МАТА ХАРИ

Абель Алексей
                МАТА  ХАРИ.
  « политика – это только схваченный геометрической чистотой закон джунглей.» ( И. Бродский.)

                Список действующих лиц:
Маргарита Гертруда Зелле, с 1905 по 1917 год – Мата Хари,
Элизабет Шрагмюллер ( Анна Мария Лесснер)  руководитель Антверпенской  школы разведки,
глава немецкой агентуры во Франции, Испании, Скандинавии, Дании и т. д.
Ганна Виттинг, графиня де Шийе, Клод Франс – знакомая Мата Хари, агент франц. контрразведки.
Клеопатра  V11 Филопатор – царица династии Птолемеев, управляющей Египтом со времён
 раздела  империи Александра Македонского.
д – р Виктор Клюне – любовник Мата Хари, её защитник на процессе, один из лучших адвокатов Европы.
Штабс-капитан Вадим Маслов – любовник Мата Хари,  помощник русского военного атташе в Париже.
Капитан Ладу – руководитель французской контрразведки.
Рудольф Мак-Леод – муж Маргариты, наёмник в чине капитана голландской колониальной армии.
Ван-Родес – любовник Маргариты, офицер голландской колониальной армии.
Жюль Камбон – любовник и близкий друг Мата Хари, 2-ой человек в МИДе Франции, на суде давал
показания по доверенности  Мата Хари.
Барон Ротшильд – миллионер, любовник Мата Хари, оказывавший ей значительную помощь в начале её карьеры танцовщицы.
Месиме – любовник Мата Хари,  генерал генштаба  Франции., до смерти перепугавшийся, когда её арестовали, пославший на суд жену с заявлением, что вообще не знаком с МАТА ХАРИ
Секретарь Пуанкаре – сравнительно молодой человек.
Монашка Леонида: после приговора жила в камере Мата Хари, присутствовала при  её  расстреле.
Александр Блок – великий русский поэт.
Офицер расстрельной команды, солдаты, врач, священник, белые русские офицеры.
Упоминающиеся   Гиме, Бушардон, Киперт, Ван-Хёрст, Морне и другие –тоже реально существовали и сыграли заметную роль в судьбе Мата Хари.               
Выдержки из газет, ремарки автора и реплики персонажей, выделенные разрядкой –  цитаты.
из  документов того времени  или мемуаров  действующих  в  пьесе  лиц.
 
                пролог                Сцена  в  полутьме, на  ней  скамейка. Слева  на  возвышенности  находится  кабина комментатора..Зажи-гается  свет  в  кабине, Элизабет перебирает какие-то бумаги, поднимает голову и говорит в  зрит.  зал: 
Элизабет:   Я умерла 70 лет назад, пережив всех главных героев этой истории. За  все  это  время все собы-тия  так  исказили и  переврали, что  я  захотела восстановить всё  в  изначальном  виде. Вы присутствуете
при новом, беспристрастном, расследование дела Мата Хари – Маргарет Гертруды Зелле, бедной Герши, как
мы её звали в разведцентре. Я буду знакомить вас с людьми, сыгравшими в судьбе Мата Хари главные роли.
Для начала надо представиться. Пусть это сделает мой противник – шеф контрразведки Франции капитан Ладу.  (выходит Ладу)
Ладу: Господа, вы видите перед  собой  легендарную фрау Доктор – Элизабет Шрагмюллер, она же Анна-Мария Лесснер, основательницу современного шпионажа, руководительницу немецкой разведки в Европе.
женщину,о которой при жизни снимали фильмы. Она бы в одиночку выиграла войну для кайзера, если бы ей не мешали.
 (садятся на скамейку, свет на сцене гаснет, загорается в кабине. Элизабет Шрагмюллер сидит за столом,
просматривает бумаги. Входит немецкий офицер, эксперт генштаба)
Эксперт: Фрау Доктор, вы меня приглашали?
Элизабет: Садитесь. Вы главный эксперт генштаба. Помните своё заключение по моим трём рапортам о
танках?
Эксперт(вальяжно расположившись в кресле): Да, к сожалению, я ошибся!
Элизабет: К СОЖАЛЕНИЮ??  (даёт прочесть листок эксперту) Читайте! Это сводка донесений о боях
под Камбрэ, где англичане впервые использовали  танки.
Эксперт (читая, постепенно теряя самоуверенность ): 20000 убитых, вторая армейская группировка раз-
громлена полностью, линия фронта прорвана, отступление на всех направлениях…Это ужасно!
Элизабет (тихо, но с большим напряжением в голосе):То, что Вы сделали, хуже любого предательства!
Мы потеряли всё, что добыто жизнями наших храбрых солдат за последний год. Их, прошедших пол-Европы, эти 300 танков давили  как муравьёв, размазывали по земле!
Эксперт (бледнея, срывающимся голосом ): Чудовищно! Я не мог и подумать…
Элизабет ( с яростью и гневом ): Ваша работа и заключалась в том, чтобы думать! ( овладев собой)
Надеюсь, сейчас Вы не ошибётесь…(достаёт из стола револьвер, протягивает эксперту, тот берёт, уходит, шатаясь, слышен выстрел. Свет в кабине гаснет, зажигается на сцене )

Ладу: Браво, Элизабет! Бей своих, чтоб чужие боялись! Теперь о бельгийце, которого ценой невероятных усилий нам удалось внедрить в Ваше ближайшее окружение.
Элизабет: Так всё – таки он был агент… Вы сняли тяжесть с моей души!
Ладу: Но к аресту АF-82 он не был причастен, это была чистая случайность.               
(Свет на сцене гаснет, зажигается в кабине Элизабет, входит бельгиец)
Бельгиец(весело): Лиз, ты меня вызывала?
Элизабет: Да, садись. Ты знаешь, что  AF-82 арестован?  О его поездке знали только двое: ты и я!
Бельгиец: Я клянусь тебе…
Элизабет( не слушая его ): Обычно я много раз проверяю любого нового человека, но с тобой словно зат-
мение нашло. Наверно, дело в том, что у меня с начала войны не было мужчины, а ты мне очень понравился.
Так хотелось побыть женщиной…
Бельгиец (нервничая): Лиз, я не предатель ,я люблю тебя,  этот провал мог  быть случайностью, идёт война.
Элизабет: Случайность – это не до конца понятая закономерность! Признаюсь, мне было хорошо с тобой,
но я сделала ошибку и должна её исправить (достаёт из стола револьвер)
Бельгиец( пытаясь говорить очень  нежно) : Как ты можешь, ты же для меня всё,  вспомни наши ночи!
Элизабет ( тоже тихо и мягко): Всё, что я могу сделать, это избавить тебя от допросов с пристрастием
и позорной казни. Прощай! (стреляет, бельгиец падает головой на стол, Элизабет подходит к нему, целует, закрывает ему глаза,  со слезами  говорит): Мне будет очень одиноко, но у моего сердца нет выбора между тобой и фатерляндом. Прости!
Ладу ( с восхищением): Железная Фрау Доктор! Мы все учились у неё!
(  Элизабет выходит из кабины, спускается на сцену)
Элизабет:  ( зрителям) Теперь  я  познакомлю  вас с моей  подругой детства -  очаровательной  женщиной:  Ганной. Витинг, она  же   графиня де Шийе, она же Клод  Франс,   звезда  французского   кино.( выходит  Ганна)
Элизабет: Ганна, ведь  сбылись  все  твои  мечты:   ты  стала  знаменитостью,  муж  богат  и  знатен,  ваш  особняк  на  улице  Фезандери  в  центре  Парижа занимает  полквартала.. Почему же  ты  выстрелила в себя  летом  1928 года?
Ганна: Депрессия. Я  не могла  спать  последние  годы по  ночам,   разговаривала  с  ней.   Я устала, стреляла, считайте в себя как в уже  мертвую
Элизабет: Но  ведь   есть  способы  облегчить  душу. Бог   милосерден.
Ганна: Ко  мне – нет.  Исповедь  не  помогла. Бог   отвернулся, я  его  не  чувствовала. Когда  Маргарет  стала приходить  каждую  ночь, хотела  сходить  на могилу.  Могилы  нет.  Есть  только  голова  в  музее. Я боялась  посмотреть  в  мертвые глаза :  когда  решилась, увидела в них  жалость .О н а  м е н я  ж а л е л а!
Элизабет: Когда  ты  её  впервые  увидела?
Ганна: В Вене, в Сецессион - зале.  О  её  концертах  в  музее  Гиме,  у  Ротшильда,  в  Олимпии  рассказывали   волшебные  сказки.  В Вене  она  выступала  в  облегающем   трико…..
Ладу:  Это   потребовала  церковь, иначе    ей  бы   не  разрешили  танцевать.
Ганна: Все  равно  это  было….Dаs  ist  fantastic. Тогда  же  я  узнала,  что  мой  Альфред…
Ладу:  фон   Киперт,  богатейший   помещик  Германии?
Ганна: Мы  жили  рядом, были  близки с юности,  и я  думала,  поженимся. А он    почти  полтора  года  ездил  с  ней  по  Европе…
Ладу: Да , в газетах он постоянно   упоминался рядом с  ней.
Ганна: Слава  Богу, про  меня  не  писали!
Ладу: Ну, тогдашние   папарацци  были ангелами !
Ганна: Она  приезжала  к  нему   в   Берлин  и позже, в  14 году…
Элизабет: У тебя    были  отношения  с ней   в  Париже?
Ганна:  Да, я её  часто видела, мы  были  приятельницами.  Когда  я  почти  простила её и  забыла  Альфреда, она  вновь  перешла   мне  дорогу  с Раулем!
Ладу: Ваш  муж, граф де  Шийе  тоже  спал  с  ней?
Ганна (Обращаясь   к  Элизабет): Я  уже   не  была   молоденькой  дурочкой, делала  вид , что  ничего  не  знаю.  Но долго  это  продолжаться  не  могло!
Ладу: А я думал,  почему вы так охотно взялись поискать на неё компромат!
Элизабет: Я  помню, как  ты  пришла  ко  мне  за  помощью.
Ганна: Я  пришла к  тебе  за  советом, как  к  подруге  детства. Так посоветовал  капитан.
Элизабет: Детство  кончилось,  это  была  взрослая  игра. Капитан,  вы  что-то обо  мне  уже  знали?
Ладу:   Если  честно, тогда ещё  нет.  Просто  мы  учитывали  Ваше   знакомство  с  офицерами  разведки.  А  уж когда  Ганна  привезла  материалы , я  уверился , что  именно  Мата Хари  резидент   в  Париже.
Элизабет:  На  это  и  рассчитывали.  По  правде,  вы  нас  устраивали, как  глава  контрразведки,  и  мы  хотели  чтоб  вы  укрепились,   раскрутив  какое-нибудь  громкое  дело, а попутно и отвлечь вас и англичан 
от нашей школы.
(Ладу, обиженный, уходит)
Ганна : Теперь я всё поняла!  (Элизабет ): Ты всегда была холодной и гибкой, как клинок. Ты использовала даже меня, свою давнюю подругу для подлости!
Элизабет ( с грустью ): Если когда-то и была дурочка, вырывшая себе могилу, то это была бедняга Герши. Здесь нет ничего личного. Я не могла дальше терпеть её непрофессионализм и непредсказуемость. Каждое её сообщение приходилось перепроверять, теряя время и людей. Я пыталась учить её основам, но она была уверена, что шпионить – значит хорошо проводить время с министрами и военными.  Эту глупышку, которая слишком много болтала, мы с тобой лишь слегка подтолкнули. Тебе не стоило из-за этого так переживать!
Ганна (возбуждённо, к концу срываясь на крик ): Ты просто кусок льда! Не стоило?? Я убила гениальную артистку! Всю свою жизнь я её обожала и ненавидела! Каждое её выступление было словно взрыв бомбы.
Все мужчины хотели её, а женщины, даже те, чьи мужья были её любовниками, шёпотом ,с восхищением
поверяли друг другу легенды о индийской принцессе, выдуманные ею. Она делала на сцене и в жизни то, о
чём я мечтала с детства. Мне не хватало смелости и шарма, а ведь я на 10 лет моложе и гораздо красивее. Мои фильмы – это только слабая тень её реальной жизни! Я ненавижу вас, ненавижу себя за то ,что дала себя использовать. Я бы охотно поменялась с ней местами! (убегает в слезах ).
Элизабет ( вслед ): А как же ты, такая честная и принципиальная, работала на врагов Родины?  Ох, уж эти
артисты! Одни эмоции вместо мозгов! Для настоящих немцев хорошо то, что хорошо для Германии.  Это всегда было главным правилом моей жизни. Честно служи Родине и она тебя отблагодарит!(уходит )


                СЦЕНА 1-ая.

Индонезия, Ява, Батавия (Джакарта),комната  Ван-Родеса.  За  окнами    видна  яркая   тропическая  растительность. Маргарет  в  восточном   халатике  ходит  по  комнате. Звучит  музыка, на   заднике  сцены  появляется  изображение   танцующий  индианки в  легкой  одежде .Маргарет   сначала  неуверенно, потом  всё  смелее  танцует  с ней, на  ходу  снимает  халат   и  остаётся в  прозрачной  тунике. Танец  заканчивается, Маргарет  возбужденно  ходит  по  комнате.

Маргарита:  Не  зря  я  хожу  в танцгруппу. Чувствуешь  себя   богиней, Клеопатрой. Вот ведь родись  я  на 80 лет позже или  Барак  на  80  раньше, я  могла  бы  стать   первой  леди  мира.  Обама будет  ходить  в  школу  напротив  этого  дома.  Мишель слишком примитивна  и ему мало подходит.  Он  сексуален, я  смогла  бы  полюбить  его, а  мой   Ван – Родес  так  ординарен  в  постели.  А ведь  красавчик, умница.  Мне  всегда  попадаются  зануды:  в  Шеке- крестный,  Гааге – дядя, здесь  Ван – Родес…
Входит  Ван – Родес, привычно  целует  в  щеку.

Ван – Родес: Марго, мне  надо  собираться. Лора  Ван Хёрст  едет  на Бали,  осматривать  побережье для  строительства  курорта. Я буду её  сопровождать,  это  на  месяц- полтора.

Маргарита: Понятно, я  заметила,  как  она  смотрела на  тебя  на  последнем  балу. Почему  ты  не  отказался?

Ван – Родес:  Я  на  службе!

Маргарита:  На  службе  Лоры  Хёрст?

Ван – Родес: Не  язви.  Ты  же  знаешь, что  генерал – губернатор здесь  Царь  и  Бог. А дочь   им  вертит, как  хочет.  Вспомни  лейтенанта  Кроффа.

Маргарита: Его  же  зимой  убили  повстанцы   в Ачесе,  на Суматре….

Ван-Родес:Да,  после  того,  как он отказался  от похожего предложения  Лоры.  Она  уговорила  отца      послать  его  в  это  пекло. Сказала,  что  он  постоянно  пристаёт  к  ней, оскорбляет…

Маргарита: Прямо  Федра  какая-то,  или жена Потифара.  Но вообще-то  это  на  неё  похоже…

Ван-Родес: Надеюсь, что этот бзик у неё скоро пройдёт. Живи пока здесь,  жди меня и я вернусь…(идёт к двери, останавливается) Марго, ты потрясающая женщина и я тебе очень благодарен за эти месяцы…Честь  имею! (уходит)

Маргарет: Честь лучше оставить дома, если имеешь дело с Лорой!...  Мужчины делятся на трусов, свиней и зануд. Правда, понимаешь, с кем же ты живёшь обычно слишком поздно! (в задумчивости садится в кресло,
входит Рудольф)

Рудольф : Марго, я прошу, вернись домой, нам тяжело без тебя.  Слуги  воруют,  дети  болеют.

Маргарита: Ты  же объявил  меня  распутницей,  запрещал  детям  ходить  ко мне.

Рудольф:  Ну, я любил тебя, ревновал, ты же заигрывала с другими…

Маргарита:  Где  ты  меня  любил  и  ревновал?   В  постели  с  туземками,  с  жёнами  слуг?

Рудольф:  Ты  ведь тоже  не святая. И  не хотела  мне  помочь  с  продвижением  по  службе…

Маргарита: Помочь? Ты так невинно это называешь? Хотел подложить меня сначала под начальника гарнизона, потом под вице-губернатора!

Рудольф: Я просто просил тебя быть немного ласковей.

Маргарита: Ну да, ты требовал, чтобы я не отказывалась смотреть картины в его спальне. Ему скоро 70,
представляю, какие бы картинки я увидела!

Рудольф: Я заметил, ты  предпочитаешь  натуру  посвежее…

Маргарита ( разозлившись ): Ты клялся мне честью шотландца и офицера сделать всё для моего счастья, а стал сутенёром собственной жены. Может, ты   думаешь,  что  осчастливил   меня  болезнью,  которую подхватил  от  проституток?  Суй  своё  счастье  лучше  другим!

Рудольф: Марго, я пришёл не ругаться. Давай забудем прошлое, вернись к себе домой!

Маргарита:  А ты снова будешь добиваться семейной гармонии, устраивая бесконечные пьяные разборки с драками? Я годами не видела тебя трезвым!

Рудольф: Ты же видишь, я трезвый. С прошлым покончено, теперь всё будет иначе! На чёрта тебе этот Ван-Родес ,ты же знаешь, что значишь для него меньше, чем любая из редких бабочек  ( показывает на коллекцию)

Маргарита: Зато он не устраивает пьяных скандалов, не пытается продать меня своему начальству.

Рудольф: Но ведь видно, ты его не любишь. А у нас была любовь, я и сейчас тебе клянусь что…

Маргарита: Честью шотландца и офицера?

Рудольф: Не смейся, я бывал свиньёй, но это уже в прошлом. Я много понял за это время .Самые светлые, самые счастливые моменты в моей жизни связаны с тобой. Мы можем всё вернуть!

Маргарита: ( не так уверенно ) : Я тебе не верю!

Рудольф ( очень мягко ) Поверь, я не сплю ночами, вспоминаю наше знакомство, свадьбу, рождение Норманна, как  мы с тобой плыли сюда…

( Маргарита колеблется, Рудольф, почувствовав это, усиливает нажим ) :

Рудольф: Пожалуйста, вернись! Всё будет хорошо. Поверь, для меня это был урок на всю жизнь, больше не потребуется. (встаёт на колени, застывает в этой позе, свет гаснет, когда включается, Рудольфа нет).

Элизабет (из кабины)  Маргарита, ты поверила?
 
Маргарита: Не знаю, я дала себя уговорить, значит  что-то оставалось.

Элизабет : Его хватило на два месяца и всё началось сначала. Через год умер сын.  Ты  добилась развода и села на пароход в Париж. Почему в Париж ?

Маргарита:   Не знаю, но я думаю, что всех сбежавших жён  тянет в Париж.

Элизабет: Как прошло плавание ?

Маргарита : Ничего особого: качка, дурная кухня, помощник капитана…Главное случилось на стоянке в Александрии.

                СЦЕНА 2-ая.

Александрия, 1904год. Каюта корабля, ночь, призрачный голубоватый свет звёзд. Маргарет  в ночной рубашке лежит на койке .Слева в кабине зажигается слабый свет, Элизабет спускается, подходит к Маргарет:

Элизабет:    Ты спишь? Давай продолжим нашу беседу, рано утром судно отплывает. Но сначала
                я хотела бы задать несколько вопросов.

Маргарет:   Нет, я  не сплю уже четвёртую ночь…Спрашивай.

Элизабет:    Где ты училась индийским храмовым танцам? Ведь их запрещено преподавать!

Маргарет:   Когда я оказалась в Батавии, сначала думала, что сошла с ума! Всё вокруг было таким знакомым . Я знала, что увижу, повернув в любой переулок. По моей просьбе служанка привела знахаря с Филиппин, тот дал мне какого-то отвара и ввёл в транс. Очнувшись, я всё               
вспомнила. В прошлой жизни я уже была здесь, преподавала танцы дочкам знати.

Элизабет:   Как это могло быть?

Маргарет:   Я была дочерью раджи, с 2-х лет, по обычаю ходила в Храм для занятий. В основном там учат танцы для закрытых храмовых празднеств. Когда мне было 16, к отцу
приехал новый куратор от губернатора, молодой лорд. Он был молодой, высокий и красивый и так отличался от всех моих знакомых… Когда я его видела, у меня всё внутри дрожало, я не могла с ним разговаривать, горло сжималось спазмами…

Элизабет:   Вот это и называется – Любовь! Счастье, что меня Бог миловал от глупостей…

Маргарет( не слыша):   Я не спала ночами, думала о нём. Раз, когда отца вызвал другой раджа, глава провинции, я качалась на качели, увитой розами, в саду. В это время приехал лорд, решив подождать отца, пошёл в сад. Когда он подошёл и заговорил, я потеряла сознание…
Очнулась я на траве, лорд стоял на коленях и держал меня в объятьях, я обхватила его шею руками…дальше всё, как в тумане…Мы стали встречаться, он обещал через 2 года уехать со мной в Англию и жениться…

Элизабет:   Герши, таких историй 99 на 100. Ладно, ты была дурочкой, он, конечно, смылся?

Маргарет:  Мы встречались… Через месяц, приехал сосед раджа с сыном. Сын был отвратителен, толстый, маленький, весь в каких-то лишаях и изо рта постоянно текла слюна…
( идёт пантомима-пародия в стиле индийского кино. Отец объявляет ей, что она выходит замуж за соседского сына, дочь протестует, пытается бежать, её ловят, ставит слуг возле комнаты, она подкупает служанку отнести лорду записку, поздно вечером приезжает лорд, вырубает обоих сторожей, освобождает дочь , берёт её на руки и пытается уйти с ней через окно. Вбегает неудачник- жених, стреляет лорду в спину, лорд падает назад, всё ещё держа дочь в руках, сын раджи вырывает её за руку, накидывается с кулаками и пытается овладеть ею прямо здесь, рядом с убитым лордом. Дочь выхватывает у сына раджи кинжал из-за пояса, всаживает ему в живот, тот валится с неё на пол, обхватив живот руками. Дочь целует лорда и прыгает в окно.)

Элизабет:  Теперь я понимаю, откуда в Париже пошли рассказы о дочери раджи и высокопоставленного англичанина! Как романтично!  Что было дальше?

Маргарет:  Мне оставаться в доме было нельзя, отец бы отдал меня судить радже-правителю. Я побежала в порт, за 2 браслета капитан согласился отвезти меня в Индонезию, когда я продала все украшения, начала танцевать для богачей и учить их дочерей
Потому – то я легко освоила танцы, но храмовые я танцевала только для избранных, за это могли бы приехать из Индии и убить…

Элизабет: Вот, кстати, о танцах последний вопрос. Почему ты, раздеваясь догола, всегда накидывала на шею прозрачный платок, прикрывая верх груди?

Маргарет:   Это Рудольф! Он в сексе становился зверем, кусал меня до крови, у меня верх груди весь в шрамах, я старалась не показывать…

Элизабет:  Так что случилось здесь? ( уходит в кабину, на сцене едва видно покачивающуюся  вместе с судном каюту, Маргарет снова на койке, появляется Клеопатра)

Клеопатра:  Проснись, Марго, у таких, как мы ночь не для сна!

Маргарет(привставая)   Царица, ТЫ?  Для этого стоило переплыть океан!

Клеопатра:   Рада видеть тебя в моей Александрии!

Маргарет:   Да, ведь она навсегда осталась твоей. После твоей смерти Октавиан перенёс столицу… Как я счастлива! Я с детства читала всё, что могла достать о тебе!

Клеопатра:  Ты одна из нас!

Маргарет:   Как это?

Клеопатра:  Мы – дочери Лилит. Нас мало и  мы можем вновь воплощаться только в таких же дочерей, а сыновей у неё не было!

Маргарет:  О чём ты?

Клеопатра:  Женщины-дочери Евы. Она была сделана из ребра мужчины, а часть всегда меньше целого. В них заложено стремление к мужчине, которому они захотели бы подчиниться.  Мы – дочери Лилит,  свободны и независимы от мужчин. Мы покоряем их, становимся над миром! Ведь ты же этого хочешь!

Маргарет:   Я не царица и сейчас другие времена…

Клеопатра:  Во все времена мужики не терпят, когда ими правит женщина! Надо соединить их жестокость, стремление к власти, упорство с изощрённостью нашего ума, способностью находить обходные пути к цели, интуицией. Я же смогла приручить Цезаря и Антония. Не думаю, что теперешние сильнее или умнее.

Маргарет:  Тогда почему же ты погибла?

Клеопатра:  Вот тебе первый урок: Нельзя всю себя отдавать мужчине. Я не смогла покорить Октавиана потому, что слишком любила Антония! А идти за колесницей в цепях по Риму, лучше было умереть. Но сейчас мы возьмём реванш! Мы сможем покорить этот мир, в тебе есть воля и ты достаточно терпела о мужчин…

Маргарет:  Да, когда муж заразил всех нас и сын умер от лечения, я мечтала убить Рудольфа! Он это чувствовал и обходил меня стороной, даже согласился на развод. Как я тогда хотела быть тобой : брать мужчин на ночь, а утром убивать…

Клеопатра:  Мы сможем рассчитаться за всё, только слушайся меня и никогда всерьёз не
люби, давая тем самым над собой власть! Мы ещё посмотрим кто-кого!

Маргарет:  Я согласна, я с тобой!

Клеопатра:  Да у тебя и нет выбора, ты такая от рождения:
               
                Царя на власти ослепительной вершине,
                Когда у наших ног рабы кругом
                Отстойному мужскому миру
                Мы песню славную споём!

(танец – пантомима Клеопатры и Маргарет,  свет становится ещё слабее, постепенно их фигуры сливаются в одну. Зажигается свет в кабине Элизабет)

Элизабет: Вот она, точка отсчёта! Можно считать это раздвоением личности, полубезумием, можно верить в переселение душ, но вот факт: В 28 лет истерзанная, измученная, потерявшее всё  Маргарита  Гертруда  Зелле начала новую жизнь!
Через 2 года в Париже состоится её первый фантастический концерт под новым именем!
Герши, а почему Мата Хари?
 
( голос Маргарет за сценой)
 
По явански это Глаз Неба!   Так поэтично они зовут Солнце!
    СОЛНЦЕ- ВЛАДЫКА ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ!   


               
                СЦЕНА 3-ья

Париж, 1906год. Зал Олимпия. На сцене у задника на констр. укреплена небольшая площадка, на которой стоит вензель из букв Ми Х. На верху вензеля укреплена корона.. По 4-м. рёбрам площадки закреплены свёрнутые рулончики золотистой ткани. Развёрнутые, они образуют пирамиду. С боков сцены стулья, на которых сидят актёры, тут же Ганна и Элизабет. На заднике бегущей строкой всё время идут выдержки из газет того времени. Идёт фонограмма шума большого зала, на фоне этого Клеопатра в мужской одежде скороговоркой ведёт репортаж на манер спортивного комментатора. На заднике идут цитаты из газет того времени.

Нью-Йорк геральд:      «Невозможно представить более благородную постановку  индийской         религиозной  мистерии…»

Ж. Массне:       «Я был счастлив, когда смотрел её танцы в моём балете « Король  Лаговский…»

Фигаро:       «Её  танцы открыли новую эпоху на сцене, уже появились подражатели…»

Ля  Пресс:    « Мата  Хари воздействует на вас всем своим  нестеснённым одеждой телом…»

Дж.  Пуччини:     «Я посылал ей в отель цветы и хотел бы видеть в своём спектакле…»

Корьере де ла Серра:    « Мата Хари  несравненный мастер, наделённый мимической  изобретательностью, неисчерпаемой творческой фантазией, необыкновенной выразительностью…»

Курьер  Франс: «Она околдовывает зрителя…»

Клеопатра: ( выходя из кабины на край сцены),: Мы ведём репортаж из « Олимпии», самого престижного зала планеты. Завершается концерт Мата Хари, индийской принцессы, открывшей изумлённой Европы искусство танца Востока. (играет музыка, Мата Хари снова выходит танцевать, она в «шпионском» плаще, котелке  и чёрных очках) У меня уже не хватает слов для описания этого сказочного шоу и я хочу попросить помощи у зрителей, ведь сегодня здесь весь парижский бомонд… Господин Камбон, Вы, как глава МИДа,  должны знать есть ли  где-нибудь что-то подобное?  (даёт мкф Ладу)

Жюль Камбон: Это единственное шоу такого рода в старушке Европе! Если в Индии все принцессы такие, то я готов ехать туда хоть сейчас( пока он говорит, Мата Хари танцуя около него, снимает плащ и котелок, затем они вместе проходят тур танца и Камбон остаётся у площадки, отдав мкф. )

Клеопатра: Вы слышали мнение осведомлённого человека. Барон, именно Вы стали первым другом и спонсором  Мата Хари, оказав ей  всяческую поддержку. Что Вы скажете о её искусстве? (даёт ему мкФ)                .

Ротшильд: Я счастлив и горд, что помог знакомству парижан с великим талантом и заверяю Мата Хари, что всегда буду её самым преданным другом! (Пока они разговаривают, Мата Хари  танцуя , снимает костюм, бросает его барону, продолжая танцевать, проходит тур и оставляет барона около площадки)

Клеопатра: И мы Вас благодарим от всего Парижа, как соавтора этого чуда! ( Давая мкф Клюне):
Вы самый известный адвокат Европы. Готовы ли Вы её защищать?

Виктор Клюне: Скорее я понадоблюсь остальным женщинам для их защиты от Мата Хари! Ведь она показывает нам всем, как красива, пластична и грациозна может быть обнажённая женщина. ((Мата Хари снимает одежду, оставаясь в прозрачной тунике, туфлях на шпильках и тёмных очках)  Я её обожаю и советую нашим жёнам учиться у неё!

Мужчины: Мы  тоже, но хорошо, что они сейчас нас не слышат!

(Клюне танцует с Мата Хари и остаётся около конструкции)

Клеопатра: Послушаем мнение консула дружественной страны ( передаёт мкф  Крамеру .свет на мгновение гаснет, страшный раскат грома, блеск молнии, потом всё восстанавливается)

Крамер: DAS  IST FANTASTIC! Я совершенно ошеломлён! Это настолько великолепно, что должно принадлежать всему миру! Мадам, Берлин и Вена ждут Вас!
Мата Хари снимает тунику, остаётся в прозрачном  обтягивающем трико, танцует с Крамером, доходит до площадки, мужчины надевают на неё корону и позолоченный плащ, отпускают рулончики по бокам пирамиды, помогают встать на верхнюю площадку и под марш пронеся  её по сцене, уносят из зала. 

Клеопатра: Вот настоящее место женщины! Париж, а значит и весь мир ложатся  к её ногам! 
( Держа микрофон, как кубок, Клеопатра уходит за мужчинами. На авансцену выходят Элизабет и Ганна)

Ганна: Вот так на всех её концертах, мужики шалеют и ложатся штабелями!

Элизабет: Она считает, что нет ничего крепче пирамиды из мужских сердец, связанных ночными простынями. Это её  ошибка! Мужчины, добившись желаемого,  обычно в значительной степени теряют к нему интерес. Если они и способны на героизм, то не  из-за любовниц. Достаточно их припугнуть и выбить для примера одного, чтобы в остальных с неодолимой силой проснулись чувство долга, любовь к семье и Родине, стремление к высокоморальному поведению и другие святые чувства. Если это когда-то понадобится, то развалить эту пирамиду можно будет за день.

               

                СЦЕНА 4-ая.

                10 лет  спустя – 1916год
Фешенебельная квартира Мата Хари на авеню Анри-Мартен .Правая часть отделена перегородкой Это будуар Маргарет. В нём  Мата Хари и Вадим Маслов. Маслов, когда стоит, опирается на трость, при ходьбе сильно прихрамывает. Сейчас Маслов полулежит в кресле, Маргарет сидя сверху ,занимается с ним любовью.               

Маргарет: Очень больно, милый? Проклятые боши!

Вадим(рисуясь): Я горд, что получил эту рану за Отечество!
(Закончив акт, Маргарет осторожно соскальзывает с Вадима, полуложится у его ног,и всё ещё бурно дыша говорит)

Мата Хари:Как хорошо, любовь моя( вспомнив) А у меня для тебя сюрприз( встает, достаёт из сумочки фотографию) Вот, только что переслали из Виттеля.

Маслов( мечтательно):Это были лучшие две недели в моей жизни!

Маргарет: Правда? Прочти подпись на ней и ты увидишь ,что мы просто созданы друг для друга!

Маслов( берёт, читает): На память о 14 самых прекрасных днях моей жизни, проведённых с Вадимом, которого я люблю больше всех на свете! Я тоже хочу сделать тебе сюрприз. Это я написал для тебя прошлой ночью(достает листок, читает:)
                Навсегда мне  стала свежим утром,
                Ясным светом золотой зари,
                Ты моей хрустальной незабудкой
                Зазвенишь в бессонице любви!
                Лищь одна ты мне нужна на свете
                Навсегда! и твёрдо знаю я
                Пропадает, словно бы и не был,
                День, когда не слышал хрусталя!

Маргарет( в полном восхищении кидается ему на шею ,целует): Вадим, я скоро буду иметь достаточно средств чтобы бросить сцену и всё время быть с тобой. Ты же говорил, что хочешь этого?

Вадим( нерешительно) Ну да, конечно, но мне сейчас уже пора. Служба.(прихрамывая, выходит)
Маргарет: До завтра, моя любовь. (вздохнув) Надо одеться и выходить в зал, гости уже собираются.(уходит в правую дверь. На левой половине действительно уже есть несколько человек)

Жюль Камбон (барону Ротшильду): Пора бы ей появиться, все давно собрались.

Ротшильд: Служанка сказала, что она скоро выйдет, у неё в будуаре жених, князь Маслов.

Камбон : У   Марго – жених? И я в первый раз слышу, что он князь!

Ротшильд : Она из-за него так изменилась! Почти совсем забросила нас, старых друзей.

Камбон: Да он же никто, мыльный пузырь! Атташе русского посольства говорил мне, что его выкинул из окна муж одной из его любовниц!  Маслов всем рассказывает, что его ранили боши в инспекционной поездке. А старина Клюне так по ней страдает, вторая волна накрыла его с головой. Нет, я заеду вечером поговорю с ней с глазу  на  глаз!

( Из срендней двери выходит Мата Хари)

Мата Хари : Господа, я очень рада видеть вас в своём доме!


Секретарь: Мадам, позвольте выразить Вам своё восхищение! То, что Вы делаете, неподражаемо!

Мата Хари: Я рада, что Вам понравилось!

Жюль Камбон: Я же говорил Вам, что вы такого ещё не видели!

Секретарь: Я пропущу какое-нибудь совещание, но обязательно посмотрю ещё раз. Где Вы этому учились?

Мата Хари: В Индии, и думаю, вы ещё убедитесь, что там танцуют все и по любому поводу.

Месиме: Там тоже все танцуют голыми?

Мата Хари: Нет, только самые старые и уродливые. Шучу, обычно танцуют в одежде, хотя и лёгкой, жара всё-таки. Раздеваются для танцев на закрытых храмовых праздниках.

Ладу :Значит, Вы  не считаете, что ненормально, когда весь зал распаляется, смотря на голую женщину? А ведь здесь много и женатых…

Мата Хари: Господа, недавно в Лондоне, джентльмен, вернувшись из клуба неплохо подогретый, прилёг к жене, исполнил, так сказать, супружеский долг и уснул. Скоро проснулся и обнаружил, что жена заметно остыла .Вызванный врач определил, что она умерла ещё вечером.  Вот отношение к женщине, как к предмету удовлетворения  инстинкта! Пастор их прихода потребовал от прихожанок подавать во время соития признаки жизни, чтобы мужьям не впасть в смертный грех. Мужчины и женщины должны радостно и свободно наслаждаться  любовью, ведь их тела так дополняют друг друга. Я считаю, что женщина для мужчины должна всегда быть целью, а не средством! Вспомните, ведь первые люди  выбрали  секс, а не рай!

Ладу (не успокаиваясь) : Говорят, из-за Вас разорилось множество состоятельных мужчин.

Мата Хари ( с иронией): Знаете, есть 3 способа разориться. Самый быстрый – играть в казино, самый хлопотный – затеять долгую судебную тяжбу, самый приятный – завести любовницу. Но я никогда не считала свою любовь и своё тело товаром какой-то ограниченной стоимости . Мне от моего  мужчины нужно всё. А если кто-то устал от денег и рвётся от них избавиться, что ж, думаю, я смогу ему помочь!

Жюль Камбон: Что, капитан, получили ? У Мата Хари восхитительно работает не только тело, но и голова! Мне пора, дела в МИДе. Адьё, господа.

 ( уходит, мужчины наперебой делают комплименты Мата Хари,
она не обращает особого внимания, поддерживает общую беседу, затем, сославшись на головную боль, уходит.  Оставшиеся, по знаку секретаря. сдвигают стулья в кружок..)

Секретарь : Господа, враг на подступах к Парижу, народ озлоблен голодом. Мой шеф требует от вас сокращения личных трат и высокоморального поведения, чтобы не возбуждать парижан. Мата Хари не делает секрета из своей личной жизни, поэтому вы все в одной лодке.

Барон Ротшильд( с акцентом ) : Но, господин секретарь, у меня не было личных отношений с Мата Хари!

Секретарь (капитану Ладу ) : Прокомментируйте, пожалуйста.

Ладу ( доставая листок из папки ) :27 декабря 1913 года, свидание в гостинице, золотое кольцо и серьги с изумрудами; 18 января 1914 года, загородный дом барона, 2 золотых браслета с изумрудными змейками,
11 марта 1914 года…

Барон (перебивая ) : Ну, хватит, мы ведь не ювелирные изделия собрались здесь обсуждать…

Генерал Месиме(вскакивая и вытянувшись во фрунт) : Я солдат и не привык обсуждать приказы!

Секретарь : Я уполномочен сообщить вам, что по имеющимся данным Мата Хари – немецкая шпионка. Вы все облечены властью и занимаете видное положение. Мне поручено сказать вам что, в случае ареста и процесса над этим агентам, вы никоим образом не должны пытаться вмешиваться. В случае нарушения. вами этого приказа президент будет вынужден принять соответствующие меры . Капитан, теперь у Вас свободны руки ?

Ладу : Я сделаю всё, чтобы шпионка понесла заслуженное наказание!               
(Мужчины, продолжая  разговаривать, уходят. Медленно гаснет свет. , зажигается свет в кабине Элизабет. В кабинет  вбегает Ганна)

Ганна: Лиз, её сегодня арестовали! Что делать?

Элизабет: Ты ж вроде этого и хотела ? А теперь с истерикой!  Ты отдала Ладу документы?

Ганна: Да, в тот же день.  Говорят, что за шпионаж могут казнить!

Элизабет: Ну успокойся. Дадут ей несколько лет и выпустят. Не станут же галантные французы казнить женщину, да ещё такую известную. Мы с тобой всё равно уже ничего не можем  изменить!


                СЦЕНА 5-ая.

На сцена так же слева кабина Элизабет, справа кабинет Ладу.  Элизабет из кабины
 говорит в зал:
Господа, мы  продолжаем: доктор Клюне, пожалуйста.  ( выходит Клюне)

Элизабет: Вы её любовник и адвокат. Все эти 9 месяцев вы были рядом с ней, даже на расстреле. Что вы можете сказать о следствии и процессе ?

Клюне : Сплошной беспредел. Следователь – гомосексуалист, ненавидящий женщин .Меня допустили
только на первый и последний, 14 допрос. Прямых улик не было, на суде секретарь зачитывал  лишь показания каких-то безымянных агентов. Уже после казни прокурор Морне признал :« Все улики  в этом  деле  гроша  ломаного  не  стоят»

Элизабет: Как Вы думаете, Мата Хари действительно великая шпионка?
Ведь на суде она гневно воскликнула : «Можете называть меня проституткой, но не предательницей!»

Клюне :Вряд ли, ведь шпионаж требует точности.  А Мата Хари о всему, что  делала: сексу, танцам, шпионажу  подходила творчески  и  её фантазия была неистощимой.

Элизабет : Тогда почему такой суровый приговор ?

Клюне : Среди её любовников были высшие военные и политики. Эта связь могла похоронить их карьеру привести к смене правительства в самый трудный момент войны. Результаты были бы непредсказуемы. Представляете, приговор читали те же губы, что недавно ночами шептали ей слова любви !

Элизабет : Зачем она пошла на вербовку ? Ведь её слава была общеевропейской, а гонорары превышали  доходы крупных банкиров.

Клюне : Ну, деньги приходили и уходили одинаково быстро. Образ жизни, знаете  ли. К тому же постоянные  проигрыши в карты. Мата Хари обожала риск и вела свою жизнь, как азартную игру, причём играла по-крупному.               

Элизабет : Её идеалом была Клеопатра ?

Клюне : Да, такое же манипулирование мужчинами, грандиозные планы, страстное желание покорить мир. Она выбрала Париж ещё и потому, что здесь женщины имеют такую власть над мужчинами.

Элизабет: Невозможно долго править мужским миром и иметь чисто женские слабости.

Клюне : Марго, как стихия, была неуправляема и непредсказуема.

Элизабет: Невероятная судьба ! Но я не могу представить её, скажем, 60-летней.

Клюне : Я тоже…( немного помолчав ) Я, видно, никогда не смогу её забыть, вот и сейчас Вы своими вопросами  вытащили всё на поверхность…

Элизабет:   Но у меня есть несколько вопросов лично к Вам… скажите, почему Вы сами предали Маргарет?

Клюне:    Я? Это неправда…

Элизабет:   Я вынуждена просить Вас спуститься на сцену  .
Клюне  спускается в кабинет Ладу, , тот, оторвавшись от бумаг, кивает ему, приглашая сесть на стул.

Элизабет  : Капитан, я хочу просить Вас восстановить содержание беседы с мэтром на другой день поле первого допроса Мата Хари.

Ладу:   Я вызвал Вас, мэтр, чтобы объяснить причину запрета Вашего присутствия на допросах. Вчера Вы оскорбили следователя, назвав его расследование фальшивкой.

Клюне:   Это так, я и сейчас это говорю!

Ладу:   Вы заявили, что обратитесь с материалами дела в международные организации, это тоже было сказано?

Клюне:  Да, я решил ознакомить мир с самой гнусной фальсификацией.
 
Ладу:   Вы отрицаете шпионскую деятельность Вашей подзащитной?

Клюне:   Нет, но считаю, что урон, нанесённой её деятельностью, скорее символический и никак не отразился на военном положении Франции.

Ладу: Я понимаю Вашу позицию. Вы её многолетний любовник и , вероятно, соучастник.
Что же Вам ещё остаётся сказать?

Клюне:  Это инсинуация!

Ладу:  Это Ваш чемодан? (достаёт из стола небольшой чемодан.)

Клюне:  Да, мой.  Как он к Вам попал? У меня его украли на вокзале…

Ладу:  В подкладке этого чемодана было спрятано шифровка Мата Хари  мадмуазель Шрагмюллер, чьим агентом она являлась.  Вот она!  Вы переправили её в Бельгию, где участвовали защитником в судебном процессе.  Вот показания наших секретных агентов,
об изъятие этого чемодана из гостиницы и протокол о вскрытие и обнаружении этой шифровки. ( передаёт Клюне  несколько листов бумаги, тот их быстро просматривает и говорит с гневом)

Клюне:  Это 100 процентная фальшивка!

Ладу:  Давайте-ка я Вам объясню ситуацию. Вы защитник с мировым именем и безупречной репутацией. Ваше слово имеет заметный вес в Европе. Нам дано указание с самого верха (показывает пальцем наверх) наказать шпионку, по чьей вине мы терпим поражение в войне. Так вот, у Вас  выбор: или Вы остаётесь защитником Мата ХАРИ на процессе, и будете допущены на финальный допрос и сам процесс и сможете, с Вашим опытом и знаниями оказать ей юридическую помощь и я почти уверен, Вы сможете помочь ей избежать смертной казни, или прямо сейчас Вас здесь арестовывают и Вы проходите по делу вместе с ней, по военному времени Прокуратуре наших доказательств будет достаточно, эта шифровка и многие свидетельства о вашей многолетней связи и тогда Вам грозит если и не смертная казнь, то многолетнее заключение, а Мата Хари будет довольствоваться Государственным защитником. Я достаточно ясно объяснил?

Клюне  надолго задумывается, затем спрашивает:
А я смогу видеть её и участвовать при допросах?

Ладу:  Вас будут пропускать к ней в обычном порядке, Вы будете получать копии протоколов всех допросов, без подписей, естественно и получите возможность присутствовать на итоговом, последнем допросе. всё это при условии обещания не вмешивать в наше внутреннее дело международные органы. В войну нет нейтральных: они  или за нас, или против нас. Думаю, мы договорились.
(на сцене гаснет свет, Клюне тяжело поднимается назад в кабину, где свет снова зажёгся)

Клюне:  Поймите это нелегко  далось, у меня не было выбора. Я уверен, они бы так и сделали… Тогда  Маргарет вообще осталась бы одна…

Элизабет: Простите, мэтр, я знаю, что Вас прямо с расстрела увезли в клинику с инфарктом .               

Клюне: Мне только через две недели сказали, что её никто не потребовал, голову забрал музей, а тело передали для анатомирования в медицинский театр.

Элизабет: А что же друзья, любовники, родные?

Клюне: Французы боялись, такая была обстановка, а родные нашлись через 2 месяца, хотели получить наследство…

Элизабет: И что же?

Клюне: Они оказались достойны друг друга, правительство распорядилось продать её имущество с молотка,
а вырученную немалую сумму забрало в счёт содержания в тюрьме и казни.  Мата Хари сама оплатила и свою тюрьму и  своё убийство!

Элизабет: Я понимаю, что Вам тяжело вспоминать, но мне нужно свидетельство ещё одного человека, со мной он не станет говорить, тем более он в мужском  монастыре.


Клюне: Вы о Маслове?  Этого подонка я меньше всего хотел бы видеть!
Элизабет: Почему ?

Клюне: Как она хотела его увидеть! сколько телеграмм и писем от неё я ему  переслал! Он ни на одно даже не ответил. В конце концов, потеряв надежду его увидеть, она перестала бороться за свою жизнь. Присутствие Вадима может быть ничего и не изменило, просто она страстно хотела увидеть свою единственную настоящую любовь.  Хорошо, я  сделаю  это для  неё и  для  Вас.


               
                СЦЕНА 6-ая

Монастырская келья, Маслов в монашеской рясе. Входит д-р Клюне.

Клюне: Я едва нашёл Вас. Почему Вы здесь?

Маслов: А куда мне надо было идти? В России всё потеряно, у власти быдло! В Париже между нашими грызня, они озлоблены, ищут врагов. Требовали, чтоб я отправился к Колчаку или Деникину умирать за белые идеалы, искупать какое-то предательство.

Клюне:  Что ж, обещаю сохранить Ваше инкогнито, но взамен хотел бы задать несколько вопросов.

Маслов:  Спрашивайте, какие сейчас уже секреты, России нет, царя нет, присяги тоже нет…

Клюне: Вы находились на лечение в Виттеле, когда к Вам приехала Мата Хари. Вы ждали этого ?

Маслов : Мы этого хотели, но не были уверены, что её пустят. Рядом база Котрексевиль, неподалёку     линия фронта.

Клюне (закуривая сигару): Вадим, она сказала Вам, что для того, чтоб получить пропуск в Виттель, она предложила Ладу  стать  его  агентом?

Маслов: Нет, она говорила, что готовит мне сюрприз.

Клюне: Она имела  ввиду, что французы согласились выплатить ей миллион франков, но за сведения,
способные изменить ход войны. Мата Хари говорила, деньги нужны, чтоб произвести впечатление на Вашего отца, для получения его согласия на вашу свадьбу.

Маслов  ( с фальшивым смешком ) :Я никогда не представлял её своей женой, а после того, как атташе нашего посольства предостерёг меня от продолжения отношений с ней, я решил, что эти дни с ней -  последние ...

Клюне: У Вас есть её подписанный дагерротип ?

Маслов : Да, есть. ( достаёт фото, читает ) Виттель, 1916 год. На память о 14 самых прекрасных днях
моей жизни, проведённых с Вадимом, которого я люблю больше всего на свете! ( раздражённо ) Ну и
что, откуда мне знать, сколько она раздала дагерров с такими подписями!

Клюне: Вас вызывал следователь Бушардон, вызывали свидетелем на процесс, отчаянно звала Мата Хари телеграммами и письмами…

Маслов  (явно неуверен, отчего злится ): У нас была только незначительная любовная связь. В это время у меня в  России  была невеста – дочь моего генерала! (почти кричит ) Я  хотел  быть уверенным  в  своём будущем! ( отворачивается, потом  вскакивает и начинает ходить по келье)

Клюне ( грустно ) : Бедная девочка, она так ждала Вас в этот тяжёлый момент! Она ушла с горечью   Вашего предательства. Живите с этим, если можете! (уходит)
( Маслов садится за стол, роняет голову на руки Плечи  его трясутся…Внезапно распахивается дверь, в келью врываются трое мужчин, у одного рука на перевязи, второй с  забинтованной  головой, у третьего нервный тик )

1-ый : Спрятался, падла, у попов, думал  мы тебя не найдём? Не надейся, у нас длинные руки ( заметив сигару ).  Кто у тебя был?

Маслов ( растерян, в испуге ): Просто знакомый, Он знаменитый адвокат, защищал Мата Хари.

3-ий : Ох, на беду себе ты вспомнил о своей немецкой шлюхе! Ты ведь через неё предавал нас немцам?

Маслов: Господа, поверьте, мы были просто знакомыми и никаких…

2-ой ( перебивая его ) Капитан Маслов, смирно!! ( Маслов вытягивается ) Стыд и позор! Офицер русской армии! Видели бы Вы себя со стороны, долгополый!  Ваши товарищи (кивает на 2-х других) проливали кровь в России, воюя с красной сволочью. В последний раз Монархический  Союз  России предлагает Вам отправиться на фронт  искупать свои преступления.

Маслов : Но, господа, я не могу, я…. я болен… Очень болен!

3-ий :Да что с ним разговаривать! Пристрелить, да и всё! ( лезет в карман за пистолетом. Маслов пытается проскочить в дверь, дорогу загораживает  1 –ый. , Маслов отталкивает его, 2-ой пытается заломить Маслову руки за спину, Маслов изворачивается, хватает табурет, бьёт 2-го по голове и в этот )
момент стреляет 3-ий. Вадим падает на пол, 3-ий подходит, проверяет его карманы в гимнастёрке под рясой и из левого нагрудного достаёт простреленную фотографию,                читает подпись  « На память Вадиму, которого я люблю больше всех на свете!» Ну что я вам говорил?

2-ой ( поднимаясь с пола ) : Собаке – собачья смерть! ( уходят, забрав документы )


                СЦЕНА  7-ая.

Камера затемнена, в ней стоят 2 кровати. На одной лежит Мата Хари, на другой монашенка –сестра Леонида. Дверь распахивается, заходят офицер, врач, священник и 2-ое солдат. Включают свет, Мата Хари вздрагивает, как от удара током, Леонида начинает плакать.

Офицер ( заметно нервничая) : Вы не спали?

Леонида ( сквозь слёзы ): Мы спим только в субботы вот уже второй  месяц…

Священник ( врачу ): В воскресенье не бывает казней.

Офицер: Мадам, одевайтесь.
( Мата Хари начинает одеваться, попутно вполголоса успокаивая монашенку, потом просит  разрешения передать  2 письма: одно для  дочери, второе Вадиму Маслову. Офицер соглашается, стоит, ждёт )

Мата Хари ( отдавая письма Леониде) : Господа, я  к вашим услугам!

Врач ( священнику ): Какое невероятное самообладание!
( один из солдат хочет пристегнуть её к себе наручниками, Мата Хари вырывая  свою руку) :
Я не воровка и не преступница!

Офицер : Господа, идёмте, внизу нас ждёт машина.

( уходят со сцены, на заднике появляется виды предутреннего Парижа, увиденные как бы из автомобиля,  потом двор казармы с кирпичной стеной, перед которой вкопан столб. Присутствуют  монашка, врач, священник, Элизабет в кабине , расстрельная команда. Её солдаты – все мужские  участники спектакля в своих одеждах, только в военных форменных кепи.)

Элизабет( из кабины ) : Все три месяца после суда Пуанкаре просили о помиловании сотни людей, в том числе два короля, крон-принц Германии, премьер-министр Голландии, знаменитые общественные деятели. Защитник, мэтр Клюне, на коленях молил о смягчение приговора, Президент был непреклонен.
( пока она  говорит, вводят Мата Хари, подводят к столбу, подходит Леонида, даёт Мата Хари поцеловать крест, молится вместе с ней, Мата Хари  целует монашку, потом снимает дорогое, красивое  пальто, дарит Леониде.  Ей хотят привязать руки и завязать глаза, она решительно отказывается, Леонида , плача, отходит. Мата Хари смотрит  на небо. Внезапно она улыбается: увидела, как взошло Солнце. Офицер командует, солдаты поднимают винтовки. На заднике надпись: 6час. 12 мин, 15. 10.1917г.)

Виктор Клюне : Прощай, Марго!
( Мата Хари улыбается ему, посылает воздушный поцелуй, переводит взгляд на солдат и спокойно говорит ) :
 Господа, я готова !

( Раздаётся команда « Пли! » , затем  залп. Мата Хари ,всё также высоко держа голову, падает сначала на колени, затем на бок и, наконец на спину. Элизабет  ,опустив голову, выходит из кабины, медленно идёт по сцене, подходит к Мата Хари, наклоняется, долго смотрит на неё, и выпрямившись, говорит) :
Все пули  прошли  мимо. Единственная попала в сердце и убила её наповал !               

Монашка : Какой-нибудь  педик  или  изверг! (Элизабет и Леонида долго, внимательно смотрят на Маслова, тот тушуется, опускает глаза и нервно отходит.)

Офицер : Всё  кончено,  расходитесь,  господа ! (  все уходят, Элизабет иКлюне остаются одни рядом с телом Мата Хари.)

Элизабет: Вот так это было. Теперь я могу признаться, что моё мнение о Мата Хари в ходе следствия значительно изменилось. Не то, чтобы я жалею о сделанном,  «на войне, как на войне,
бывают убитые… », не до нежностей, но, как женщина, я ею , пожалуй, начинаю восхищаться !. (Клюне) Пойдёмте…( из зала на сцену выскакивает взъерошенный человек.
Это поэт. Похоже, он сильно пьян)

Поэт: Стойте!... нельзя…нельзя  так закончить рассказ о ней!  Поймите, мир потерял краски после её гибели! Она, как редкий экзотический цветок, радовала нас эти годы и увяла, когда подул холодный северный ветер. Эта женщина смогла сделать свою жизнь бесценным произведением искусства!

Элизабет: Кто это?

 Клюне :Александр Блок, полубезумный гений из России. Он знал её.
 
                Я был смятением томимый               
                Меня дразнил твой яркий шелк,
                Когда твой занавес, богиня
                Раздвинулся – театр умолк.
                Живым огнём разъединило
                Нас рампы светлое кольцо
                И на глазах преобразилось
                В свет солнечный твоё лицо!
                И вот, опять сияют свечи,      
                Душа одна,душа слепа…
                Твои блистательные плечи,
                Тобою пьяная толпа…
( негромко начинает играть музыка)
                Войди в меня своею волей
                И, вечная, в глаза взгляни,
                И тёмным взором острой боли
                Поэта сердце полосни.
                Звезда, ушедшая от мира,
                Ты над равниной, вдалеке
                Дрожит серебряная лира
                В протянутой ко мне руке ( последние строчки читаются всё тише, свет гаснет, музыка звучит громче, потом резко обрывается.)




                Эпилог.
Париж, 2000год.
На   сцене  ночное  освещение сзади  видно  какое-нибудь знаменитое  сооружение Парижа. Выходят  Клео и Мата Хари прогуливаются, садятся  на скамейку.

Клеопатра: Ну вот, ты  и  снова  в Париже. Мне больше нравятся Рим и Александрия.

Мата. Хари.: Здесь я была царицей!

Клеопатра: Знаешь, я согласна с тобой . Французы  странная нация, сначала  казнят  своих героев, а потом обожествляют. Ты не жалеешь, ведь всё так страшно закончилось ?

Мата Хари : Я только эти 11 лет и жила по-настоящему.

Клеопатра:  Могу ещё понять женщин, но мужчины…По моему за 2000 лет они  заметно  измельчали .

Мата  Хари: Я сама виновата, из-за Вадима  забыла всё, что ты говорила , одним словом потеряла голову   в самый  неудачный момент.

Клеопатра:  Поняла теперь, что никогда нельзя терять голову из-за мужчин? Все они отступились от тебя, когда были нужнее всего. Женщина, отдаваясь мужчине полностью, ждёт того же и от него, а получает совсем  противоположное…

( слышится  вой  сирены, на сцену выскакивает запыхавшийся  мужчина  с сумкой. Он явно от кого-то убегает, спотыкается, из сумки выкатывается голова и подкатывается к скамейке. Мата Хари и Клеопатра смотрят на неё.)

Мата Хари говорит мужчине: « Месье, кажется, Вы что-то потеряли !»
 ( Мужчина поворачивается, видит  Мата Хари, переводит взгляд на голову, потом снова на неё. Он в столбняке.
Вой сирены становится громче, видны мигающие огни полицейской машины. Мужчина хватает голову, закидывает в сумку и убегает, снова оглянувшись на Мата Хари и споткнувшись.)

Мата Хари:  Он украл мою голову из музея!

Клеопатра: Что ж , если почти через 100 лет  ты всё ещё вдохновляешь мужчин на безрассудство,
жизнь прожита не зря!

Мата Хари: Может псих или маньяк…Один человек не показатель!

Клеопатра : Нет, милая Маргарет.  В  тот момент, когда пуля пробила твоё  сердце, так умеющее жить,  ты шагнула в вечность и никакие Шрагмюллеры, Ладу и Масловы не могут этому помешать!   А ведь мы  живём, пока люди  помнят нас! Можешь мне верить, я  ведь тоже прошла испытание временем.  Элизабет, в дуэли с тобой мы проиграли жизнь, но  выиграли  бессмертие!