Приглашение к разговору-2

Ирина Цаголова
Александр фон ден Бринкен

СОВМЕСТИМА ЛИ РОК-МУЗЫКА С ПРАВОСЛАВИЕМ ?
Комментарий к богословско-музыковедческим изысканиям профессора В.В.Медушевского

По прочтении недавно опубликованных полемических статей профессора Московской консерватории музыковеда В.В.Медушевского
«О происхождении и сущности серьезной музыки», «Интонация как язык домостроительства благодати» и «Рок-музыка как орудие глобализма, направленное на молодежь» у меня появилась потребность высказаться как по затронутой в них проблематике, так и в отношении занятых автором идейно-эстетических позиций.

...Сводя все богатство и своеобразие «православного рока» к «небрежно-расслабленному треньканью под гитару» и обвиняя его в «пустоте расслабленного неверия», профессор Медушевский совершает подлог. Я знаком с творчеством некоторых современных русских православных рок-музыкантов, в частности, Вячеслава Капорина (Москва) и Антона Галицкого (Санкт-Петербург) и могу со всей ответственностью утверждать обратное: в своих песнях эти глубокие и высокоталантливые музыканты (кстати, виртуозно владеющие гитарами – как электрическими, так и классическими) мужественно призывают русский народ, и прежде всего русскую молодежь, к духовному возрождению, к обращению к вере и традициям русского народа, попранным в ХХ веке «тайной беззакония», к борьбе за восстановление порушенных святынь, за возрождение России и ее традиционной, Богом данной государственности – Русской Православной Монархии.
Музыкальный стиль современного русского «православного рока» представляет собой весьма сложный интонационно-жанровый синтез, в котором большое место занимают элементы традиционной русской музыки – как профессионально-академической, так и народной. Подробно я анализирую этот жанрово-стилистический синтез в статье «Православный рок?», поэтому всех интересующихся этим частным вопросом отсылаю к этой работе. Здесь же выделю только еще один момент: обращение творцов-исполнителей русского «православного рока» к т.н. бардовской интонации, отчасти наследующей традиции исконного русского романса. Вряд ли у профессора Медушевского повернется язык назвать интонационную сферу русского романса выражением «пустоты расслабленного неверия», а культуру русской гитарной игры – «расслабленным треньканьем»! В плане же аналогий с русской бардовской песней ХХ века возникают ассоциации, в частности, с песенным творчеством Владимира Высоцкого, которое, право же, трудно упрекнуть в расслабленности или, например, в сатанизме...

Александр фон ден Бринкен,
русский композитор, пианист, органист и музыковед (Швейцария)

Комментарии к статье.

Ирина Цаголова
Подлог- в смешивании понятий. Музыка, стихотворчество - СРЕДСТВА выражения идеи, духовного посыла. А с такими подходами, как у вышеуказанного господина, недолго вообще всё объявить сатанизмом, кроме умильно-приторных самолюбований, якобы, чистотой традиции. Современным языком можно многое сказать на вечные темы. При этом никто не совершает на сцене чёрные мессы и не бьётся в припадках беснования.

Валерий Кузин
Недавно нашей церковью был проведен рок-фестиваль, Троица. Всё живое. Сколько народа съехалось, а сколько знаменитостей выступило... И все бесплатно для зрителей, и все сделала церковь.

Ирина Цаголова
Валерий, это конечно, впечатляющий факт. Но я о другом... Меня умиляет самоуверенность некоторых "критиков и знатоков" БОЖЬИХ ПЛАНОВ. Оказывается, они ВСЁ ЗНАЮТ - во истину!- всех измерили, НЕ СЛУШАЯ, не зная тех, о ком выносят уничижительные филиппики!.. В чистом виде гордыня! Удивительная форма "смирения", однако. Или это их богодухновенные прозрения?! Ооооо...