Лабас и смертные грехи Конрада Цахариуса Лоренца

Александр Будницкий
Хорошая книжка, напечатанная мелким шрифтом. Ещё не прочёл и половины, но готов её рекомендовать поэтам и прозаикам: Юлий Лабас; «Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихолога».

Речь о небольшой главке в книге Юлия Лабаса, названной в унисон книге Лоренца (см. стр. 109 – 111) «Лоренц о восьми смертных грехах человечества».

     «Грех первый: безудержное размножение. Перенаселённость Земли – фактор прямой, экологической, а также косвенной, этологической опасности. Скученность провоцирует агрессию в связи со стремлением человека насильственно отгородиться от чрезмерно частых вынужденных контактов с себе подобными.

Позволим себе краткий комментарий: данные спутниковых съёмок показывают. Что зоны сельскохозяйственных угодий за время наблюдений успели заметно сократиться. Ещё быстрее исчезают леса. Если население земли будет и далее расти с теперешней скоростью, то начнёт голодать уже через несколько десятилетий. А через пятьсот лет люди, стоя впритык, покроют сплошным слоем все континенты. Через тысячелетие этот слой будет уже в миллион раз превышать средний человеческий рост…


     Грех второй: разрушение внешнего жизненного пространства как, опять-таки, двоякий фактор – подрыв экологической базы нашего бытия, истощение природных ресурсов, истощение природных ресурсов и в то же время – отчуждение человека от первозданной природы. Уродство индустриального пейзажа, по мнению Лоренца, калечит душу людей. Там, где нечем утолить эстетический голод, страдает и нравственный облик человека, там он сам становится моральным уродом.

Третий грех: безумный бег и суета. Самоускоряющийся процесс развития науки и техники, а заодно и рост производственных мощностей и подстёгиваемых рекламой вовсе не жизненных потребностей (это уже не Лоренц, а мы считаем необходимым подчеркнуть!) – бич нашего времени, непосредственно связанный с потребительской идеологией технической цивилизации вкупе с рыночной экономикой.

Люди нашего века так спешат, что им некогда думать. Отучиваясь мыслить и чувствовать за недостатком времени, они постепенно перестают быть полноценными личностями. Их духовная жизнь в значительной степени сводится к потребительским импульсам: «хочу купить то-то, достать то-то, иметь то-то…» Общество в целом превращается в подобие чеховского Ионыча.
Человек не только разговаривающее и мыслящее существо. Он также существо постоянно накапливающее новые знания, а заодно с ними, в чём, собственно, и кроется корень многих бед – и новые неуёмные желания приобрести то, чего пока у него нет, но уже появилось у соседа. Ещё раз подчеркнём: речь при этом идёт о вещах отнюдь не первой необходимости. На их изготовление транжирятся природные ресурсы, которые не восполняются, а убывают подобно шагреневой коже. До чего же современно звучит пушкинская сказка о золотой рыбке. Исполнительном старике и жадной старухе, которой всего было мало, которой всего было мало, пока не доигралась она до разбитого корыта! Цивилизованное человечество ведёт себя ни на йоту не умнее. И перспективы те же самые. За последние полстолетия мы израсходовали (выбросили на ветер!) больше ресурсов, чем бесчисленные поколения наших предков за всю предшествующую историю Гомо сапиенс!

Процитируем по сему поводу «Бойню № 5» Курта Воннегута:

Настанет день, настанет час, –
Придёт земле конец,
И нам придётся всё вернуть,
Что дал нам в долг Творец.
Но если мы, Его кляня, подымем шум и вой,
Он только усмехнётся, качая головой.


Процитируем и Ветхий Завет, книгу Екклезиаста, или Проповедника, гл. V:10: «Умножается имущество, умножаются и потребляющие его; ; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами?»– это уж точно о теперешнем телевизионно-компьютерном буме…

Четвёртый смертный грех человечества, по К.Лоренцу: исчезновение всех сильных чувств и аффектов в результате гедонистического нетерпения и изнеженности. Техника и фармакология делают людей нетерпимыми к любым мелким неудобствам. Стараясь от них избавиться, что, вообще-то несложно в условиях теперешнего быта, люди отучиваются испытывать подлинную радость, преодолевая серьёзные препятствия. Вместо сменяющихся волн радости и страдания жизнь превращается в серое однообразное прозябание, «зыбь невыносимой скуки».

Пятая напасть: генетическая деградация. Ничто, кроме правовых норм и традиций и интуитивного чувства справедливости, не оказывает ныне на нас селекционного давления в пользу давления в пользу нравственного поведения перед аморальным. Напротив, некоторые типы паразитического, безнравственного поведения могут давать селективные преимущества, так что теперешний упадок культуры, умственных способностей и нравственности молодёжи может иметь и генетическую основу.

Шестой грех: разрыв с традицией. Молодые люди в связи с быстрыми изменениями
бытовых реалий по мере научно-технического прогресса и его политико-экономических последствий (как мы видим, в основном – негативных) утрачивают взаимопонимание со старшим поколением и ценности былой культуры. Будучи ей чуждыми, они отвергают её, не умея и не желая приобщиться к культурному наследию прошлых веков. В результате общество погружается в варварское состояние.

Седьмой грех: унификация культур и взглядов, благодаря обезличивающему действию современных средств массовой информации. Слияние региональных культур в единую космополитическую систему. Глобальная и возрастающая «индоктринация» человечества, превращение его в единую серую и хорошо управляемую массу, уничтожение индивидуальности. Зондирование общественного мнения, рекламная техника и искусно направляемая мода помогают власти и «капитал имущим» удерживать массы в своей власти.

Восьмой и последний грех: ядерное оружие, опасностей которого, по мнению Лоренца, избежать легче, чем уйти от расплаты за семь других перечисленных выше смертных грехов, подтачивающих цивилизацию незаметно и потихоньку, но верно»,– написали Конрад Лоренц и Юлий Александрович Лабас.


Трудно отделить мысли Лоренца от мыслей Лабаса, но, как справедливо указывал тов. Эйнштейн, новая идея тем и отличается от яблока, что её передача не делает «источник» беднее, зато «приёмник» точно становится на одну идею богаче. Так вот, приписав все восемь смертных грехов Лабасу, мы получим недоделанного коммуниста (Ю.А.Лабас сильно недолюбливал нашу Советскую власть). Зато приписав всё те же восемь смертных грехов К.Лоренцу, мы, возможно, получим недобитого фашиста.


По поводу первого смертного греха. В устах Лоренца, с учётом его нацистских отклонений, грех этот наводит на мысль, что в перспективе одни люди должны будут начать кушать других как в переносном, так и в прямом смысле.

Восьмой грех грехом вовсе и не является. Разновидностей оружия всё больше, и ядерное оружие уже не кажется таким уж страшным, особенно после Чернобыля. Гораздо хуже простые грибковые инфекции и непростые тоже… Гриппы разные, гепатиты, СПИДы, прочие дрессированные вирусы. Упоминание К.Лоренца о ядерном оружии – это что-то вроде ритуала, не более того.

Второй смертный грех тоже не совсем страшный, как и третий, как и четвёртый, как и шестой. И промышленный пейзаж может быть симпатичным, и пропаганда отдыха на природе ведётся во всём мире. Нужны только внутренняя культура и соответствующая внутренняя потребность, да и конфликт «отцы и дети» тоже не сегодня придумали.

Пятый смертный грех Конрада Лоренца, генетическая деградация, – вещь возможная, но не доказанная, а потому она напоминает нам о евгенике и некоторых специалистах по улучшению человеческой природы.

Седьмой смертный грех тоже довольно смешной: диких людей больше, чем очеловеченных людей, поэтому правящие классы, состоящие преимущественно из диких людей, предпочитают оболванивание развитию как достижимую цель: синица в руках лучше, чем журавль в небе…

Вывод. «Грехи Лоренца» – это реальные противоречия развития. Они требуют выбора философской доктрины. Англосаксонский империализм, немецкий национал-социализм, коммунизм, христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Правящие классы свой выбор сделали. Слово за народами. Хотелось бы, чтобы свобода, и, следовательно, культура стала осознанной потребностью если не каждого человека, то хотя бы квалифицированного большинства человечества.

Лабас, Юлий Александрович. Л12. Этот безумный, безумный мир глазами зоопсихолога. Материалы к биогр./Лабас Ю.А. – М.: Новый хронограф, 2011. – 416 с. : ил. – ISBN 978-5 94881-164-2.

P.S. Известно, что белый человек в наиболее цивилизованных и демократических странах стал слабо размножаться. Вероятно, там и тут что-то не так с внутренней политикой: белый человек перестал нести культуру в массы африканцев, американцев, азиатов и анатрктидцев. Европеец политкорректно заперся в руинах колониальных империй и позволил собственной бюрократии себя придушить жупелом русского коммунизма, политкорректностью, гламуром, сытостью, комфортом и безопасностью.

Известно, что взрывной рост населения произошёл в небогатых странах. Впрочем, хорошо размножаются иммигранты в трущобах даже богатых стран. Пусть биологи поправят меня, но основным ответом живого на угрозу гибели на любом уровне организации – от микроба до человека – является безудержное размножение. Вероятно, условия жизни плюс гуманитарная помощь (пособия) и колониальная (социальная) политика вместе дают такой эффект.

P.P.S. Маркс был поэтом, он идеализировал образ капитала. Капитал изучил Маркса и перестал воспитывать, образовывать и организовывать рабочий класс… Растлить и разобщить – вот почти и всё, что нужно теперь для покоя правящих элит.