Антверпен

Эдуард Шульман
  И чего мне запомнились эти две горляшки на ярко-зеленой траве? Как будто раньше таких не видел. Антверпен. Речной причал, где мы должны были погрузиться в автобус и уехать отсюда навсегда. Конечно навсегда, потому что мы туристы, и где бы ни были, оттуда и уезжали навсегда.

 Удастся ли вернуться еще раз сюда? Уверен, что нет. Не потому что не хочется, еще как хочется, а потому что, если и удастся снова оказаться в Европе, то уж, конечно в новом месте. Как много хочется посмотреть! Как много интересного в Европе! Разве можно было десять-пятнадцать лет назад даже помыслить, что прокатимся по Европе?

 В Антверпен приехали утром, остановились у небольшого  замка, рядом с которым стоял огромный Гулливер из фанеры, расставив ноги, под которыми можно было даже пройти. Но это был не Гулливер – у них оказался свой сказочный герой Ланге Ваппер, который ходит и делает добро людям, но только по ночам, превращаясь то в великана, то в маленького мальчишку. Прошли к замку, потом по чудесным улицам Антверпена, спокойным, красивым, с большой площадью у ратуши с шикарными газонами. По дороге на лошадях проехала местная полиция. Понятно, лошади не загрязняют окружающую среду так, как машины. По центральной широкой улице – большое движение людей, все отдыхают, большинство туристы.

Посидели на скамейке, выполненной из бетона в виде огромной кисти руки. От сидящих поверхность бетона отполирована. Рядом застыл памятник в виде человека на небольшом постаменте, в какой то красивой старинной посеребренной одежде с  круглой древней шапкой с помпоном. Что-то было необычное в этом человеке. Кто-то из проходящих туристов положил ему в руку монету, человек грациозно поклонился и снова застыл в прежней позе. Такое я видел впервые.

 Но теперь я пригляделся внимательно и заметил, что только живые глаза его и выдают. Почему-то вспомнил неподвижных солдат у мавзолея Ленина. А здесь они стоят часами в неподвижной позе. Их оказалось несколько. Мы шли в одном направлении, потом назад, а они так и стояли неподвижно в красивой позе. Кто их заставляет, кто их обучает всему этому?  Еврейский квартал ювелиров был закрыт – суббота, шабат. Нам не повезло. Дорогу перекрыли полицейские.

 И здесь религиозные евреи придерживаются законов Торы. Мы не посмотрели их богатые ювелирные магазины. Зато больше походили по самому Антверпену, где при наличии «лишних» 60 евро можно было прокатиться в карете, запряженной лошадьми. У нас лишних не оказалось. Ограничились покупкой сувениров и обедом в уютном кафе, в прохладе с умопомрачительным чистым воздухом….

  Ну, как, находясь в Антверпене, не зайти «в гости к Рубенсу?» Сначала потряс великолепно ухоженный двор с зеленными галереями, потом и сам Рубенс, в музей которого вход со двора. Вот они картины, которые были известны по шикарно оформленным альбомам, а здесь «вживую». Насмотревшись, вышли и конечно застряли у шоколадной лавки.

Такого обилия шоколада и всех видов его форм и цветов, мы еще не видели. Две симпатичные женщины в белых халатах бойко набирали шоколад из разных ванночек и сыпали в специальные пакетики. В меру возможности нашего кошелька шоколад был куплен для детей. Все время, пока были в Антверпене, сверлила мысль: «Ну, почему здесь все так красиво, зелено, столько красок, столько сохранилось старинных домов, почему все так спокойно и ухожено.

 Где-то там бьются, зачем-то ругаются, чего-то людям не хватает. А здесь кафешки под яркими красными или зелеными зонтиками, речка, покой и тишина. И кажется, что именно тебе этого всю жизнь и не хватало. Работать бы здесь и спокойно жить, и начхать на все, что происходит в мире. Мои рассуждения прервал гид, сообщивший, что все мы должны встретиться у речного причала. Значит, жизнь заканчивается…. или начинается. Две горляшки на ярко-зеленой травке, уходящей вдоль причала куда-то далеко, так и бегали, а может быть это были уже другие, пока рядом не появилась еще одна ярко красная птичка. На фоне этой травы, безмятежности всего дня, мне все это показалось настолько нереальным, что хотелось заплакать.
Мы уезжали. Уезжали навсегда.

                ЭДШ 20.03.09.