХ автор считает «иудой»? Не исключено, что потомки этого ТРЕТЬЕГО верой и правдой служат сегодня ВЛАСТИ. Политические формации уходят, - полиция остаётся. Я бы поменял название. 
(АП): Конечно, В.Высоцкого в то время слушал и знал большинство из доступных мне песен и стихов наизусть. При написании стихотворения пытался по мере сил не подражать классику. Но также старался ввести  приметы времени - пирожки с капустой, пиво, “джентельменский” бандитский набор инструментов, цитируемые стихи, совершенно непонятное на тот момент предсказание и, особенно, опасение перед вездесущими компетентными органами - из того времени, из старых черновиков и набросков. Возможно, стремление втиснуть не особо примечательный случай в рамки новозаветского сюжета выглядит самонадеянно, но мне произошедшее казалось символическим.
Из стихотворения не следует, что автор относится к Иуде с каким-то особым презрением – скорее воспринимает сексотство и профессиональное доносительство, как неизбежную функцию и больше опасается и отстраняется от этого, чем презирает. И в этом тоже горькая и узнаваемая примета времени…
ОТНЮДЬ:
(АП): Конечно, даже в балладе не стоит растекаться по древу и втискивать в нее все впечатления и воспоминания. Если начитать сокращать, то я бы начал с 4 и 5 катренов. Другое сокращать сложнее …

13. Израиль Рубинштейн. О познании Добра и Зла
EXELLENCE:
(АП): Коротко, емко, афористично, смешно.
Мудрый, тонкий, остроумный стихотворный анекдот. Браво, Израиль! 10 баллов
ОДНАКО и ОТНЮДЬ. (ОБ): 9 баллов. Почему, Олег?
(АП) Все-таки не нахожу изъянов в хорошем стихотворении. Разве что опять и снова обращение библейской мифологии? Прошлое это наше вчерашнее сегодня? Будущее – возможный вариант развития прошлого? “Я тебя благодарю – яблоко тебе дарю”?  На мой взгляд, единственный недостаток стихотворения – оно очень доброе и по форме напоминает басню…


14. Израиль Рубинштейн. А. Городницкому
EXELLENCE:
(АП): Интересно и увлекательно. Ну,  Израиль Геннадиевич! Умен, хитер и …мудр! И еще с самим А.Городницким знаком!
ОДНАКО и ОТНЮДЬ,
Чтобы к чему-нибудь, хоть как-то, придраться, замечу,  что мне в стихотворении не понравились два слова (всего-то!): “уж” и  “дрын”. В общем,  запас по дизайну есть…

Номинация “Проза”

15. Александр Савостьянов.  "Фальсификация" 
EXELLENCE:
(НТ): Емкое, заинтересовывающее с первых строк произведение с логически выстроенным финалом. Как говорится, краткость – сестра таланта!
ОДНАКО:
(АП): Для изложения одной из версий происхождения пирамид, все равно, слишком много слов, много букофф. Я, вообще-то,  люблю все изящное, миниатюрное...
(ВС): Рассказ напоминает дидактическую лекцию приехавшего районного начальника перед витающими в облаках  третьеклассниками, начитавшихся фентези-газеток. Хотя привязка к конспирологии  защиты диссертаций и психологии приемки-сдачи проектов в “шарашках”, вызывает уважение к опыту  и фантазии автора… Автор – инженер или работник НИИ?
ОТНЮДЬ,
(АП): Виктор Петрович почти угадал: автор – инженер, ”наш человек”, но, скорей всего, не из “шарашки” От  этого  – свобода вариантов и выступлений на научных “сбыговыськах” и  “симпозиумах”.
Вероятно, отсюда и потребность пространно объяснить непосвященным тонкости замысла и проекта…

16. Геннадий Юдин  Лист Второй.   "Надземное"
EXELLENCE:
(НТ):    Красивая фантазия, в меру ироничная и чуточку грустная. Образы красочные, присутствует индивидуальность авторского стиля.   
(АП):    Полностью поддерживаю мнение В.Славянина. Но на оценки я более щедр: Отлично!
ОДНАКО:
(ВС): Написано несколько небрежно. Все размыто. Но идея блестяще выписана. - стоит попасть на землю инопланетянину, как его тут же затягивает в земную бытовую грязь, на дачный участок. Нормально! Нужно только научиться владеть словом.
ОТНЮДЬ,
(АП): Геннадий, я искренне считаю, что писать прозу гораздо труднее, чем стихи, так как  нет рифмы и, как таковой, свободы формы не существует: проза – это ритмопроза, белый и серебряный стих,  с короткими и длинными периодами для широкополосной передачи чувств и образов.  У  Вас получается…

17. Лидия Косарева. Полет
EXELLENCE:
(НТ): Чувствуется серьезность задуманной идеи и даже, где-то, ее грандиозность. Я бы с удовольствием прочитала произведение полностью. Есть ошибки грамматические - «выростил».
ОДНАКО и ОТНЮДЬ:
(ВП): Сделано нормально с точки зрения литературного построения. Чувствуется,  что автор  имеет  талант для писания...
(АП): Согласен  с мнением В.Славянина. Успешных полетов автору!

На этом позволю себе закончить обзор. Произведения оставили удивительное и волнующее впечатление причастности  к путям света, слова и мысли к неведомому и прекрасному Будущему.

Мы выбрали опасную дорогу,
Где не помогут добрые друзья, -
Она полна преград.
Но слава богу,
Что мысль – как свет – остановить нельзя.

(А.Гитович, Дорога света, в сб.Кибернетический Пегас, Л.,1989)

Председатель жюри конкурса
Александр Петруша