Жар-птица рукотворная

Ирина Лазаренко
В конце 80-х(прошлого века) меня, как начинающего художника по костюмам, освоившую вышивку и увлекающуюся этнографией именно история русского костюма   натолкнула  на мысль, что очень много информации от нас скрыто относительно того что было до... включая историю, культуру и многое другое.

Все самые ранние образцы представленные в музеях датированы  X в. н.э. А что было до того как?..   
Нет, не  могли «грязные пьяные варвары, спавшие со свиньями  не имевшие до десятого века ни письменности, ни своей культуры,  ни истории» создавать такие сказочные шедевры ткачества, кружевоплетения, вышивки!   
Даже если только после  принятия христианство началась история  Руси, как единого государства, то откуда(вдруг!) у «славян* людей второго сорта, почти зверей»    немедленно  проявились такие потрясающие  мастера ткачества, узороплетения, вышивки?  Ведь даже не посвящённому ясно, что  всё это нарабатывалось не одно десятилетие, передаваемое  из поколение в поколение  от бабушек, матерей  – дочерям и внучкам. Невозможно приняв крещение,  проснуться с волшебной иглой и пяльцами в руках.   Это  – рукотворное чудо, творимое самородками  исключительно кропотливым трудом, безупречным художественным вкусом, чутьём космической гармонии.

Сам русский костюм, даже при поверхностном ознакомлении даёт ощущение живой сказки. Именно изучение истории костюма и натолкнуло меня на раскопки  И потянулась ниточка...

Символика нательной рубахи в русской народной традиции глубока и интересна. В описании иностранца (конца XVII в.) говорится: «Они (русские — С. Ж.) носят рубашки, со всех сторон затканные золотом, рукава их, сложенные в складки с удивительным искусством, часто превышают 8 или 10 локтей, сборки рукавов, продолжающиеся сцепленными складками до конца руки, украшаются изысканными и дорогими запястьями».
Орнаментированные вышивкой и ткачеством рубахи упоминаются и в «Слове о полку Игореве» — замечательном памятнике средневековой русской культуры. В своем плаче Ярославна хотела бы полететь кукушкой по Дунаю, смочить «бе брян рукав» (т. е. украшенный браным орнаментом) в Каяле реке и вытереть им кровавые раны мужа — князя Игоря. Магическая сила, сосредоточенная в рукавах рубахи, в алых орнаментах, должна излечить, зарубцевать раны, наполнить тело крепостью, принести здоровье и удачу. Рубаха-долгорукавка изображена на серебряных с черневым рисунком ритуальных браслетах, предназначенных для плясок на русалиях, найденных в разных концах Руси (Киеве, Старой Рязани, Твери). Относящиеся к XII—XIII векам, эти браслеты-наручи изображают те обрядовые действа, о которых церковь говорила: «Грех есть плясати в русалиях», «се же суть злыя и скверные дела - плясанье, гусли... игранья неподобные русалья», «пляшущая божена-любовница диаволя... невеста сотонина» . Б. А. Рыбаков отмечает, что: «Браслеты предназначались не для парадного наряда, предусматривающего появление княгини или боярыни в храме, и не для простого повседневного убора, а для торжестве иного, но, очевидно, потаенного участия в прадедовских обрядах».

Именно в орнаменте  русской одежды заключалось то, благодаря чему она могла  даровать долголетие, власть, богатство и процветание. Русский Север — его леса и нивы не топтали орды завоевателей, его свободный и гордый народ в большинстве своем не знал крепостного гнета, и именно здесь сохранились в чистоте и неприкосновенности древнейшие песни, сказки, былины Руси. Именно здесь, по мнению многих исследователей, сохранились такие архаические обряды, ритуалы, традиции, которые древнее не только древнегреческих, но даже и зафиксированных в Ведах, самом древнем памятнике культуры всех индоевропейских народов.

Мать-земля, Матушка-природа… Все знают такие словосочетания, но мало кто задумывался, почему так говорят. А ведь это выражение пришло к нам из Язычества. Нет ничего удивительного в том, что наш предок-рус  мог назвать землю матерью – она, подательница всех благ. Она и кормит и поит, и одевает и греет. Земля в союзе с небом (в народной мифологии – они супруги). Дает нам тот мир, в котором мы живем… Естественно, Земля не могла не отразиться в мифологии и народных художественных промыслах  и народных преданиях. Богиня Земли, плодородия и судьбы – Макошь. Богиня-Покровительница ткачества и рукоделия. Вместе с дочерьми Долей и Недолей определяет Судьбы людей и Богов, плетя Нити Судьбы. 

Нет такого символа в  русских орнаментах, имеющих руническую первооснову,  который бы не означал саму природу. Так же и животный мир получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Особый же смысл имеют знаки, обозначающие птиц, ибо птица – существо для русов загадочное, магическое. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста-Сокола. Интересен общий для всех птиц знак – «птица клевучая». Она символизирует небо, наследие светлых богов, в какой-то степени самих богов.  С обязательным символом «мирового дерева» 
Символ птицы нашёл отражение в русском женском костюме, от макушки(ко-кошника )до пят. Простая крестьянка превращаясь по праздникам в Жар-птицу. Надо ли говорить, что в любом национальном костюме воплощена Душа народа. Выражая во всей своей полноте Солнечный культ Душа русов вылилась в солярные знаки-коловраты или свастики(от Сва(небо) тик(движение)символы движения жизни, Солнца, Света, благополучия. Все предметы быта славянской древности, имеющие коловраты уничтожались в первую очередь творцами нью-истории, написанной шлёцерами и миллерами  Это очень интересная тема и возможно я посвящу ей отдельное эссе.

Украшение, вышивка,  роспись всегда  разделялись в отдельно взятой вещи на четыре  уровня: земля, вода, воздух, боги. С соответствующими орнаментами,  задуманные и воплощённые только для конкретного человека, будь это одежда, или другие предметы быта. Сюда же органично и чудесным образом вплетались символы стихий и союза двух начал: мужского и женского, воспевая плодородие и любовь. Потрясающе образовывая цельное восприятие  русского костюма, как женского, так и мужского: «земля-небо»  являясь обережеством.

Современные исследователи «старины» до сих пор не могут  найти объяснений, и даже приблизительно воссоздать приёмы   кручения и укладки-перевития  нитей в  русском ткачестве.
Разводят руками… Поди ж ты! При лучине насочинять этакое! Явно без волшебства тут не обошлось. Но если не отрицать напрочь и изучать  многотысячелетнюю Ведическую культуру предков, то объясняется именно так – ВОЛШЕБСТВО.  Именно такой и была культура русов, включая и речь и письменность. Образность букв потрясающая, позволяющая при накоплении определённой энергии творить чудеса, включая материализацию предметов.
Скептики конечно могут усмехнуться и в ответ покрутить пальцем у виска… Ну-да… ну-да!...
На что я позволю себе маленькое отступление:
Наши предки при своей «звериной второсортности»  знали и оперировали с такими величинами, как:

Час = 144 Части (= 90 минут).
Часть = 1 296 Долей (= 37,56 секунд).
Доля = 72 Мгновений (1сек.= 34,5 доли).
Мгновение = 760 Мигов (1сек.= 2484,34 мгн).
Миг = 160 Сигов (1сек.=1888102,236 мигов). Отсюда произошло слово «сигануть», т. е. очень-очень быстро переместиться.
Сиг = 14000 Сантигов (1 сек.=302096358 сигов). 1 сиг примерно равен 30 колебаниям электромагнитной волны атома цезия, взятого за основу для современных атомных часов.
Спрашивается на кой тёмному крестьянину такие  «науки»?

Но вернёмся к одежде славян. «Великий русский художник Федор Солнцев* жил в XIX веке. Если бы он был нашим современником, то наверняка бы являлся арт-директором какого-нибудь именитого модного дома, а мировые архитектура, дизайн, мода развивались по другой траектории. Траектории цветущей сложности исконного русского лада, которую Федор Солнцев чувствовал как никто другой. 
 
(скопируйте и вставьте в поиск если ссылка окажется нерабочей ------->  http://www.liveinternet.ru/users/2488697/post249590386/ 
Или просто наберите в Гугле(Яндексе) Русский стиль Фёдора Солнцева.         
 
(из предисловия книги-альбома «Русский стиль» изданной в Англии Издательство: Dover Publications, 1994 г)«Пролистав один раз альбом «Русский стиль. Гения Федора Солнцева» Вы, вероятно, решите провести ревизию собственного гардероба. Футболки с принтами, джинсы, кроссовки будут вызывать у вас недоумение. Ваша квартира покажется вам случайным прибежищем, наполненным бессмысленными вещами, а модные журналы будут восприниматься, как воплощения скудоумия.
 Мы живем в потоке непрерывного визуального мусора, который создает на улицах наших городов наружная реклама разного рода корпораций. Жизнь в чужой «айдентике», корпоративном стиле, «панасоников», «самсунгов» и прочих «тоёт» размывает нашу национальную самоидентификацию и делает из нас безликих потребителей. Чтобы окончательно не превратиться в «собак Павлова», нам требуются визуальные «капельницы». Они вернут наш взор (а с ним и душу) на место, из состояния «косоглазия», вызванное рекламным убожеством. Книга Medieval Russian Ornament in Full Color как раз и является такой «капельницей».

Час путешествия по русским орнаментам отлично выводит из организма рекламные бактерии, расчитанные на «духовных карликов», вроде «Будь собой», «Живи большими глотками» и пр. ересь. Книга написана на английском, но нет ничего страшного, если вы не владеете чужим языком. Главное орнаменты русские, а именно они обладают целебным свойством»

Как говорится:без комментариев.

Великолепие русского костюма:  http:///zenanews.ru/news_1328987621.html

*Фёдор Солнцев. С 1830 по 1853 гг. Ф.Г. Солнцев много ездил по древнерусским городам, занимаясь исследованием и срисовыванием предметов и памятников старины, делая этнографические зарисовки. «С того времени по настоящее с древностей Керченских, Московских, Троице-Сергиевой Лавры, Нового Иерусалима и окрестностей их, в Рязанских, Владимирских, Киевских, Новгородских, Псковских, Смоленских, Черниговских, Витебских, Могилевских и многих других уездных городах, а также в ризнице Императорского Зимнего дворца в Санкт-Петербурге сделано Солнцевым акварелью и представлено Государю Императору до 2000 рисунков.

*О славянах высказывание Патриарха Кирилла: http://www.youtube.com/watch?v=AaywUHzR8b8
В эссе использованы труды Жарниковой С.В.