Полезные советы от Евгения Глебова-Крылова

Избушка На Седьмом Небе
Дорогие авторы!
Прошу внимательно прочитать этот текст, он вам очень пригодится для роста мастерства!
Это, как вы уже поняли, выдержки из статьи редактора, журналиста и поэта Евгения Глебова-Крылова. Кто желает полностью ознакомиться со статьёй, может прочитать её по адресу:
http://www.stihi.ru/2012/07/07/7689

________________ 03. РИТМ ________________

03.01. Ритмическое чувство и слух аналогичны музыкальному слуху, и музыкальному чувству ритма. Есть абсолютный слух, без него не стать дирижёром. У большинства музыкантов слух относительный. У стихотворца должно быть чувство ритма и созвучности. Не следует путать слух на рифму и чувство ритма. Они даны с тем или иным уровнем от рождения. Один лауреат фестиваля бардов признавался, что начинал со слабым слухом.

03.02. Очень часто ошибается читатель, принимая тонический стих (ударник, акцентный стих) за метрический. См. статью Тонический стих в Энциклопедии русского стиха Квятковского: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3054.htm Естественные последствия того, что Маяковского, активно пропагандировавшего тонический стих, списали из школьных классиков за то, что не угоден нынешним властям. А то что статья Маяковского "Как делать стихи?" нисколько не устарела, знают только филологи.

03.03. Сдвиги ударения. В одной и той же метрической стопе не должно быть два естественных ударения подряд. Два естественных ударения одной и той же в метрической стопе подряд напрягает ритмический слух. Примеры в анапесте:
__ Извелись| ужЕ лУч|шие музы…
__ Сам решу:| тепЕрь бУ|ду с кем я!..
__ Просто вы|трите со |ртА пЕну…
__ И читай|те себе |менЯ мОл|ча!..
Такие ударения не сглотнёшь, не объяснишь безударностью. По статистике эти сбои встречаются на местоимениях, а сами местоимения при этом воспринимаются как излишние слова, как втычки. Обычно же втычки ставятся, чтобы ритм сохранить.

03.04. Сдвиги ударения. Ещё пример: "Вселились уже' в до'мики свои". В двухдольнике (тут ямб) два естественных ударения подряд. Конечно же, строка проглатывается при умелой декламации, ставящей паузу перед "уже", подготавливая ухо к проскоку через ритмический вывих.

03.05. Сдвиги ударения. Стилизация под народную поэзию. Для народной поэзии характерны частые сдвижки ударений – в том свой шарм, обаяние "неправильности". В авторском стихотворении сбой ритма – ложка дёгтя, то же, что и рифмоид среди сбалансированного ансамбля точных рифм.

03.06. Сдвиги ударения. Надо знать и помнить свойство буквы "ё". Она сдвигает на себя ударение. См. "Да ла'|дно… всё'| я по|нима'|ю" лучше, чем "Да ла'|дно… я'| всё' по|нима'|ю" – сбойная строка. Слово «ДАБЫ» вместо «чтобы» иногда позволяет сдвинуть ударение в нужную сторону. В силу редкости употребления слово читается как дАбы, так и дабЫ.

03. 07. Тренировка ритмического слуха. У меня лично два ученика со слабым музыкальным слухом выучилось аккомпанементу на гитаре для турпоходов. Очень старались, слух обострился. С тренером легче преодолеть недостачу. Самому – трудно. Какой бы я совет дал? Каждую строку декламировать вслух, ставя ударения по ритму:
Уб Уб Уб – хорей; бУ бУ бУ – ямб; Убб Убб Убб – дАктиль; бУб бУб бУб – амфибрАхий; ббУ ббУ ббУ – анАпест.
Здесь У – ударный слог, б – безударный. Упрощённо для распространённых метрик. Об акцентном стихе пока речи нет. Надо декламировать. Что не тренируется, то атрофируется. Знаю автора, стихи мудры, теплы, самобытны, но то рифма пропадёт, то лишние слоги вылезут. Скверно декламирует свои же стихи. Итак, тренировка, тренировка и ещё раз тренировка ритмического слуха.

________________ 04. РИФМА ________________

04.01. Рифмотехника складывается индивидуально. Проверен принцип Маяковского: самые яркие, смысло и образогенерирующие слова ставить в конец строки и добывать к ним звучную рифму, во что бы то ни стало. См. Маяковский. Как делать стихи? http://www.stihi.ru//clck.ru/1LwFs Хотя в короткой строке... – см. далее.

04.02. Рифма - это способ "отбивки" ритма. Не она отличает поэзию от прозы, а ритм и более образный язык. Рифма не самоцель в поэзии. Примечательна мысль С.Я. Маршака по поводу рифм: "Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрепанной. Но оценки эти – вне строки, вне стиха – очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой" (http://www.classiclibr.ru/lib/sb/book/598/page/2  из Беседы С.Я.Маршака с Ст. Рассадиным).

04.03. Банальная рифма (часто повторяемая в других публикациях рифма) не несёт новизны и сведущему любителю поэзии коробит слух, кажется бедной: любовь-кровь, розы-морозы. Сердце-дверца-скерцо... и т.д., и т.п. Бедна и грамматическая рифма. Грамматическая рифма состоит в рифмовке окончаний одинаковых частей речи. Классическая рифма включает грамматическую как подмножество: "конец-венец", писать – бросать... Сколько таких скучных для современного уха рифм настрогал Пушкин? Однако Пушкин цепляет сердце патетикой, а ум – крылатой мыслью, в совокупности составляющих неповторимое обаяние пушкинской лирики.

04.04. "Отглаголка" это частный случай "грамматической рифмы". Эта рифма правильна, но это правильность звучания камертона (тот даёт основной тон и резкий спад на обертоны). Потому грамматическая рифма бедна именно от "своей правильности". В поэзии некоторых классиков и большинства новичков, в народной поэзии "отглаголка" стихийно преобладает. Возьмите рифмовку глаголов Лермонтовым:
__ "Играет буря, ветер свищет,
__ И мачта гнётся и скрипит,
__ Увы, он счастия не ищет
__ И не от счастия бежит".
Благодаря насыщенности строк 5/4 ямба красками и смыслом, мозг не успевает обратить внимания на качество рифм, а если бы обратил? Свищет, скрипит – яркие, сочно рисующие образ, глаголы.

04.05. Рифма в короткой строке. В коротких строках совсем не важно, что рифмуется, главное – наличие ярких слов в строках, а не их положение.

04.06. Принцип однородного замеса рифм. Главное не качество отдельных рифм, а их ансамблевая равноценность. Из хора не должен выпирать голос, так и тут. Если есть точные рифмы на фоне ассонансов, они портят ансамбль и наоборот. Были точные рифмы и вдруг один на всё стихотворение ассонанс, да ещё в концовке стихотворения! Смысл, видите ли верен, рифмой можно и пожертвовать! :)

04.07. Рифмы заканчивают строки при чтении, но при написании они как раз начинают строку! Речевое клише не стоит использовать, тем паче включать в РИФМУ, которая читателем всегда через рупор слышится, через лупу видится.

04.08. Проверяйте рифмы ухом, а не глазом! Пример: "не дано – не легко" вполне рифма, хотя не остро созвучна. В концовке ей не место, но в середине стихотворения она уживётся с классическими рифмами. Ещё пример: "поездов-любовь", читаем вслух с московским акцентом, ставшим, в отличие от нижегородского литературным: "поезДОФ – люБОФЬ". Средняя созвучность твёрдого и мягкого. Та же история. Пример экспромта АСС (Автора Сих Строк, а Вы что подумали? По-американски это вообще задница! ;) на тему "Слава и популярность".
__ Смотрю на звёзды трезво из окна:
__ Тщеславие пиитов хлороформит...
__ Шлейф Славы – над могилой трескотня,
__ А популярность – та при жизни кормит!
"окна-трескотня" не в концовке стиха. Прослушаем? "окНААА-трескотНЯАА. Оборони Аллах от убогих, кто стихи читает глазом, а не ушами считывает звуковой поток.


________________ 05. РЕКОМЕНДАЦИИ ________________

05.01. Местоимения. Выкиньте из словаря местоимения! Как правило, они подразумеваются контекстом, а потому только засоряют поэтическую речь. Творите прямое уподобление-метафору, удаляя слова-балласт! Пример: "Наш двор как сад" => "Двор – тихий сад". Убирая слова-балласт, получаем возможность поставить на их место образогенерирующий эпитет, в данном случае – "тихий".

05.02. Строительные леса. Стремитесь выстраивать речь, избавляясь от слов-строительных лесов: "точно", "словно", "как и" (последнее даже неблагозвучно)... Вот, например: "Светится так, что текут в сердце льдинки". Если выстроить строку так: "Светится жарко – текут в сердце льдинки"? Удалив "так, что", мы получили возможность вклеить смыслогенерирующий эпитет (от жара, не от света плавится лёд). А связку смысла дало тире – авторский знак!

05.03. Инверсия. Изменение традиционного порядка слов в предложении допускается русским языком и встречается в поэзии гораздо чаще, чем в прозе. Инверсия характерна для начинающих и не характерна для мастеров. Есть лёгкие инверсии, состоящие из разных частей речи. Если предварительно встречаются лёгкие инверсии, а потом тяжёлая, то мозг читателя готов и быстро перекручивает как надо. Пример тяжёлой инверсии: "скрипящий плач тюрьмы замков". Смысл: " скрипящий плач замков тюрьмы". Пока въедешь, в голове образуется вата, как у попавшего в нокдаун боксёра. Пада нокдаунов и читатель отполз за канаты.

05.04. Не пишите без крайней необходимости сложноподчинённые предложения, они тяжеловесны для поэзии. Твардовский любил повторять слова из поэмы "Василий Тёркин": "Вот стихи, а всё понятно. Всё на русском языке".

05.05. Яркие слова. Секрет поэтического языка в том, чтобы через конкретное передать абстрактное. Слова из АБСТРАКТНОЙ, не рисующей ощущаемый образ сферы, следует, по возможности, преобразовать в "яркие слова", в виде метафоры, передающие нужную мысль. Яркие слова могут быть из любых частей речи. Важно, что они рисуют в мозгу живой видимый образ, они слышатся, имеют вкус и запах, осязательные характеристики.

05.06. Яркие слова. Даже А.С. Пушкин "великолепными коврами" под голубыми небесами прокололся на эпитете, что для него как раз не типично, ибо его умение выбирать единственный эпитет – корневое в его стиле. "Великолепные" не рисуют картины в мозгу, ибо это слово из разряда абстрактных прилагательных для отражения отношения говорящего. Было бы "сереброликими коврами", "хрустальнотканными коврами" – это было бы именно в духе Пушкина.

05.07. Яркие слова. Идеал – в каждой строчке яркое слово, но не отвлекающее в сторону от основной идеи стихотворения, а дающее дополнительный штрих для прорисовки генерального замысла. Надо стремиться к равномерному по всему тексту распределению ярких слов. Иначе – как сахар в стакане не размешать.

05.08. "Громкие слова" типа "ни хрена", "святая истина" и т.п. ничего не рисуют перед глазами. Этакая матерщина наоборот. А задача художественного текста – воздействовать на воображение читателя, будя зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные рецепторы.

05.09. Неожиданные слова. Написав стандартное, в прямом смысле слово, подумайте, нет ли к нему фигуральных синонимов. Ищите, заменяйте. Употребление непривычных слов  с привкусом сумасшедшинки, игры, таинственности, озорства резко повышает заинтересованность читателя. Пример из Есенина: "Неуютная жидкая лунность". Строка – магия. Два прилагательных плюс существительное-неологизм создают таинственный образ. Неологизм запатентован, не о нём речь. Здесь непривычное слово "жидкая". Возможно, поэт написал: "Неуютно разлилася лунность"? Потом подумал: правильней-то "разлилась" и, правя, родил сумасшедший эпитет "жидкая". В совокупности родилась метафора, в которой каждое слово работает и рисует. Возможно был в работе и высококлассный вариант: "разлилась неуютная лунность" – этого мы уже никогда не узнаем. Для Есенина характерно: что ни слово, то патент на метафору, неологизм…

05.10. Односложные слова. Они служат вставками для сохранения ритма. Если слово яркое, оно уже не воспринимается как втычка. Нужна мера в применении односложных слов. Вот фрагмент строки: "гнев, страх, боль, с кем хлеб" – подряд ПЯТЬ односложных слов. Читаешь, словно лаешь. Автор строк сих когда-то в студенчестве ещё составил словарь односложных слов русского языка, дабы находить яркие слова втычки. До сих пор словарь работает.

05.11. Запоминаемость. Она диктует путь к лаконизму, к простоте и ясности лирики. Лирическое стихотворение суть миниатюра – не эпос, не поэма или баллада. Для миниатюр правило: одно стихотворение – одна тема. Если в миниатюре "растекается" мысль, дели стихотворение на два-три самостоятельных. Аналогия: эпизодическая роль актёра ярка и запоминается, если её играют на ОДНОЙ краске. Тут надо чётко и ясно мыслить, не распыляться, иначе рождается поток сознания. Прочитал – промелькнул калейдоскоп да забылся.

05.12. Правки. Правило трёх подходов. Стоящие стихи за один подход не рождаются. Так штангисту и прыгуну дают три попытки. Иногда в ходе анонса и жёсткой критики что-то рождается, а иногда и после уже успешного анонса, когда стих был облит елеем благодарностей приходится править.

05.13. Драматургия. Используйте при создании текстов законы драматургии:
_ Часть 1 — Баба… Железо… Баба… Железо…
_ Часть 2 — Баба… Баба… Баба… Железо…
_ Часть 3 — Железо… Железо… Железо… Баба!
Смешно, говорите? Проверено на практике /узнал от автора Анатолий Косенко, ник niigroup/.

05.14. Драматургия. Страстность поэта делает неравнодушным читателя. На курсах драматургии внушают: есть энергия любви и есть энергия ненависти. Использовать одну из них всё одно, что идти, загребая одной ногой вперёд, а вторую подволакивая. Искусство художника слова в равномерном распределении энергий, как при ходьбе. Говоря религиозной символикой, только живописуя любовь к Свету, Вы не притянете души к Свету, нужно продемонстрировать контрапунктом умение ненавидеть Тьму, продемонстрировать, не выходя за меру. Тогда Вы зацепите сердце читателя абордажным крюком драматурга.

05.15. Как расти в мастерстве? "Дяди и тёти, мечите реже" ВШ. "Лучше меньше да лучше" ВЛ. Мне наш милый "Дикий Запад" за 2 года помог вырасти в понимании мастерства потому, что вычитывал беспомощные тексты наряду с мастеровитыми и боговдохновенными. На сайтах, где все первые скрипки, такой школы, господа-товарищи, не пройти…

05.16. Как восстановить Вашу удалённую рецензию на произведение. Войдите на страницу произведения. Войдите в "написать рецензию", Вы увидите удалённый текст. Чуть измените текст (точку замените многоточием) и вновь жмите кнопку "Опубликовать" – рецензия восстановится.
05.19. Мощное начало, нескучная середина, эффектная концовка в любом жанре особенно важны.