Скажи, мил человек, как тебя по имени- по званьицу

Галина Рудакова
Скажи, мил человек, как тебя по имени - по званьицу?

                Имена и прозвища жителей с.Кургомень
                бывшего Шенкурского уез-да(ныне Виноградовского
                р-на) Архангельской области

Имена давали по святцам: предлагались на выбор имена святых, которые прославляются в день рождения ребёнка. Часто бывало и такое, что днём рождения ставили дату получения свидетельства о рождении.
По переписи 1928 г имена только глав хозяйств, на 207 дворов: Иван и Степан – по 20, Василий, Фёдор и Андрей – по 15, Михаил - 13.  В ед. числе: Евдоким, Гаврило, Анфилот, Влас, Тимофей, Терентий, Прокопий, Кузьма, Егор, Максим, Филипп, Осип, Яков.
Женские имена: Анастасия (Тася), Марья (Маня), Анна (Нюра), Евдокия (Дуня), Марфа (Марша), Катерина, Парасковья. Редко: Василиста, Неонила (Нила), Степанида (Стеша), Ульяна, Устинья (Устя), Маланья, Варвара (Варуша).
 
Прозвище – второе имя

Из-за большого количества одинаковых фамилий и имён в Кургомени многих  звали по прозвищам, причём, прозвища были не обидны, они были нужны, чтобы не путать однофамильцев, многие из которых ещё и тёзками были). Ведь одних только Чураковых, по переписи 1928 г, в Кургомени было 57 семей из 224, Косцовых – 25,  Валовых –19, Чулковых –13.
В старые времена прозвище было равнозначно фамилии, часто передавалось  по наследству детям. Иногда прозвище давали человеку по какой-нибудь характерной черте внешности или характера. Например, в Кургомени в первой половине прошлого века жила  Тася Пахоручка (одна рука у неё была изувечена, почти не действовала), Пётр Комиссар (получил это прозвище на войне). «На Деревне» (в Большой деревне) жила Варуха Тарманиха. Не пользовалась, видно, она уважением односельчан,  была неряхой,  и иначе, как Варухой, никто её не звал. И прозвище соответствующее прилипло. От слова "тарма".  Говорят, к ней похаживал из Лидиньщины некий Инко, у которого вообще изба топилась по чёрному. Одним словом, два сапога – пара. Про них даже частушка была сложена:

На деревенку иду, собаки лают на беду.
Собаки лают, что-то знают, я к Тарманихе иду.

По роду занятий своих или кого-то из предков: Коретник, Кумельга, Миша Писарь.
Была сложена частушка:

Писарь баню продаёт, Писариха не даёт,
Писарёночки ревят, на угор баню тащЯт.

По вере: Саша Старовер, Анна Староверка.
Иногда человек в шутку выдумывал себе прозвище, и оно оставались на всю жизнь, например: Михаил Миронович Точилов с другом придумали себе имена Хом и Пахом. Прозвище Хом от отца перешло сыну.
По месту жительства: Настя Карговянка (жила в д.Каргова).
По имени мужа: Миколина.
По прозвищу мужа: Анна Писариха, Дуня Субботина, Дуня Фуфлаиха, Тася Пухова.
По прозвищу отца: Марья Грумантова.
По имени отца: Марья Мишина, Дуня Яшина, Овдошична, Лазуричи (Лазарь Чураков).
По имени матери или бабки: Варушичи, Химичи (среди предков была Хима).
Остались с детства: Дуня Ляля (вместо «мама» в детстве говорила «ляля»).
По иным признакам, ныне забытым: Сеня Сук или Суковаткич, Черёмуха, Марфа Куликова или Куличиха, Анна Шаганиха, Дуня ЛИса (возможно, за рыжий цвет волос).
Но чаще всего в Кургомени прозвище давали по имени, фамилии или прозвищу предка: Быча и Бычины, Субботины, Амфилотовичи, Даниловчи, Гриша Якунин и Гриша Якунич, Паша Думин, Сучок и Суковаткич, Пашка Васинич, Окуличевы,  Наталья Хуличиха (Фомичиха), Егорушков, Марфа Харина, Тася Ирихичева;
 Фёдор и Наталья Олёшкичи, Грумант, Коммунар, Анна Харичева; Пух, Настасья Дядина, Ваня Турич, Шаран, Проничи, Прокопичи, Параничи, Фетя Кондратичев, Фетичи, Илеичи, Тимошины, Калина, Черёмуха, Кирич, Никишич и др.

К прозвищу Маятник была такая частушка:
Маятник-то мается, четыре часа бьёт.
Акулина дожидается, что Маятник не йдёт.
Прозвище заменяло имя. После смерти имя забывалось, а прозвище люди помнили ещё долго.
 Говорили: "Ростерял всё до званьица", т.е. кроме прозвища, ничего у человека не осталось(всё растерял, пропил, проеферил).