О Колобке с удивлением

Нина Орлова
На картинке дана одна из версий старинной сказки «Колобок». В детстве мы её услышали совсем по-другому. Примерно так, как в красочных презентациях на Ютубе.

Вот презентации для детей сказки «Колобок» на Ютубе:
http://www.youtube.com/watch?v=KeDnI4qe1Jc
http://www.youtube.com/watch?v=J9Ua92TKfQQ
http://www.youtube.com/watch?v=wyfXZPhNigM
http://www.youtube.com/watch?v=up8oE66jXuk

Обратите внимание, что во всех этих вариантах сказки Колобок остаётся ЦЕЛЫМ.  Это в обработке К.Д.Ушинского,  А.Н.Афанасьева, А.Н.Толстого.  Варианты очень похожи. Считается, что впервые в 1864 году сказка появилась для чтения для детей именно в обработке Афанасьева.

Вот что сказала о значении русских сказок психолог-педагог Т.В.Боболева в статье «Значение и смысл сказки» , а также http:///litrus.net/book/read/65157?p=68 :

«Народные сказки существуют вне времени и традиций, они несут в себе не только опыт, накопленный многими поколениями наших предков, но систему ценностей нашего народа, которую нам так важно передать по наследству нашим детям. Сказки - это волшебная нить, связывающая людей разных поколений, и очень важно не дать этой связи оборваться.

Моральная  составляющая народной сказки исподволь формирует у ребенка здоровое и нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям и установкам, принятым в данной стране. Читая и перечитывая малышу какого-нибудь "Колобка" или "Лисичку со скалочкой", мы ненавязчиво предлагаем ему готовый опыт и мудрость нашего народа.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем  возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка - это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.
 Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности - умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.

Истинное значение русских народных сказок не всегда понятно даже взрослому человеку. Ведь многим из них уже больше тысячи лет и в их сюжете переплелись традиции древней Руси, язычества и раннего христианства. Несколько проще разгадать первоначальный смысл сказочных образов при работе с древними, необработанными вариантами сказок.
Часто мы думаем, что каждая сказка существует в одном-единственном варианте, и толкование сказок тоже не блещет разнообразием. Но в старинных фольклорных сборниках можно найти очень древние варианты знакомых нам сказок, в которых, события разворачиваются несколько по-иному.

А сказка "Колобок"? Как мы толкуем сказку детям? Мы слышим, как хвастается своей ловкостью румяный колобок и… Ура! Смысл найден! Мы думаем, что единственное толкование сказки "Колобок" – осуждение легкомысленной неосторожности и хвастовства. И, конечно, это понимание правильно. Однако, зная язык символов, которым пользовались наши предки, можно понять, что в этой сказке содержится информация о… луне. Оказывается, в старинном варианте этой сказки каждый встреченный колобком зверь откусывал от колобка по кусочку. Так круглая "луна" становилась все меньше, превращаясь в месяц. Когда же дошла очередь до лисы, то от колобка-луны осталась одна горбушка. "Гам!" – и она исчезла…»

«Колобок» - это настоящая русская народная сказка. Конечно, сюжет, рассказывающий про разных существ, изготовленных из теста, используется в сказках многих народов: английский Джонни-пончик, американский пряничный человечек, похожие сюжеты в скандинавских, немецких, восточных сказках. Но вот сказки, в которой главный герой — колобок, да еще с такими же зверями — нет нигде.  Русский вариант сказки был впервые напечатан в 1864 году (под редакцией Афанасьева) и с тех пор остается одной   из самых любимых сказок, которые рассказывают малышам с детства. А сам Колобок — одним из любимых персонажей. К примеру, в украинском городе Донецке Колобку даже поставили памятник. И, конечно,  все детишки жалеют глупого и бесшабашного Колобка.  Про Колобка написано много детских книжек, которые, к примеру,  можно читать перед сном, и снято много замечательных мультфильмов


Итак, рассмотрим поподробнее возможные сюжеты и расшифровки этой сказки.
Наиболее частые варианты:
1.колобок – Солнце;
2. колобок –Луна или, точнее, Месяц;
3.колобок – Земля;
4.толкование с позиций христианской добродетели
5.житейское толкование
6.колобок – славяне.

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. «Коло-Бог». Солнце.

Кто же такой Коло Бог? А это наш Колобок и есть. Ибо Коло – круглый… солнечный, а Бог -…. А что для вас означает слово БОГ? И в старину КолоБогом – Солнечным Богом называли всякого ребёнка. Ибо ребёнок ещё помнил Бога,… ещё сам был Богом. А Бог – это тот, кто миры творит.

Так вот, жили-поживали родители нашего солнечного ребёнка – Дед да Баба – мужское и женское начало. Заронил в голову бабе дед своё желание-просьбу о наследнике: «Испеки-ка мне, старая, колобок». А из чего испечь-то? Сил-то уж нет…, стара, однако.
Но мужу баба перечить не стала, ибо не по заповедям это. А пошла она по сусекам скрести, да по амбарам мести… силу копить свою женскую. Вот и испекла КолоБога, замешав его на сметане… читай на Любви.

О чём говорит этот отрывок?
А о том, что каждый ребёнок жданным был! И не только матерью, а и отцом планировался. Может от того все детки Солнечными Богами и были?
Испёкся КолоБог, и положила его бабка на окошко студиться. Рано его было ещё в ученье к деду отдавать, подрасти немного должен. А как поспел КолоБог (читай — вырос), то испросясь позволения и благословения у родителей (это уже в сказке пропущено), отправился в мир…, в жизнь.

И первым повстречал КолоБог Зайца. А кто такой … или что такое – заяц?.. Трусишка зайка серенький…. Да это Страхи наши. Победил свои страхи КолоБог песенкой – аффирмацией, мантрой, молитвой и дальше в путь-дорогу отправился.
А навстречу ему Серый Волк.

Братки это по-современному, или агрессия, как мне разъясняли. Ибо Волк – это одна из ступеней в духовном развитии. Но, я думаю, что тоже с … эмоциями связана.  Обуздав эмоции, став их хозяином, а не рабом, став… воином, воином Духа Солнечный Бог свой путь продолжил.

Медведь – следующая преграда на пути. Или Урок?
Медведь – это сила, мощь, это следующая ступень в духовном развитии за Волком. Это… эгрегор, государственность…, власть…, ответственность…. Чувствуете, как цепочка из слов-понятий тянется….

Пройдя и тот Урок, наш КолоБог вышел на последний уровень – Лису.
Лиса хитра, сладко поёт, почёт воздаёт….
Льстит, извивается, в медные трубы играется….
Смотрите, как сказки перекликаются! И здесь присутствуют Вода, Огонь и Медные Трубы! В настоящем варианте выстоял КолоБог и против злата и серебра, против лести и … звёздности.
 
И покатился наш КолоБог дальше уже по прямой дорожке к Отцу Небесному.
А мы с вами, родившись Коло Богами, на каком отрезке сейчас находимся? Какой Урок Жизни проходим? Или в лесочке каком блуждаем? Бабу Йогу ищем? Чтоб клубочек путеводный дала, да на столбовую дорожку вывела?

Сказка – ложь, да в ней намёк, кто познает – тем уРок.

Кстати, “Урок” у славян означает нечто, стоящее У Рока, т.е. некоторую фатальность Бытия, Судьбу, Миссию, которая есть у любого человека, воплощенного на Земле. Урок – то, что необходимо усвоить, прежде чем твой эволюционный Путь продолжится дальше и выше.
Сказка – Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни.

“Ложью” у cлавян называлась неполная, поверхностная Правда. Например, можно сказать: “Вот целая лужа бензина”, а можно сказать, что это лужа грязной воды, затянутая сверху пленкой бензина. Во втором утверждении – Правда, в первом же сказана не совсем Правда, т.е. Ложь.
“Ложь” и “ложе”, “ложа” – имеют однокоренное происхождение. Т.е. то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или – поверхностное суждение о предмете.

И все же, почему к Сказам применено слово “ложь”, в смысле, поверхностная правда, неполная правда? Дело в том, что Сказка – это действительно Ложь, но только для Мира Явного, проявленного, в котором сейчас пребывает наше сознание.
Для других Миров: Нави, Слави, Прави, те же сказочные персонажи, их взаимодействие, являются истинной Правдой. Сказка – это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности.

Если Сказка навевает в вашем воображении какие-то Образы, значит, откуда-то эти Образы пришли, прежде чем их вам выдало ваше воображение. Никакой оторванной от реальности фантастики не существует. Всякая фантастика также реальна, как наша явная жизнь. Наше подсознание, реагируя на сигналы второй сигнальной системы (на слово), “вытаскивают” Образы из коллективного поля – одной из миллиардов реальностей, среди которых мы живем.
Если нет составляющей Образа, ничего вообразить не удастся.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля):
Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. – Это про Небеса и Ярило-Солнце. Интересно, как бы современные сказочные новоделы изобразили бы красного Колобка? Подмешали румян в тесто?

Вертится вертушечка, золотая коклюшечка, никто ее не достанет: ни царь, ни царица, ни красная девица. (Солнце)

ВАРИАНТ ВТОРОЙ «Колобок – Месяц (Луна)»

Попросил Рас Деву: «Испеки мне Колобок!» Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему – Лебедь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему – Ворон:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес.
Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему – Волк:
- Колобок-Колобок, я тебя съем! Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился.
Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
- Колобок-Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, Лисонька, – только и успел проговорить Колобок, а Лиса его – “ам”, и съела целиком.

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков.
Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка.

Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели ее пытаются представить. Колобок – это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Не даром русский народ повсюду славился своим образным мышлением.

Сказка о Колобке – это астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (Чертог Лисы). Чертоги – созвездия, но в те далёкие времена они не совпадали с созвездиями Зодиака.“Замес” Колобка – полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается – Мидгард-Земля (по современному – планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля):
Белоголовая корова в подворотню смотрит. (Месяц)

Молодой был – молодцом глядел, под старость устал – меркнуть стал, новый родился – опять развеселился. (Месяц)

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете – 16 Чертогов (созвездий), и имели они иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака.

ВАРИАНТ ТРЕТИЙ. «Колобок – Земля»

В шутку или всерьёз Михаил Задорнов приводит такой вариант сказочки в 2012 в интервью клубу «Эдельстар» на тему «О происхождении звуков и русских слов:
 «Колобок это Земля, дед и баба, две сущности Бога, испекли Колобок, КОЛ - это Солнце, на БОКУ катиться вокруг Солнца и пустили. И покатилась Земля вокруг Солнца. И волка прошла и медведя, и агрессию, и войны, всё прошел Колобок, ни чё ему. Лиса -  падла торговка, лукавая олигархичка….Опасность для человечества представляют даже не торговцы, а идеалы торгашей. Торгаши должны жить по законам рабочего человека, РАБОТА - Ра - Солнце, БО - Бог, Ч - чутье, чувство. У англичан вообще нет буквы Ч, им не надо это, и они нас еще учат, как нам грамотно жить. Они выбросили часть букв даже от своих предков, им скорее торговать надо, быстрее воевать, быстрее добраться до прибыли.
Все народные сказки имеют другой смысл, обыватели не понимают и пересказывают чисто обывательски».

Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В.Даля):
Кто на свете всех богаче? (Земля)

ВАРИАНТ ЧЕТВЁРТЫЙ. Христианская добродетель.

Следует заметить, что искажение сказки произошло после введения христианства на Руси. Текст такого разбора привожу почти полностью с сайта:

«…Несмотря на бурный XX-й век, переломивший историю России, русский человек не потерял своего духовного корня. Русский культурный код во многом сохранился, не столько адаптировавшись к большевизму, сколько  адаптировав коммунистическую идеологию под себя. Уцелел он и в годы перестройки, пытавшейся устроить мышление русского человека на западный лад.
 
Откуда эта вызывающая удивление  устойчивость? Быть может, стоит поискать её истоки в русском фольклоре?  Шаблоны советской пропаганды или насаждаемый ныне культ успеха (он же – культ золотого тельца) способны инфицировать уже довольно развитое сознание. Но гораздо раньше, когда мы только подступались к познанию мира, мы сталкивались с совсем другой  культурной посылкой. Однажды мама открывала книжку и начинала читать нам сказку – из тех, что для самых маленьких.

Например, сказку про Колобка. И мы впитывали слова, структурирующие нас на самом фундаментальном, базовом уровне. Им мы обязаны многим, и тем, что наши ценностные ориентиры таковы, каковы они есть, - в первую очередь.
Чему же способен научить  нас «Колобок»? Вернее, чему нас он уже научил?

Это – весьма незатейливая, но богатая в духовном плане история.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок. — Да из чего испечь-то? Муки нет.

Дело происходит летом. Зерно прошлого года давно всё смололи да съели, а новый урожай снимать ещё рано.  Запаса на год не хватило, значит,  бедно живут. Гораздо беднее, чем любой из слушателей-читателей этой сказки. И что же, старик унывает? Сидит, слёзы льёт? Нет.
— Эх, старуха! -, говорит старик. - По амбару помети, по сусекам поскре¬би - вот и найдется.
Первый урок сказки: не давай места унынию.  Старик рук не опускает: уж как-нибудь, а какой-никакой выход найти всегда можно.  Но что это будет за мука? Мучная пыль, которая попала в щели, налипла на деревянные стенки, смешалась с обычной пылью. Явно не высший сорт.  И вот второй урок сказки: радуйся малому, цени то, что имеешь.

А что же старуха?  Сказала ли она то, что высказали бы многие на её месте: «ишь чего выдумал, старый!»? И ещё бы пальцем у виска покрутили...
Старуха же молча сделала, как ей был сказано. Намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила в масле и положила на окно простыть.

Мы видим смирение и послушание. Но не только. Откуда вдруг взялась в тесте сметана? Старик о сметане ничего не говорил. Это уже инициатива старухи. Сметана добавлена, чтобы было повкуснее, чтобы старик порадовался. Колобок был приготовлен не абы как, чтобы лишь выполнить порученное, а с любовью. Колобок в этой сказке это – дар любви.
И вот он положен на окошечко студиться, и с этого момента начинается собственная история Колобка.  Открытое окно – это символ, знак открытой возможности. И Колобок ею воспользовался.

Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на завалинку, с завалинки на травку, а с травки на дорожку.
История личности всегда начинается с выбора. В тот момент, когда мы делаем свой первый самостоятельный выбор, мы сдаём экзамен как личность: что из нас получилось, какие пути мы выбираем. Стоит разобраться, какой выбор сделал Колобок.

Сначала – отчего он отказался? Очевидно, что от своего предназначения.  Предназначение Колобка сугубо утилитарно – его должны были съесть старик со старухой.  Но за этим буквальным прочтением в сказке есть и символический план. Предназначение Колобка – послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть совсем глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари  - служить своему Творцу.

Знал ли о своём предназначении Колобок? Несомненно. Ведь пел же он в своей песенке «Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл». Значит, понимал, что его должно было ожидать, и начинал отсчёт своих подвигов именно с бунта против предназначения. 
Предназначение не может быть навязано силой. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор?

И тут оказывается, что у Колобка не было никакой особенной цели. Сбежать-то он сбежал, а что делать дальше – не слишком задумывался. Катился, куда глаза глядят, куда дорожка ведёт. А дорожка вела в лес – всё глубже и глубже…
Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился…». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно -  не очень важно, важно – что это что-то  новенькое, не то, что до сих пор было…

И вот катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц: - Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Колобок пытается с Зайцем договориться: «- Не ешь меня, Косой. Я тебе песенку спою». Фактически он предлагает сделку: Заяц слушает песенку и отказывается от притязаний на Колобка. Но сделка эта – нечестная. Песенка служит лишь обманным манёвром. «И от тебя, Зайца, не хитро уйти!» - торжествуя, поёт, убегающий Колобок. Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения от собственной личности. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен. Все труды старухи превращены в предикаты собственной персоны, как будто Колобок обязан своим появлением на свет исключительно себе.  Дары, полученные от Создателя, не признаются дарами, в результате Создатель оказывается как бы ни при чём, и может быть отринут. Колобок ни в ком не нуждается, он верит в свою способность перехитрить любого врага, самостоятельно выпутаться  из любой ситуации.

Первоначальный успех его окрыляет.  Он не замечает, что дорога заводит его всё глубже в лес, и звери, которые ему встречаются, становятся всё страшнее.
Порядок зверей в сказке нарушен. Правильным был бы порядок Заяц-Лиса-Волк-Медведь, как, например, в Теремке. Но Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом сбое порядка – мудрость сказки. Сказка говорит, что самый страшный враг – не тот, кто грозен физически, а тот, кто опасен духовно.

Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький». И песенка у Колобка «славная». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. Известный собиратель русского фольклора А.Афанасьев приводит вариант, в котором сказано прямо, без экивоков: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – ам его! И скушала».

В духовном ослеплении мы теряем разум и даже обычную житейскую рассудочность. Побуждаемые собственной греховностью и искушением врага, действуем сдуру и гибнем.
А как ещё могла закончиться история Колобка? Мог ли быть у неё счастливый конец? Нет. Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем не надлежащем месте,  про тебя  скажут - «докатился».

Поэтому Колобка всерьёз не жалко. Дети, конечно, переживают за героя, но без слезы. Они чувствуют, что произошло то, что должно было случиться. Колобка должны были съесть и съели. Но, поскольку он отринул своё предназначение, ему не удалось послужить добрым людям, и достался он персонажу коварному и хитрому. На нашего хитреца Колобка, нашёлся ещё больший хитрец. Таков духовный закон.

Эти уроки по своей природе - глубоко христианские. И мировоззрение, которые мы получаем благодаря нашим первым сказкам, формирует христианский характер русского народа. Это вселяет надежду. Пока наши матери читают своим детям такие сказки, мы сможем сохранить нашу культурную идентичность и противостоять злому духу века сего…»

С точки зрения других религий сказку рассматривать не будем. А то и такие толкования есть!)))

ВАРИАНТ ПЯТЫЙ. Житейское толкование.

С точки зрения взаимоотношений мужчины и женщины :
«…Итак, что мы имеем в последней сцене? Явно сменившийся уровень опасности. Если первым был заяц, вторым - волк, третьим - медведь, то по логике, четвертым должен был быть слон. Однако четвертая - Лиса, зверек не особо крупный и с виду не опасный. Иначе говоря, если раньше была опасность одного рода, то теперь качественно меняется, хотя цель и остается прежней - съесть колобка (получить от человека всё, на что он годен).

И Лиса трижды дает ему шанс изменить свой механизм (песенку) и придумать что-нибудь новое, чтобы избежать уготованной участи. Нужно вовремя соображать, с чем имеешь дело.
Есть Лиса (женщина) и есть Колобок (мужчина). Милые девушки и женщины - только что вы прочитали идеальный план по привлечению к себе мужчины. Отметьте, раньше Колобок катился по тропинке и ему навстречу выходили честные звери, которые начинали разговор с заявления требования к Колобку («Я тебя съем!»).

Здесь же Лиса, мудрая женская натура, первым делом начинает делать то, чему мужчины не могут противиться - искреннее восхищаться. Она статична, он не сходит с места, подманивая его постепенно, не переставая им восхищаться («Ах, как ты замечательно разбираешься в компьютерах!», «Ах, как у тебя прекрасно получается водить машину/чинить телевизоры/переводить с английского/писать программы/играть на (чем угодно)/фотографировать/готовить... !», «Ах, как же ты здорово это придумал!»  и т.п.)

 Главное при всех этих словах - искренность. Мужчина покупается по большей части всё-таки искренним восхищением, а не корыстной лестью. Тоже ведь не дурак.
И наконец, Женщина получает Мужчину. Третий смысл мотива еды именно таков. Мужчина в Женщине. Соединение. Всё. Вселенная схлопнулась.
Кстати, часть именно такого толкования будет приведена в последнем варианте.


Но если представить себе, что Колобок – обыкновенный маленький ребёнок, то Лиса – просто новая, более яркая мама:
« Я думаю, что весь путь Колобка – дорога младенца от мамы к маме. Она прикасается к ребенку и он начинает осознавать себя - буквально ощущая границы своего тела. Так мама «лепит» свое дитя, ядро его личности. Но одних прикосновений мало. Малышу нужно самому перейти к действию, заявить о своем существовании миру. И он отправляется в путь от мамы серой, скучной, немой к маме яркой, с ясной речью. Нужно несколько раз отвергнуть других (что малыш и делает,  чуть возраст перевалит за год) и так узнать о существовании своей воли и утвердиться в этом знании. Образ лисы – метафора новой мамы, мамы, которую малыш видит более четко, как единый образ, чью речь понимает, с кем хочет контактировать. Что важно: мир, из которого Колобок убегал, заботился о нем, любил его (я понимаю желание съесть как безусловное и полное принятие) и так же вновь обретенная мама любит малыша, что и демонстрирует. Видимо, малышу необходимо много раз потерять ощущение единства себя с мамой, чтобы снова встретиться и слиться, раствориться в маме – уже на другом уровне. И так до тех пор, пока метафора не устареет и не наскучит. Тогда понадобится новая, более взрослая сказка»

ВАРИАНТ ШЕСТОЙ «Колобок – образ славян»

Вот как раскрывает смысл колобка Слабинский В.Ю. в работе «Психологические коды сказки «Колобок» (фрагмент новой книги)», Санкт-Петербург, 2010
(Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова; руководитель Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений)

Сказка «Колобок» является не только одной из самых распространенных, но и одной из самых загадочных сказок индоевропейского эпоса.

В разных вариациях эта сказка встречается, по-видимому, у всех индоевропейских народов. Наталья Викторовна Лозовская приводит 39 вариаций этой сказки. В качестве примера можно упомянуть: белорусскую сказку «Сбежавший пирог»; украинскую cказочку про коржика; норвежскую сказку о пироге; шведскую сказку «Маленькая Лиза»; английскую сказку «Джони-пончик»; шотладские сказки «Лиса и маленькая пышечка»; «Овсяная лепешечка»; ирландскую сказку «Завороженный пудинг»; литовскую сказку «Лисьи сночки»; узбекскую сказку «Лиса и волк». Кроме того, эта сказка известна чехам, полякам, моравам, туркменам и другим народам.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о ее важности в деле передачи неких сакральных знаний новому поколению. Отнюдь неслучайно эту сказку очень высоко ценил педагог К.Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки.

Однако, наиболее архаичный и полный вариант сказки про колобка был записан Афанасьевым в заповеднике старины – на Русском Севере.
Обратимся к словарям:
1.Колобок – небольшой, круглый хлебец – Толковый словарь Ушакова
2.Колобок (в женском роде – Клецка) – комок из пресного теста, иногда скоромный (не постный), в похлебку. – Словарь живого великорусского языка Даля.
Какие же знания хранит эта сказка?

Сказка, сохранившаяся на такой огромной территории, среди большого числа народов, и вдобавок подкрепленная ритуальным пищевым кодом, не может нести отрицательный, разрушающий смысл. Однозначно, «Колобок» – положительная сказка. Это необходимо принять как аксиому. Нужно только понимать сказку не через призму современного невротичного мышления, а в контексте Традиции. Психология человека традиционного общества сильно отличается от психологии нашего современника.
Предположим, что сказка «Колобок» также является кодом, хранящим определенный вариант жизненного сценария. Доказано, что миф и сновидение не только говорят языком поэзии, но и подчиняются одним законам. Следовательно, будет правомочно использовать для анализа сказки инструментарий, использующий психологами для толкования сновидений.

Сказка «Колобок» как сновидение. Если бы приведенный текст был бы предоставлен сновидцем, то вполне правомочен допуск, что Колобок – это символическое отображение самого сновидца. Идею, что Колобок имеет человеческую природу разделяют Толстой, Кабакова, Цивъян и другие. Тогда, старик и старуха его родители, а сам он поскребыш – последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром Богов и наделяли особой магической силой. Последнее, как справедливо замечено Толстым, постулируется текстовой структурой: «с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше», такая структура текста характерна для северорусских заговоров: «Стане ти раб Божий (имя рек) ...пойдет из дверей дверьми, из сеней сеньми, из ворот воротами, выйдет далече в чистое поле...» (Кемский уезд Архангельской губернии), цит. по (Майков 1994, с. 81).

Владимир Даль связывает слово «коло» с идеей движения, а кроме того приводит еще одно понятие «колобойство». Колобойство – мУка с упрямым, упорным человеком. С неслухом одно колобойство. Колобойничать – поживляться то тут, то там. Колобродить – шляться, слоняться, шататься без дела; бродить беспокойно из угла в угол, в помеху другим; шалить, проказить, баловать от безделья.

Получается достаточно типичная история жизни последних сыновей в дохристианскую эпоху. Сказки настойчиво твердят, что младшим сыновьям наследства не хватает. Оставил мельник старшему сыну – мельницу, среднему – осла, а младшему – сапоги (символ дороги!) и кота в придачу. Так ведь, так и в действительности было. Младшие сыновья сбивались в ватаги и отправлялись в набег. Так было у скифов, славян, германцев, чего стоит один только натиск на Европу норманнов. Те, кто выживал, становились настоящими воинами, и оседали где-то в новых землях, женившись на аборигенках.

Еще один пример. В горах Гиндукуша живет очень интересный народ, состоящий из светлоглазых, светловолосых, светлокожих людей. Вокруг них уже почти тысячелетие исламский мир, а они по вероисповеданию язычники. Ученые считают, что этот народ – арийский реликт, оставшийся в горах Афганистана со времен переселения ариев в Индию. А сами себя представители этого народа именуют калаши. Помните, пословицу: «Куда полез со свиным рылом да в калашный ряд» и присказку, в которой опытного человека называют «тертым калачом»? Целая страна колобков!

Выходит, что на этом смысловом уровне сказка «Колобок» формирует вполне положительный жизненный сценарий.
Однако, если сказка «Колобок» – это технология родительского программирования судьбы младших сыновей, что с точки зрения родовой общины было очень важной задачей, от решения которой напрямую зависела экспансия в новые земли к новым природным ресурсам, то в сказке должен быть минимум еще один смысловой пласт. Слишком уж важной для выживания общины задачей является колонизация новых территорий.

Рассмотрим персонажей сказки через призму архетипов. Напомним, что существуют две стратегии обучения. Постепенное, последовательное увеличение знаний путем сознательно присвоения новой информации, и обучение посредством импритингового запечатления учеником целостного образа учителя или другого образца для подражания. В восточных системах самосовершенствования этот вариант называется «гуру-йога». Импритинговое запечатление происходит тем легче, тем больше учитель соответствует архетипу. К примеру, при слове «волхв» всплывает образ пожилого мужчины с длинными распущенными волосами и окладистой бородой; при упоминании невесты представляется девушка в белом и с фатой на голове. Импритинговое запечатление – очень важная образовательная стратегия, так как позволяет ребенку не столько приобрести новые знания, сколько освоить новые умения. В сложной ситуации ребенок идентифицируется с образцом для подражания, и как бы становится им – начинает реагировать и вести себя как учитель.

Старик и старуха, или дед и баба – это не только родители, но и архетип родовой общины. В более широком смысле за этими персонажами скрывается бог Род.
Заяц – символ плодовитости, жизненной энергии. В народе считалось, что заяц, приснившийся во сне, предвещал скорую беременность. Заячья кровь считалась самым действенным средством повышения потенции. Заячьим жиром смазывали половые органы роженицам во время затянувшихся тяжёлых родов. Заячий помёт использовали при лечении венерических заболеваний. А, кроме того, у славян бытовали представления, что младенцев находят в капусте, куда их проносит заяц. Геродот в своей «Истории народов» приводит случай, как накануне начала сражения между войсками персов и скифов пробежали два зайца, после чего войну пришлось отменить. Славяне представляли битву Правды и Кривды в виде поединка двух зайцев.

Волк – символ воинской доблести, ярости, воинского и охотничьего умения. Многие индоевропейские народы считали себя людьми-волками. Достаточно упомянуть славян-волотов (позже взявших название лютичи) римлян, туркмен, греков-спартанцев. Волчица выкормила основателей Рима, персидского царя Кира, германского героя Дитриха, славянского богатыря Велигора. Славяне называли волками молодых воинов, занимавшихся озорством – набегами с целью захвата добычи и трофеев. Скандинавы называли воинами-волками (ульфхетнарами) свирепых бойцов, не только одевавшихся в волчьи шкуры, но и, по преданиям, превращавшихся во время битвы в этих животных. Схожие вещи рассказывали про казаков-характерников.

Медведь – символ доброты, силы и мудрости – «Мёд-ведающий». Хозяин леса – царь Северных лесов, медведь олицетворяет удачу и победу. У славян – это символ жреческого сословия. Символ медведя связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, когда преобразующая сила может находиться в длительной спячке, а затем встрепенуться, преобразиться. Напомним, что 25 декабря медведица рожает в берлоге медвежонка.

Лиса – второй женский персонаж сказки – символизирует эротику, плотскую любовь, грацию, хитроумие. В сказках Лиса Патрикеевна дурачит других животных: зайца, волка, медведя, но панически боится петуха.

В таком варианте жизненный путь Колобка соответствует этапам, по сути, шаманских посвящений, в результате которых неофит приобретал духов помощников. Психологический аспект данного процесса, несомненно, связан с импритинговым запечатлением. Маленького мальчика называли «зайчик», повзрослев, он становился «воином-волком», позже заматерев – «жрецом-медведем», и, наконец, женившись, основывал свой род.
Однако, если наша реконструкция верна, то должны сохраниться, хотя бы следы ритуалов соответствующих посвящений. Должны найтись аналогии в исторически засвидетельствованных обрядах. Такие аналогии существуют.

Дитер Лауэнштайн в своей монографии «Элевсинские мистерии» пишет, что подлинной целью античных ритуалов было пробуждение трех духовных органов. Первый размещался в области солнечного сплетения и даровал мисту чувство любви, второй соответствовал гортани и ярости, третий располагался в центре лба, открытие этого органа наделяло человека мудростью. Удивительное совпадение!

Однако, этим совпадения не исчерпываются. Как доказал Лауэнштайн, Элевсинские таинства были связаны с культом Аполлона-Диониса, в котором, Аполлон был олицетворением Летнего Солнца, а Дионис – зимнего или ночного Светила. Плутарх так толкует взаимоотношения двух богов: «Дионис со своими оргиями – властелин зимы, Аполлон, которому ясными, чистыми звуками поют пеан, правит летом». В Дельфийском храме, посвященном Аполлону в тайном недоступном посторонним помещении, рядом с омфалом, где стоял треножник Пифии, находилась урна с прахом Диониса. Более поздний автор латинянин Макробий соединяет обоих в образе одного Аполлона: «Аполлон подобен солнцу ночи». Так ведь и Колобка многие исследователи отождествляют то с Солнцем, то с Луной, то есть видят в нем Аполлона и Диониса одновременно. Добавим, что тема ночного солнца присутствует в русских апокрифах и лубках.
Одной из важнейших ритуальных сцен в античных мистериях была встреча мистов с волками. Одетые в волчьи шкуры жрецы изображали царя Волкотварь и его свиту. Они больно, в кровь хлестали неофитов колючими плетьми.

Греческие девочки в возрасте 9 лет посвящались в таинства Артемиды, для чего их отдавали на обучение в храмы Богини Охотницы, где девочки носили бурое «медвежье» платье, из-за чего маленьких служительниц звали медвежатами. Напрашивается аналогия со школьной формой советских девочек.

Значимой частью женских посвящений были обряды на горе Парнас. Каждая греческая девушка хотя бы раз в жизни принимала участие в этих ритуалах. Многие продолжали участвовать в них даже после замужества. Место, в котором происходили основные таинства, было огромной пещерой на высоте 1370 метров, а снежная вершина Парнаса, где осуществлялись наиболее тайные практики, находится на высоте 2457 метра над уровнем моря. Плутарх сетует, что парнасские обряды часто приводили к обморожениям и даже гибели участниц. Так вот, женщины, участвующие в этих таинствах были одеты в длинные пестро-красные шерстяные юбки под названием «лисицы». Официально эти женские оргии были посвящены Дионису и Аполлону, однако, их сакральной целью было пробуждение в девушке подлинной женщины, той, что способна, подобно Семеле, родить, вечно умирающего и воскрешающего бога Диониса.

Ребенок в качестве образцов для подражания запечатлевает не просто животных, но самих Богов. В таком случае, за образом зайца скрывается Даждьбог, за волком – Перун, за медведем – Велес, а лиса оказывается Макошью.
Помимо, рассмотренных ранее, вербальной и пищевой, существует еще одна кодовая система, позволяющая сохранить и передать смысл сказки, речь идет о человеческом теле, а точнее руке. Лев Рудольфович Прозоров показал существование пятибожия у славян, кельтов, германцев, индов, персов. Исследования Лауэнштайна и Шахермайра позволяют присовокупить греческий и римский пантеоны. Совпадают не только количество, но и основные функции богов пантеонов этих народов. И это не случайно. Использование телесной кодовой системы наиболее надежный способ сохранить сакральные знания. Поэтому пятибожие мы находим также в европейской и индийской хиромантии. В качестве примера приведем мужской вариант телесного кода славянского пятибожия. Безымянный палец – Даждьбог, указательный – Перун, средний – Велес, а большой палец, как и указано в сказке, – Макошь.

Кем же оказывается в этой кодовой системе Колобок?
Кабакова (1994) в своей статье о поскребышах связывает их с мизинцем, а присущие им магические способности связывает с особой связью с матерью (маменькины сыночки). Можно вспомнить и сказку «Мальчик с пальчик», сюжетно напоминающую приключения Колобка. Во многих сказках и потешках мизинцу отводится особая роль, но только в сказке «Колобок» приводится телесный код всех пяти структурных архетипов.

Вернемся к концовке сказки: Лиса – единственная, кто не только вступает с Колобком в разговор, но и поддерживает диалог. Жак Лакан показал, что умение поддерживать диалог – это важнейший критерий взрослой, здоровой личности. Интересна символика жеста лисы – высовывание языка. «Спасибо, колобок! Славная песенка, еще бы послушала! Сядь-ка на мой язычок <…> », — сказала лиса и высунула свой язык». Демонстрация языка, практически у всех народов, несет чувственный, экспрессивный подтекст. Это может быть демонстрация приязни, восхищения, сексуальности и т.д. Даже в ситуации, когда этот жест используется в качестве оберега, он имеет сексуальный подтекст – в качестве защиты человек использует энергию Великой Богини, подобно тому, как другой известный обережный жест использует мужскую сексуальную энергию бога Рода.

В ведической культуре славянскому Роду, соответствует бог Рудра, женой которого была богиня Ума. Это наиболее древнее имя Великой Богини. Ума – богиня Мать, давшая имена всему сущему. Таким образом, концовка сказки «Колобок» воспроизводит очень важный для традиционной культуры смысл – божественность брака. В освященном брачном союзе мужчина и женщина подобны Богам.
Таким образом, сюжет сказки закольцовывается (тем самым обеспечивается не только донесение идеи бесконечной цепи жизни, но и углубляется гипнотическая индукция), ведь начинается она тоже с архетипов Рудры и Умы (старик и старуха). Исходя из сказанного, возможно, подлинной концовкой сказки, с учетом явно присутствующего чувственного контекста, была фраза: «Колобок прыг к ней, а лиса ОМ!» (а этот звук «ОМ» считается божественным сиянием).


Интересна гипотеза Геннадия Климова о происхождении древних родов  этруссков

«…В русском эпосе история миграций этого народа сохранилась в сказке о Колобке. Собственно колобок – это и есть коловяне. Его испекли бабка (сарматы) и дед (скифы). Колобку удается уйти от медведя (так арии называли волхвов) и волка (это тотем воинского сословия арийских коммун). Но от лисы ему уйти не удалось. Посмотрите на карту Италии. Она очень похожа на лису. А на носу у нее остров Сицилия. Вероятно, именно сюда вначале переселились коловяне, став возничими самого Солнца.

Это, кстати, дает разгадку еще одной тайны, которая оставалась для меня (Климова) неразгаданной несколько лет. В 2008 году я (Климов)посетил сакральные места древнейшего мира на реке Дон. В том числе подземные церкви в известковых горах в Дивногорье, где вероятно и были храмы ДЭвов – арийских жрецов, создавших веды. Этому месту соответствует на карте звездного неба – созвездие Малой медведицы.

Одна из сохранившихся подземных церквей называется – Сицилийской Божьей матери. Откуда такое название церкви в центральной России никто из экскурсоводов объяснить не мог. Думаю, что именно здесь был испечен знаменитый «колобок» и именно отсюда южные славяне начали свой путь по земле. Было это ориентировочно в 1200 году до н.э. Через 2200 лет часть их вернется на Русь в Киев и Новгород после того,  как Моравия была завоевана венграми. Вернувшись, они принесли с собой много сказок и сказаний о своей древней истории. Так на Руси появилась сказка о колобке…»

В заключение хочу сказать, что как бы мы ни расшифровывали сказку «Колобок», она не несёт в себе отрицательный, агрессивный смысл. В этой связи принятый Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 г.) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вызывает недоумение. Вот как объяснили, почему нельзя читать детям эту сказку до 6-ти лет:
http:///www.zakon436.ru/books_6.php

Предмет запрета:
Физическое насилие над Колобком в эпизоде съедения Колобка Лисой

Основание запрета для возрастной группы до 6 лет:
Информация содержащая оправданные ее сюжетом эпизодические ненатуралистическое описание физического насилия при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия.
Не выполняется условие торжества добра над злом.



Материалы взяты:
1) Текст сказки «Колобок» в обработке К.Д.Ушинского
2) сайт «Дети Перуна» http://www.detiperuna.ru/?p=6936
3) Н.И.Толстой «Секрет колобка» стр.463 4) Read more: http://detochki-doma.ru/kolobok-skazka/#ixzz2cLmRXJ00
5) Смысл сказок русов http://www.youtube.com/watch?v=891kIrNQdRs
6) Казачьи сказки. Страница 68 http://litrus.net/book/read/65157?p=68
7) С.Зюзько «Ведические корни русских сказок» http://svarga.name/archives/1214
8) Колобок идёт по небу http://www.liveinternet.ru/users/alenkasc/post214680300/
9) Мифология русских сказок http://www.alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_skazki.html

22.08.2013г

Картинка из интернета, с сайта http://www.alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_skazki.html