Сколько Вам лет?..

Мила Григ
В тот роковой предновогодний день Софья Павловна поскользнулась на гололёде, упала и, почувствовав неимоверную боль, попала в больницу. Врач констатировал перелом позвоночника, и её на каталке привезли в палату, где лежали такие же «сёстры по несчастью». Женщины познакомились с новенькой, а потом продолжили тему, о которой говорили до появления в палате Софьи Павловны: за какие грехи они сюда попали...
 
Софья Павловна внимательно их слушала, а потом задала вопрос женщине, кровать которой находилась рядом в нею:
– Скажите, Саша, а Вы дома себя ругаете? Не других, а именно себя?
– О, еще как ругаю, – засмеялась Саша. – Что-то пролью, тут же – «раззява», что-то уроню – «бестолочь», испачкаю – «неряха», а то и еще покруче. И так все время. Нет, правда, я себя все время ругаю.
– А ведь ругать себя, Саша, нельзя. Себя любить надо. А скажите, Саша, Ваши домашние о Вас заботятся?
– Ага, как же, заботятся. Только «подай» да «принеси». Я же для них давно уже только домработница. Да я сама на себя тоже давно перестала обращать внимание. На первом месте — дети, внуки, муж.
– Вот, Саша, возможно, Вас сюда затем и положили, чтобы Вы осознали, что Вы — не домработница, а женщина, чтобы Вы поняли, что себя нужно любить, а не «растворяться в детях и внуках». Да, их нужно любить, но вспомните Библию, в которой сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Вот видите, сначала — самого себя, а только потом ближнего. А так как Вы говорите, что Ваши ближние о Вас не особо заботятся, вот здесь Вам и дали возможность в полной мере ощутить на себе их заботу, а им — эту заботу проявить. Ваш перелом — серьезный, потребует от них длительного ухода и внимания к Вам. А ругать себя, Саша, перестаньте. Любите себя, не ругайте, ведь вы же еще молодая женщина. Мне очень жаль, что я не могу вас видеть, но Вам, наверное, не больше сорока лет, так?
Александра засмеялась:
– Ваши бы слова, Софья Павловна, как говорят, да Богу в уши. Нет, мне в этом году будет уже 50 лет. Извините, Софья Павловна, хоть и говорят, что женщин о возрасте не спрашивают, но скажите, а сколько Вам лет?
Софья Павловна рассмеялась:
– А Вам какой возраст назвать? Сколько мне по паспорту или биологический? Или третий?
Саша удивленно спросила:
– А разве у Вас он разный?
– Конечно. По паспорту мне 54 года.
– А не по паспорту?
– А не по паспорту – увеличьте эту цифру вдвое. Сто восемь! Столько я прожила, живя чересчур наполненной и ускоренной жизнью. И это — правда,тому что я очень мало сплю и очень много работаю. А вот если Вы мой паспортный возраст уменьшите вдвое – это будет именно тот возраст, на который я себя чувствую. И это тоже правда. Потому что это — состояние души.
– Знаете, – продолжала Софья Павловна, – когда меня на работе поздравляли с пятидесятилетним юбилеем, было очень много народа, и почти каждый говорил примерно так: «Несмотря на ее 50 лет, она полна энергии...» и так далее и тому подобное. А я стояла, слушала их и думала: «Боже, о ком они? Кому здесь 50 лет? Мне? Нет, эта цифра мне абсолютно не подходит». И вот они все говорят, говорят, а я стою и все думаю: «А сколько же мне лет на самом деле? На сколько я себя чувствую? На сорок пять? Нет, я чувствую себя моложе. На сорок? Нет, это тоже много. Долго перебирала и остановилась, знаете, на скольки? На двадцати семи! Да, да. Именно на этот возраст я себя чувствовала. Вот с тех пор я все последующие года и плюсую к этим двадцати семи, - Софья Павловна засмеялась, - но почему-то получается, что мы теперь одного возраста с сыном...
– Молодчина! - женщины засмеялись тоже.
– А еще я помню, – продолжая улыбаться, сказала Софья Павловна, – как однажды моя сорокалетняя приятельница, а мне тогда было тридцать пять лет, рассказывая о ком-то, произнесла такую фразу: «Она такая же старая, как я...» Я тут же возмущенно прервала её, не дав закончить:
– Тебе всего сорок лет и ты считаешь себя старой? Через пять лет и мне будет сорок, но я и тогда не назову себя старой. И в пятьдесят, и в шестьдесят я не буду считать себя старой. И вот после того разговора прошло почти двадцать лет, а я до сих пор не чувствую своего возраста, потому что полна сил и энергии, а впереди у меня — большие цели. А моей приятельницы, к сожалению, уже десять лет как нет. Поэтому, милые женщины, давайте вести отсчет годам, заглядывая не в паспорт, а заглядывая в душу. Наш возраст – это действительно состояние нашей души.
Смеясь, на том и порешили.

Наступило время посещений, и пришедшие к женщинам родственники не могли понять причину их весёлого настроения. Но всем понравилось, что женщины полны энтузиазма, а, значит, и выздоровление наступит скорее.

               
               


Автор иллюстрации:
фотограф Том Хаси (Tom Husseu)