Репточка 14. Вечное рондо

Юрий Николаевич Горбачев 2
  Вечное рондо


  Жарким летом  я уходил с гитарой и сдвоенным листком нотной бумаги на обрывистый берег Оби. Мне было шестнадцать. Я , понятно, бредил «битлами» и уже играл «Естудей».  Гитара, конечно, была за 7.50, семиструнная со снятой седьмой струной и переделанным струнодержателем. Где шилом, где тонким свёрлышком проковыривались дыры, верхний порожек можно было изготовить из ручки зубной щётки,  специальным ключом(сейчас уже не найдёшь в магазинах, а тогда продавалось в «Культтоварах») регулировалась высота грифа. И вот, с трудом продавливая металлические струны, я берусь разбирать «Рондо» Фернандо Сора.

   Каллиграфически написанные ноты этого рондо мне достались от одного неюного уже ученика музыкальной школы для взрослых, у которого на правой руке вместо большого пальца была култышка. Звали его, как сейчас помню, Валера , меня так впечатлило его исполнение этой в моцартовской фактуре написанной полифонической пьесы, что я взялся за неё с большим энтузиазмом.
   
  И худо-бедно выучил. И много раз исполнял и в клубе гитаристов в Томске , и на студенческих посиделках, и при всяком удобном случае. При этом, помня, разумеется, что у Валеры, от которого мне достались эти ноты, не было пальца на правой руке. Но играл он блестяще. Так же как  обгоревший в пожаре бельгийский цыган Джанго Рейнхгшард играл практически двумя пальцами. Мизинец и безымянный у него были обездвижены . Но благодаря этому дефекту, он создал до сих пор доминирующий в джазовой гитаре стиль. Гитарист  группы «Блак Сабат» Тонни Айоми компенсировал полученные на заводе увечья двух пальцев на левой руке специальными наконечниками… В Никарагуа живёт безрукий гитарист Тони Мелендес ,  который великолепно играет ногами. Да так, что у нас и руками мало кто так сможет…

    Гитара и поэзия помогали России вырваться из тоталитарного плена, сколь ни двусмысленно-пафосно звучат сегодня подобные слова. Из какого-то одного плена , мы попали в другой. И в чем то были тогда свободнее чем сейчас. Странные и парадоксальные вещи. ГУЛАГ, Ив Монтан , насмехающийся над нами и организующий выставку нашего уродливого нижнего белья в Париже и -Иванов -Крамской, влед за Сеговией перевернувший пласт мировой гитарной культуры по сути дела с нуля, совершив нечто соизмермое с запуском первого человека в косомос после того , как большевики объявили гитару "мещанским инструментом",сломали её через колено, похоронили импровизационные традиции Сихры.Да и в поззии - Гумилёв, Маяковский-по пуле, Есенин, Цветаева - в петлях.

  Сталинизм и советизм пестовали классическое направление и не раз оргнизовывали гонения на импровизвционные(импровизиция -это собода, но не хаос). Вначале на ждаз вкупе со стилягами, потом на рокеров. Сегодня мировоззрнечески мы как бы попали в едва ли не большую несвободу-в масскультовско-попсовый концлагерь.

    И бардовское движение, и «русский рок» , сыграв в этом свою роль, в чём –то пришли к самоотрицанию.  Об этом хотя бы можно судить по острой реакции Ильи Кармильцева по поводу выступления бывших своих соратников по этому движению перед «нашистами». В последней акции  Андрея Макаревича, в его письме Путину, про 90 процентов  отката, в котором проглядывает матеральная заинтересованность…   А «Дип пёрпл» вообще получали лишь 8 процентов со сборов на концертах, платя, выходит 92 процента «отката». На концерте в Индонезии же их вообще по сути дела отрэкетировали.И самолёт с группой  отправляющейся в обретный путь -то мог не подняться в воздух… 

   Ну а что у нас? Только некрофилическая канонизация погибельности? И соответствующие этому направлению персонажи среди которых и выбросившися из окна, и найденная в реке утопленница , и застреленный на сцене?    Нет –не только. В среде андеграундных сочинителей недавно довелось встретится с совсем молодым преподавателем –электрогитаристом. И хотя он тут же проинформировал, что он вобщем-то пианист, но где наша не пропадала. Он занимается со своей группой. Правда у него опять –таки весьма специфичкское представление о литературной части подобного вида творчества. Но он не литертор, он музыкант.И то хлеб. Не исключено , что , в контакте с ним, появятся хотя бы инструменталисты. А где-то и литкратурный дар у кого-то прорвётся. Это бывает не обязательно в среде филологически подкованных, иногда это даже мешает.

    Возможно, он и ещё немало имеющих для того потенциал людей станут чем то вроде фильтра на пути огромного мутного потока отрицательной селекции. 
   
  В то же время выходя на одного из организаторов этого потока, который знает ситуацию более масштабно, счёт идёт на десятки если не на сотни  как образующихся и распадающихся групп-однодневок, так и более стабильных «команд», я разжился довольно интересной информацией по теме. Пытаюсь навести справки насчёт гитаристов, с которыми можно было бы что-то сыграть по нотам. Тема плюс вариации. В любом жанре. Рок-н-ролл. Джаз.Классика. Или эклектика. Своё что-то. Он таких не знает. Недавно довелось быть в Уфе и слышать там духовой оркестр заключенных  на строгом режиме. Играли по нотам Глена Миллера. Контраст, однако. И у ГУФСинаа Башкортостана сильный музыкальный коллектив. В Уфе и энтический рок симпатично выглядит.


  Что Касается Константина, то пока он наигрался-напелся, навыступался. У него «творческий кризис».
  Он уходит в себя, вырубается из контакта. Хотя способен на масштабные заочные мировоззренческие дискуссии, правда с бесконечным блужданием по кругу самооправданий.  Его , как попавшего между шестерёнками чаплиновского героя, затянул говнорокерский конвейёр, он вышел в тираж и в каком то смысле стал звездой(мнимой, конечно же), практически не имея на то никаких данных. Ни вокалист. Ни инструменталист. Да и текстЫ хромают. Он хотел творческой независимости а попал в зависимость от мифа, что «и так сойдёт». Ведь в телевизоре да и среди харизматиков сколько угодно безголосых певцов, никаких литераторов, неуклюжих инструменталмстов. А уж рок-н-ролл просто пестрит примерами, когда отбивающая шаффлл по чёрным клавишам(герой Маяковского призывал бить по «черной кости» из пролетарских соображений) звезда купается в свете софитов. Звезда вяло огрызается:  « … Я тебе тыщу раз говорил уже, что не собираюсь играть классику и джаз. Хотя с удовольствием слушаю Скрябина, шостаковича и Шопена. Но ты ж склеротик, ты не помнишь. А зачем разговаривать с Юрием непомнящим? Отдохни пока, подвялись, рыбка...» Но звезда не играет и ничего, кроме сочинённых самим же детских упражнений на электрогитаре(весьма распрастранёное поветрие –сочинительство на пустом месте) из которых лихорадочно конструирует программы. Он «не собирается» и нет никаких гарантий, что соберётся. Он заблудился на развилке между «самородством « и профессионализмом. У него нет ресурсов на то, чтобы сделать выбор. К тому же среди вновь образующегося в неформальской среде начальства(а это, как и у трёхаккордовых догматиков –«бардюков», такая же закостенело-посткомсомольская бюрократия) укоренились умонастроения верующих в безграничную силу талантов, душевность, искренность. Вот уже проходят послушку колотящие по изнанке хорошей гитары в качестве аккомпанемента, и вовсе демонстративно их в руки не берущие. Перформанс. Альтернатива. И прочая красивая терминология в самооправдание. Включаю ТВ. И тут же натыкаюсь на очередную фабрику грёз. Рота девушек-красавиц, сочинительниц «своего»-зал. Разбор фестовских звёздных полётов – жюри профессионалов. (Это сейчас сплошь). Пение своих песенок под минусовки. Все девушки видные, голосистые. Интернет-голосование. Терзания по поводу того стоит ли хоть кому-то давать первое место? Выпадают из тональности, поют мимо нот. Трясутся на сцене. Слова –беспомощная банальщина. Одна девушка всё же находится для первого места. Звучит слово «профессинализм». Остальные по оценке жюри лодыри, закапывающие свои таланты… Но и тут же удостоившаяся звёздности получает оплеуху –текст никакой, хотя «подача»…


  Но не сршёлся свет клином на Константине (хотя он весьма характерный персонаж)...

   Во время прошлогодней поездки в Томск во время проведённого там вечера-хэппеннга нам помогал гитарист, который и в музыкалке преподаёт и играет за плату, в кафушках и на коррпоротивах,и занимается промышленным альпинизмом.Познакомились с ним на "стриту". Гастролёр Константин свёл. Хороший музыкант. Авось с ним или другими что-то сделаем. Эдуард с духовыми осваивает импровизацию. Материалов сейчас в интернете- пруд пруди. Инструменты великолепные. Падать духом не надо. Музыкант должен играть. Писатель-писать.

  Пако де Люсия говорил что-то отом, что если он будет думать о том, сколько ему заплатят за исполнение, он не сыграет ничего. А ведь это музыкант коммерческого направления. Любителям или профессионалам не ориентирующимся на непременный звёздный успех в каком –то смысле даже интреснее творить, музицировать. Это образ жизни. Состояние души. Определнная среда. Её надо ценить уже саму по себе. Это потенциал. Было бы что показать-показать есть где. А независимость даёт возможность заниматься любимым делом в удовольствие.    
   
  Сколько существует измочаленных работой музыкантов, загнанных лошадей -инструменталистов и вакалистов, а то и бросивших это гиблое дело и занявшихся чем –то другим!Потому что денег это не приносит.
   
  Всё равно что-то и кто-то будет.Не Вудсток. И не Грушинские фестивали. Их уже проехали. Но...Дочь вон ездит на Алтай, на фесты электронной музыки. Правда это музыка, условно говоря.Вчера в Новосибирске стартовал международный фестимваль классической гитары.Но это направление не имеющее никокого отношения к репточечной субкультуре. И всё же... Железные занавеси рухнули. Только творить да радоваться вдохновению…В то же время в динамике роста, умирания, конфликтологии репточечных команд, вся снгодняшняя Росия , как в капле росы. С нашими потерями, невосполнимыми утратами и ещё не до конца исчерпанными воможностями. Происходжящее здесь может быть даже больше проявляет активных творчески настроенных людей в основном среднего возраста и совсем молодых, чем на их работах, где они зажаты условностями. Сюда они приходят раскрепоститься, поиграть в роли протестующих Леннонов, шаманящих Хендриксов,и мрачноватых Куртов Кобейнов...Тут они вирдуозничают и голосят под попсовых звёзд. Это такая мини- дионисийская мистерия. Трансово-дионисийская изнанка рыночного аполлонизма с его жёстким каркасом уже упомянутого мною вульгарного прагматизма. Эта среда в немалой мере показатель нашей свободы, здесь пока не слышно было о появлениях каких-нибудь "наших" или "ваших", или каких других борцов за "наведение порядка"...Если даже и не появится ярких произведений музыкального искусства, исполнителей, это всё же какая-то отдушина, об этом постоянно говорят ребята, вовлечённые в молотилку менеджерского нео-таталиторизма  по рыночному уже сценарию. Да и сам ощущашь, что как-то раздвигаешь рамки и своих, и чужих возможностей самовыражения в творчестве, стемлении к тому чтобы ПРОЗВУЧАЛО. Сами группы, конечно же, в чистом виде- проявление горизонтальных внегосударсвтенных связей, здесь всё держится лишь на энтузиазме, необузданных  фантазиях и взаимоотношениях. В этом и плюс, но в этом и минус. Потому что неизбежно  начинается совместное ведение хозяйства -и вытекающие отсюда неприятности...   

   Сегодня быть офисным работником или кем другим и находить силы еще и музицировать ,сочинять, а то  и выступать с цельным репертуаром-это уже большой труд и преодоление себя. Но оно того стоит. Тонкая это материя , но какие инновации и кластеры, ежели мы петь совсем разучимся, на интрументах играть?

 Впочем, кислотная среда масскульта разъедает всё. Пантеон идолов не подлежит обсуждению. Взявшийся сомневаться в их кондиционности -да будет побит каменьями и закидан калом.  Воспрянувший было в любви к соратнику по репам и перформансам Константин, вдруг опять впал в немилость. За все мои наикрамольнейшие мысли по поводу "святынь" говнорока он выствил мне диагноз: шизофрения. Вот тут -то и обнаружилось: он нормальный. Ну а раз так- какой же из него творец авангардного искусства?