Послушайте, за что приговорили Маяковского!

Платон Иванов Аль-Фадлан
 
Послушайте, за что приговорили Маяковского!

++++

Послушайте (новое  слово  в  старом  стихе)!

Ведь  если  звёзды  зажигают ...
(Или  паскудно  гасят
режимы  чудовищ)
значит - это  кому-нибудь  нужно?
Значит -  это  необходимо,
чтобы  каждый  вечер
{В  тиранистическом  зоопарке,
с  подрезанными  крыльями-лучами:
перед  хозяином  живодёров:
в  цирке  ли,
или  в  фасаде,
в  замочной  скважине,
или  в  слуховом  окне  антиреволюционера:
куражилась  плеть,
а  она  плакала, падала,
мытарилась  и  валялась  в  пыли:
ударяясь  о  чёрствую  идеологическую  медь:
небес  советской  культуры:
звезда, ДА!

Когда-то  яркая,
с  маяком  свободная:
драгоценная :
 рубиновая  звезда!

Живодёры  нового  тирана  яКобы:
вы  и  есть  вредители:
нет  не  они!}

над  крышами  (сверх-служителей)
загоралась  хоть  одна (такая  же) звезда?!

(А  потом  её  обязательно  затушуют,
вымарают  исторически,
загасят!
Зачем  наступать  на  горло  её  свету:
казёнными  грязными  лапами!
Проклятьем  не  убитые  предатели  Революции!
)

В  скобках (С) Маяковсков , 2013.

(2 штука  гнева)

Я  и  Наполеон (Коба).

...
Идите ,  изъеденные  бессоницей,
(Будь  предан  расстрелу  тиран!)
сложите  в  костёр  лица!
(Инквизиторы  революции)
Всё  равно!
Это  нам (светит) последнее  солнце --
солнце  (подМосковного) Аустерлица!

Идите  сумасшедшие  , из  России , Польши.
Сегодня (погиб  тиран  и  его  палачи, СЕГОДНЯ ) Я -- НАПОЛЕОН!

(ЭСКАЛИБР  БУДЁНОГО   ЕЩЁ  ПОКА  В  ЕГО  РККА ,
В  КРОВАВЫХ  ЕГО  РУКАХ:
РУБИТ  ГОЛОВЫ  ТЕМ  КТО  КОВАЛ  ИСТОРИЮ:
И  СПАСАЛ  ПРОЛЕТАРИЮ :
РУБИТ  ГОЛОВЫ  ДРУЗЬЯМ  РЕВОЛЮЦИИ!
КРОВАВЫЙ  ЯТАГАН  ЯГОДЫ!
И  СЕРП  ПАЛАЧА!
)
Я  ПОЛКОВОДЕЦ  И  БОЛЬШЕ.
СРАВНИТЕ:
Я  И  ОН!

(
КРОВАВОЕ  КИРОВА  ПОЛЕ:
ШЕСТАЯ  КОННАЯ  АРМИЯ,
ПРИСЯГНИ  КОМАНДАРМ  ЖУКОВ,
И  Я  ПРОТИВ  НИХ  ПОВЕДУ  ВОЙНУ!

ИЛИ  БУДЕТ  НЕ  АРМИЯ,
ИЛИ  БУДЕТ  НЕ  ГВАРДИЯ:
СТАДО  РАБОВ,
ПИРАМИДЫ  ГОЛОВ,
ОЗЁРА  ПЫЛАЮЩИЕ  ОТ  ВАШЕЙ  КРОВИ!

ПАЛАЧА  ИХ  ЧУДОВИЩНОЕ:
РЕМЕСЛО!
)
...
МОЙ  КРИК  В  ГРАНИТЕ  ВРЕМЕНИ
ВЫБИТ (НАВЕЧНО),
И  БУДЕТ  ГРЕМЕТЬ  И  ГРЕМЕТЬ,
ОТТОГО, ЧТО
В  СЕРДЦЕ  ВЫЖЖЕНОМ, КАК  ЕГИПЕТ,
ЕСТЬ  ТЫСЯЧА  ТЫСЯЧ (МАВЗОЛЕЕВ  И) ПИРАМИД !

...
ЗДРАВСТВУЙ,
МОЁ  ПРЕДСМЕРТНОЕ  СОЛНЦЕ,
СОЛНЦЕ (СВЕРДЛОВА,
КАМЕНЕВА,
ЛЕНИНГРАДА  ИЛИ  ПОДМОСКОВНОГО )
АУСТЕРЛИЦА

(СЕГОДНЯ  ГИБНУ  Я  :
ЗАВТРА  ВСЕ  ВЫ!)

...
ЕЩЁ  ОДНОГО  (ИЗ  КРАСНОЙ  ГВАРДИИ)
УБИЛА  ВОЙНА (ИЛИ  ПЕРЕВОРОТ  КОБЫ) --
ПОЭТА  С  БОЛЬШОЙ  ПРЕСНИ !

МОСКВА , 1915 ГОД (ДОПИСАНО  ТАЙНО  В  1929 ГОДУ, ОРИГИНАЛ  В  ТАЙНИКЕ)
**

ВНИМАТЕЛЬНОЕ  ОТНОШЕНИЕ  К  ВЗЯТОЧНИКАМ.

НАТЕ!
(ДА, ЧИНУША-ПСЕВДОКОМИССАР:
 РЫЛОМ  ОПОРОЧИВШИЙ  СВОИМ  ОБУРЖУАЗЕННЫМ :
КОМУННЫ  СВЕТЛОЙ  ЛИК  :
ОБЩЕЖИТИЙНЫЙ :

НАТУРАЛЬНОГО  ОБМЕНА  ПСЕВДО-КОМИССАРЫ:
АНТИРЕВОЛЮЦИОННЫЕ  ДУШЕГУБЫ  НЭП-а: СТАЛИНИСТЫ-ИУДЫ:
ВЫ  МНЕ  НАТУРОЙ  ПОДОГНАЛИ  ВАГОН  ГАЛОШ
И  ТАЧКУ  ИЗ  ТЮРЕМ  ЧЕСНЫХ  ТРУДЯГ:
НАБИТОЙ  БЕЛЫМ  ТАПЬЁМ:
КОСТЬМИ  ИХ  И  ПЫЛЬЮ:

СПАСИБОЧКИ  ВЫРОДКИ:
УБИЙЦЫ  НАРОДА:
ТАК  ПОЗНО  УЗНАТЬ:
О  ЧУДОВИЩНОМ  ГОРЕ:
ВОЦАРИЛСЯ  УПЫРЬ-САМОЗВАНЕЦ  В  ПАРТИИ:
ДЕМОКРАТИЮ  СЪЕЛ  КАННИБАЛ  "ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ":

ПОГИБНУТЬ, С  ПРАВДОЙ , ЗА  ПРАВДУ:
НЕ ЖАЛКО:
ПРИДУТ  И  ДРУГИЕ  АРТЕЛЯМИ  СИЛЬНЫМИ:
 )

ЧТО  НАМ  ДЕНЬГИ, ТРАНЖИРАМ  И  МОТАМ!
МЫ  ДАЖЕ  НЕ  ЗНАЕМ (ЧЕМ  ОТ  ФЕОДАЛОВ  ОНИ  ОТЛЮЧАЮТСЯ:
НОВЫЕ  ТИРАНЫ  ДЛЯ  НАИВНЫХ: "СИЛЬНЫЕ":
СЛАБЫХ , БЕЗОРУЖНЫХ  УБИВАТЬ  ПРИШЕДШИЕ:
ГНИДЫ  ПОХУЖЕ  ПАЛАЧЕЙ  ВЧЕРАШНИХ! )
МЫ  ДАЖЕ  НЕ  ЗНАЕМ  ,
КУДА  НАМ  ДЕТЬ  ИХ.

БЕРИТЕ  ("КАПИТАЛ"  НАРОДНОЙ  СВОБОДЫ,
ИЗГАЛЯЮТСЯ  КОНТРЫ-СТАЛИНИСТЫ  :
ВЫРОДКИ!)...,
БЕРИТЕ: (СИЛОЮ, БРОНЕВИКАМИ, ПУЛЕМЁТАМИ:
ГРАБТЕ  СТРАНУ:
ЗАВОДЫ  И  ЗЕМЛИ  НАРОДНЫЕ :
КОТОРЫЕ  ВЫ  РАБОЧИМ  :
НАМ:
И  КРЕСТЬЯНАМ:
ИМ   ПРООБЕЩАЛИСЯ;

А  ДАЛИ  ИМ  И  НАМ  СВИНЕЦ  УБИЙСТВЕННЫЙ!
ДА  СЕРДЦЕ  ДЕМОКРАТИИ  ЗАТОЧИЛИ  В  КРЕПОСТИ!
)

ЧЕГО  ТАМ!
ВЫ  НАШИ  (ПСЕВДО-ВОЖДИ, КРИВДЫ  ОТЦЫ  И  ИДОЛЫ),
А  МЫ  ВАШИ  (ХОЛОПЫ  БЕСПРАВНЫЕ!).

ОТ  ХОЛОДА  (ТЕРРОРА  НОВОГО  :
БЕЗГРАНИЧНОГО:
ПРОПАДАЮТ  ТЫЩИ  И  ТЫСЯЧИ!),
СТАНЕМ  ГОЛЫЕ  ПОД  ГОЛЫЕ  НЕБЕСА.
БЕРИТЕ  (СМЕРТЕЙ  ТЫЩИ, И  ЗАВОДЫ,
 И ЗЕМЛИ,
И  ФАБРИКИ:
НЕНАВИСНЫЕ :
 РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ :
 ПРЕСТУПНИКИ  СТАЛИНА! )

НО  ТОЛЬКО  СРАЗУ.
ЧТОБ  БОЛЬШЕ
(С  ПРИСТАВЛЕННЫМ  К  ГОЛОВЕ  ДУЛОМ)
НИКОГДА  НЕ  ПИСАТЬ.

(И  ИДОЛОВ  ПАЛАЧЕЙ:
  ИЗ  ГРОБА:
НЕ  КОМПРОМЕНТИРОВАТЬ!)

1915  ГОД (ДОПИСАНО  В  ТАЙНЕ В  1930 ГОДУ ПЕРЕД  САМОУБИЙСТВОМ:
В  ТАЙНЕ  ОТ  ТРАВИВШИХ  ЕГО 
НЕГЛАСНЫХ  ОГПУ-ШНИКОВ, СПРЯТАНО  В  КАПСУЛУ
ДЛЯ  ПОТОМКОВ)

*****

В  скобках (С) Маяковсков , 2013.

Иллюстрация  и  по  мотивам  фильма (так  мог  написать
Маяковский  перед  смертью ("Рукописи  не  горят" Булгаков)
):
Маяковский. Два дня (сериал, РФ; недавно  показывали  по  каналу "Россия-Культура"):
Фильм рассказывает о двух последних днях жизни Маяковского и некоторых эпизодах предшествующего времени.

http://www.kinopoisk.ru/film/573692/

****
ИЗ  ДОСЬЕ:

Маяковский.
    Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930). Русский поэт-футурист; известная фигура в мировой литературе. В молодости склонялся к анархизму и был арестован за революционную деятельность. Полностью поддержал Октябрьскую революцию и в значительной степени посвятил ей свой талант. После введения НЭП'а поэзия Маяковского была все больше направлена на критику привилегий бюрократии и растущей буржуазии. Его сценарий "Баня" провалился в театре в Ленинграде в 1930 г. Чиновники от литературы все больше нападали на Маяковского и в апреле 1930 г. довели его до самоубийства. После смерти был провозглашен официальным поэтом советского государства.

1000 биографий. 2000.

**
ИЗ  ВИКИПЕДИИ (МНОГО  КАРТИНОК)

...
Издания
Основные

    Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12-ти тт. — М.: Библиотека «Огонёк», 1978.

Увековечение памяти

    В 1954 году Московский театр драмы переименован в Московский театр им. Вл. Маяковского, в 1964 году театр получил статус академического.
    В 1958 году на площади Маяковского (ныне Триумфальная площадь) в Москве поэту был установлен памятник. На этой же площади находится восточный (старый) вестибюль станции метро «Маяковская». В столице также есть переулок Маяковского, названный так в 1935 году.
    В 1960 году в сквере имени Маяковского в городе Уфа был установлен памятник Маяковскому В. В. Памятник в Уфе представляет собой один из вариантов творения скульптора Кибальникова. Дочери Маяковского Елене, ездившей в 2002 году в Давлеканово на родину матери, этот памятник понравился больше московского. По ее мнению, из-за невысокого постамента поэт кажется ближе к народу.
    В 1961 году 1-й Заполярный драматический лагерь был переименован в Норильский Заполярный театр драмы им. Вл. Маяковского.
    В Тбилиси есть памятник Маяковскому.
    В Тбилиси и В Кутаиси есть улицы Маяковского.

на станции метро

    Станция метро «Маяковская» есть и в Петербургском метрополитене. Недалеко расположена улица Маяковского, на которой находится памятник поэту.
    В 1937 году была создана Библиотека-музей В. В. Маяковского в Москве, в 1968 году она преобразована в Государственный музей В. В. Маяковского.
    Улица Маяковского — распространённое название улиц в России и многих странах бывшего СССР.
    В 1983 году в Киеве именем Владимира Маяковского назван проспект (жилой массив Троещина, Деснянский район).
    В Одессе есть переулок Маяковского.
    В СССР имя было присвоено Государственному русскому драматическому театру (Душанбе).
    В 1997 году была учреждена «Всероссийская литературная премия имени В. В. Маяковского».[27]
    14 апреля 2005 года фирмой «АнТроп» был выпущен альбом-трибьют «Живой Маяковский» — диск с песнями на его стихи, музыку к которым сочинили современные музыканты. 19 июля 2008 года в свет вышел второй диск.[28]
    B 1997 году группa «Банда Четырёх» выпустила песню про Маяковского — «Маяковка» (альбом «Безобразное время»).
    В Новокузнецке на площади Маяковского поэту установлен памятник. В микрорайоне Абашево есть Дворец культуры имени Маяковского.
    В Екатеринбурге есть ЦПКиО им. Маяковского (Центральный парк культуры и отдыха). Также в данном парке установлен памятник Владимиру Маяковскому.
    В городе Белая Калитва Ростовской области главный городской парк назван в честь поэта — «Парк культуры и отдыха им. Маяковского»
    В Новосибирске и Омске есть кинотеатр им. Маяковского.
    В советское время родной посёлок поэта носил название Маяковский. Его имя также носит село в Калининградской области.
    У Егора Летова есть песня «Самоотвод», посвященная Маяковскому.
    У рок-группы «Сплин» есть песня «Маяк» на стихотворение Маяковского «Лиличка. Вместо письма».
    В городе Запорожье именем Маяковского назван один из центральных проспектов.
    В городе Хмельницкий есть переулок Маяковского.
    В городе Туапсе есть улица Маяковского и переулок Маяковского.
    В городе Дзержинске Нижегородской области есть улица Маяковского и одноименная площадь с памятником поэту.
    У харьковской музыкальной арт-рок группы «Оркестр Че» есть песня и клип «Гутен Морген, Маяковский», в клипе использованы архивные кадры.
    У панк-группы «Последние танки в Париже» есть одноимённая песня на стихотворение Маяковского «Вам!»
    В 1986—1990 годах существовала рок-группа «Мистерия-Буфф». Большая часть их репертуара — песни на стихи Маяковского.
    В честь В. В. Маяковского названо воздушное судно А330 VQ-BCU, принадлежащее Аэрофлоту.
    Рок — группа Правъ написала песню «Левый марш» Слова песни которой были стихи Маяковского.

    Музей Маяковского в Москве

    Памятник Маяковскому в Москве на Триумфальной площади

    Монумент Маяковскому перед музеем его имени в Москве, Лубянский пр. 3/6

    В городе Самаре есть сквер Маяковского. Ранее в центре сквера находилась гипсовая статуя поэта, но в 2003 она была демонтирована из-за плохого состояния.
...

Интересные факты

    Выдержка из книги «Маяковский едет по Союзу»:[34]

    В воскресенье, на розвальнях отправились смотреть могилу последнего русского царя. <…> Но мне важно дать ощущение того, что ушла от нас вот здесь лежащая последняя гадина последней династии, столько крови выпившей в течение столетий.

    Маяковский любил азартные игры и увлекался игрой на бильярде. Играл он для уровня любителя очень хорошо, у него был поразительно точный и сильный удар. С профессиональными игроками он играл редко, так как ему претили ухищрения профессиональной игры. Но и игры «пустой», то есть без всякой ставки, он тоже не любил. По его мнению какой-то, пусть хоть маленький «интерес», то есть какая-то материальная заинтересованность в игре у игроков должна быть. Исключения он делал только для партнеров заведомо слабых, так он играл, например, с Луначарским, который игру очень любил, пользовался любой свободной минутой, чтобы «покатать шарики», но играл чрезвычайно слабо.[35]

На стихи и отрывки из поэмы «Хорошо» Владимира Маяковского Георгий Свиридов написал «Патетическую ораторию» для баса, меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра.
...
Литература

Книги

; Показывать компактно

    «В том, что умираю, не вините никого»?.. Следственное дело В. В. Маяковского. Документы. Воспоминания современников / Вступ. статья, сост., подгот. текста и коммент. С. Е. Стрижнёвой; науч. ред. А. П. Зименков; Государственный музей В. В. Маяковского. — М.: Эллис Лак 2000, 2005. — 672 с. — ISBN 5-902152-14-3
    Вайскопф Михаил. Во весь Логос: Религия Маяковского. — М. — Иерусалим: Саламандра, 1997. — 176 с. — ISBN 5-7820-0034-1
    Кантор К. М. Тринадцатый апостол. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — 368 с. — ISBN 5-89826-225-3
    Карабчиевский Ю. А. Воскресение Маяковского. — М., 1990.
    Триоле, Эльза Маяковский, 1939 / В пер. Н. Семонифф, 2012. — ISBN 978-1-4675-2067-6
    Катанян В. А. Краткая летопись жизни и работы В. В. Маяковского. — М.: Советский писатель, 1939.
    Катанян Василий В. Лиля Брик, Владимир Маяковский и другие мужчины. — М.: Захаров, АСТ, 1998. — 174 с. — ISBN 5-8159-0012-5
    Катанян В. А., Катанян Г. Д. Распечатанная бутылка / Сост. Я. И. Гройсман; Авт. вступ. статей В. В. Катанян. — Нижний Новгород: Деком, 1999. — 352 с. — ISBN 5-89533-012-6
    Кацис Л. Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. — 2-е изд., доп. — М.: РГГУ, 2004. — 830 с. — ISBN 5-7281-0698-6
    Коваленко С. А. «Звёздная дань». Женщины в судьбе Маяковского. — М.: Эллис Лак 2000, 2006. — 592 с. — 5000 экз. — ISBN 5-902152-13-5
    Колесникова Лариса. Другие лики Маяковского. — М.: Витязь-Братишка, 2008. — 184 с. — ISBN 978-5-902104-25-4
    Лавут П. И. Маяковский едет по Союзу. — М.: Советская Россия, 1969.
    Лобков Е. Маяковский. Политическая биография. (Фрагменты). — Челябинск, 2010. — 88 с.
    Михайлов Ал. Точка пули в конце (Жизнь Маяковского). — М.: Планета, 1993. — 544 с. — ISBN 5-85250-576-5
    Радзишевский Владимир. Между жизнью и смертью: Хроника последних дней Владимира Маяковского. — М.: Прогресс-Плеяда, 2009. — 112 с. — ISBN 978-5-93006-087-4
    Сарнов Б. М. Маяковский. Самоубийство. — М.: Эксмо, 2006. — 720 с. — ISBN 5-699-18644-1
    Сарнов Б. М. Путеводитель по Маяковскому. — М.: Издательство МГУ, 2012. — 208 с. — (Школа вдумчивого чтения). — ISBN 978-5-211-05337-3
    Семья Маяковского в письмах (1892—1906) / Сост. В. В. Макаров. — М.: Московский рабочий, 1978. — 416 с.
    Скорятин В. И. Тайна гибели Владимира Маяковского. Новая версия трагических событий, основанная на последних находках в секретных архивах. — М.: Звонница-МГ, 1998. — 272 с. — (ХХ век: история. Лица, лики и личины). — ISBN 5-88093-044-0
    Творчество Маяковского в начале XXI века: Новые задачи и пути исследования / Редкол. А. П. Зименков, В. Н. Терёхина, А. М. Ушаков (отв. ред.), А. И. Чагин. — М.: ИМЛИ РАН, 2008. — 800 с. — ISBN 978-5-9208-0294-1
    Фёдорова Е. В. Гибель В. В. Маяковского — закономерность или случайность? — М.: Новый ключ, 2011. — 152 с. — ISBN 978-5-7082-0346-5
    Фивейский Владимир. Нора. Последняя любовь Маяковского; Полонская Вероника. Воспоминания: [Факсимильное воспроизведение рукописи 1938 года]. — М.: Сканрус, 2009. — 240 с. — ISBN 978-5-93221-135-9
    Янгфельдт Бенгт. Ставка — жизнь: Владимир Маяковский и его круг = Med livet som insats: Ber;ttelsen om Vladimir Majakovskij och hans krets / Пер. со швед. Аси Лавруши и Бенгта Янгфельдта. — М.: КоЛибри, 2009. — 640 с. — 10 000 экз. — ISBN 978-5-398-00417-7
    Triolet Elsa. ;crits intimes 1912—1939 / ;dition ;tablie, pr;fac;e et annot;e par Marie-Th;r;se Eychart. — Paris, 1998.

Статьи и фрагменты

; Показывать компактно

    Альфонсов В. Н. В конфликте с любимым искусством // Слова и краски
    Альфонсов В. Н. Поэт-живописец // Слова и краски
    Асеев Н. Н. Маяковский начинается. М, 1940.
    Бем А. Л. Спор о Маяковском // Бем А. Л. Исследования и письма о литературе. — М., 2001. — С. 340—346.
    Брейдо Е. М. Акцентный стих Маяковского // Русский стих. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. — М., 1996. — С. 51—60.
    Булавка Л. А. Коммунизм возвращается. Маяковский
    Винокур Г. О. Маяковский — новатор языка // О языке художественной литературы. — М., 1991. — С. 317—407.
    Гаспаров М. Л. Идиостиль Маяковского // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. — М.: Языки русской культуры, 1997. — С. 383—415.
    Жирмунский В. М. Стихосложение Маяковского // Теория стиха. — Л., 1970. — С. 539—568.
    Иванов Вяч. Вс. Маяковский сегодня // Vittorio. Международный научный сборник, посвящённый 75-летию Витторио Страды / Сост. Сергей Бочаров, Александр Парнис. — М.: Три квадрата, 2005. — С. 505—538.
    Искржицкая И. Ю., Кормилов С. И. Владимир Маяковский. — М.: Издательство МГУ, 1999. — (Перечитывая классику).
    Катаев В. П. Алмазный мой венец // Собрание сочинений в 10 томах. — Т. 7. — М.: Худож. лит., 1984. — С. 7-226. («О Командоре»)
    Катаев В. П. Трава забвения // Собрание сочинений в 10 томах. — Т. 9. — М.: Худож. лит., 1984.
    Лившиц Б. К. Полутороглазый стрелец
    Никульков А. В. «НА ПЛАНЕТЕ МАЛО ОБОРУДОВАННОЙ» Роман о Владимире Маяковском // Сибирские огни. — 1967 № 10-11, 1970 № 7-8.
    Олеша Ю. К. Вл. Маяковский
    Паперный Зиновий. О Лиле Брик — спутнице жизни и стихов Владимира Маяковского // Знамя. — 1998. — № 6.
    Смирнов И. П. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой») // Миф — фольклор — литература. — Л., 1978. — С. 186—203.

*****ЗНАЧЕНИЕ  В  КУЛЬТУРЕ!

НОВАТОР, И  РЕФОРМАТОР  ПОЭЗИИ,
СОЗДАТЕЛЬ  ПОЭТИЧЕСКОГО  ЖАНРА  ИЛИ  НАПРАВЛЕНИЯ.


Энциклопедия культурологии



Маяковский
Перевод

Маяковский
    Владимир Владимирович (1893-1930) Поэт, реформатор поэтического языка. В представлениях о том, что составляет основу поэтического языка, чем разговорный язык отличается от литературного и как речь переходит в язык, был близок к научным воззрениям ОПОЯЗа и, в частности, руководителя названной школы В.Б.Шкловского. Девиз теоретического наследия М., весьма немногочисленного, сводился к следующему — разговорный и литературный языки должны быть из одного материала. Это же утверждение являлось постулатом для членов научного общества во главе с В.Шкловским. Точку зрения на организацию разговорного языка (речи) в литературно-поэтические формы, доступные восприятию читателя послереволюционной России, М. изложил в статье «Как делать стихи» (1926), автобиографии «Я сам» (1922), в манифестах футуристов (см.: Футуризм) в соавторстве с участниками группы «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), предупреждая читателей, что никакого научного значения его статьи не имеют, равно как и не претендуют на более или менее четкое изложение теории поэтического языка. М. не столько формулировал свои представления о языке художественного произведения, сколько «делал» (одно из ключевых слов в изучении поэтического языка членов ОПОЯЗа) его, создавая этот язык «не как начетчик, а как практик». Он делал художественную вещь новой формы простой и динамичной, как того требовало его время, подчеркивая при этом, что никаких правил для поэтического языка не существует вне реальной жизни и все то, что придумывают «академисты», ложно. Эстетика народного языка существует независимо от создаваемых для него правил, перенося свою первозданность в область языка поэзии. Народный язык литературен с той лишь разницей, что организуется поэтом и становится достоянием художественно-поэтического языка. Существенным М. считал способность поэта слышать ритмы народной речи; уловить ритмы улицы, площади, разрозненные звуки толпы как звуки времени и сконцентрировать в лаконичный и адекватный этим звукам-выкрикам слово-образ. Для М. это был первый этап переработки словесного материала — чувство ритма, со-ощущение стихии языка, прообраз факта речи. Вторым значительным моментом творчества он считал попытку поэта упорядочить лексику разговорной речи в виде слова-формы. Процесс представления слова от номинанта (речевого факта) до понятия (формы) есть работа по конструированию образа. Работа эта многогранна, считал М., так как в основе создания образа, передающего атмосферу явлений действительности, может лежать всего лишь один-единственный корень слова-номинанта. При этом корень слова есть «сбитый» в форму некий лексический смысл — его необходимо уловить и сформировать из факта речи в поэтический языковой образ. «Мастерской мира» поэта была для М. его работа со словом, тенденция к созданию общей картины мира. Если же тенденция отсутствует, картина мира не прорисуется, образ (обобщение) не выстроится, — не будет и поэзии. Создание образа — третий этап работы над передачей колорита разговорной речи в сфере поэтического языка. Эту работу М. называл деланием собственно формы. Он рисовал для себя некую схему построения формы, оговариваясь, что схема, равно как и правила подобного построения, — чистая условность. Сама же схема выглядела следующим образом: абстрактное представление о вещи; представление начинается с тенденции; тенденция начинается с ощущения ритмов времени; ритмы улавливаются в новизне лексики; новизна лексических пластов языка появляется там, где разговорная стихия улицы, площади «изгибает» нормативные формы слова до уровня своего самовыражения, т. е. явления новой эпохи оформляются в те звуки, которых ранее не было слышно: меняется тональность звучания улицы — меняется эпоха. Далее условная схема М. выстраивается так: звуки улицы в мастерской поэта отчетливо прослушиваются как разговорная речь в образно-поэтических формах. Услышать поэзию плошади — задача уже чисто гражданская, но если услышал и увидел, как «улица корчится безъязыкая», которой «нечем кричать и разговаривать», поэт обязан улице язык дать. И М. формирует гортанные выкрики толпы в лексико-синтаксическое единство, смысловую структуру, выражающую характер того, что еще некоторое время назад было даже не высказыванием, фактом речи, а звуковым потоком, раз-нотональной какофонией «войн и революций». М. считал, что звуки улицы обладают тем видом внутренней энергии, которая передается поэту, тому, кто способен почувствовать эту энергию внутри себя самого. Следующая ступень схемы в «делании» вещи предусматривает техническую обработку первообраза, основного понятия, которое стало уже личностным, внутренним состоянием поэта, принявшего в себя реальное понимание происходящего. «Это было со мной», «это в сердце было моем» — факты сопереживания энергии улицы и личности, площади и «Я». Техника обработки образа-основы, представление о том, что-сделаю-дальше в единстве взаимопроникновения стихии энергии «не-Я» — «Я», укладывается в рамки строго традиционной поэтической работы над словом. В программной статье «Как делать стихи» М. называет процесс технической работы над вещью «доведением» ее до такой степени выразительности, когда она (вещь) становится демократической в широком понимании этого слова, т. е. понятной любому читателю. К технике он относит сравнение, метафору, гиперболу и т. д., отмечая, что их применение зависит от того, какова выбранная поэтом форма первообраза-основы, каково абстрактно-тенденциозное предчувствие мастером абсолютной конечной вещи. К техническому арсеналу поэзии М. относит и приемы обработки слов: рифмы, размеры, пафос, стиль, которые служат воспроизведению уже конкретной, четко прорисованной формы вещи. Все, что делает поэт, является работой над формой, которая требует для своего воспроизведения всего поэтико-лингвистического набора средств выразительности, так как только форма способна принять вид вещи, которая заключает в себе смысл. Форма превалирует над смыслом, форма не только выражает «го, но и показывает, изготовив его из сгустков аморфного, безличностного содержания, которое до обретения формы узкоматериально и, по словам М., уродливо. Форма, по М., делает содержание надличностным, показывая его как образ произведения искусства. Поэтические формы, отмечает М., несут в себе образ эпохи. Именно поэтому они должны быть строгими, простыми и лаконичными в то конкретное время, о котором писал М. «Красивость» слова необходимо заменить его красотой, что является, по М., правдой «о времени и о себе». Образ времени и время как один из главных образов его поэзии заставляли его ломать грамматическую структуру слова, упрощать синтаксис, сокращать поэтическую строку. Вся логика русского предложения строится в его стихотворениях на импульсивной динамике глагола. Время — этот образ был той самой «сделанной» вещью, тем произведением искусства, на которое было направлено все творчество М., включая его работу в РОСТА (1919-1921). Традиционные академические взгляды на поэтический язык существовали в первой половине XX в. параллельно с рядом авангардных направлений в филологических науках и эстетическими программами различных поэтических школ и течений крупных направлений русской литературы указанного периода. Представления М. о поэтике литературного языка, который, не выходя за рамки классических основ сложившихся культурных традиций в русской поэзии, соответствовал бы духу своего времени, совпадали с теориями научных исследований русской формальной школы лингвистики и теории и истории культуры. Его требования к языку как выразителю эпохи не расходились с научными новациями ОПОЯЗа, а точка зрения на культуру слова, берущая начало в исторически сложившихся традициях национальной классики, не выходила за рамки эстетических канонов истории искусства. Его брутально-эпатажное «Долой ваше искусство!» — не более чем поза, но поза имеющего веские аргументы поэта, создающего язык новой поэзии, современной и актуальной, давшей огромный поэтический материал для изучения тем же приверженцам русского формализма.
    Лит.: Маяковский В. Пол. собр. соч. в 13-ти т. М., 1956-1961.
    О.Палехова

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века.. В.В.Бычков. 2003.

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/1050

==