музыка стиха...

Елена Черепанова 2
Коллаж автора:
Портрет Анны Ахматовой , Зинаида Серебрякова
http://artlivre.ru/content/portret-anny-ahmatovoy
 + Robert Schumann, Wien 1839 Lithographie by Joseph Kriehuber http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Robert_Schumann-cadr.jpg +
Валентин Рекуненко +
В. Дранитсин (14 файл)
**********************************************
слушая музыку....
Шуман Роберт (1810–1856) (нем. Robert Schumann)<<   
Концертная пьеса для фортепиано с оркестром соль мажор Op. 92<<   
 Интродукция и Аллегро аппассионато (1849) <<
Исполнитель: Святослав Рихтер (фортепиано) ,
БЗК, Госоркестр, дир. Курт Зандерлинг.

**********************************************
"Отрывок" в книге Анны Ахматовой "Бег времени" в разделе "Нечет" звучит третьим стихотворением после "Приморского сонета" (1958) и "Музыки" (1958), посвященной Д. Д. Шостаковичу. Сам "Нечет" идёт вслед за циклами "Трилистник Московский" и "Полночные стихи". "Отрывок" - катрен и терцет - семь строк усечённого сонета, тем более в таком ряду, воспринимается как музыкальный отрывок в слове.

На одном с ним развороте страниц книги стоит "Летний сад" (9 июля 1959, Ленинград), созданный тем же летом, в том же времени, но уже в другом месте. У "Отрывка" в другом автографе было заглавие - "Из Московской тетради. Трилистник закрытый", а в планах записных книжек Ахматовой оно открывало цикл "Трилистник закрытый" вместе с двумя другими стихотворениями - "Не стращай меня грозной судьбой…" (15 октября 1959, Ярославское шоссе) и "Мартовской элегией" (февраль 1960, Ленинград).

"Трилистники" Анны Ахматовой, безусловно, освящены памятью Иннокентия Анненского, но и сама музыкальная природа слова Ахматовой с её острыми и тонкими, музыкально точными ассоциациями памяти восходит к поэтике Анненского, его разреженному воздуху "ничейного стиха": "А в воздухе жила мучительная фраза…" Такой стих живет в особом пространстве и времени музыки, возвращаясь в неё, как в "Полночных стихах": "Мы с тобой в Адажио Вивальди / Встретимся опять". Вот этот "Отрывок" Анны Ахматовой:

    …И мне показалось, что это огни
    Со мною летят до рассвета,
    И я не дозналась - какого они,
    Глаза эти странные, цвета.

    И всё трепетало и пело вокруг,
    И я не узнала - ты враг или друг,
    Зима это или лето.
    21 июня 1959
    Москва

В. Виленкин рассказывает, что стихотворение возникло, когда Ахматова была у него в гостях: "Мы с ней слушали в исполнении Рихтера /183/ шумановскую пьесу с обманчивым названием "Юмореска" (кажется, один из самых бурных полётов немецкой романтики)…" И продолжает, что Ахматова "потом несколько раз читала это стихотворение и у меня, и у себя, и всегда с предисловием: "Вот стихи, которые я написала под музыку Шумана""...

Ахвердян Г. Р.
О стихотворении Анны Ахматовой «Отрывок»
(«…И мне показалось, что это огни…»)  http://www.akhmatova.org/articles/articles.php?id=51

*******************************************

столетье между ними -
не преграда…
Маэстро  вдохновенная рука,
ей музыку  волшебного стиха,
как розу ароматную вручила...
и лепестки посыпались на лист
касаньями желаний и восторгов,
терзая   белизну  бумаги
отточенным страданьями пером...


Плейкаст: