Мне жаль прекрасной бересты. О Цветаевой

Сан-Торас
В сокращении.

Рецензия на «Тем, кто чернит великих имена» (Сан-Торас)
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
А. С. Пушкин.

В России гении, что мухи мрут!
Вся память – окровавленный редут.
Умри,  с зажатым кадыком в горсти,
И в след не жди посмертного:  «прости»! 

 Цветаева - в петлю, в грудь - Маяковский.
Давайте всю изнанку на подмостки!
Кровавой славой по гробам греметь! 
По вкусу вам, видать такая смерть?! -

Унижен Бродский, выжат Пастернак -
Есть чем гордиться: да! – у нас вот так!
Зато непотопляем всякий  сброд!
За то, что  ямбом сложены словечки,

Не тает белый лед у Черной речки,
 Где пуля разрывает мне  живот!
Ну, нет, конечно, весь он не умрет,
Он будет славен  памятью народной!

И голубь мира, белый и свободный
Открытку неба крыльями порвет,
За тем, чтоб  гадить с облачных высот
На бронзовые головы нещадно,

А массы, сколь глухи, столь и всеядны:
Пернатому зачот! Пернатый жжот!
Плебей за ради славы и  рубля
Гнилушкой липнет к днищу корабля.

Смердит и на грехи чужие тычет,
Но сколько б хор ни пел тебе - виват!
 Больших  имен плевок   не обезличит -
Не выйдет из гнилушки Герострат!


http://www.stihi.ru/2013/08/01/7023 Живой разговор о Марине Цветаевой.
 
МЕРИ:
Санто, в вашем экзистенциальном анализе изобилие рационалистической мысли.( это обо всем,что я читала)
мастер слова вы беспорно,оригинальные стихи.
но. каких бы мы фундаментальных принципов не придерживались онтологическо-метафизических, излагая свои взгляды ближе к наивному реализму или критическому.... очень немногие способны давать беспристрасную оценку событиям историческим. все мы где-то предвзяты в своих восприятиях. увы.
это к тому, что спор вокрух темы связаной Цветаевой,напрасный и бесполезный, так как имеет идеологическую подоплеку.
и стих Нины,совершенно не заслуживает такой бури негодования.
портреты Марины великолепно нарисованы вами,Санто. и ваша чувственность изумительна.
с самими душевными пожеланиями.
Любовь Мери   30.08.2013 16:29 

СОЛЬ:
Простите, что "влезаю", милая Любовь. Но дело не в предвзятости или идеологической подоплёке, а просто в правдивости изложенного, фактах, а значит - в обоснованности обвинений. Там на вырванных из контекста цитатах пытаются сфрмировать отношение, негативное отношение. "Цветаева - монстр!" Получается, что всё её наследие - фальшь. Худшей дискредитации сложно себе представить.
Просто Соль   30.08.2013 23:10   

САНТО:
Девчонки)))) пишу для Вас спич!

...И была роковая отрада
в попиранье заветных святынь.
А.Блок.

Скажите, почему все о чем я говорю сводится к какому-то бездарному стишку? (производства мейд ин Германия)
Не надо меня опримитивливать! Я хотел бы рассмотреть современные тенденции, формирующие нравственные ориентиры в русской литературе и поэзии.
И так как мы славимся загадочной душой, то думаю, что развитие русской темы логично начать с китайской поговорки. Когда китайцы хотят пожелать в судьбе самых тяжких испытаний, они говорят:
"Чтоб вам жить в эпоху перемен!"
Что такое «эпохи перемен», которых в качестве проклятия желают китайской поговоркой?
Это революции, войны, репрессии, или перестройка, эмиграция, экономический кризис и прочее.
Не уходя далеко в историю, скажу, что вся моя жизнь и жизнь моего поколения – это сплошная эпоха перемен!
Ибо наши бабушки и дедушки пережили революцию и разруху, мамы и папы - войну и репрессии, сами мы пережили перестройку, многие наши дети - эмиграцию, а теперь мы все вместе проходим через экономических кризис.
Живя среди вечных перемен, никогда не знаешь, с какой амплитудой маятник качнется влево, чтобы затем качнуться вправо.
Именно эту английскую идиому приводит в своем "Рождесвенском романсе" И. Бродский, считавший этот романс не только знаковым, но и одним из лучших своих произведений:

"Как будто будут свет и слава,
Удачный день и вдоволь хлеба,
Как будто жизнь качнется вправо,
Качнувшись влево."

Стихи написаны в эпоху стагнации, называемую «Застоем», и такой период мы тоже пережили, ибо стагнация - это стоячая вода.
Что означает «маятник, качнувшийся влево, чтобы качнуться вправо»?
Означает то, что до перестройки и русская литература, и биографии ее создателей - поэтов, писателей - ангельски полировались. Цезура их старательно отбеливала, подгоняя под нужный политический фасон, отжимая через свой дуршлаг факты, мысли, литературные образы, оставляя только то, что может служить примером.
Все жили в ложном пафосе, за неосторожное слово, анекдот любой мог лишиться свободы.
Миллионы людей были репрессированы, а из репродуктора звучали песни:

«Я другой такой страны не знаю
Где так вольно дышит человек.»

Мы прошли этот период, и маятник качнулся в другую сторону.
С экранов ТВ и страниц газет потекли тонны «словесной руды» , негативной информации, новостей, построенных таким образом, что возникает впечатление, будто кроме катастроф и скандалов ничего не происходит.
А личная жизнь актеров, певцов демонстрируется и смакуется «с изнанки», причем с самыми «демоническими» подробностями, по принципу: чем хуже, тем лучше.
Маятник порядочности качнулся в обратную сторону.
Понятия «стыд», «честь», «достоинство» упразднились и заменены новым термином – «черный пиар».
Пиариться - означает рекламировать себя, пусть через грязь, скандал, позор – главное – это привлечь внимание, чтоб о тебе говорили.
Будут судачить, значит купят билет на концерт, скандальную книжку или майку с портретом эпатажного героя - все делается ради денег.
И в силу этих новых тенденций по- новому пересматриваются биографии наших гениев, выдающихся людей, но теперь стараются не просто открыть новые стороны их судеб, а ,напротив, вывернуть, вытряхнуть, осмеять, осудить, заклеймить.
Маятник качнулся так, что все белое вызывает недоверие, подозрительность и воспринимается как ложь или приукрашивание.
Для правдоподобия надо добавить нефть в «ложку меда», замарать чистое и значимое и упиваться этим, как новой правдой.
В качестве примера приведу произведение Сорокина “Голубое сало”, где речь идет о русских классиках, над которыми автор надругался в самых изощренных формах.
Достоевский, Толстой, Пушкин, а также поэты серебряного века в этом творении представлены как каннибалы, поедающие людей, как педофилы, насилующие детей, как некрофилы и зоофилы, вступающие в соитие с животными и покойниками.
А на сцене Большого театра разливается амбре фекалий, и читатель купается в этом тексте с каждым новым изданием.
Результат: автор разбогател, обрел популярность, а мир познакомился с нашими  новыми авторами и нашим отношением к памяти, к именам лучших писателей, поэтов, т.к. «Голубое сало» переведено на 30 языков.
Казалось бы, те, кто имеет вкус к подобным текстам, могли бы уже насытиться - но нет!
Нас так долго потчевали героическими доярками, что маятник качнулся, как гиря на цепи, ломающая стены, и поскольку гертруды* мало кому интересны, то энергия низвержения перешла на великих людей, а в этом случае жажда мести , так же как жажда разрушений и наживы неутолима.
Поэтому стихи Волошина, написанные почти целый век назад, и сегодня звучат актуально:

С Россией кончено… На последях
Ее мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль.

Благодаря авторам, алкающим славы, русская литература теперь выглядит, как княгиня в парчовых одеждах, которую вывели на заплеванную панель, и всем интересно наблюдать, как с ней будет происходить то, что там обычно происходит.
В теме - судьба русского поэта, можно опереться на статистику :
цифры, констатирующие убийство и самоубийство гениев во всем мире за последние 200 лет, показывают, что русские имена лидируют с большим отрывом - вот где мы воистину “впереди планеты всей”.
Первым русским писателем «новой породы» был Александр Радищев, уязвленный в самую душу тем, что никого прежде да и теперь в России не уязвляло, - попиранием человеческого достоинства! И он заплатил за это сумой, тюрьмой и самоубийством.

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я то же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
Дорогу проложить, где не бывало следу,
Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах…
А.Радищев.

В статье “Искаженная действительность” говорится о том, что Пастернака хотя и травили, но недолго, а после смерти даже издавали.
А Ахматову хоть и изгнали из Союза писателей, но ничего, потом восстановили и даже дали 3000 рублей.
Именно таким оценками мы - старшее поколение, формируем ту мерку, по которой “племя молодое, незнакомое” будет иметь выбор: сначала в репу нам дать боксерской перчаткой, а потом шапочку подарить,
или не дарить, а подойти к нам, сегодняшним авторам, с тем же мерилом, с каким подходим мы к своим «серебряным» предшественникам.
Например, старшеклассник получат тему реферата: “Жизнь и творчество Марины Цветаевой”
Технически подкованный школяр тут же юркнет на Яндекс «домашку исполнять».

А там на самом крупном поэтическом портале -
стихи о Цветаевой, о гибели ее младшей дочери.
(с)
Загаженная – не просто вонь мочи.”

А под этим текстом сотни «одобрямс», и ученик думает: вот она, истина!
Этому можно верить! Ведь и другие поэты одобряют!
Исходя из этого,  школяр в рванных джинсах стоит у доски и недоумевает, почему он должен изучать творчество какой-то злобной детоубийцы?!
Не буду аргументировать, развинчивая инсинуацию и невежество этого стишка, но спрошу как можно глубокие исторические и философские пласты, которые я поднимаю, сводить к каким-то местечковым выяснениям?
Разве об это я говорю?!!!!
Любушка, ну неужели Вы не слышите, о чем речь? Это же не слова в воздух, я же пишу!!!
Читайте текст! Меня не интересуют чьи-то посредственные строчки, не имеющие никакой художественной ценности, чье-то частное мнение, не имеющее ни единой весомой мысли - меня тенденция волнует!!! Маятник, о котором  говорю -
отношение наше к памяти, к лучшим именам!
 Ибо это отношение характеризует, прежде всего нас, как людей, как авторов, понимаете?
Кинули грязь в поэта! Унизили, оскорбили. И где? - на поэтическом сайте! И как себя ведут собратья по перу?
Цветаева при жизни – не получила столько похвал за все свое творчество, сколько  несколько низких строк, брошенных ей вслед иммигранткой из Германии  - Поноптикум этот возмущает меня, понимаете!?
И почему, чувствуя такую дикую несправедливость, даже не порядочность я должен стерпеть, смолчать? Почему?!
Что понятия о чести, о достоинстве уже упразнены?
Это что - смИшно или бесполезно? - Ведь усмешку вызывает, именно, бессмысленность протеста, да?
Тогда зачем на этом же портале вывесили столько законов о защите чести и достоинства?
Или эти законы не касаются нас? А кого они касаются?
Может хватит уже гордится этой нашей всеобщей придурочностью, которая выражена Тютчевым:
“Умом Россию не понять,
 Аршином общим не измерить!”
Если б стишки, в которых говориться “про вонь и загаженность” стояли где угодно - я бы прошел мимо.
Но когда они стоят там, где обитают поэты!!!
Даже, так называемые, народные поэты, которые чтут, ценят поэзию и судьбы ее создателей – это
Стыд, понимаете?
И речь идет ни о том, что та не имела морального права это писать – ее совесть - ее дело!
Речь о нас. О нашем отношении к этому, о нашей нравственности и способности: беречь, любить и защищать то лучшее в нашей культуре, чем мы гордимся перед миром.
А Марина Цветаева - и есть то лучшее, чем одарил Россию Серебряный век.
Сан-Торас   30.08.2013 23:28   

АНГЕЛЪ:
Пост замечательно верный - Браво!
ВСЕМ доброго времени суток.
САНТО, я хотел бы этот твой пост из этой рецензии поставить в одном Клубе, естественно, дав ссылку на твою страницу. Можно это сделать? Я считаю, это должны читать, пусть без обсуждения, НО! что-то в головах осядет.
Волкъ Ангелъ   31.08.2013 20:07

САНТО:
Бери друг, вместе с этим стихо!
*
Бездарность ненавидит гения,
Глядят зверушки сквозь людей.
Нет ни ума, ни вдохновения,
Ни чувств, ни мыслей, ни идей!

Бранят вас, лучшие писатели -
Вас - кто живет на небесах!
Вас -  кто намыли,  как старатели,
Крупицы золота в песках!

Ушли леса,  под корень срублены,
В макулатурные листы.
Мне жаль деревьев, зря загубленных!
Мне жаль прекрасной бересты!

___ Прим. Санто____
Старатели - золотоискатели.