Берег моря

Сергей Псарев
               
Берег моря. Фауст и Мефистофель

Фауст

 Мне скучно, бес.

 Мефистофель

     Что делать, Фауст?
Таков вам положен предел,
Его ж никто не преступает.
Вся тварь разумная скучает:
Иной от лени, тот от дел;
Кто верит, кто утратил веру;
Тот насладиться не успел,
Тот насладился через меру,
И всяк зевает да живет —
И всех вас гроб, зевая, ждет.
Зевай и ты.

          Александр Пушкин
    "Сцена из Фауста"


           Шоссе тянется бесконечной серой стрелой. Потом справа частокол высоких сосен открывает автомобильную парковку с тремя автобусами, похожими на большеглазых жуков. Мы на месте, здесь усадьба Ильи Ефимовича Репина “Пенаты”. Место уединения великого художника, названное в честь римских богов – хранителей домашнего очага. Меня неудержимо зовет сюда и каждый раз заряжает какой-то особой энергией доброты и желанием работать. Узнаваемый силуэт скромного двухэтажного дома с его разновысокой крышей и огромными окнами. Он всегда наполнен светом,  став точкой притяжения для русской творческой интеллигенции. Быстро набрасываю цветными карандашами на листе альбома контуры дома, траву и участок леса. Растушевываю линии и рисунок постепенно рождается под прикосновениями пальцев. Добавляю еще несколько линий черной ручкой. Теперь рисунок почти готов. Успеваю вовремя закончить: опять начинается дождь. Прячусь под навесом дома-музея и спокойно наблюдаю, как струи дождя тревожат зеленую тину заросшего пруда. Я здесь не один. Рядом со мной оказывается пожилая, седовласая пара англоязычных туристов. Старик не теряет времени и фотографируется на фоне деревянной стенки музея с бутылкой русской водки в руках. Он ослепительно улыбается и, кажется, очень доволен получившимся кадром. Ему будет, о чем рассказывать дома.
            Теперь они смотрят на мой рисунок и качают головами... Кажется, он им  понравился. Улавливаю отдельные слова: "artist", "painter"... Теперь они показывают мне деньги – видимо, хотят купить. Отдаю, не торгуясь за предложенную мне скромную сумму. Дождь стихает, и туристы уходят очень довольные собой. У входа в музей быстро новая собирается очередь экскурсантов с зонтами. Через оконное стекло виден бюст великого художника. Сегодня я не буду заходить в музей и ухожу по тропинке к могиле Ильи Ефимовича. На небольшой горке в лесу стоит простой деревянный крест и глыба гранитного валуна. Здесь можно постоять,  помолчать и пойти дальше...
            Ухожу за шоссе на высокие песчаные холмы, где корабельными  мачтами в небо взмывают верхушки сосен. Здесь пахнет свежестью и хвоей. С открывшейся высоты берег залива напоминает мне огромную чашу. Внизу колышется серая свинцовая вода, накатывает на мелководье ленивую волну. На берегу уже вырос маленький городок из разноцветных палаток. На самом дне этой чаши устанавливают сцену, разворачивают столы для ярмарки и полевой кухни. Все это заводится под навесы –  время и место встречи отменить нельзя, даже если снова начнется дождь. Да и кого сегодня в Питере можно удивить дождем? Это же совершенно привычное дело...  Два замечательных июльских дня здесь будет проходить Sea Fever 2013 Репино, музей Пенаты – морской фестиваль выходного дня. Приедут музыкальные коллективы из Петербурга, Москвы, Минска, Томска и даже Нью-Йорка. Работа у веселых, покрытых татуировками парней привычно спорится. 
            Рядом глухой дощатый забор и странная зеркальная стена. За ними закрытая страна этого Зазеркалья, со своими законами, отдельный мир из дворцов и роскошных автомобилей. Он давно существует параллельно со мною, но я его никогда не вижу. В нем нет ни одного моего друга, хотя возможно, мы можем иногда сталкиваться в театре или на выставке, общаться и даже находить что-то общее во взглядах. Никогда не завидовал тем, кому приходится  скрываться за такими высокими стенами. В этом есть что-то давящее от бесконечного страха за собственную  жизнь и обретенное богатство. Не знаю, бывают ли они действительно счастливы? Мне нечего скрывать в этой жизни, меня никто не ищет и не преследует. Я просто живу, наблюдаю и иногда что-то пишу или рисую...
            Кинув под навес свои вещи, направлюсь к берегу залива. Сразу замечаю стайку девушек бредущих у самой воды. Среди них знакомые мне Оксана и Мария, они приехали сюда волонтерами. В своих прозрачных и длинных дождевиках они теперь  больше похожи на потерявших лет бабочек...
            Открытый пленэр... Пленэр – происходит от французского слова "открытый воздух", стиль живописи на улице, пейзаж с натуры... А на открытом пленэре еще и присутствуют зрители, спрашивают или советуют что-то свое... Сегодня художники пишут свои этюды маслом на грунтованном картоне, акварелью на бумаге. Мольберты ставят на берегу. Всем нравится писать залив, плоский берег и большой острый камень у самой воды. Начинающийся, в который уже раз за день дождь, путает все карты. Вода каплями стекает по краске, мешает работать кистью.  В итоге семь работ оказались все же написанными, и часть их выставляют на всеобщее обозрение.
            Вообще, занятие живописью создает у меня какое-то особое состояние. Созерцание и отражение мира... Но отражение не зеркальное, а то, которое отражается в тебе самом. Кажется, Уинстон Черчилль сказал как-то, что когда попадет рай, то первый миллион лет будет заниматься именно живописью. Ему хочется глубже погрузиться в этот предмет...
            Пока музыканты еще только готовятся, Ольга Живикина читает со сцены свои стихи:

            Знаешь, время такое странное.
            Может, оно сломалось, мало ли?
            Видишь – мальчик играет маленький,
            Ручками крутит стрелки ржавые.
            Вроде,  ребенок,
            Но глаза – старые...

            Это строки про детей из приюта. Для их поддержки затеян весь этот фестиваль. А еще, чтобы дать площадку для выступления и поддержать молодых музыкантов, художников и вообще творческих людей. Так рассказывает мне Александра Каплюченко, она в числе организаторов этого интересного проекта. Сюда привезли группу подростков из семейного приюта поселка Вырицы Ленинградской области, обеспечили их палатками и питанием. Воспитанием этих детей, среди которых есть и инвалиды, теперь занимается православная община при поддержке  благотворительного фонда "Православной Детской миссии имени преподобного Серафима Вырицкого". Они построили для детей дом в поселке, оборудовали в нем учебные классы и медицинский кабинет.
            Сегодня для них уже прошел мастер класс по древнему искусству декорирования тканей набойкой. Все было по-настоящему, по-взрослому... Можно было самому попробовать сделать себе симпатичную вещицу, салфетку  или мешочек для мелочей.
            Небо над нами снова раскололось, но уже не от грозы. Началась музыкальная часть фестиваля, группы участников сменяли друг друга. Успеваю послушать группы "Канцлер Ги" и "Птица Си". Многие исполнители вспоминают безвременно ушедшего Мишу Горшенёва (Горшка) из группы "Король и Шут"...
            "Друзья, зажигаем, – призывает очередная солистка, - Вот так, чтобы шея  заболела!"
            Зрители заводятся и начинают двигаться в такт музыки, качаются руки и флаги. Снова льет дождь. Все превращаются в одно, единое многоголовое и многорукое существо из дождевиков и зонтов с одной общей идеей. Такое единение  рождается быстро. Для этого нужно поесть каши из общего котла у костра, поделиться своим куском хлеба и чашкой, вместе выпить обещанного устроителями домашнего лимонада. А вечером разделить с новым другом место в твоей палатке. Спиртного на этой территории нет по определению, курить предлагается тоже в сторонке. Здесь находятся дети из приюта, не хочется подавать им дурной пример. Да и не нужно все это для общего праздника, где уже никогда не будут отгораживаться высоким забором от чужой беды. 
            Теперь голая сосна с изломанными ветром ветками на песчаном холме кажется мне похожей на языческого идола, а костер на берегу и двигающаяся толпа –  представляется таинственным религиозным действием.
             На сцене Аня Хитрик и группа из Белоруссии "S*unduk": "Музыка Чайковского, слова Чуковского... Муха - Цокотуха!"
            Все снова приходят в движение, слышится одобрительный гул зрителей. Их следующая песня "Там-там" могла бы с успехом прозвучать и в каком-нибудь кинофильме, и в большом зале и где-нибудь в подземном переходе. Настоящий хит. Арт-рок и живое театральное представление... Снова звучит виолончель... "Нет, я не сержусь, в зеркало гляжусь, а может счастье там... В зазеркалье, в океане приходят навстречу китам... Ведь, кто-то там, кого-то  там... Но с кем ты там... может быть где-то там"...
            "А у меня прическа называется куст моей мечты, - смеется Аня. - Люди, наверное, думают, что идет такая дура... Ну и пусть! Может быть,  в это время я самая счастливая. Счастье – в жизни самое главное!"  Звучит песня "День дурака"...
            С таким днем, кажется, согласны все. Удивительное чувство раскованности –  первое, что здесь начинаешь чувствовать полной грудью.
            Звучит новый хит: "Давай!"

            Этот вечер изменит многое,
            Я давно собиралась тебе сказать:
            Ты мой самый любимый человек.
            Но я чувствую - что-то теряется,
            Мы все реже беремся за руки,
            Мы все чаще делами заняты...

            Все это дополняется живыми  декорациями -  видом на залив с убегающей в сторону заката каменистой косой. Было красиво. Неожиданно, на песчаном берегу появилась тонкая и хрупкая девичья фигурка в длинном платье, она танцевала... Это была пластическая импровизация, потрясающий, волшебный танец эмоций и чувств. Нужно быть большим мастером и романтиком в своей душе, чтобы так непринужденно выразить музыку в  движениях... Все их линии казались изломанными, словно каждый шаг причинял ей острую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам.  Подняв шарф, девушка ушла легко и стремительно. Долго я смотрел на пенистую волну, точно она там и исчезла, бросившись в волны. Почему-то сразу вспомнилась Русалочка Ганса Христиана Андерсена, она должна была быть именно такой, похожей на нее...

            Давай,
            Всё изменим,
            Прямо сейчас!
            Давай,
            Перепишем,
            Наш старый рассказ.
            Давай?.. Давай!
            
            Уже потом узнал танцевавшую девушку. Инна Майзель, свободная художница. Огромные глаза и волна темных волос ... Увидел ее картины, в которых художница создает свой сказочный мир. Солнце, заглядывающееся в наши сны, озеро – рыжее, глубокое и холодное внизу, загадочные мифологические персонажи... Этот мир она видит внутри себя, а потом рисует его. В ее работах много голубого, прозрачного цвета мечты и неуловимого простому глазу движения, а женские образы очень похожи на нее саму, тонкую и изящную Русалочку...   
            Дождь опять стучит каплями по палаткам, наполняет нашу одежду сыростью. Легко представить себя на крохотном острове среди безбрежного царства воды. Мы греемся у костра, и темнота уже сомкнула пространство над нами. Теперь мир стал совсем маленьким – один человеческий круг из восьми человек у самого огня. Этот длинный березовый ствол будет гореть до самого утра. Это свет и тепло. Подбрасываем в огонь хвойные ветки – их сейчас много на земле после сильного ветра.  Пламя в ответ сыпет нам  искрами, а вода в котелке начинает медленно гулять по кругу и закипать. Пьем ароматный чай из травяного сбора, который привезла Саша, приехавшая сюда из Подмосковья... Ребята делятся разными историями, где забавные шутки переплетаются с вполне серьезными вопросами жизни. Только ответов на многие из них еще не придумано. Ждать их тоже не стоит, можно просто жить дальше...  Рядом, в дождевике, сидит Мария. Ее тонкие пальцы на фоне пламени стали совсем прозрачными, даже видно как в них пульсирует кровь. Еще недавно, она была вокалисткой группы "Претензия", а сейчас исполнитель авторских песен и участник многих творческих проектов. Сейчас Мария кажется мне совсем маленькой и домашней. Ее лицо порозовело от идущего тепла, стало задумчивым и печальным... Почему-то вспомнилась ее песня на слова поэта Горицвета Безухова, которую она исполняла под гитару...

            Я слышу ночь. Я слушаю ветра.
            Внимаю Небу, Вечности и Сути,
            Тебя не ощущая в шелке трав,
            Переплетающих друг друга судеб.

            Эти слова удивительно точно ложились в душу, можно было слушать ночь и видеть  бесконечность. Вода в заливе постепенно сливалась с небом в единое целое царство темноты. Только где-то на самом краю далекий город по-прежнему отсвечивал своими невидимыми огнями низкие облака тревожным багровым цветом.
            Тишину ночи нарушил подъехавший полицейский патруль. Поинтересовались наличием документов, удивились отсутствию  пьяных. Работы для них у нас не оказалось. Снова наступила тишина, которую нарушал только шорох невидимых волн.
            Северная летняя ночь коротка, и вот уже снова светлеет небо. Тучи ушли куда-то за горизонт, в сторону леса. Больше нет дождя, а от вчерашнего костра только седое пепелище с тлеющими углями.
            Скоро облака над краем залива ловят невидимый еще глазу солнечный луч и розовеют. Вода больше не была серой и светилась голубыми красками. На горизонте виден Кронштадт и сверкающий на солнце купол собора. Вместе со своими фортами и островами, он кажется нам похожим на армаду  кораблей, плывущих куда-то в сторону Питера. Вода в заливе сегодня  блестит, отражает. Постепенно вся эта полоска земли отрывается от воды и парит в воздухе сказочным миражом.
            Медленно иду по пустынному песчаному берегу. Примерно в трех кабельтовых от берега покачивается парусник старой постройки. Похоже, такой же я видел в яхт-клубе "Геркулес" возле Лахты. Это не было болезненной галлюцинацией, но странный  внутренний голос произнес мне знакомые  слова: “Бегущая по волнам”. Через мгновение я действительно  увидел девушку, идущую по волнам. Она была тонка и легка, без сомнения  могла бы так сделать. Это Оксана, волонтер фестиваля, шла по обычной каменистой косе, уходившей в залив. Такое прозаическое открытие не испортило мне  настроения, все это было очень красиво...
            Палаточный лагерь медленно просыпается и снова оживает. Утренний ветер качает тельняшки на веревках, ограждающих территорию фестиваля по периметру. Они, как одно дружеское объятие...
            Разворачиваются мольберты. Выложены акриловые краски, кисти и грунтованные холсты. Еще один детский мастер класс. Своими впечатлениями снова делится Александра Каплюченко: "Я первый раз в жизни проводила такой детский мастер-класс. Должны были проводить с Ксюшей Островской, но она задержалась где-то в дороге. А дети пришли и расселись: учите нас! Осторожно попробовали смешивать краски. Смотрели, что и с чем сочетается... Потом начали писать, и все получилось. Удивительно, какие чистые цвета берут дети. А, ведь, делали в первый раз. Такие все молодцы, замечательно было работать!"
            "Ой, как здорово краски смешивать, – говорит кто-то из активных зрителей. - У меня был такой предмет в детской изостудии, цвета изучали. Увлекательно очень"...
            Когда подвели итоги, то все рисунки оказались хорошими. Главное, ребята убедились, что многое могут делать сами. Эти работы еще  будут участвовать в выставке и потом отпечатаются на диск с музыкой фестиваля Sea Fever.
            Зрители снова располагаются на песке. Молодые родители привезли в переносных сумках детей, теперь все в ожидании греются на солнце. Сегодня тепло и сухо, совсем как на южном побережье. Многие все еще  делятся впечатлениями о вчерашнем дожде.  Говорят, что  такие условия только добавили спортивной злости, которую потом хотелось выплеснуть на сцене... Другие, напротив, крепко ругают дождь, который "переколбасил" всю вчерашнюю программу. Вот и "Драконь"(музыкальная группа) так и не выступил. Ужасно жаль...
            Музыкальная часть фестиваля снова продолжается. Солнце припекает по-летнему. Выступают новые молодые коллективы.  Все ждут популярную питерскую группу “Паровоз до Кубы”. Вот песчаный зал взрывается и пускает волну. На сцену выходит лидер "Паровоза" Сергей Шиподько с группой музыкантов "Present Perfect Band". Узнаваемый русский рок с теплыми задорными нотками Карибских островов и полюбившийся всем  хит в "Питере дождь". Куда же нам без него...

            В Питере дождь, капли по стеклу стекают непрерывно,
            Небо все в тучах, тучах грозовых.
            Неужели ты в такую мрачную погоду
            Не придешь и не согреешь рук моих.
            
            Песня совсем не грустная, о том, что нужно уметь ждать и находить свою мечту. В ней много позитива. А потом звучали слова об очень важном для каждого - свободе личности. Это хорошо чувствовалось и висело в воздухе. Просто, жить в этом мире и не зависеть от погоды, политики или мнения других людей. Возможно ли это в жизни такое - каждый решает за себя сам. Кто-то скажет, что так не получится и тоже будет прав. Но здесь и сейчас это, безусловно, получалось. Такая общая свобода не мешала  быть собой и не рождала вседозволенности.

            Мы научились летать без крыльев,
            Мы научились смотреть сквозь стены.
            Мы научились делать сказку былью,
            Мы сломаем оковы системы.
            Мы любим всем сердцем, открыты душою,
            Не признаём власть и богатство.
            Мы в мире с природой, людьми и собою.
            Мы вместе, Мы сила...

            В этом не было призыва, бунта или протеста, не было войны... Скорее, так говорят о своей позиции. Без идеологии. Просто, без такой внутренней свободы нельзя стать по-настоящему счастливым. Научиться жить свободным – это уже очень много. Не скрою, мне было очень интересно смотреть на них со стороны,  на поколение родившихся в 90-е...  Они уже совсем другие, непохожие на нас. Наверное, в чем-то даже лучше и смелее. В них нет и тени прежнего страха перед системой, они  научились не гнуться. Легко многим в жизни не будет. Любой, даже самый замечательный праздник когда-то заканчивается, и  начинаются серые будни. За все, и за такую свободу выбора приходится дорого платить, каждый раз. Взаимодействие в социально-материальной среде для большинства  будет трудным и непреодолимым, даже самым умным и талантливым. Но у них уже сформировалось очень важное качество – сочувствие к ближнему, к слабому и незащищенному, человеческая доброта. Качества, которые не так уж часто встретишь в мире дворцов за глухими и высокими заборами.
            "Папа, ты любишь такую музыку? Для меня - это уже детство, - улыбнусь моя дочь Настя. – Хорошая западная музыка 90-х – это да. Группу "Король и Шут", я бы и сейчас с удовольствием послушала. А вообще, я очень рада, что ты у меня такой"...
            Здесь каждый стал чуточку богаче, появились новые друзья. А кто-то совсем не будет расставаться и приехав в Питер, пойдет на квартирник Princesse Angine у Гороховского. Вернувшись домой, я принялся разбирать свои вещи пропахшие костром и сделал эти записи. Так, просто, для памяти об этом времени...
            Помните повесть Рувима Фраермана "Дикая собака Динго"?.. "Что-нибудь должно остаться. Все не может пройти. Иначе куда же...  куда же девается наша верная дружба навеки?.."