Краткое пособие критика

Валентин Юрьев
текст не закончен____текст не закончен____текст не закончен____текст не закончен____
Я очень извиняюсь за неумение в местном редакторе точно отобразить таблицы
и расположение нужных знаков и буду это всё потихоньку исправлять.

Любая помощь принимается.

Слово "пример" означает, что позже на этом  месте будет вставлен пример на данную тему.

РИТМИКА В СТИХАХ
Краткое пособие критика
Ключевые термины
1. Ударения 
2. Схематическая запись
3. Разновидности стоп
4. Обозначение схемы ритма
5. Идеальный стих
6. Паузы
7. Число стоп в строке
  "Музыкальный принцип"
  Устойчивость ритма
8.Особенности двудольных ритмов
  Хвостики
9.Число строк в абзаце
10. Телеграфная запись
11. Несимметричные строки
12. Строки с переносом
13. Строки с разной длиной стопы
14. Обогащение ритма
15. Как читать стихи?
    Как угадывать ритм при чтении?
16. Ошибки ритмики
16 {1}  Нарушение рисунка ритма
16 {2}  Два ударных слога рядом
16 {3} Сбой ударения
16 {4}
16.{5} Алгоритм проверки  ритма

ВВЕДЕНИЕ
========
То, что я высказываю, не моё изобретение. Всё, до чего удалось дойти самому, было
впоследствии найдено у известных литературоведов. Разум не стоит на месте, жаль только,
что плоды его труда не всегда созревают и приобретают вид доступного учебника, а
остаются где-то в личных записях.

Стих - это небольшое по объему художественное произведение, написанное в 
поэтической форме, организованное по законам стихосложения. На каждый шаг создания
стиха есть чёткие законы. Если их грубо нарушить, убрать ритм или рифмы, допустить
нелепости в содержании, то можно считать, что стих не получился.
И неважно, что автор мучился и старался.

Важно также понять, что читатель при отсутствии в тексте стиха каких-либо поясняющих
знаков, независимо от замысла автора прочитает стих по-своему, при этом привязанности
мозга будут подталкивать его к упрощениям, систематизации, применению знакомых трафаретов.
 И если автор хочет что-то выделить, то только он в состоянии это сделать.

Ключевые термины
================
<Стих> –      стихотворение в целом.
<Слог> -      часть текста, содержащая один гласный и несколько окружающих его согласных звуков.
<Пауза> -     пропуск одного слога, молчание. Функционально полностью равна слогу.
<Стопа> (шаг) - повторяющийся кусочек ритма минимального размера, содержащий несколько безударных
и один ударный слог, положение которого, а также число слогов одинаково для всего стиха.
<Позиция> -   номер слога (в том числе и паузы) в строке.
<Рифма> –     повторение ударных звукосочетаний на концах строк.
<Строка> -    Несколько одинаковых стоп, число которых одинаково для всего стиха,
хотя бы одна из которых рифмуется с другой строкой.
<Абзац> или <Строфа>– часть стиха, содержащая несколько строк, число которых задано автором.
 «Схема ритма» - условная запись текста стиха, в которой записываются только гласные буквы,
 при этом все безударные записываются одинаковыми значками одного вида ("-"),
а все ударные – значками другого вида ("|").
Для цифровой записи это знаки "1" – "ударный" и "0" – "безударный" слог.

<Транскрипция> - условная запись текста стиха, в которой применяются специальные знаки
для пояснения структуры ритма.
Для выделения ударных гласных в транскрипции их запись производится в верхнем регистре
(например: корОва) или с помощью других знаков (апостроф, восклицательный знак и т.п.).
Запись безударных гласных, написанных в верхнем регистре, наоборот, заменяется на нижний
регистр, например:
. . . обычная запись. . . . . . . . . . . . Транскрипция . . . . . . . . . Схема . . . . . . Схема цифровая
Однажды на реке Оке  ==> однАжды нА рекЕ окЕ==> . . . . . . - | - |- |- |  ==> 0 1 0 1 0 1 0 1

< РИТМ> Под ритмом вообще понимают последовательную повторяемость одинаковых элементов.
Принятая в России система написания стихов основана на равномерном чередовании ударных и
безударных интонаций при чтении. Чередование происходит циклично, по выбранной автором схеме.

"ритмом" или "рисунком ритма" я называю совокупность всех данных о схеме чередования
элементов стиха, это:--размер стопы-- число стоп в строке -- число строк в строфе -- схема рифмовки.

Основные свойства стиха

<<Весь стих – это единая ритмическая структура, сохраняющая свои свойства от первого до
последнего слога. Паузы в нём – равноправные со слогами члены.>>

<< Любую паузу (или несколько пауз, стоящих рядом) можно заменить словом, или набором
слов, содержащим такое же число слогов  и наоборот.>>

<< Один раз выбранный ритмический размер стиха не должен изменяться. >>

<< Во всех строках должны быть одинаковыми:
--- количество стоп,
--- количество слогов (места ненаписанных слогов автоматически заменяют паузы),
--- положение (позиции) ударных слогов,
--- позиции рифмующих ударных слогов, в том числе и с двойной рифмой.. >>

<<В строфах одинаковыми должны быть количество строк и схема рифмовки.>>


1. Ударения
================
Все слова можно разделить на слоги, которые бывают ударными и безударными.
В словах, состоящих из одного слога, он и считается ударным. Слов без ударений не бывает.
С точки зрения ритма стихосложения предлоги, частицы, не содержащие гласной, к словам
вообще не относятся, их как бы и нет вовсе. Например, строка: "Кто бы сказал мне"
на один слог длиннее, чем "Кто б сказал мне".

Следует различать собственное и ритмическое ударения.
Собственное определяется словарным написанием слова и не может быть изменено автором.
В случае, если автор использует слово с неверным ударением, это рассматривается
как создание неологизма, нового слова, что не приветствуется, но, при этом, никакими
правилами не ограничивается.

Ритмическое ударение определяется, диктуется ритмом построения строки, в том числе,
слово может не содержать его вовсе, если так задумал автор, или, наоборот, приобрести
ударение слогов, которые по словарю считаются безударными.
Как правило, считается правильным совпадение обоих ударений, но это не всегда соблюдается.
Ярким примером является ритм "брахиколон", в котором все слоги подряд – ударные.

2. Схематическая запись
========================
Схемы нужны для помощи при визуальной проверке ритма строк.
Схема – это упрощённая запись структуры текста, в которой обозначены только ударные
и безударные гласные. На схемах также могут обозначаться границы стоп, строк или абзацев
 (знак "_"). Паузы на схемах равны слогам. Паузы, попавшие в позици ударного слога,
отмечаются как ударный слог.

 . . . . . . текст. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . схема символьная. . . схема цифровая
Ваш дОлг - повелевАть $ $. . . . . . – | – – – | – –. . . . . . . . . . . . 0 1 0 0_0 1 0 0_
ВлюблЁнными сердцАми, $. . . . . . – | – – – | – –. . . . . . . . . . . . 0 1 0 0_0 1 0 0_
На кОнкурсах сиЯть ..$ $ . . . . . . . . . – / – – – / – –. . . . . . . . . . . . 0 1 0 0_0 1 0 0_
СчастлИвыми глазАми . $ . . . . . . . . . – ! – – – ! – –. . . . . . . . . . . . 0 1 0 0_0 1 0 0_

На символьных схемах обычно ударный слог изображен вертикальным знаком:" | " или "/", или "!",
а безударный слог – горизонтальным знаком " – " (тире). Могут применяться любые другие знаки по
договорённости с собеседником.
На цифровых схемах .." 1 "- ударный слог, а " 0 " – безударный слог

3 Разновидности стоп.
========================
Стих состоит из кусочков - "стоп". Каждая стопа - это один ударный и несколько безударных
слогов. Начиная сочинять, автор первым делом назначает размер стопы. Он может не думать о ней,
но произнося первые слова, уже закладывает первые кирпичики здания и должен понимать,
что именно он помещает в текст.
Стопы различаются по количеству долей (слогов):
. . .
однодольник: . .. . .  . 1+0=1; . . . Схема. . . 1 (к ударному прибавлено ноль безударных)
двудольник: . .. . . . . .  .1+1=2 . . . Схема. . . 1 0 (к ударному прибавлен один безударный)
трёхдольник: . . . . . . 1+2=3, . . . Схема . . . 1 0 0 (к ударному прибавлено два безударных)
четырёхдольник: . .1+3=4, . . . Схема. . . 1 0 0 0  (к ударному прибавлено три безударных)
пятидольник:. . . . . . 1+4=5 и т.д.. . . Схема. . . 1 0 0 0 0 и так далее
В схемах взят вариант с ударением на первый слог.

Минимальным, постоянно повторяющимся кусочком ритма (термин -- "стопА"), могут быть
следующие сочетания ударных и безударных слогов (в кавычках даны исторически принятые названия):

Запись.____Название _____________пример слова___________старое название____Схема цифровая
Однодольник. Один тип: каждый слог -– ударный
1Д - . . . . . .однодольник. . . .. . . . . . звОн. . . . . ..  . . .  . . .  . . . . "брахиколон". . . . . .. . .  . . . . .1
Двудольники – два типа с ударением на 1-й, 2-й слог
2Д1 - . . . двудольник первый. . . . . .бЕлка . . . . . . . . .. . . . . .. ."хорей". . . . . .. . . . . .. . . . . .. . . . 1 0
2Д2- двудольник второй . . . . . .. . . свиньЯ . . . . . .. . . . . .. . . . . ."ямб". . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .0 1
Трёхдольники – три типа с ударением на 1-й, 2-й, 3-й слог:
3Д1 - трёхдольник первый   . . . . . .. лАсточка . . . . . .. . .  . . . . "дактиль" . . . . . .. . . . . .. . . . . .1 0 0
3Д2 - трёхдольник второй . . . . . .. . .корОва . . . . . .. . . . . . . . . "амфибрахий". . . . . .. . . . . .. . . .0 1 0
3Д3 - трёхдольник третий . . . . . . . . бегемОт  . . .  . . .  . . .  . . . "анапест" . . .  . . .  . . .  . . .  . . . 0 0 1
Четырёхдольники – четыре типа с ударением на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й слог:
4Д1- четырёхдольник первый. . . . . .. Ящерица. . . . . . . .. . . "пеон первый". . . . . . . . .  . . . . . 1 0 0 0
4Д2- четырёхдольник второй . . . . . . медвЕдица. . . .. . . . . . . ."пеон второй". . . . . . . . . . . . . .0 1 0 0
4Д3- четырёхдольник третий. . . . . . .черепАха. . . . .. . . . . . . ."пеон третий". . . . . . . . .  . . . . .0 0 1 0
4Д4- четырёхдольник четвертый . . .вуалехвОст. . . . . . . . . . ."пеон четвёртый. . . . . . . . .  . . . 0 0 0 1
Пятидольники – пять типов (названия нет) с ударением на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й слог:
. . 5Д1. . .. . .. . . . . . . . . .5Д2. . . . . .. . . . . . .. . . . .5Д3. . . . . . . . . . . .. .. . . .5Д4. . .. . . . . . . . .5Д5
1 0 0 0 0 . . . .. . . . . . . .0 1 0 0 0. . . . . . . .. . . .0 0 1 0 0. . .. . . . . . . . .0 0 0 1 0. . . . . . . .. . . .0 0 0 0 1
вЫтаращился. . . . . .выпЕндривался. . . . . .апеллЯция. . . . . .гардемарИны . . . . . .парацетамОл

Шестидольники - шесть типов с ударением на 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й слог:
1 0 0 0 0 0 . . .0 1 0 0 0 0. . . . . . . . .0 0 1 0 0 0. . . . . .. . . . . .0 0 0 1 0 0. . . . . .. . . . . .0 0 0 0 1 0. . .. . . . .0 0 0 0 0 1
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .парикмАхерская (6Д3) . . .энциклопЕдия (6Д4). .  синусоидАльный (6Д5)
В принципе могут быть и семи – восьмидольники, но это – такая редкость!

Примеры стихотворных строк с разными стопами (стопы разделены знаком "_"):
цифровая
1Д: "бЕй_ тЕх,_ чЕй_ смЕх," . . . . . .. . . . . .. . . . . .  . . .  . . .  4х1Д . . . . . .. . . .  . . .  . .1_ 1_ 1_ 1
2Д1: "мчАтся_тУчи,_вьЮтся_тУчи" . . . . . .. . . . . . . .  . . . 4х2Д1. . . . . .. . . .  . . .  . . . 1 0 _1 0_ 1 0_ 1 0
2Д2: "мой дЯ_дя сА_мых чЕст_ных прАв_ил $". . . . . .. . 5х2Д2. . . . . .. . . . . .. . . . . .0 1 _ 0 1_ 0 1_ 0 1_ 0 1
3Д1: "В рАбстве спа_сЁнное_ сЕрдце сво_бОдное". . . . . .4х3Д1 . . . . . .. . . . . . . . . 1 0 0_1 0 0_ 1 0 0_ 1 0 0
3Д2: "На сЕве_ре дИком_ стоИт о_динОко" . . . . . .. . . . . .4х3Д2 . . . . . .. . . . . .0 1 0_0 1 0_0 1 0_0 1 0
3Д3 "и стоЯт _лопухИ в человЕ_ческий рОст" . . . . . .. . . 4х3Д3. . . . . .. . . . . .. . . . . .0 0 1 _0 0 1_0 0 1_0 0 1
4Д1: "спИте, полу_мЁртвые _растЕния $. . . . . .. . . . . .. . . . 3х4Д1. . . . . . . . .  . . .  . . 1 0 0 0_1 0 0 0_1 0 0 0_
4Д3: "и тумАны, голубЫе лазурИтом". . . . . .. . . . . .. . . . . .. . . 3х4Д3 . . . . . . .  . . .  . .0 0 1 0_0 0 1 0_0 0 1 0_
5Д3: "как привЯжется,_ как прилЕпится". . . . . .. . . . . .. . . .2х5Д3. . . . . .. . . . . . 0 0 1 0 0_0 0 1 0 0_
6Д6: "вечерний свет погАс._Чуть дышит гладь водЫ.". . . . 2х6Д6 . . . . . .. . . . . .0 0 0 0 0 1__0 0 0 0 0 1_

Схемы нужны для помощи при проверке ритма строк. Анализ схемы позволяет точнее понять
ритмику строки и найти её ошибки. Расстояние (количество безударных слогов) между двумя
ударными сразу позволяет определить количество долей в стопе:
"1" для двудольной стопы, "2" для трёхдольной стопы, "3" для четырёхдольной стопы и т.д.
Если расстояние между двумя ударными слогами изменяется, значит, в ритме есть ошибки,
либо в тексте есть скрытые паузы.

Совет начинающим
Выбирая размер стопы, размерность ритма, пользуйтесь таблицей видов стоп, в которых
специально для Вас даны примеры реальных слов. Делайте то, что делал Винни-Пух в мультике:
прежде чем выкрикивать "вопилку", он настраивался на ритм, произнося разные "трам-па-рам".
Например, слово "корОва", представитель стопы "амфибрахий". Если сказать его два раза,
то Вы получите первую строку двустопного трёхдольника: "корОва, корОва".
Произнеся её раз десять, Вы уже легко сочините стишок:
. . . . . .. . . . . .ЗдорОво, корОва!
. . . . . .. . . . . .Ну, жрАть ты здорОва!

А потом, мысленно или вслух прикладывая свои слова, Вы сможете проверить себя
на правильность выбора ритма:
. . . . . .. . . . . .А ты меня выгнала! Выгнала снова!
. . . . . .. . . . . .Пойду я страдать… Ну, ЗдорОво, корОва!
Слова в стихах не обязаны быть такими как в таблице. Они могут быть длиннее и короче,
образовывать группы, что и показано в примере, но словом из таблицы как шаблоном всегда
можно пройтись по своему стиху и убедиться, что он правильный.

4. Обозначение ритма
========================
Запись "3Д2" означает, что в данной стопе имеются три (первая цифра) доли (буква "Д")
с вторым ударным слогом (вторая цифра). В стопе ударным может быть только один слог!
Запись "4х3Д2" означает, что «этот текст - строка »  и что «в данной строке
4 стопы типа 3Д2» (четырёхстопный "амфибрахий"). Легко посчитать, что в такой строке
12 слогов (4х3).

Запись "2х2Д2 + 2х4Д2" означает, что этот текст -  составная строка и в ней
в порядке очереди записи следуют две стопы типа 2Д2, а дальше - две стопы типа 4Д2.
Разговор о составных ритмах пойдёт ниже. В такой строке число слогов равно 2х2+2х4=12.

5.  Идеальный стих
===================
Раздел появился в ответ на просьбы начинающих авторов показать им "а как надо писать стихи?"
Идеальный (не в смысле "самый лучший", а в смысле, "технически наиболее правильный")
стих состоит из одинаковых стоп, в которых в строгом порядке записаны ударные и
безударные слоги. Замена ударного и безударного слога в любой стопе вызовет сбой ритма.
Несколько стоп образуют строку. Строки по составу стоп и их количеству, не могут
 отличаться друг от друга. Об отклонениях скажу ниже. Пример:

___1___2__3__1_2_3__1_2__3__1__2_3___номера слогов в стопах . . . . . . . . .. . . . . .Схема цифровая
СмОлкли послЕдние звУки полнОчные, . . . . . 4 стопы 3Д1, всего 12 слогов . . . . . .1 0 0_1 0 0_ 1 0 0_ 1 0 0
ТЕмень стоИт на дворЕ непроглЯдная,  . . . . 1й-4й-7й-10й - ударные слоги . . . . . . .1 0 0_1 0 0_ 1 0 0_ 1 0 0
ВрЕмя послЕдними кАплями пОтчует  . . . . .  все 10е слоги - рифмующие . . . . . . . . 1 0 0_1 0 0_ 1 0 0_ 1 0 0
ДУшу моЮ неспокОйную, жАдную. . . . . . . . . . . .  . . . . .    . . .  . .  . . . .  . . . . . . . . . . . 1 0 0_1 0 0_ 1 0 0_ 1 0 0

Четыре строки построены ритмически абсолютно одинаково и образуют абзац (строфу).
Строки попарно срифмованы. Для этого в концах каждой пары подобраны слова, имеющие
одинаковое звучание, "рифмы", основой которых является ударные гласные, стоящие в
одинаковых позициях и их окружение из согласных и гласных звуков. Для рифмы самое
важное свойство - одинаковость звучания. При этом рифма является связующим элементом
ритма, например, в приведенном четверостишии слоги "нОч-пОтч", "глЯд-жАд" стоят в 10-й позиции.
Нарушение этого положения сломает рифму.

Взаимное расположение рифмующихся строк (схема рифмовки) может быть разным и
выбирается автором. В данном примере рифмовка идёт через строку и обозначается АВАВ.
Именно схема рифмовки определяет число строк в абзаце (строфе).

Один раз выбранный ритмический размер стиха не должен изменяться.
Во всех строках должны быть одинаковыми:
--- количество стоп,  --- количество слогов,  --- положение ударных слогов,
--- позиции рифмующих ударных слогов.
В строфах одинаковым должно быть  количество строк и схема рифмовки.
Именно совокупность всех указанных  свойств и является "ритмом".

Важную роль играет оформление стиха.
Текст пишется построчно. Не следует дробить строки на мелкие части.
Каждая строка начинается с заглавной буквы, кроме слов, перенесённых делением.
Абзацы в записи текста должны отделяться друг от друга пустой строкой.
Это позволяет при чтении наглядно видеть структуру ритма.
Обязательна проверка орфографии и наличие всех нужных знаков препинания.

Содержание текста должно содержать понятный для любого читателя рассказ.
Идеологическая часть этого рассказа не проверяется, автор имеет право высказывать
любые мысли, однако в изложении не должно быть откровенных нелепостей,
противоречий, алогизмов, стилистических ошибок.

6  Паузы
==========
Пауза - это пропуск одного слога, молчание. Паузы применяются для  ритмического
разделения предложений, строк, для акцентирования отдельных слов и усиления их
воздействия после задержки.

Первые паузы, с которыми мы сталкиваемся, изучая стихи, разделяют строки и стоят
в концах строк. Такие паузы называют "цезуры". По своим свойствам они ничем не
отличаются от своих собратьев, стоящих в середине строк. Поэтому я в дальнейшем
постараюсь этот лишний термин не использовать.

Внимание! Главная беда пауз заключается в том, что в общепринятой системе записи
они никак не обозначаются в тексте. Никакими знаками! Это вызывает путаницу при
чтении и объяснении ритма.
Для обозначения пауз в транскрипции стиха я применяю знак  "$" (доллар).
Более известен знак "^ - крышка", но его не всегда можно найти в раскладке клавиатуры 
компьютеров и мобильников. Каждый автор может использовать свой собственный знак,
поскольку общепринятого не существует.
Для пауз, стоящих в позиции ударного слога я добавляю знак "!":  ($!)

Несколько пауз могут выстроиться одна за другой, удлиняя период молчания, при этом
длительность каждой из них должна быть одинаковой, такой же, как у всех слогов стиха.
При подсчёте числа слогов в строке каждая пауза считается, суммируется, как один слог.
Примеры (в порядке усложнения):

стопа 2Д1, ритм 4х2Д1
Аты-бАты! ШлИ солдАты, . . . . . .после каждого ударного идёт безударный слог, всего слогов - 8
Аты-бАты! НА базАр.$  . . . . . . . . . .. . . здесь одного слога в конце не хватает. Его заменяет пауза.
Аты-бАты! ЧтО купИли? . . . . . .во всех 4-х строках 4 стопы по 2 слога, итого - везде 8
Аты-бАты! СамовАр! $ . . . . . . . . . . . . . и здесь тоже 8 с учетом паузы. Схема рифмовки АВАВ.

Внимание! Паузы дополнили те стопы, в которых не оказалось реального слога.
Стопа не может быть дробной, поэтому пауза всегда появляется автоматически
в тех случаях, когда автор записывает в тексте только часть слогов стопы.
Автор решает, что ему написать и какой будет стопа, но паузы появляются
независимо от его желания.

стопа 2Д1, ритм 4х2Д1 Схема цифровая
ЛЁгкий, лЁгкий вЕтерОк, $  . . . . . . . . . . . стопа 2Д1, пауза замещает 8-й слог, . . . . . . . . .1 0 _1 0_ 1 0_ 1 0
ЧтО так слАдко, тИхо вЕешь? . . . . . . . . . . . чётные слоги все безударные  . . . . . . . .  . . 1 0 _1 0_ 1 0_ 1 0
Что играешь, что светлеешь, . . . . . . . . . . . схема рифмовки АВВА . . . . . . . . . . .  . . . . . .. 1 0 _1 0_ 1 0_ 1 0
Очарованный поток? $  . . . . . . . . . . .  . . . . паузы стоят в 1-й и 4-й строках  . . . . . . . . . .1 0 _1 0_ 1 0_ 1 0
.............. В.А.Жуковский

Стопа 3Д3, ритм 4х3Д3 Схема цифровая
Вот парАдный подъЕзд. По торжЕственным днЯм,  . . .  . . всего 12 слогов . . . . . .0 0 1_0 0 1_0 0 1_0 0 1
одержИмый холОпским недУгом,  $ $!  . . . . . . . . .  . . . . . . .  . . .  . .  . . . . . . . . . . . 0 0 1_0 0 1_0 0 1_0 0 1
Целый город с каким-то испугом $ $! . . . . . . . . . . Схема рифмовки АВВА. . . . . . 0 0 1_0 0 1_0 0 1_0 0 1
Подъезжает к заветным дверям;  $ $ $! . . . . .  3 паузы  . . . . . . . . . . .  . .  . . . . . . . . 0 0 1_0 0 1_0 0 1_0 0 1
.....................Н.А.Некрасов
В этом примере в последней строке автор пропустил целую стопу и она целиком заполнена паузами,
но число слогов в строке и ритмическая схема при этом сохраняются.

Стопа 4Д1, ритм 4х4Д1 Схема цифровая
ВЫткался на Озере $ Алый цвет зарИ. $ $ $ . .  всего 16 слогов 1 0 0 0_1 0 0 0_1 0 0 0_1 0 0 0
На бору со стонами  $ плачут глухари. $ $ $ . . . . . . . . . . .  . . . .  1 0 0 0_1 0 0 0_1 0 0 0_1 0 0 0
Плачет где-то иволга, $ схоронясь в дупло. $ $ $ . . . . . . . . . . .  1 0 0 0_1 0 0 0_1 0 0 0_1 0 0 0
Только мне не плачется - $  на душе светло. $ $ $ . . . . . . . . . . .  . . . .1 0 0 0_1 0 0 0_1 0 0 0_1 0 0 0
...................Сергей Есенин

Для проверки наличия паузы при чтении можно (и даже нужно) сделать обратное  действие --
временно заменить её (паузу) коротким словом и, прочитав, на слух убедиться в правильности
своего предположения:
ритм 4х3Д2 . . . транскрипция оригинала . . .  . . .  . . . проверка (все паузы заполнены)
 . . . . . . . . . . . -Ну, что же ты тянешь?! $ Бей! $ $ $ $ . . . . . .  Ну, что же ты тянешь |то|  Бей |не жалея|
 . . . . . . . . . . . Раз в узел тугой  $  затянуты $ $ . . . . . . .  . . . Раз в узел тугой  мы  затянуты |сталью|
 . . . . . . . . . . . Гоняли вчера голубей  $ $ $ $ . . . . . . . . . . . . . .  . . Гоняли вчера голубей  |почему же|
 . . . . . . . . . . . Врагами сегодня  $ -  я и ты. $ $ . . . . . . . . . . .  Врагами сегодня  |и| я и ты. |стали|

Паузы широко используются для модернизации ритма.
Один из простых способов - это добавление пауз внутрь строк.  Вот пример разного положения
паузы «ОХ» ("ти" - безударный, а  "ТА" - ударный слоги):
Ритм  4х2Д2

ти ТА | ти ТА |ти ТА | ти ТА |  . . . . . .  . КогдА в полЯх метУт снегА . . . . . . . . . . . без пауз
ОХ ТА| ти ТА |ти ТА | ти ТА | . . . . . . .  $  вЫйду Я навстрЕчу к нИм . . . . . . . . . пауза в 1-й позиции
ти ОХ | ти ТА | ти ТА| ти  ТА| . . . . . . .  Пусть  $! колЮчки Острых Игл . . . . . . пауза во 2-й позиции
ти ТА | ОХ ТА |ти ТА | ти ТА | . . . . . . .  В глазА $ лЕзут, нАглыЕ . . . . . . . . . . .пауза в 3-й позиции
ти ТА | ти ОХ |ти ТА | ти ТА | . . . . . . .  и тА, что $ так дОрогА . . . . . . . . . . . . . пауза в 4-й позиции
ти ТА | ти ТА |ОХ ТА | ти ТА | . . . . . . .  забУдь менЯ $ и уснИ . . . . . . . . . . .  . . пауза в 5-й позиции
ти ТА | ти ТА |ти ОХ | ти ТА | . . . .  . . . любОвь мелькнУла $! как мИг . . . . . . .пауза в 6-й позиции
ти ТА | ти ТА |ти ТА |ОХ ТА  | . . . . .  . . а У, менЯ всегдА   $ Есть . . . . . . . . . . пауза в 7-й позиции

Строка "ти  ОХ | ти ТА |..." смешна, конечно со стороны, но такая пустышка помогает 
настроить слух ещё до выбора слов, создать в памяти матрицу, сито для просева.
Сейчас в каждой строке примера по 8 слогов и пауза, блуждающая по 7 позициям.

Этот пример - только пример, упражнение. В реальных стихах желательно паузы ставить
в одну и ту же позицию, иначе читатель просто не сумеет понять замысел автора.
Мало того, помогая читателю, нужно выделять паузы с помощью тире, многоточий
или переносом строки.

Размещение в строке только одной паузы уже даёт восемь комбинаций ритма .
 А их число может сильно меняться, занимая больше половины текста.
Паузы могут стоять группами или в одиночку. Каждая позиция паузы создаёт не просто дырку
в звучании, а свой оттенок ритмического вкуса.
 
Другой приём обратный – замена пауз слогами.  Вот пример (авторская запись):
 . . . . . . . . . . . Ритм 3х4Д2
 . . . . . . . . . . . КрасАвица изЫсканная Осень $ . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . .  12 слогов с паузами
 . . . . . . . . . . . В цветАстом плАтье над землЁй плывЁт, $ $     . . . . . . . . . 12 слогов с паузами
 . . . . . . . . . . . ЛиствУ раскрАсила, остАвив зелень сОсен,$ . . . . . . . . . . . 14 слогов с паузой
 . . . . . . . . . . . ПлеснУла синевУ на небосвОд. $ $. . . . . . . . . . . .  . . . . . . . 12 слогов с паузами
 
Если подходить классически, то в третьей строке ошибка, два лишних слога. 
Да и первое ударение в ней попало не на тот слог. Но если "вытянуть" стих в строку,
то видно другое  решение:
 
красАвица изЫсканная Осень $ в цветАстом платье над землЁй плывЁт, листву раскрАсила,
остАвив зелень сОсен, $ плеснУла синевУ на небосвОд. $ $.
 
Слово "листву" заменило, вытеснило двойную паузу. Паузы по "званию" равны слогам,
так что ритм от замены не изменился. Запись подобного стиха лучше делать так,
чтобы слоги, заменяющие паузы, стояли в той строке, к которой паузы относятся
(в данном случае - во второй):
 
 . . . . . . . . . . . Красавица изысканная осень
 . . . . . . . . . . . В цветастом платье над землей плывет... Листву 
 . . . . . . . . . . . Раскрасила, оставив зелень сосен,
 . . . . . . . . . . . Плеснула синеву на небосвод.
 
 «Любую по длине паузу можно заменить слогом, словом, фразой, содержащими такое же
число слогов, и наоборот»
 
Но чтобы паузы использовать, автору нужно уметь распознавать их в тексте и не просто
видеть пассивно, а самому создавать ритмические формы с паузами, например:

 . . . . . . . . . . . Вот и осень пришла незаметно $ $
 . . . . . . . . . . . Подтверждая прогнозы, приметы $ $
 . . . . . . . . . . . И несёт по бульварам ладони монет
 . . . . . . . . . . . Золотых, серебристых и медных.  $ $

Здесь две первые строки - подготовительные, сопровождаются двойными паузами,
а две последние читаются стремительно, на одном дыхании, лавиной.
И всё только из-за того, что две паузы превращены в слово "монет".

7.  Число стоп в строке
========================
Число стоп в строке  выбирает автор, как правило, от 1 до 8. Не произвольно.
Не наугад! Со смыслом! Очевидно, что из самых коротких стоп, взятых в маленьком
числе стих не сложится, или мозг, прочитав текст, создаст из него более длинную строку,
например, однодольная одностопная строка 1х1Д:
Лей
Клей
Шпарь
Вдарь
Такой текст сам по себе просится в более удобную форму  . . . .4х1Д:  . . . . . . . "Лей клей! Шпарь! Вдарь."
И наоборот, большое число длинных стоп создаст чрезмерно длинную строку, которая с трудом 
уместится на странице, например, восемь четырёхдольных стоп 8х4Д1:

  Ящерица ползала на дереве по веточке, охотилась, голодная, на жирного жука.

Мне кажется, очевидным, что экономия на одной рифме не даст ничего хорошего и
проще текст представить в виде двух строк 2х(4х4Д1):

 . . . . . . . . . . . Ящерица ползала на дереве по веточке,
 . . . . . . . . . . . Охотилась, голодная, на жирного жука.

Слишком длинные, некомпактные строки неудобно читать. Чем длиннее строки, тем меньше
в стихотворении рифмующихся украшающих связок, тем труднее "на глаз" оценить ритм
перед чтением. Выбирая число стоп, нужно пользоваться здравым смыслом и ограничивать
длину строк, хотя бы количеством слогов (от 6 до 20). На практике чаще всего число
слогов в строке лежит в пределах:

число долей .  . . .  . Минимальное  . . Минимальное  . .Максимальное  . . .  Максимальное
 . . . . . . . . . . .  . . . . . .  число стоп  . . . число слогов . . . . число стоп  . . . . число слогов. . . . . .
Однодольник      . . . . . . . . .4   . . . . . . . . . . . 4  . . . . . . . . . . . . 8 . . . . . . . . . . . . . 8
Двудольник       . . . . . . . . . 2  . . . . . . . . . . .  4 . . . . . . . . . . . . . 8  . . . . . . . . . . . . 16
Трёхдольник      . . . . . . . . .  2  . . . . . . . . . . . 6  . . . . . . . . . . . . . 6 . . . . . . . . . . . . 18
Четырёхдольник   . . . . . . . 1  . . . . . . . . . . . 4 . . . . . . . . . . . . . 4  . . . . . . . . . . . . . 16
Пятидольник      . . . . . . . .  1  . . . . . . . . . . . 5 . . . . . . . . . . . . . 3 . . . . . . . . . . . . . 15
Шестидольник     . . . . . . .  1 . . . . . . . . . . . 6 . . . . . . . . . . . . . 3 . . . . . . . . . . . . . 18
Восьмидольник    . . . . . ..  1 . . . . . . . . . . . 8 . . . . . . . . . . . . . 2 . . . . . . . . . . . . . 16

Число слогов больше 20, вносит дискомфорт, надоедает само ожидание появления связки длинных
строк рифмой, особенно для стоп содержащих 3 и более слогов. Поэтому такой рисунок ритма
практически не встречается.
Разумеется, всё сказанное - не закон и автор может проявлять любую вольность, но он должен
знать, что при этом приобретёт и что потеряет.

"Музыкальный принцип"
Число стоп  в строках, как правило, бывает четным (2 - 4 - 6 - 8), и в  большинстве случаев
кратно четырём. Я называю это: "музыкальный принцип", потому что в музыке такая
закономерность прослеживается в большинстве произведений.
В случаях, если  число стоп нечетное, мозг читающего стремится заполнить недостаток хотя бы
молчанием, точно отсчитывая число пауз.
 
Например, в детской считалке 4х(2Д1):

 . . . . . . . . . . . Эни – бЭни – рАба $ $_____наш мозг сам ставит паузы, хотя в тексте их нет
 . . . . . . . . . . . ФИнтер–квИнтер–жАба $ $
 
Можете развлечься, подсчитывая количество стоп в строках разных стихов и строк  в абзацах,
уверен, будете удивлены странным пристрастием нашего мозга к числу четыре. Конечно, этот
принцип не абсолютен, но у начинающих авторов  проявляется почти всегда. И я советую им
прислушиваться в внутреннему слуху.

С более длинными стопами (больше трёх слогов) всё обстоит немного сложнее, но смысл – тот же.
Каждая из стоп ритма 4Д, 6Д  как бы состоит из двух симметричных частей, и "музыкальный принцип"
по отношению к ним заключается в том, что «число половинок стоп в строке  кратно  четырём». 

Устойчивость ритма
Этим словом ("устойчивость") я называю отсутствие желания у читающего самостоятельно изменить
ритм при чтении. Если желания автора и того, кто читает текст, одинаковы, значит ритм устойчив.
На устойчивость влияет: «чётность стопы»; «чётность числа стоп», «паузы в конце строк».
«чётность стопы»
Пятидольники и семидольники имеют неустойчивое состояние. Поскольку читатель сам, по наитию,
по своему опыту расставляет паузы при прочтении, он невольно, на слух дополняет несимметричную
стопу всего лишь одной паузой. И тогда стопа 5Д становится 5Д+$=6Д
Вот два варианта прочтения пятидольника, правый вариант легко становится шестидольником:
 
 . . . . . . . . . . . оригинал 2х(5Д3). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  2х(6Д3)
 . . . . . . . . . . . То блеснёт Луна, то поденется. . . . . . . . . . . .То блеснёт Луна, $  то поденется $
 . . . . . . . . . . . Тёмным саваном, серой тучею. . . . . . . . . . . . . .Тёмным саваном, $ серой тучею. $
 . . . . . . . . . . . Под лампадою плачет девица. . . . . . . . . . . . . . Под лампадою $  плачет девица $
 . . . . . . . . . . . Про беду свою неминучую. . . . . . . . . . . .  . . . . . .Про беду свою $ неминучую. $

«чётность числа стоп»
Ритм, имеющий чётное число стоп я называю «устойчивым».  Чтение текста с таким ритмом
наиболее понятно для слуха и не напрягает читающего попытками искать что-то иное.
 
Число стоп равное 3 и 5 встречается достаточно часто. Я их отношу к "неустойчивым" из-за
того, что при чтении зачастую очень хочется добавить дополнительные паузы, довести
количество стоп до чётного, что создаёт двойственность стиха: 
 . . . . . . . . . . . оригинал 3х(3Д2 ритм с добавлением стопы 4х(3Д2)
 . . . . . . . . . . . ЧетвЁртые сУтки -$  БОже! -  . . . . . . . . . .  . .  ЧетвЁртые сУтки -$ БОже! - $ $ $
 . . . . . . . . . . . БессОнница, жАр $  и брЕд. $   . . . . . . . . . . . Бессонница, жар $  и бред. - $ $ $ $
 . . . . . . . . . . . Ну, чтО с тобой дЕлать, $- чтО же?  . . . . .  . . Ну, что с тобой делать, $ - что же?  $ $ $
 . . . . . . . . . . . На жЁлтой, иссОхшей $ кОже  . . . . . . . . . . . На жёлтой, иссохшей $ коже  $ $ $
 . . . . . . . . . . . отчЁтливо вИден $ слЕд. $    . . . . . . . . . . .  . Отчётливо виден $ след  $ $ $ $
 
Этот стих можно (и даже удобнее) читать с длинными паузами в конце строк, но так бывает не всегда.
О паузах в конце строк чуть ниже.

Число стоп равное 7, также "неустойчивое",  встречается гораздо реже. Вот, с трудом обнаружил
число стоп равное 7  в Интернете, "Архив" Стихи.ру:
<<Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова ("Конь Блед")>>:
 . . . . . . . . . . . 7х(2Д1). . . Улица былА как буря. ТОлпы проходИли,
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Словно| их пре|следо|вал не|отвра|тимый |рок $,
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . БЫл не|Исчер|пАем |Ярост|нЫй люд|скОй по|тОк $.

Мой возмущённый мозг сразу "потребовал" довести число стоп до восьми:

8х(2Д1) . . . . . . . . . . . Улица была как буря. Толпы проходили, $ $
 . . . . . . . . . . .  . . . . . .  Словно| их пре|следо|вал не|отвра|тимый |рок $ $ $,
 . . . . . . . . . . .  . . . . . .  Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили, $ $
 . . . . . . . . . . .  . . . . . .  БЫл не|Исчер|пАем |Ярост|нЫй люд|скОй по|тОк. $| $ $
 
Напомню: читателю, по правилам чтения, разрешается и даже предписывается самому ставить
необозначенные паузы. Все цезуры он вынужден угадывать на слух. Восемь стоп устойчивее семи,
а что хотел Брюсов, мы уже не узнаем. Получается, что семистопник – надуманная комбинация,
без которой в реальности вполне можно обойтись. Даже если автор напишет семь стоп, читатель
превратит их в восемь.

Некоторым авторам, вопреки моим рассуждениям, удаётся даже неустойчивым формам ритма придать
устойчивый характер. Вот пример замечательного пятистопного трёхдольника:

5х(3Д2) . . . . . . . . . . . КогдА я устАну стучАться в закрЫтую двЕрь $-
 . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . Ту, двЕрь, что так чАсто бывАла  открЫта когдА-то,
 . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . Безликая серая тень невозвратных потерь  $-
 . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . На дУшу кривЫми стежкАми посАдит заплАту.

«паузы в конце строк»
Паузы в конце строк сигнализируют о реальном завершении строки. Они также позволяют вдохнуть
воздух, что при чтении немаловажно, или сделать интонационное замедление. В случае же, если
последний слог стопы - ударный и все места для слогов заполнены, пауз нет, то чтение следующей
строки начинается сразу же, без задержек. Это далеко не всегда удобно и возможно только в
динамичных энергичных текстах, ограниченного размера.

4х(2Д2) . . . . . . . . . . . На свЕт смотрИ, смотрИ на свЕт,
 . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . НеблИзким бУдет пУть, но знАй:
 . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . За прОчной цЕпью дОлгих лЕт
 . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . НадЕжды чИстой вИден крАй.

Характер подобного текста должен подсказывать необходимость уплотнённого чтения, иначе у
читающего появится желание добавить целую стопу в виде пауз в концах строк, то есть создаётся
неустойчивость:
 . . . . . . . . . . . Когда экран сбивает растр,
 . . . . . . . . . . . Страшнее видеть фильм нельзя.

В примере необходимо читать: " растрстрашнее" – неудобопроизносимое сочетание согласных,
избавиться от которого можно только введением пауз.


8 Особенности двудольных и составных ритмов
============================================
К  двудольным  ритмам относят двудольные, четырёхдольные и шестидольные, содержащие чётное
число долей. Основной особенностью этих ритмов является способность к взаимозамене, причём
не только в разных строках, но даже и внутри одной строки. Так вместо двух двудольных стоп
может  появиться одна четырёхдольная, вместо трёх двудольных – шестидольная и т.д.

 . . . . . . . . . . . ТелепортАция всегдА былА загАдкой длЯ людЕй  . . . . . . . . . . . 6Д4 + 5х2Д2 -- смесь ритмов

 . . . . . . . . . . . я до послЕднего мечтАл, . . . . . . . . . . . 2хД4  -- четырёхдольник
 . . . . . . . . . . . Что буду счАстлив в мире Э-. . . . . . . . . . . . 2х4Д4-- четырёхдольник
 . . . . . . . . . . . том вОт, однАжды мИг настАл, . . . . . . . . . . . 4х2Д2-- двудольник
 . . . . . . . . . . . Когда я пОнял - счАстья нЕту. . . . . . . . . . . . 4Д4 +2х2Д2 -- смесь ритмов
Здесь смесь ритмов не является признаком ошибки, наоборот, автора нужно хвалить за творческий
подход. И в следующем примере – тоже:

 . . . . . . . . . . . ВечерИнки, тАнцы, клУбы,  . . . . . . . . . . . 4Д4 +2х2Д2 -- смесь ритмов 4+2х2 = 8
 . . . . . . . . . . . Ярко, Ярко крАшу гУбы. . . . . . . . . . . . 4х2Д2 -- двудольник 4х2 = 8
 . . . . . . . . . . . Юбку нУжно покорОче, . . . . . . . . . . . 2х2Д1 + 4Д3 -- смесь ритмов 2х2+4 = 8
 . . . . . . . . . . . ТАк менЯ любОй захОчет! . . . . . . . . . . . 4х2Д2 -- двудольник 4+2х2 = 8

При проверке числа стоп (слогов) стиха с составным ритмом я советую авторам и критикам читать
текст в двудольном формате, скандируя, то есть, выделяя формально все двудольные ударения,
например:
вЕче_рИнки, _тАнцы,_ клУбы, если при этом не возникает явных сбоев ударения, значит ритм
правильный. Разумеется, паузы, если они есть, тоже должны "произноситься" и подсчитываться.

Трёхдольные ритмы имеют совершенно аналогичную особенность. Две стопы трёхдольника имеют
ту же длину, что и одна стопа шестидольная:

 . . . . . . . . . . . ПарикмАхерскую посещАющим рЕд- . . . . . . . . . . . 6Д3 +2х3Д3
  . . . . . . . . . . . ко запОмнить бы: вОлосы дЫшат как лЮ- . . . . .4х3Д3
  . . . . . . . . . . . ди, вот  Элементарная кАк табурЕт--. . . . . . . . . . 6Д3 +2х3Д3
  . . . . . . . . . . . ка…$ Истина! ТОлько мы Истин не лЮбим!  . . . .4х3Д3

 . . . . . . . . . . . ЗаворАживая, хоровОдит зимА . . . . . . . . . . .  . .  6Д3+2х3Д3
 . . . . . . . . . . . НавевАя унЫние в тЯжкие снЫ . . . . . . . . . . .   . . 4х3Д3
 . . . . . . . . . . . Мне почУдится — переживАет самА, . . . . . . . . . 6Д3+2х3Д3
 . . . . . . . . . . . Что судьбА её – СОлнце укрАсть до ВеснЫ . . . . .4х3Д3

9. Число строк в строфе (абзаце)
================================

Минимальное количество строк равно двум, потому что должно же что-то срифмоваться с чем-то?
Также естественно, что число строк должно быть чётным, они все попарно связаны рифмой.
Однако существует поэтический приём добавления в абзац одной нечётной строки, которая рифмуется
с уже имеющейся парой "за компанию", что даёт право на жизнь их нечётному количеству (3, 5, 7).

Большое число строк (больше 8) трудно удержать в голове. Нужно помнить все окончания и ждать,
ну когда же они, наконец, срифмуются, поэтому, как правило, число строк не бывает больше восьми,
причём те формы, что встречаются, имеют строгий закон рифмования, а также  именные названия,
например:  «спенсерова строфа» -- 9, «десятистишие классической оды» -10, «онегинская строфа» -- 14.

Пример: четверостишие
пятистишие
шестистишие
восьмистишие
сонет

10.  Телеграфная запись
========================
Как это ни парадоксально, всё стихотворение при чтении вообще не делится ни на какие куски,
а читается в одну длинную строку от первого до последнего слога, подчиняясь выбранному ритму.
Деление при записи  нужно только для того, чтобы  втиснуться в формат страницы и наиболее
удобным образом записать текст так, чтобы ритм его был максимально понятен читателю.

Это особенно очевидно для стихов, совсем не содержащих пауз. Вот пример:

  Давай убежим, в тайный сговор вступая,
  Туда, где томится мечта, оживая,
  Легко унесемся навстречу рассветам,
  Лишь мы… Никому ни пол-слова про это.
 
Тот же текст можно записать так:
Давай убежим, в тайный сговор вступая, туда, где томится мечта, оживая, легко унесемся
навстречу рассветам. Лишь мы… Никому ни пол-слова про это.
 
Вторая запись ничуть не хуже первой. А будь "бумага" пошире, можно было бы всё четверостишие
и в одну строку растянуть. Именно потому, наверно, и появилась "телеграфная" запись.
У неё, кстати, есть и преимущество: если слова на стыке строк приходится резать (так бывает),
то в этой форме записи чтение проходит более гладко. Она также позволяет использовать
строчные буквы, которые в начале строк по правилам пишутся прописными.
 
А недостатки тоже очевидны: эта запись неудобна, неэстетична, на ней не видно, что с чем
рифмуется и где искать паузы в середине и на концах строк. Эти недостатки ярко проявляются
в слабых текстах с плохими рифмами. Хуже всего то, что в этих же текстах частенько
забываются заглавные буквы и знаки препинания. Вся работа по расшифровке ложится на плечи
читателя.

Всё это вовсе не для оправдания или осуждения "телеграфной" записи. Она уже есть в стихах
многих авторов. Однако для текстов с неточной рифмой и слабыми рифмами эта запись – катастрофа,
так что начинающие поэты – пишите стихи классически, пока не научитесь!

11.  Несимметричные строки
========================
Строки с двойной рифмовкой часто записывают несимметричными половинками, концы которых -
рифмующиеся слоги:
 
 . . . . . . . . . . . Шерстяная 
 . . . . . . . . . . . Нитка  живо катит по полу клубком...
 . . . . . . . . . . . Я не знаю,
 . . . . . . . . . . . Что опять стремглав несёт к лихой беде?
 . . . . . . . . . . . Как котёнок, 
 . . . . . . . . . . . Разыгравшись, мягкой лапой тёплый ком
 . . . . . . . . . . . Силы тёмной 
 . . . . . . . . . . . Тянет, просто застоявшейся без дел...

А на самом деле это просто четверостишие:

Шерстяная нитка живо катит по полу клубком...
Я не знаю, что опять стремглав несёт к лихой беде?
Как котёнок, разыгравшись, мягкой лапой тёплый ком
Силы тёмной тянет, просто застоявшейся без дел...

Как уже сказано выше, строки в стихах должны быть одинаковыми.  И если это не так, значит
надо искать причину. Причина номер один: "Неровное деление строк на части". Имеется в виду
не ошибка, а наоборот, сознательное, талантливое действие автора:

Ритм 5х3Д3 . . . . . .Этот мир, превратившийся в зарево, в крошево
Ритм 3х3Д3. . . . . . Чем емУ я сумЕю помОчь?
 . . . . . . . . . . .  . . . . .  Научи меня быть безусловно хорошею,
 . . . . . . . . . . .  . . . . .  Чтобы в день оборачивать ночь.

В транскрипции текст выглядит так:
Ритм 8х3Д3 . . . .этот мИр, превратИвшийся в зАрево, в крОшево $! Чем емУ я сумЕю помОчь?
 . . . . . . . . . . .  . . .Научи меня быть безусловно хорошею, $ Чтобы в день оборачивать ночь.

Вторая причина – "Недописанные слоги". Пример:


Общий вывод: Несимметричные строки – всего лишь способ записи обычных строк, который
применил автор, чтобы не рвать слова в неудобном месте, чтобы уйти от записи
переудлинённой строки, причём в тексте для поддержки такого разрыва сделана двойная
 рифмовка.

12. Строки с переносом
========================
Для рифмы вовсе необязательно использовать всё слово целиком.  Длинные слова могут одной
половинкой завершать строку, а вторая будет перенесена на следующую:
 
  Ну, вот, обиделась! На что?
  Пропала... Как я заскучал!
  Лишь тень за окнами зашто-
  ренными пляшет по ночам.
 
Запись такого стиха в телеграфной форме помогает увидеть слово целиком:
 
Лишь тень за окнами зашторенными пляшет по ночам.
 
При использовании строк с переносом слог, по  которому "режется" слово, не обязательно
должен быть ударным, однако, необходимо помнить, что в окончании строки не должно быть
пауз, чтобы не нарушить слитность чтения разбитого слова.
 
  Ты кормила меня пирогами $ $
  Я их молча жевал обреченно, $ $
  Раздразнила своими ногами с колен-
  ками, острыми, как у девчонок. $ $

13. Строки с разной длиной стопы
================================
Всем нам знакома картина: идёт высокий мужчина длинными шагами, а рядом, за руку, семенит
малыш, поневоле делающий шаги вдвое короче, чтобы попадать в такт общему движению. Иногда
ребёнок вдруг, неестественно раздвигая ножки, шагает вместе с отцом длиннющими для себя
шагами, потом опять возвращается в привычный режим движения... Папа при этом своего темпа
ходьбы не меняет и может мучений малыша даже не заметить.
 
Это ритмичное семейное движение можно описать словами:
Ша….аг Ша….аг Ша….аг Ша….аг папа шагает
Топ-топ Топ-топ Топ-топ Топ-топ____ребёнок топает
 
"Детские" шаги слышатся вдвое чаще. В стихах также можно заменять длину стопы в любой строке
или в части строки и темп чтения при этом изменится с ускорением  или замедлением.

Рулетка
4х(2Д1) . . . . . . . . . . . Ша – рик – ка – тит – ся – по –кру – гу
4х(3Д1) . . . . . . . . . . . Знаком вол_шебным в ко_варной судь_бе.$ $..
4х(3Д1) . . . . . . . . . . . А для мальчишки, не знающем бед - $ $
4х(2Д1) . . . . . . . . . . . Прос – то – ша – ри – ком уп – ру – гим.

Здесь в двудольных  строках нет паузы как таковой, просто время замедлено в полтора раза,
в музыке такой приём называют "триолью" и знак для него есть, а в стихах знака нет...
Значит надо его придумать!

Вот пример попроще. Никаких знаков не требующий:
 
3х4Д3 . . .ВечерАми облакАми за рекОй
 . . . . . . . . .Вниз туманы заползают спать в поля,
 . . . . . . . . .Где, стреноженный, неловко бродит конь,
 . . . . . . . . .По тропинке, чуть копытами пыля.

4х3Д3 . . .Одиноко плывёт по молочному полю
 . . . . . . . . .Скачками --- нелепый баркас  по волнам.
 . . . . . . . . .Ах, мешает  петля, не прорваться на волю,
 . . . . . . . . .Где  жизнь  как  ветрами свободой полна.

Казалось бы, это логично: три по четыре дадут то же самое, что и четыре по три,  четырёхдольник в
первом абзаце меняется на трёхдольник во втором, а число слогов одно и то же.

Ох, и был переполох по округе . . . . . . . . . . .  . . . . Ох, и бЫл перЕполОх $ пО окрУ $ гЕ.  $ $! $ 
Вы послушайте меня, братья-други . . . . . . . . . . .  Вы послушайте меня, $ братья-дрУ$ гИ. $ $! $
Вышел на реку медведь, От такого околеть. . . . . . . . . . .Вышел на реку медведь,  $ От такого околеть $
Можно было бы без всякой натуги! . . . . . . . . . . .  Можно было бы без вся $ кой натУ $ гИ. $ $! $

Паузы "въехали" в середину слов, заставив их звучать непривычно, с двумя ударениями, распевно.
Фактически, слоги "крУ --";  "дрУ --"; "тУ --" ; "гЕ --"; "гИ --"; "всЯ --" звучат вдвое длиннее
остальных.

14. Обогащение ритма
========================
Обогащение нужно тем авторам, которым надоели одинаковые механистические ритмы, ищущим
способы, позволяющие разнообразить ритм, не нарушая при этом целостности стиха. Способы
уже были описаны выше. Это - применение пауз как в концах строк, так и в их середине;
применение составных ритмов, строфы с нечётным числом строк, перенос слов, использование
строк с меняющейся длиной стопы, при этом можно заменять не целые строки, а только отдельные
стопы или фрагменты строки.  Такой стих называется <логаэд.>

Ещё один пример с разной длиной стопы 4х2Д1= 4х3Д1:
 
4х2Д1 ТкЁт без нОг,  без рУк, без мУк
4х3Д1 ПолимЕрные сЕти паУк меж кустАми. $
4х3Д1 К вечеру нЕпроходимою стАнет $
4х2Д1 СЕть, чтоб ждАть в ней жИрных мУх…$

Разнообразить можно не только ритм, но и способы рифмования. Но это – отдельный разговор.

15. Как читать стихи?
=====================
Казалось бы, глупый вопрос. Как написаны, так и читать.  Но не всё так просто.
При чтении самых первых строк читатель, ещё незнакомый со стихом, сразу должен сам, без
подсказки (ведь некому подсказать!) определить размер стопы, сравнивая количество безударных
слогов между двумя ударными, положение пауз число стоп в строках.

Даже когда стих "идеальный", могут встретиться трудности". Вот, например (все примеры взяты из
практики), явный двудольник (если судить по первой строке): "Тише, тише, тише…" после анализа
неожиданно становится трёхдольником:
 . . .. . . . . . . . . . оригинал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . .  транскрипция. . . . .
Ритм 4х3Д3
Тише,  тише, тише $ $ . . . . . . . . . . .  . . . . . . .  . Тише, $ тише, $ тише… $ $
Не шуми. В этот вечер весенний . . . . . . . . . . .  Не шуми. В этот вечер весенний  $ $
К нам в окошко стучится из тени . . . . . . . . . .   К нам в окошко стучится из тени  $ $
Майский дождь с ароматом сирени . . . . . . . .  Майский дождь с ароматом сирени. $ $
Словно путник уставший, слышишь? . . . . . . . Словно путник уставший, $ слышишь? $

Ритм здесь можно понять только по второй строке, желательно с проверкой и по третьей.
Потом нужно угадать число строк в абзацах, которое в примере – равно пяти. А ведь многие
авторы вообще не делят стихи на абзацы. Когда стих написан в соответствии с классическими
канонами, всё это действительно выполнить хоть и с трудом, но можно. Но «телеграфная» запись
стихов в одну длинную строку, не разделённую на отрезки, сейчас стала модной. Есть авторы,
которые, наоборот, к месту и не к месту переносят строки, «разрезая» их в таких местах, где
слоги стоят плотно и читаются слитно. Это также усложняет чтение.

Кроме фантазий, у авторов встречаются и ошибки, которые порою превращают стих в ребус.
Многие не ставят знаки препинания, не выделяют заглавные буквы. Читатель вынужден сам
расставлять и знаки и паузы. Это не очень хорошо. Во-первых, он может  ошибиться. Во-вторых,
приводит к такому казусу, как «двоечтение» - возможность прочитать стих двумя, а то и больше
способами. Позже я постараюсь это продемонстрировать, а пока только обращаю внимание
на сам факт.

И если автор хочет, чтобы его творение читалось однозначно, так, как он  задумал, то он просто
обязан показать свою мысль знаками.  А их-то (в частности, знаков паузы) в грамматике и нет!
Конфуз!
Автор и читатель  - тандем, в котором должна быть полная ясность. К сожалению, в жизни так
бывает не всегда. Яркие примеры этого – образцы весьма скандальной полемики "о правильном
непонимании и неправильном понимании", которые  можно легко найти во всех группах критики
"ВКонтакте".

Как угадывать ритм при чтении?
================================
Мне кажется, надо просто думать. Изначально исходить из уверенности в том, что ритм есть.
Пытаться приложить к "кривому", на первый взгляд, тексту разные ритмические эталоны и
 определить, какие из них наиболее вписываются в ритмику слов.
Выбрав эталон, попробовать вставить паузы в те места, где явно не хватает слогов. При неудаче
взять другой эталон. Проанализировать  возможность изменения темпа и также попытаться
сделать замены, выполняя в целом одну задачу, - не дать ритму остаться рваным и драным. И не
 пройти, фыркнув, мимо талантливых стихов. Вот пример:

  Стоят  цветы у кровати,
  Лежат  конфеты на стуле,
  Пустует  белая койка,
  И всё почти хорошо

Пример взят из книги, где сказано: Это пример "самосозданного размера". Отнести его к
какому-нибудь из традиционных размеров довольно сложно.>> 
Я беру строки. Расставляю ударения по собственному ударению в словах. 
  стоЯт цветЫ у кровАти, лежАт конфЕты на стУле,
Разбиваю на куски:
 . . . . . .  стоЯт цветЫ это двудольник . . . . . . . . . . . цветЫ у кровАти лежАт - это трёхдольник
  . . . . . .лежАт конфЕты   это двудольник .. . . . . . . . конфЕты на стУле это трёхдольник

Казалось бы, ритмы смешались. Но что нужно, чтобы неуместные двудольники стали
трёхдольниками? Просто добавить паузы вместо «пропущенных» слогов:

стоЯт $ цветЫ у кровАти, лежАт $ конфЕты на стУле

Теперь всё сходится. Но, не доверяя себе, я проверю ритм, заменив паузы словами..
Неважно какими, обычно - предлогами, местоимениями, частицами: «ли», «же», «вот»:
стоЯт ли цветЫ у кровАти, лежАт ли конфЕты на стУле

Читаю и убеждаюсь: "всё правильно". Получился классический трёхдольник безо всяких премудростей.
А вот транскрипция фрагмента этого очень изящного и интересного стиха:

Стоят $ цветы у кровати,        $ $ $
Лежат $ конфеты на стуле,       $ $ $
Пустует $ белая койка,         $ $ $
И всё $ почти хорошо,         $ $ $ $
А $ элегантная Катя $ $ $
И $ симпатичная Юля,         $ $ $
В стерильных $ белых повязках $ $ $
Готовят $ электрошок.         $ $ $ $

Поле стиха напоминает матрицу определённого размера, выбранную автором, исходя из основного
ритма. В ней изначально отмечены позиции для ударных слогов, которые надо заполнять словами
так, чтобы их собственное ударение совпадало с ритмическим. Часть позиций  могут остаться
пустыми, это будут паузы.
Паузы могут стоять в любых позициях, в том числе и в первых, и в ударных.

Для разгадывания секретов двудольных ритмов полезно применять "скандовку" -- чтение  стихов
с отчетливым разделением их на двудольные стопы и ярким выделением всех ударений, временно
игнорируя при этом красоту звучания. Можно и даже полезно все паузы заменить любыми пришедшими
в голову словечками (я возьму уже использованный выше пример):
 оригинал - после замены пауз
Ну чтО с любовью Этой мне подЕлать? $ . . . . . . . . . . . Ну чтО с любОвью Этой мнЕ подЕлать? А?
Не вЫбросить как снОшенные кЕды. $ . . . . . . . . . . . . .Не вЫбросИть как снОшеннЫе кЕды. дА!
ПокА душА совсЕм не охладЕла, $ . . . . . . . . . . .  . . . . ПокА душА совсЕм не ОхладЕла, к нЕй
ГорЕть и вкус почУвствовать побЕды! $ . . . . . . . . . . . ГорЕть и вкУс почУвствовАть побЕды! дА!
 
Автору можно не рассказывать об издевательстве над его творением.


16. Ошибки ритмики
========================
16.1 «Нарушение рисунка ритма»

Это, пожалуй, самый широкий класс ошибок, возникающих от: неправильного подбора слов,
в результате чего сбивается размер стопы и, как следствие, ударение в словах;
---  изменения длины строки из-за изменения числа слогов в ней;
---  изменения числа строк;
--- изменения схемы рифмовки.

16.2 Два ударных слога рядом
================================
Очень часто встречающийся тип ошибки показан в примерах:
  Была осень, было дождливо...
Фраза "БылА Осень" содержит два ударных слога рядом, а этого быть не должно ни в коем 
случае. Два ударения рядом  не уживаются, при чтении второе ударение отпихнёт первое
влево и мы прочитаем:  "БЫла Осень". Это, вроде бы, очевидно, но в случае, если все слоги
этого слова стоят в неударной позиции, то собственное ударение  при чтении не акцентируется,
теряется:
. . . . . . . В горах тУчи небЕсные лИжут холмЫ, . . . . .  мы прочитаем: " В гОрах тУчи…"
. . . . . . . Чтобы кАждый живОй имел сОвесть и дУшу,. . . .мы прочитаем: " Имел сОвесть"

Выход из ситуации может дать применение брахиколона в части строки:   
. . . . . . . БЫ-лА О-сЕнь, было так дождливо...____читается по слогам: "БЫ-лА-О-сЕнь"
Но конечно, лучше всего заменить слово с неправильным ударением.
Ещё пример:
. . . . . . . Ты мне вслед не смотри так тоскливо
. . . . . . . Во мнЕ Уйма грехов и пороков . . . . . . . Е и У - два ударения, стоящие
рядом, поэтому более важное ритмическое ударение "У" отпихивает менее значимое "Е" влево
и текст читается так:
ВО мне Уйма грехов и пороков, я этот эффект называю "фантомным ударением", поскольку он
проявляется на, вроде бы, безударных слогах, заставляя их звучать неправильно.
Если вставить слово, не нарушающее авторитет ритмического ударения, его "интимную зону
общения", то эффект пропадает, например: "Жаль, что Уйма грехов и пороков"

Что любопытно: в первой строке этот эффект не проявляется... Загадка природы!
Но разгадка проста. Словосочетание "во мнЕ" имеет своё ударение, в нём  слово "мне"
является более значимым. А в словосочетании "ты мне" нет превалирующего ударения, два
местоимения равны.

Примеры "фантомных" ударений:

Я горжусь своей личной свободой,
"своЕй лИчной" читается как "свОей лИчной", сравните: "Я горжусь только личной свободой"

Но прижмёт, так хоть волком завой.
"так хОть вОлком" читается как "тАк хоть вОлком"__ чтение старается развести ударные слоги
как боксёров в клинче, для сравнения "Но прижмЁт, словно вОлком завой.
Напрямик, напролом иду, вброд.
"идУ, вбрОд" читается как "Иду, вбрОд"

16.3 Сбой ударения
==================
Так тоже бывает достаточно часто. То ли по забывчивости, то ли из-за незнания, автор просто
ставит слово в текст так, что ритмическое ударение не попадает на нужный слог

Он лЮбит, бУдет всЕгда рЯдом___ сбой ударения "всЕгда".
ВыпИть кружкУ перЕд сном_____три сбоя подряд! А лечатся они элементарно, нужно все три слова сдвинуть вправо на один слог, например: Взять, вЫпить крУжку пЕред снОм

Как видно, причины у этих ошибок разные. И лечатся они по-разному.


16.4 Нарушение на стыках строк
==============================
  Пример



Часто ошибки сидят в концах строк, автор радостно доводит строку до конца, читает кое-как и
не видит ошибки на стыке. Чтобы увидеть, надо временно (!) записать две соседние строки стиха
"телеграфом", в одну строку, (можно мысленно), ведь именно так стих  читается в жизни.
 пример

16.5 Алгоритм проверки  ритма
=============================
Проверка ритмики при проверке стихов - самое простое дело, потому что она поддаётся чёткому
арифметическому  анализу. Разве трудно взять готовые строки и по одному и тому же алгоритму
выполнить действия:

1) отметить в строках ударения. 
2) проверить первые и последние ударения, они должны стоять во всех строках одинаково;
3) по интервалам между ударными слогами определить размер стопы и размер строки, эталон.
4) пересчитать число стоп, убедиться, что все стопы целые, соответствуют эталону.
5) в строках, где слогов мало, проставить паузы или добавить слоги словами;
6) пересчитать число слогов в строках, убедиться, что оно одинаково во всех (!!!) строках всего стиха.
7) проверить ударения во всех словах, читая их в ритме стиха;
8) если есть ошибки, понять их причину, исправить.
 
Любой критик делает эту работу  для каждого проверяемого стиха,  обычно ещё предлагает
варианты исправлений, но почему-то так не делают авторы, хотя считать-то мы все умеем, правда?

Итак, вот текст (взят из практики):
  исходный текст
Я бы мог стать великим поэтом
Но не стал, да и вряд ли смогу
Я бы мог жизнь прожить, будто сон наяву,
Но увы, лишь мечтаю об этом

Расставляю ударения
  1__2__3____1__2_3_1__2   3_1__2_3 номера слогов в стопах
  я бы мОг стать велИким поЭтом $ $ паузы заполняют пропуски слогов в стопе

транскрипция интервалы схема
я бы мОг стать велИким поЭтом, $ $! . . . . . . . . . . 2--2--2--2 . . . . . . . . . . . 0 0 1_ 0 0 1 _0 0 1_ 0 0 1
Но не стАл, да и врЯд ли смогУ. $ $ $! . . . . . . . . . 2--2--2--2 . . . . . . . . . . .  0 0 1_ 0 0 1 _0 0 1_ 0 0 1
я бы мОг жизнь прожИть, будто сОн наявУ,  . . . . 2--2--2--2 . . . . . . . . . . . 0 0 1_ 0 0 1 _0 0 1_ 0 0 1
Но увЫ, лишь мечтАю об Этом. $ $! . . . . . . . . . . . 2--2--2--2 . . . . . . . . . . . 0 0 1_ 0 0 1 _0 0 1_ 0 0 1

Считаю число безударных между ударными (интервалы):--2-2-2-2--признак трёхдольного ритма
Вывод : строка идеальна, её ритм 4х3Д3
Проверяю первые ударения для абзаца, они стоят на 3-й  позиции для всех четырёх строк.

Проверяю рифмующее ударения для абзаца
Проверяю ударения во всех словах,  оно совпадает с ритмическим.
В третьей строке применён приём обогащения ритма - три паузы в конце заменены слогами,
что делает чтение динамичным.
Вывод : Ритм абзаца стиха правильный!
И так до конца текста. 

Другой пример:
  исходный текст
И в мирные годы, каких было мало
Шумели ветра в кедрах Ливана
Восточным потоком, спускаяся к нивам,
Остался пустыней - мир мой

. . . . . . . . транскрипция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . интервалы. . . . . .. . . .  . . . . . . схема
и в мИрные гОды, какИх было мАло . . . . . . . . .1--2--2--2-1 . . . . . . . . . . . 0 1 0_ 0 1 0 _0 1 0_ 0 1 0
ШумЕли ветрА в кЕдрах ЛивАна . . . . . . . . . . .  1--2--0--2-1 . . . . . . . . . . . 0 1 0_ 0 1 1 0_ 0 1 0
ВостОчным потОком, спускАяся к нИвам . . . . 1--2--2--2-1 . . . . . . . . . . . 0 1 0_ 0 1 0 _0 1 0_ 0 1 0
остАлся пустЫней - мир мОй.$ .. . . . . . . . . . . . 1--2--2—1 . . . . . . . . . . . . 0 1 0_ 0 1 0 _0 1

Ошибки бросаются в глаза: это "0" между двумя ударениями во второй строке, нехватка слогов в
четвёртой. Единицы по краям перечня интервалов не являются ошибками, их нужно просто
сложить  и получится тот же интервал "два". Так бывает, если ритм начинается с "затакта".

текст не закончен____текст не закончен____текст не закончен____текст не закончен____текст не закончен____текст не закончен____