вечерние стихи от 19 июня 2013

Иван Шепета
ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ ОТ 19 июня 2013    

«Вечерние стихи» от 19 июня я смотрел в записи 24-го, вернувшись из тайги, где интернета нет. Впечатление двоякое. Я ожидал, что будет хуже, так как «художественный совет», несмотря на моё формальное в нём участие, всё же «пожиже» первого совета. Однако качество чтения (декламации) стихов было лучше самих стихов, поэтому слушалось, смотрелось вполне. И я, нажав зелёную кнопку, увеличил положительную статистику.
     Владимир О. Сергеев формально вроде бы самый сильный участник… Выпускник ВЛК, а туда принимали раньше только членов СП, только явно способных и состоявшихся. Однако мне этот желчный старик понравился меньше всех. Вернее, совсем не понравился… Можно ли так говорить, рассуждая о поэзии? Наверное, нет. Однако я – перед экраном ТВ, и, прежде всего, – зритель. А картинка – шоу. Поэтому так говорить об авторе и человеке, читающем свои стихи, можно. Не скрою, моё отношение предвзятое, так как имел неприятный опыт общения на страницах стихиры с этим не в меру раздражительным и самонадеянным стихотворцем. Было б отчего раздувать щёки… Напряжённое, не проходимо мрачное выражение лица. Нервная реакция на критику. Гордыня в самом непотребном и запущенном виде.
     Может быть, стихи как-то особенно хороши, за что прощается человеческое?  Тем более, что рекомендованы они Мариной Шапиро…
     Нет, стихи несут следы тщательного, но бескрылого рукоделия. Написаны по рецептам, придуманным мастерами предшественниками. Стихи тщательно копируют приём, но подлинного, популярного ныне неоклассицизма не получается: канон не выдерживается, новизна выглядит как неумелость.   
    На странице поэта читаю его парадное стихотворение в резюме рядом с фото:

Здесь тихий мир моих стихов простых,
Где берегами грусть моя и радость…
Лес, тишина и птичий гомон в них,
Рассветов свежесть и закатов бражность.

Мир всех людей, и близких, и иных,
Чьи души временем кривым не исказились,
И в свитках бытия стихов моих
Присутствием своим явили милость.

Такое ощущение, что поэт «глухарь», не слышит, что выходит из-под пера.  Бедность рифмы «простЫХ- в нИХ» должна, по идее, компенсироваться рифмами второй и четвёртой строки… Увы, «РАдОСТЬ-бРАжнОСТЬ» не рифмуется вовсе, несмотря на обилие повторяющихся букв. Буквы «рифмуются», а звуки не сливаются в созвучия. Нет, от «шарма рифмы ассонансной», говоря словами горе поэта,  мне делается неловко и хочется отвернуться. И я бы «Мир Моих стихов» с заиканием «М-м…» разредил бы: «мир стихов моих». Впрочем, в этом случае следует заикание на х…, «моиХ простыХ». Хрен редьки, как говорится, получается… Это во-первых.
     А во-вторых, автор вводит в заблуждение и себя, и читателей относительно простоты стихов своих. Второе четверостишие со «свитками бытия стихов», в которых «души иных (?!)…  присутствием своим явили милость», если пытаться обнаружить логику, непрозрачно до полного непонимания. А попробуй сказать автору, что это из рук вон плохо, надует губки и скажет, что его не интересуют отрицательные мнения даже куда более «половозрелых поэтов»,  чем я.
     В общем, стихи натужны, не естественны подобно автору-человеку. Удивительно, но стихи – зеркала, они отражают всё, даже то, что мы хотели бы скрыть.
 


(продолжение следует)

Всех участников "вечерних стихов" я делю на поэтов и стихотворцев. Стихотворцы те, кто пишет стихи, умелые, или не очень, озабочен тем, чтобы всё выглядело хорошо и красиво, "красивенько", на самом деле, а поэт - явление природное, он несёт новый мир, а стихи - лишь способ его принести...
Владимир О. Сергеев - классический стихотворец. Его выступление было полно деклараций о себе. Он назвал их "резюме". Лучше бы что-то на отвлечённую тему почитал. Может быть, тогда бы и вызвал интерес к собственной персоне...
Математический, аналитический склад ума позволил ему, сотруднику научно-исследовательского института, где отработал 35 лет, "научиться писать стихи". Причём, это умение примерное, приблизительное, так как подлинный талант отсутствует. Стихи, повторяю, зеркала, некие проявители смысла, не вполне осознаваемые автором. Вот и в стихотворение о Москве (от того, что ты москвич), "ты вдруг становишься поэтом", говоря словами автора. Другими словами, жил бы там, где я живу, никогда бы тебя "за выслугу лет" не признали поэтом:)) Шучу.

Георгий Бойко, вроде бы, тоже стихотворец. Но поэма "Православные, ратуйте!" мне понравилась. Пусть никого не обманывает исторический фон. Поэма злободневна. Такой род стихотворства я принимаю всей душой, хотя и нет в поэме родовых признаков лирики. Автор берёт темой, осмыслением того, что из себя представляет национальный характер. И это "православные" вместо "русские" очень характерно. И, вместе с тем, отнюдь не религиозная подоплёка русского бунта делает нас солидарными с Георгием. Есть ощущение момента. Параллель ордынцы и нынешняя власть выстраивается сама собой. Не хватает "настоящих буйных", кто осмелился бы кинуть клич. Очень, очень порадовал. Я даже думаю написать отдельную статью для толстого журнала. Поэма - явление.
И ещё. Георгий - артист. Его чтение выразительней самого текста и поэма как бы не существует без его голоса и неповторимой интонации.Ради таких открытий и должна существовать передача "вечерние стихи".