Грамматика в стихах

Ирина Расулова
Уважаемые читатели!

 

  Книга «Грамматика в стихах» предназначена для учителей, учеников и их родителей. Младшим школьникам помогут усвоить правила русского языка и ШУСТРЫЙ МЫШОНОК, и ЖУЧОК С ПАУЧКОМ, ЁЖИК, знакомый вам всем ЕМЕЛЯ. Старшеклассникам, я думаю, тоже будет интересно повторить знакомые правила с НЕЗРИМЫМ НЕЗНАКОМЦЕМ или с КОТОМ ВАСИЛИЕМ, с ЛЕШИМ и ВОДЯНЫМ.
  Читая стихи с занимательным сюжетом, дети лучше запомнят правила, которые им предлагаются.
  Учителя или родители могут дать задание детям по тексту стихотворения:
выписать слова, которые относятся к тому правилу, что предложено для изучения, пользуясь схемой, находящейся в конце каждого стихотворения.
Где-то эти слова выделены шрифтом, что облегчает задачу младшим школьникам, а где-то надо потрудиться и выбрать слова самим.
  Даются также стихотворения для творческих  диктантов, они помогут активно развивать зрительную и слуховую память. Прочитав вслух стихотворение и просмотрев ещё раз выделенные слова, дети должны по памяти их записать или составить предложения, небольшой рассказ. Предлагаются, как правило, слова, трудные по написанию.

Я хочу своими стихотворениями помочь ученикам всех возрастов усвоить правила русского языка, и чтобы обучение было интересным, а порою и развлекательным.
Не все правила Вы здесь найдёте, но мы постараемся продолжить работу.
Если же, конечно, читатели найдут эту книгу интересной и нужной.

 

«ГРАММАТИКА В СТИХАХ»

 СОДЕРЖАНИЕ

 1. ФОНЕТИКА

 а. Твёрдые и мягкие согласные.
«Вол стадо вёл»
б. Буквы Ъ и Ь – разделительные знаки.
«В птичий мир пришла весна»

в. Правописание Ь в конце слов разных частей речи.
«Ёж шёл на матч»

г. Правописание гласных после шипящих.
«Шустрый мышонок»
«ЧУДЕСНАЯ  ШАЛЬКА»
«Считалочка»
«Барабан»

д. Буквы Ы и И после Ц

«ЦЫПЛЁНОК  В  ЦИРКЕ»

 2. СОСТАВ СЛОВА

 а. Правописание гласных, проверяемых ударением.
«Волны на море»

б. Правописание гласных, не проверяемых ударением.
«Веду кораблик»
«Сороки и воробьи»

в. Правописание корней с чередованием Е-И.
«ФОРУМ»

г. Правописание корней с чередованием О-А.
«ЗОРЕНЬКА-ЗАРНИЦА»

д. Правописание корней РОС- , -РАСТ-(РАЩ-).
«Выращенный нами росток»

е. Правописание О-Ё после шипящих в корне.
«ПЧЁЛКИНЫ ИСТОРИИ»

ё. Правописание согласных в корне.
«СКАЗКА-СКАЗОЧКА»
«В лес за клюквой»

 
3. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ

 а. Приставки на З-, С-
«Нехитрые приставки»

б. Приставки ПРИ-, ПРЕ-
«Я в фантастической стране!»

в. Суффиксы –ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -РЩ-
«Нянчат два сверчка жучка»

г. Правописание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-
«Полцарства, полгосударства Емельке»

 4. ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ
«Игра в слова»
«Рыба-рыбочка»
«Лес, лесник, лесовичок»
«Масленица»

 5. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
а. Падежные окончания
«О трёх маленьких друзьях»
«Рисуем картину»

б. Неизменяемые имена существительные
«Летний отпуск в зоопарке»

 6. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
а. Правописание  прилагательных с суффиксами –НН-, -Н-.
«Оловянных пять солдат»

 б. Правописание прилагательных с суффиксами –СК-, -К-
«Дерзкий ручей»

 7. ГЛАГОЛ
а. правописание -ТСЯ  и -ТЬСЯ
«Искрится горный водопад»

б. Глаголы-исключения 1 и 2 спряжений
«Слышит, дышит Леший в чаще»

 8. НАРЕЧИЕ
а. Правописание суффиксов –А- и –О- на конце наречий.
«Птичий рынок»

 9. ЧАСТИЦЫ
а. Правописание  частицы НИ.
«Как у кошек дом сгорел»
б. Правописание частицы НЕ с разными частями речи.
«Незримый незнакомец»

 10. ЛЕКСИКА
а. Слова-синонимы
«Разноцветное стихотворение»
б. Слова-антонимы
«Гном и великан»
в. Средства языковой выразительности
«Детский рисунок

 11. СИНТАКСИС
Виды связи слов в предложении:
а. Управление
«Гонщик»
б.Согласование
«Весёлый паровозик»
в.Примыкание
«Глупый эксперимент»

 12. Материал для творческих диктантов
 «Совет медвежонку»
 «Песенка весёлой компании»
 «Гимн солнышку»

 13. Улыбнитесь.
  «Шутки-прибаутки»
  «Кукла Катя»

 1. ФОНЕТИКА

 а. Вол стадо вёл

Мягкие и твёрдые согласные

 
К речке старый ВОЛ
Всё семейство ВЁЛ.
Свой умерив ПЫЛ,
Поднимая ПЫЛЬ,

По жаре брели,
К водопою шли.
Вдруг подняли РЁВ,
Потому что РОВ

Раньше был с водой,
А теперь сухой.
В ГОРКУ все пошли,
ГОРЬКИЙ  ЛУК  нашли.

Сверху смотрят: ЛЮК,
Собрались вокруг.
Вол последним БРЁЛ,
Тоже подошёл.

Рогом край  поддел,
Он найти хотел
Хоть глоток воды.
Стадо от беды

Должен вол спасти,
Надо ЛЮК снести.

Посмотрели вниз,
Вот судьбы каприз!
Неба дар им дан:
Взвился вверх ФОНТАН!

_______________________________

 Твёрдые и мягкие согласные.

 б.В птичий мир пришла весна

 Разделительные Ъ и Ь знаки

  1

Нежной трелЬю соловЬя
Зорька ранняя полна.
ПенЬе звонкое ручЬя
Через лес несёт волна.

На деревЬях воробЬи
Игры начали свои.
ПерЬя  чистят и шумят,
КрылЬя в воздухе парят.

А на сучЬях два грача
РазЪерошились, кричат.
Всюду трели, стук, возня –
В птичий мир пришла весна!

 2
ОбЪявились и вороны,
На сосне гнездовЬя-схроны.
Их подЪём аж в три утра!
–Кар-кар-кар, вставать пора!

РазЪярённые скворцы,
Чтобы выспались птенцы,
Налетели на ворон,
Из лесочка гонят вон.

__________________________________________

 Чтобы согласный звук не сливался с гласным,
Употребляются буквы Ъ и Ь – разделительные знаки.

ПИШИ Ъ – перед буквами Ё, Е, Ю,Я,
После приставок на согласную.

ПИШИ Ь – в остальных случаях перед Ё,Е, Ю,Я и И!

 

 в.Ёж шёл на матч   

 Ь после шипящих в конце слов

В штанишках КЛЁШ
Шёл серый ЁЖ.
Навстречу МЫШЬ:
– Куда СПЕШИШЬ?
– Купил я МЯЧ,
Иду на МАТЧ.

Был день ХОРОШ.
Жевал ёж КОРЖ,
Потом пил морс
И сок берёз.
Вдруг дождь полил,

ЁЖ зонт открыл.
Как много ТУЧ!
Где солнца ЛУЧ?
А воздух СВЕЖ.
ПЛАЩ цвета БЕЖ

Накинул ЁЖ
И через РОЖЬ
Идёт вперёд,
Игра там ждёт.
Товарищ СЫЧ

На матч спешит.
А ёжик в ПЛАЧ:
– Сорвался МАТЧ,
Ведь скоро НОЧЬ.
Уйди, дождь, ПРОЧЬ!

Он так  кричал,
Что ДОЖДЬ  сбежал.
Смеётся ЁЖ:
– Как день ХОРОШ!

___________________________________________________________
 

ПИШИ Ь в конце слов, оканчивающихся на шипящую согласную:

1. Глагол (всегда!): беречь, идешь, режь.

2. Имя существительное, женский род, 3скл.: мышь, рожь.

3. Наречие (всегда!): наотмашь, навзничь.

Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

 НЕ ПИШИ Ь...

1. Имена существительные 1 и 2 скл.: нет туч, мой луч.

2. Краткие прилагательные: свеж, тягуч.

 
 г.Шустрый мышонок

 
ПИШИ  А, И, У  после Ж, Ш, Щ, Ч

 
ШУстрый мышонок,
ЧУть ЩУрясь, сказал:
–С чёрным котёнком
Я ШУтку сыграл.
Остреньким ШИлом
Его уколол,
Он на ЖУка,
Что был рядом, стал зол.

Лапкой, как ШАрик,
ЖУЧИшку поддал,
Тот на луЖАйку
За домом упал.
ЖИво на ножки
Поднялся жучок,

В ЧАЩУ лесную
Сбежал...и молчок.
В листьях ЩАвЕля
Нашёл жук тенёк,
Там отдышался
И влез на пенёк.

Всё же реШИл
Шалуна наказать:
Колкий ШИповник
Жук наЧАл срезать.

В норку мышонку
ПодлоЖИт ШИпы,
Лапки уколет –
Так враз запиЩИт.

Думать начнёт
О поступках своих,
Не повторит тогда
ШУточек злых.

____________________________

После Ж, Ш, Щ, Ч пиши И, А, У.

Искл.: жЮри, брошЮра, парашЮт.

 
    ЧУДЕСНАЯ  ШАЛЬКА

 

Ажурную шальку соткал паучок,
Уполз отдыхать на ближайший сучок.
Росинки решили дополнить узор.
Лучу здесь для творчества тоже простор.

Вплёл яркие нити в чудесную шаль,
И радуге красок нисколько не жаль.
Черёмуха скинула в дар лепесток.
Запутался в шальке шальной ветерок.

Как бусы жемчужные, блещет роса,
Её подсинили собой небеса.
Из чащи лесной приползли муравьи
И алые цветики в шальку вплели.

Щурки- шалуны край  украсили мхом,
Серёжки берёз прикололи  потом.
Трудился над чудом народец лесной.
К полудню блистало оно красотой.

Шмель сослепу влез, чудо это порвал.
Приполз паучок, свою шаль не узнал.
Хотел пригласить из столицы жЮри,
Чтоб шаль оценить те достойно могли.

Достал он брошЮру и начал читать,
В ней всех поучали, как правильно ткать.
Но бросил...Схватил парашЮтик-пушок,
Из леса помчал его прочь ветерок.
_________________________________________
ЧА, ЩА – пиши с «А»

ЧУ, ЩУ – пиши с «У»

ЖИ, ШИ – пиши с «И».

 

ИСКЛЮЧЕНИЯ: жЮри, брошЮра, парашЮт.

 
Считалочка

 Правописание О после шипящих и Ц

Чок-чок, паучОк
Зацепился за крючОк,
Сполз оттуда на сучОк,
Уколол себе бочОк.
Паутинку распустил,
Вниз с кусточка заскользил.
Опустился в красный мак,
На травинку сделал шаг,
Он в росу потом нырнул,
Чуть в росе не утонул.
Вылез мокрым паучОк,
Лепестком протёр бочОк.
Из цветка попил он сок,
Выпил столько, сколько мог.

Весь измазался пыльцОй
И помчался под крыльцО.
Сетку сплёл в углах, аж двух!
Ждёт в засаде глупых мух.
______________________________

 После ШИПЯЩИХ СОГЛАСНЫХ, после Ч и Ц

В суффиксах и окончаниях  под ударением ПИШИ  «О»!

  Барабан

МедвежОнок и волчОнок
На тропе нашли бочОнок.
Покрутили, повертели,
На бочОк бочОнка сели.

Завертелись, покатились,
У норы остановились.
Проживал зайчОнок там.
–Бочка эта – барабан!

В лес ворвался шум и гам,
Слышно всюду: трам-там-там!
Бьют зверюшки в барабан!
______________________________

После ШИПЯЩИХ СОГЛАСНЫХ и Ц

в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением ПИШИ  «О»!

 д. ЦЫПЛЁНОК  В  ЦИРКЕ

 
      Буквы Ы и И после Ц

Огней мерцающий наряд
Привлек цЫпленка детский взгляд.
Птенец проник в цирк-шапито,
Как капелька сквозь решето.

Арена, словно цИферблат.
Артисты вышли на парад.
Сверкает необычный мир.
Цветами встречен маг-кумир.

ЦИлиндр волшебника без дна,
Там заяц, кот, мышонка два!
Считает цИфры чёрный дог,
Мячом жонглирует бульдог.

ЦИркач под куполом парит,
С трапецИй птицею летит,
Рукою ловит он кольцо.
Его сменяют шесть борцов.

Восторга вырвался тут писк.
Пресек его  цЫган-артист,
Подкрался он, цЫплёнка  хвать.
И цЫкнул: ,,Цыц, нельзя мешать."

Сын курицЫ стал цИркачом.
На кошке скачет он верхом.
______________________________________________

После "Ц" пиши в 1колонке –"И" ,во 2 колонке "Ы"
1.Всегда в корне слов............. 1 в окончаниях слов
( цирк,циркуль...)................ (кузнецЫ, отцЫ ,угол улицЫ )

2слова на -ция.................... 2 в суффиксе -ЫН-
(милиция, станция)................ курицЫН ,куницЫН

.......................................3 слова исключения: цыган, цыц, цыпленок,
.................................................цыпочки

 2.СОСТАВ СЛОВА

    а.Волны на море.

 Проверяемые гласные в корне слов.

 
Волна злой кОшкой прыгает на ноги,
Когтями-камешками пробует царапать.
Но вОлны я прошу меня не трогать:
Вмиг кОгти убрала и тычет мягкой лапой.

Мурлычет нежную кошачью песню,
Из пены лепит белых юрких мышек,
По берегу гонять их интересно...
Вдоль побережья тихий шорох слышен.

А ветер с мОря к вечеру крепчает,
И бриз морской теряет свою ласку.
Штормит волна, кораблики качает.
Спешу домой, мне штОрм испортил сказку.
______________________________________________

 Проверяйте ударением гласные в корне слов:

морской – мОре
кошачий – кОшка
когтями – кОготь
штормит – штОрм
спешу – поспЕшно

  б. Веду кораблик

 Запомните правописание выделенных слов

 

СОЧИНЕНИЕ ПИШУ,
НИКУДА Я НЕ СПЕШУ.
АККУРАТНО СТРОЧКИ
ЛЯГУТ НА ЛИСТОЧКИ.
***
Как умелый КАПИТАН
Свой КОРАБЛИК по волнам
Мимо рифов поведу,
Путь по КОМПАСУ найду.

***
И МАТРОСЫ хороши –
Стали в строй КАРАНДАШИ.
Рядом ручек длинный ряд,
Мне помочь они спешат.

Мой учебник – верный БОЦМАН,
Сборник правил – умный ЛОЦМАН.
А на полках словари,
Словно в доках корабли.

***
Белый лист, как океан,
Ветер бьёт по парусам.
Крепко я держу штурвал.
Нам любой не страшен вал.

Ошибиться – права нет.
Наш КОРАБЛЬ чёткий след
Оставляет  за собой...
Предложения волной,
Пенясь чуть, до берегов
Будут виться у бортов.

***
Вёл корабль я достойно.
На парад команду строю.
–Всем СПАСИБО, ЭКИПАЖ,
Был поход нелёгким наш.
_____________________________________

 БОЦМАН – (голл.) должность младшего командного состава экипажа судна,
начальник палубной команды.
ЛОЦМАН – специалист по проводке судов, хорошо знающий местные условия плавания.

 
***
Сороки и воробьи

ВОРОБЬИ воровскИ
МОЛОТЫЙ ГОРОХ клюют.
СОЛОВЬИ в холода
ГОЛОСОЧКИ берегут.

***
Пьют водичку из ключа
Три СОРОКИ, два грача.
Но ударил тут МОРОЗ,
Приморозил птичкам нос.
***
ВОРОХ зёрен на току
Отобрали на муку.
Испечём мы КАРАВАЙ,
Рот пошире разевай!

 
       в.ФОРУМ

 Слова с -ДИР-, -МИР-, -ПИР-, -СТИЛ-

 
Собрали форум правила,
Девиз их: Пишем правильно!
Устали дети разбирать,
Где "И", где "Е" когда писать.
Не разберутся в слове –
И двоечек наловят.

Так, может, всё нам упростить,
И буквой «Е» всё заменить?
Тут буква "А" сказала речь:
– Хочу вас всех предостеречь.

Я "И" не дам в обиду,
Мы дружим не для виду.
За -ДИР-, -ТИР-, -МИР-, -СТИЛ-,
-ПИР- и -БИР- стою всегда на страже.

С "Е" в ссоре мы, а с буквой "И"
Стоять нам рядом важно.
Не стал им форум возражать,
Друзей решили поддержать.
***** ****************

РазБИРАю – уБЕРу

ЗаСТИЛАю – поСТЕЛю

ЗаПИРАем – заПЕРли

 
     г.ЗОРЕНЬКА-ЗАРНИЦА      
         
 Корни -КАС-, -КОС-, -ЗАР-, -ЗОР-...

1.

КОСНулся луч меня на ЗОРьке:          
– Вставай и приступай к уборке.
КАСАется щеки моей подушка:
– Поспи, подсунь меня под ушко.

2.

Луч удареньем падает на ЗОРьку,
ЗАРнице без луча так горько.
Мой друг, ты слово «ЗАРЕВО» запомни,
Полнеба яркий свет его запонил.

На горизонте виден свет ЗАРницы,
Он в темноте ГОРит, искрится.
3.

А ЗОРенька поутру разГОРается,
Костер ночной пастуший доГОРает.
ЗАРюют у реки мальчишки-рыбаки,
ЗаГАР их африканскому сродни.

На котелке с ухой наГАР,
Струится вверх дымок уГАРный,
Картошка от огня пропахла ГАРью.
Красавицу Зарю сменило марево.

Окрашен полдень краской палевой.
Как уГОРелый мчится ветерок,
Он не догонит белый катерок.

 
 д.Выращенный нами росток.
Правописание  гласных в корнях –РОС-, -РАСТ-(РАЩ-)

 
ВыРАСТить тыкву в четыре обхвата,
Как-то весною решили юннаты.
Плод им выРАЩивать так надоело!
Летом РАСТение совка доела.

РОСло рядом с тыквой семейство бобовых,
РАСТёт и поныне, соседей ждёт новых.
ЗаРОСли буйны смородины красной,
Солнышком каждый РОСТОЧЕК обласкан.

***
Я скромный вывела цветок,
В земле проклюнулся росток,
Потом немножечко подрос,
И получился кустик роз.

***

Исключения:

В Ростове Ростислав ростовщик
Много денег притащил.
Он корабль снарядил
За ростками плыть в Росток.
Лучше б ехал на Восток.
_______________________________

Если ударение не помогло определить написание "О" или "А",

то
    1.Перед -СТ- или -Щ- – пиши "А".

    2.  В остальных случаях "О".

    3. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, но: отрасль.

___________________________________________________

совка – сельскохозяйственный вредитель

юннаты – юные натуралисты

 

е.ПЧЁЛКИНЫ ИСТОРИИ

     Пчёлка и Жёлудь

 Правописание О и Ё в корне слов

Юная пчЁлка у жЁлудя ждёт:
Жёлтый бутончик когда расцветёт?
Жёлудь ей шепчет, что он не цветок.
ПчЁлка поджала губу-хоботок.
– Шёпот ваш этот, конечно же, вздор.
С брюшком пустым мне вернуться – позор.
Как объясню в улье пчЁлкам я всем:
Жёлтый цветок без нектара совсем.
Слёзки по щЁчкам пчелиным ползут.
Жёлудю жалко малышку... И тут
Вежливо шляпку свою приподнял,
С ветки на жЁсткую землю упал.

 

На пасеку в гости к пчёлке

 1 часть.

Села пчЁлка на чЁлку,
Крылышки чешет.
ЩЁлк по щЁчке
Иголкой колкой.
Жало не жалко?
Жало поджала
И прожужжала:
– ЖЁлтый цветок
Подарил мне нектар,
В улей несу
Золотой этот дар.

– Пора тебе в улей!
Полетела пулей.
На пасеку поеду я,
Её медку отведаю.

 2 часть.               

Пасека в лесу,               
Весь день брожу, ищу.
Забралась в крыжОвник,
А там шОрох.
Напугал медвежонок.
Бегу по шОссе,
Устала уже.
В клочьях капюшОн –
Выбросила вон.
Треснул шОв.
Уже близко кров.
– ШОфёр! Подвези!
– Кончился бензин.
Добралась домой еле,
Теперь лежу в постели.
________________________

После шипящих согласных в корне слов пишем "Ё" – пчЁлка

Но есть слова – исключения: шОрох, шОколад, шОссе, шОфёр, шОв...

 
ё.СКАЗКА-СКАЗОЧКА

 Проверяемые согласные в корне слов

 
Склоняется над нами сон так низко,
И фонарём луна в окошке близко.
Зажмурить тихо просит фея глазки,
Воркует голосочек сладкий сказки.

А сказочка про лиску-лисоньку.
Она к избе подкралась низенькой.
Уже добыча так близёхонько,
Дрожит от страха зайка крохотный.

Трепещут у косого ушечки,
В комочек сжалась его душечка.
Глазёнки в темноте, как звёздочки,
А носик  нежный, словно розочка.

Вдруг слышит за окном: «КУ-КА-РЕ-КУ!
Прогнать лису я зайцу помогу.
Есть шпоры и острейшая коса!»
Опасность чуя, мчится в лес лиса.
_____________________________________

Для проверки согласных в корне слов, подбирай однокоренные слова:
скаЗка – скаЗочка
ниЗко – ниЗенько
глаЗки – глаЗоньки

         В лес за клюквой

 Проверяемые согласные в корне слов

 
Мы за клюквой утром рано
В лес пошли с сестрой и мамой.
МяГкий мох ковром под ноЖки
Расстелил в лесу дороЖки.

Сапожок увяЗ вдруг мой,
Шевельнуть нельзя ногой.
Не увидел я болотца,
Лес густой, не видно солнца.

С мамой понемноЖечку
Вытащили ноЖечки.

Алой клюквы два лукоШка!
Есть варенье будем лоЖкой!
И зимою длинной
Чай пить витаминный!
___________________________________________

 ПРОВЕРЯЙ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВ:

ноЖка – ноЖЕчка
дороЖка –дороЖЕнька
лукоШко – лукоШЕчко
лоЖка – лоЖЕчка
___________________________________________
3.

ПРИСТАВКИ и СУФФИКСЫ

   а. Нехитрые приставки

 Правописание приставок на З- и С-

 
Есть нехитрые приставки,
Сами скажут, что где ставить.
Раз(с)-, из(с)-, воз(с)-, а также чрез(с)-,
Слышишь глухо – пишешь «эС».

РАСпишитесь за посылку.
РАСкрывай свою копилку.
ВОСпитала мама дочек.
ИСчертил сынок листочек.

Если звонкий слышен звук,
Он не требует наук.
ИЗначально все понятно,
Произносится "З" внятно.

– РАЗвеселый праздник наш.
ЧРЕЗвычайно умный класс.
*****

Слышен возмущенный смех:
– Быть хочу главнее всех!
С «З»собью сейчас я спесь,–
РАСкричалась буква «С».
.
– С З- приставкой слов не встретишь,
К слову З- ты не прилепишь.
В слове "СДАЧА" "З" слышна,
Но стоять в нем не должна.

– Сделал дело – так гуляй.
Спой, спляши, свари, слетай.

***
Исключенья посмотри:
«Здание», «здоровье», «зги».
А еще словечко «здесь»...
Вот теперь  стишочек весь.

 
       б.Я в фантастической стране!      

 Приставки ПРИ- и ПРЕ-

 
Я в фантастической стране!
Попал туда в ПРЕкрасном сне.
ПРЕнеобычный сон, ну, очень.
В ракете ПРИгрунтился точно.

Сияет светом розовым планета,
Похожая на Марс по всем приметам.
ПРИкрыл глаза, боясь вспугнуть виденье.
Чуть ПРИоткрыл и, будто наважденье,

ПРИблизились два существа ПРЕдлинных,
Колючки ПРИлепились к ним обильно.
ПРЕграды из камней ПРЕодолели,
ПРЕтонкими вдруг голосочками запели.

ПРИслушался я к песням их красивым,
ПРЕсладкий звук! Но тут рубин массивный
Упал, ПРИжав траву, меня коснулся...
От страха закричав, я сразу же проснулся.
******************************

ПИШИ ПРИ-

1. приближение

2. присоединение

3. неполнота действия

 

ПИШИ ПРЕ-

1. ПРЕ – равна ОЧЕНЬ.

2. ПРЕ –равна ПЕРЕ.

 
   в.Нянчат два сверчка жучка

 Правописание суффиксов –ЧК-, -ЧН-, -РЩ-, -ЛЬЩ-...

 
На поляноЧКе жуЧКа
НяНЧат два боЛЬШих сверЧКа.
На зелёненьком лужке
Он сидел на лопушке.
Мать-жучиху не нашли,
На поляну принесли.
Дали булоЧКу ребёнку.
Свежих сливок от Бурёнки
Принесла ему лягушка
И погладила за ушком.
Бросил булоЧКу жучок,
Стал жужжать: "Болит бочок,
Да ещё и лапоЧКи,
Принесите тапоЧКи.
Под листом нет света
В час вечерний лета".

Два фонаРЩика пришли,
СветляЧКов горсть принесли.
На цветах развесили –
И светло, и весело!

А жучишку не унять,
Продолжает  верещать.
Пригласили баНЩика,
Чтоб помыл обмаНЩика.
Фрак бордовый ёжик сшил,
БрюЧКи, обувь смастерил.
Тащит скрипоЧКу сверчок,
А другой несёт смычок.
– Будет маЛЬЧик музыкант,
Разовьём его талант.

СкрипоЧКу жучишка взял,
Инструмент и зарыдал:
Как пилою по сосне,
Так жучишка по струне
Водит взад-вперёд смыЧКом.
Да с лужка  боЧКом, боЧКом
В лес подаЛЬШе убежали,
БарабаНЩика позвали:
- Бей погромче в барабан,
Чтоб не слышать скрипку нам.

 
Бросил скрипоЧКу жучок
И взобрался на сучок.
Там и мамочка-жучиха,
Подхватила сына лихо,
Отнесла его домой,
Что был в дубе под корой.
А в лесу идёт концерт,
Вальс играют, менуэт.

И сверЧКам, двум виртуозам,
"Бис" кричат и дарят розы.

________________________________________________

 
НЕ ПИШЕТСЯ «Ь»:
1. В сочетаниях  -ЧК-, -ЧН-, -НЧ-, -РЩ-
2. В словах: БАНТИК, ВИНТИК, ФАНТИК...

 
ПИШЕТСЯ «Ь»:
1. В сочетаниях –ЛЬЩ-, -ЛЬЧ-, -ЛЬШ-.

 

г.Полцарства, полгосударства Емельке

 Правописание слов с ПОЛ- и ПОЛУ-

 

На печи уснул Емеля,

Он лентяй и пустомеля.

Лодырю приснился сон:

Получил ПОЛЦАРСТВА он.

ПОЛСТРАНЫ царь отдавал,

Лишь бы кто царевну взял

В жёны раз и навсегда.

ПОЛКАЗНЫ вручИт тогда.

Перезрелая невеста,

Да иметь ПОЛТРОНА лестно.

Коль не сыщется жених,

Царь оставит баб одних.

Мужиков велит повесить.

Вот такое, брат, известье.

               

И решил тогда народ:

Пусть Емелюшка спасёт.

И толпой к нему пошли,

Человек так из семи.               

– Нас, Емеля, выручай,

И ПОЛЦАРСТВА забирай!

А у нас у всех есть жёны,

И детишек  избы полны.

Ты не пыжься, парень, слишком.

Для печи твоей дровишки

Обещаем мы подбросить.

Ты женись, ПОЛМИРОМ просим.

А царевну поутру

Заставляй носить чадру.

Хоть невеста и страшна,

Но зато за ней казна.

Знаешь сам: богат царь очень:

Шесть домов, пять винных бочек,

В огороде баклажан –

Он весной его сажал.

 

Побежали за казной:

Там полтинник золотой.

Обещали разрубить

 И богатство  поделить..

– На, Емеля, ПОЛ-ЛИМОНА,

ПОЛРУЖЬЯ и ПОЛПАТРОНА.

Разрубили баклажан.

А кабанчик убежал.

ПОЛ-ОЛИВИИ страны,

Шесть  домов поделены.   

Как пять бочек разделить?

Дали по две. Стали пить               

Всей страной из бочки пятой,

Но налив квасок ребятам.

По ПОЛ-ЛИТРА, да с ПОЛКРУЖКИ      

Крепкой выпили за дружбу.

Емельяна подхватили,

В храм втолкнули и женили.

   

               

Тост подняли за страну,

За Емелькину жену.

В ухо тестю зять кричит:

– Мужиков пора делить! 

Да бери с собой ПОЛДОЧКИ,

ПОЛЖЕНЫ мне хватит. Точка.

 

Осерчал на зятя царь,

Дал приказ, как было встарь:

ПОЛГЛАВЫ снести Емеле.

Всем урок, чтобы не смели

Государю впредь перечить.

Не в ПОЛ-УХА чтобы речи

Слушал и внимал народ,

А стоял, разинув  рот.

            

 ***

В ПОЛУСНЕ вопит мужик:    

– Я без денег жить привык!

Сам Оливией правь, царь,

Наш мудрейший государь.

А царевна огород

По весне мне разведёт.

Обещаю тож работать.

И ПОЛСИЛЫ, и заботы

Буду вкладывать туда.

Жить не буду без труда.

И тебе ПОЛ-УРОЖАЯ

Отдавать начнём мы с мая.

А настанет только осень,

В гости всех нижайше просим.

 

***

Будит тут Емельку мать:

– Хватит, сын, тебе кричать.

Принеси скорей дрова,

Печка теплится едва.

Заморгал дурак глазами

И помчался за дровами.

И ПОЛЦАРСТВА, ПОЛКАЗНЫ

Ему на дух не нужны.

***

Сказка, дети, ПОЛУЛОЖЬ,

ПОЛУПРАВДА, может, тож.

 

Я ПОЛНОЧИ сочиняла

И ПОЛСКАЗКИ написала.

А ПОЛСКАЗОЧКИ за вами,

Сочиняйте, детки, сами.

_______________________________________________________

 

1. ПОЛ-(ПОЛОВИНА) ПИШИ через ДЕФИС(-), если

– сущ-е начинается с гласной буквы: ПОЛ-ОГОРОДА,

– или с согласной "Л": ПОЛ-ЛИМОНА,

– или далее идёт имя собственное: ПОЛ-МОСКВЫ.

 

2. Пиши слитно ПОЛ- с сущ-ми, начинающимися с согласной буквы:

ПОЛЦАРСТВА, ПОЛКАЗНЫ...

 

 

3. ПИШИ слитно слова с ПОЛУ-: ДО ПОЛУНОЧИ.

 

 

 

 

4.ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ

ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ

 

 

а. Игра в слова

 

Образование новых слов с помощью приставок????

 

Кто жонглирует мячами,
Мы ж попробуем словами.

 
Я бросаю слово «лью»,
Ты в ответ мне - «разолью».
«Слить!» – кричит подруга Ната.
– Чай давайте пить, ребята.

Разливает Маша чай,
Он пролился невзначай.
Мы залились смехом дружно:
– Нас утопишь в этой луже.

– Наливайте кофе чёрный,
Не облейся, будь проворней,–
Поучает Сашу Ната.
–Дальше думаем, ребята!

Продолжаем мы играть:
«Наливать – переливать».
– Молока подлить бы в чашки.
– Сахарку подайте Сашке.

– Таня, я придумал «вылить».
Больше слов нам не осилить.

 

Вам игру со словом «шью»
От души передаю.
Начинайте «вышивать»,
«Зашивать и ушивать».
____________________________

Приставкой называется та часть основы, которая стоит перед конем и служит

для образования слов.

 

===========================================================

             Рыба – рыбочка

 Слова, образованные с помощью суффиксов.

 
РЫБА бьёт хвостом в руках
Неумёхи РЫБАКА.
Но готов из РЫБКИ суп,
РЫБНЫЙ суп ухой зовут.

Да, РЫБАЛКА удалась:
Есть про РЫБИЩУ рассказ!
А РЫБЁШКА, что мала ,
Под корягу вся ушла.

У причала РЫБАЧОК
Ловит РЫБКУ на крючок.
На траве лежит сачок,
В нём РЫБЁШЕЧКА бычок.

Наша речка не мелка,
Но РЫБАЦКИЕ суда
Не заходят к нам сюда.

 
Вот такой у нас улов:
Напридумали мы слов.
РЫБА очень помогла.
Где здесь НОВЫЕ слова?
_____________________________
 

Суффиксом называется та часть основы, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов.

 

 
Лес, лесник, лесовичок...

 Образование новых слов с помощью суффиксов, приставок и сложением двух основ

 

В ЛЕС позвал друзей Антон,
Там ЛЕСНИК построил дом.
На ЛЕСНОЙ в цветах опушке
Новая с резьбой избушка.

ЛЕСОРУБ спилил для дома
Крепких лиственничных брёвен.
ЛЕСОВОЗ доставил к месту.
Мы смотрели с интересом.

Показал ЛЕСНИК ЛЕСОК,
Что подходит для досОк,
Где растут тетрадки, книжки
И игрушки ребятишкам.

Под травинкой пел сверчок,
Прыгал с ним ЛЕСОВИЧОК.
Подружились с ним мы в чаще.
Пригласил ходить почаще.

Возвращались ПЕРЕЛЕСКОМ.
ЛЕС будили песен всплеском.

__________________________________________

 ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ : лес, лесник, лесной, лесоруб, лесовоз,

лесовичок, перелесок, лесистый.

*** *** ***

 Масленица!   

Уменьшительно-ласкательные суффиксы               

 

Как на Масленицу Данечке
Напеку печатных пряничков.
Заведу блиночки-солнышки,
Испеку на сковородушке.
И улыбками на личиках
Разрисую пару блинчиков.
Сто других полью вареньицем.
Есть блинки никто не ленится.
Посмету мучку я веничком,
Для хлебОв начищу семечек.
Каравай из печки пышненький,
Он от семечек душистенький.
Верх его украшен вензелем,
Рядом с ним с изюмом крендели.
Сбила венчиком сметаночки
И для Марьи, и для Данечки.
Щёчки всех  блестят от маслица
В развесёлый праздник МАСЛЕНИЦЫ!
_____________________________________
 

Уменьшительно-ласкательные суффиксы не образуют новых слов: -К-

-ИК-, -ЧИК-, -УШК-, -ИЦ-, -ЫШК- ...

________________________________

 
===========================================================

5.Имя существительное

 

а.О трех маленьких друзьях

 

  ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( И или Е).

О трёх маленьких друзьях

Ветер спел мне в камышах.

И шептала ночью тишь,

 

И.п.  Что СОБАЧКА, КОТИК, МЫШЬ

Вместе делают зарядку,

Во дворе играют в прятки.

Так они  прекрасно дружат,

Что другим примером служат.

 

Р.п. И СОБАЧКИ, КОТИКА и МЫШИ

 Нет друзей верней и ближе.

 

Д.п. СОБАЧКЕ, КОТИКУ и МЫШИ

Принесли на блюде пышек,

К ним сметанки и сырка,

Да парного молока.

 

В.п. СОБАЧКУ, КОТИКА и МЫШЬ

А ты, дружок, чем удивишь?

Но не неси ты им  колбаски:

Друзьям немного нужно ласки.

 

Т.п. СОБАЧКОЙ, КОТИКОМ и МЫШЬЮ

  Поделена на части пища.

  Раздали птичкам и лягушкам,

  Цыпляткам, пчёлкам, осам, мушкам.

 

П.п. И о СОБАЧКЕ, КОТИКЕ и МЫШИ

   Чирикают все воробьи на крыше.

    А ветер лапочки пожал,

    И о друзьях мне рассказал.

___________________________________________

 

ПАДЕЖИ  РУССКОГО ЯЗЫКА:

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ, РОДИТЕЛЬНЫЙ, ДАТЕЛЬНЫЙ,

ВИНИТЕЛЬНЫЙ, ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,  ПРЕДЛОЖНЫЙ.

___________________________________________

 

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ( И или Е).

 

1 скл.........2 скл...........3 скл.

Р.п. -И ...........– ..............-И

Д.п. -Е ...........– ............. -И

П.п. -Е ...........–Е........... -И

 

Скл.(склонение)

 

 

РИСУЕМ КАРТИНУ.

 

  И.п.  КРАСКА, КАРАНДАШ и ТУШЬ.

 

   Натюрморт из ягод, яблок, груш

   Нарисую краской на холсте.

   Тушью – розы на простом листе.

   А помощник верный, карандаш,

   Мне поможет набросать пейзаж.

 

Р.п.  Если КРАСКИ нет, КАРАНДАША и ТУШИ,

   Мастерицы и без них не тужат.

   Летом ягоды и лепестки насушат –

   Вот замена

 

Д.п. КРАСКЕ и КАРАНДАШУ, и ТУШИ.

 

   Получается чудесная картина:

   Полотно в цветах и ягодах рябины.

   И с каймою из соломинок узоры,

   Васильковые с кувшинками озёра.

   Зазмеились чечевичные тропинки,

   Для лужочка есть зелёные травинки.

 

   Вновь берём мы

 

В.п. КРАСКУ, КАРАНДАШ и ТУШЬ,

 

    Для лягушек нарисуем пару луж.

    И подкрасим солнышко из риса,

    Белый для ромашек, он, как бисер.

    Облачко сияет перламутром –

    Фантастически красиво наше утро.

 

Т.п. КРАСКОЮ, КАРАНДАШОМ и ТУШЬЮ

    Мы картину сделаем чуть лучше.

    Но природный дивный материал

    Чудеса полей, озёр, лугов создал.

 

П.п. И о КРАСКЕ, о КАРАНДАШЕ и ТУШИ

    Помним мы: они  искусству служат.

___________________________________________

 

Падежи русского языка:

Именительный, Родительный, Дательный,

Винительный, Творительный, Предложный.

 

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (И или Е).

 

1 скл.........2 скл...........3 скл.

Р.п. -И ...........– ..............-И

Д.п. -Е ...........– ............. -И

П.п. -Е ...........-Е........... -И

 

Скл.(склонение)

 


 

б.Летний отпуск в зоопарке

 

НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

По широкому шоссе

Едет в «Волге»  ШИМПАНЗЕ.

А на крыше «Вольво»

Развалился вольно,

Ноги свесив на капот,

Настоящий бегемот.

Посмотрите, дети:

ГРИЗЛИ на мопеде.

А в каретах ПОНИ,

И везут их кони.

От такой картины

Шмель влез в паутину.

У КОЛИБРИ-крошки

Задрожали ножки.

Полетела к МАНГО,

Станцевала ТАНГО

С комаром на ветке,

Кавалером редким.

Напились нектару,

И набрали в тару.

АВОКАДО  на пути –

Невозможно обойти.

Напитались соком,

Дали и сорокам.

 

В полдень, в самую жару,

Пробежала кенгуру,

С лёгкою корзиной

Мчалась к магазину.

 

Что случилось в зоопарке?

День сегодня, видно, жаркий?

Все открыты двери,

Разбежались звери.

– Объясните поскорей.

– Летний отпуск у зверей!

 

2.

К ботаническому саду

Звери топают отрядом.

Не спускаются в МЕТРО,

Им идти недалеко.

Шествуют в САБО  макаки,

Их береты в алых маках.

Посмотрите: КАКАДУ

В пёстреньких КАШНЕ идут!

Ждёт зверей КАФЕ в саду,

По БЕЗЕ там всем дадут.

Будет КОФЕ  и КАКАО,

Фруктов, КРЕМ-БРЮЛЕ немало.

 

В тёмно-синем лимузине

Две пантеры подкатили.

На ТАКСИ приехал – вот! –

Камышовый дикий кот.

Все бегут смотреть КИНО

О стране своей родной.

 

Прокрутили фильмы лихо,

Но сидят зверята тихо...

И ещё бы посмотрели,

Да пора уже в постели.

Завтра всех директор хочет

Повезти в дендрарий в СОЧИ.

_______________________________________________________

 

6.Имя прилагательное

 

а.Оловянных пять солдат      
Н- и -НН- в именах прилагательных
1.

Кувшинчик стариННый,

Расписанный, глинЯНый,

С сушЁНой малиной,

На ткаНой салфетке,

Где вышиты метки,

Красуется в шкафчике,

Соседствуя с ларчиком,

Невиданным, страННым,

С серебрЯНым кантом.

 

На полке стоят деревЯННой

За дверцею тонкой стеклЯННой,

Что с ручкой витой оловЯННой.

 2

Оловянных пять солдат

Дружно выстроились в ряд

На подставке деревянной

С танцовщицею стеклянной.

 
3

ВесеННий ветерок

Загасил костерок.

ЧугуННый котелок

Воришка уволок.

 

За песчАНой кочкой

Прятался ночью.

ТумаННым утром

Утащил утварь.

 4

Песня лебедИНая

На весеННей льдине,

На солнце тающей,

Замереть заставила.

 

Пели о любви

Лебеди вдали.

 

5

ВетрЯНая мельница

Крыльями машет,

Зерно в ней мелется

Для хлеба, для каши.

 

6

След утИНый

В куче муравьИНой.

Утка глупая,

Совсем юная,

К водЯНой кромке шагала,

В муравейник попала.
__________________________________________________________

 Правописание НН и Н в прилагательных:

 

ПИШИ -НН-

1. В основе Н + суффикс Н

чугуН+Н+ый

2.С суффиксами -ОНН- , -ЕНН-

авиациОННый , тыквЕННый

Но! ветрЕНый день

 

ПИШИ -Н-

1. с суффиксами -АН- , -ЯН- , -ИН-

песчАНый , лебедИНый

2.отглагольные прилагательные

тканый – НО!соткаННый

рваНый – НО! порваННый

 

ИСКЛЮЧЕНИЯ: оловЯННый , деревЯННый , стеклЯННый

 
           б.Дерзкий ручей
   Суффиксы -к- и -ск-...

 

 В УЗКОМ ущелье ДЕРЗКИЙ ручей,

Камни сдвигая, в долину стремится.

РЕЗКО подул враг полей суховей,

Воздух ИЮЛЬСКИЙ миражно струится.

 

МЕРЗКОЕ чувство – живыми сгорать,

Просят растенья прохладной водицы.

Помощь БЛИЗКА, надо лишь подождать...

ВЯЗКИЙ песок предлагает сразиться.

 

Воды ГЕРОЙСКИ пробились в поля,

Влагой насытив колосья пшеницы.

Звонко, ПО-ДЕТСКИ, смеялась волна,

Всех приглашая с ладошки напиться.

________________________________________________

 

ПИШИ: 1.СУФФИКС -К- в качественных прилагательных,

проверь краткой формой:

узКий – узок

дерзКий – дерзок

2.В относительных прилагательных

с основой на -К,Ч,Ц-.

казак – казаЦКий

ткач – ткаЦКий

 

ПИШИ -СК- в остальных случаях, а также УЗБЕК – УЗБЕКСКИЙ, ТАДЖИК –

ТАДЖИКСКИЙ.

КАВКАЗ – КАВКАЗСКИЙ.

 

========================================================???
7. Глагол   
 а. Искрится горный водопад   
 
ТСЯ- и -ТЬСЯ- в глаголах

Под струями горного водопада

КупаеТСЯ прелестная наяда.

Кусты толпяТСЯ зелёной оградой,

ИскряТСЯ брызги, даруя прохладу.

 

Несёт покрывало на плечи ветер.

Цветы у воды беспечно лепечут.

В озёрный хрусталь спускаеТСЯ лебедь,

Наяде споёт он песню о лете.

 

***

ПлещуТСЯ в струях, смеюТСЯ от радости.

Радуга в каплях воды отражаеСТЯ.

Ветру, в наяду влюблённому, хочеТСЯ

Девы волос изумрудных дотронуТЬСЯ.

_________________________________________________________

 

ПИШИ 1. -ТЬСЯ в глаголах неопределенной формы.

........СТАВЬ ВОПРОС!

........Что делаТЬ? Что сделаТЬ?

дотронуТЬСЯ , смеяТЬСЯ

 

2. -ТСЯ в глаголах настоящего и будущего времени

........СТАВЬ ВОПРОС!

.........Что делаЕТ? Что сделаЕТ?

отражаеТСЯ , заискриТСЯ

 

б.Слышит, дышит леший в чаще

 

 Спряжение глаголов, глаголы-исключения.

 

ГОНИТ Леший по болоту

Заплутавшего кого-то.

В темноте страшила ВИДИТ,

За вторженье НЕНАВИДИТ.

СЛЫШИТ каждый звук. Предвидит:

Ведьма Нимфочку ОБИДИТ.

Пальцем грозно Ведьма ВЕРТИТ,

А бедняжка еле ТЕРПИТ.

Всюду сломанные ветки,

От болота запах терпкий.

ДЫШИТ нимфа этим смрадом,

Даже зореньке не рада.

Подхватил злодейку ветер

И в рыбачьи бросил сети

СМОТРИТ Нимфа:  Водяной

СТЕЛЕТ  пар перед собой.   

Он ЗАВИСИТ от тепла,

Да боится он костра.

ДЕРЖИТ хвост свой Водяной

В шальке тёплой  пуховОй.

Леший топает в лаптях,

Хочет чай попить в гостях.

 

Страшен Леший с бородой,

 БРЕЕТ  друга Водяной.

Приготовив чай и торт,

Нимфа в гости их зовёт.

 

___________________________________________

 

К глаголам-исключениям 2 спряжения относятся: гнать,держать, дышать и слышать.

видеть, обидеть, смотреть, ненавидеть,зависеть, терпеть, вертеть.

Глаголы-искл. 1 спряжения: стелить, брить.

____________________________________________               

 8.НАРЕЧИЕ

 

а.Птичий рынок

Суффиксы –А  и –О  на конце наречий.

 

Накалился ДОКРАСНА
Рынок птичий от кипенья.
Живность ужаса полна
От людей столпотворенья.

 
ВПРАВО, ВЛЕВО шарит взгляд:
Птицу счастья ищут люди.
ЗАНОВО проходят ряд,
По перу, по пенью судят.

 
ИСКОСА на них глядит
Из просторной клетки ара:
Перья – синий гиацинт.
Вот жако чудесных пара.

 
СПРАВА, СЛЕВА щебет птиц.
Ждёт волнистый попугайчик
Друга, чтоб поговорить.
Шустрый он, как лучик-зайчик.

Чем не счастье ребятишкам?
В доме друг не будет лишним.

 

Пиши «А» на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-.

Пиши «О» на конце наречий с приставками В-, НА-, ЗА-.

 

9.ЧАСТИЦЫ
а.Как у кошек дом сгорел
Правописание частиц НЕ и  НИ

 

 Тили-тили, тили-бом!

Знают все про кошкин дом.

Слышал взрослый и пострел,

Как у кошек дом сгорел.

 

Гости в доме собрались,

А потом передрались.

 

Съели кашу, винегрет,

Кот Василий спел куплет,

Кошка Сильва станцевала.

Но гостям всё было мало.

К чаю им подали торт,

После сладкого – фокстрот.

Заиграла Сильва вальс,

Дикий топот дом потряс.

Отдавили кошкам лапы,

Кот барана исцарапал.

Со стола смахнули свечку,

Уголёк упал из печки.

Вечер кончился бедой:

Не залить теперь водой.

 

***

НИ козёл, НИ пёс Стожар

НЕ тушили тот пожар.

Убежали поскорей.

А огонь всё злей и злей.

Ничего он не щадил,

Кошкин дом дотла спалил.

И НИ кошка, и НИ кот

НЕ найдут своих ворот.

Плачет бедная хозяйка,

Дом красивый очень жалко.

***

Наступил холодный вечер.

Кто ночлег им обеспечит?

Но НИ куры, НИ свинья

Кошкам НЕ дали жилья.

Отказались привечать,

Стали Из дому их гнать.

***

Дверь в избу, НИ  даже  в  сенцы,

Не открыли погорельцам.

 

Их в сарай зовут котята,

Места в нём хоть маловато,

Но спастись от ветра нужно.

Спать легли, обнявшись дружно.

 

Пробудились утром рано.

НИ петух, и НИ бараны

НЕ пришли проведать их.

Нет им дела до других.

 

Разозлился старый кот

На судьбы злой поворот.

За три дня построил дом.

Нету лучшего кругом!

 

Новоселье отмечали,

Всех друзей котят позвали.

НЕ забыли НИ сверчков,

НИ мышат, НИ паучков.

 

Танцевала детвора,

Пел скворец им до утра.

 

_______________________________________

 

ПИШИ частицу НЕ с глаголами отдельно.

Помни, что есть исключения: недоумевать, недомогать , ненавидеть и др.

 

Частица НЕ служит для отрицания.

Частица НИ для усиления отрицания ( её всегда можно отбросить).

 

 

 

в.Незнакомец и незримый дух

 

Правописание частицы НЕ с разными частями речи.

 

В НЕБЛИЗКОЙ северной стране

Попал я в лес НЕПРОХОДИМЫЙ.

К пещере в НЕБОЛЬШОЙ горе

НЕ БЕЗ ТРУДА в тот день дождливый

Дошёл задолго до зари.

 

Тут НЕКТО властный, но НЕЗРИМЫЙ,

Cо мною вдруг заговорил:

– Зачем явился, НЕЗНАКОМЕЦ?–

С НЕГОДОВАНИЕМ спросил.

– Ты тайну тишины расколешь,

Разрушишь вековой уклад,

НЕВОЛЬНО наш конец ускоришь…

***

– Я НЕ ИЩУ священный клад.

Покой извечный НЕ НАРУШУ.

Позволь войти, поговорим.

НЕСЛАДКО здесь, внутри посуше,

В пещеру вход освободи.

***

– НЕ ГЛУП я, НЕЗНАКОМЫЙ дух,

Чтоб в мир ваш принести НЕСЧАСТЬЕ.

Пришёл сюда НЕ ВРАГ, А ДРУГ.

Дорогу потерял в НЕНАСТЬЕ.

Я НЕ ИСКАЛ твой дом, поверь.

В тумане путь мне НЕ БЫЛ ВИДИМ.

Узрел в НЕЯРКОЙ вспышке  дверь…

Тебя НЕЧАЯННО обидел.

***

Залопотал вдруг НЕВПОПАД,

НЕПРАВДУ, чушь понёс подряд.

НЕСЧАСТНЫМ сделался мой лик.

Вдруг абрис предо мной возник…

Прикрыл руками он глаза…

И НЕОЖИДАННО сказал:

– Юлил словами, в страхе сник,

С НЕДОБРОЙ целью к нам проник?

***

– Теперь скажу я НЕ ТАЯСЬ,

 НЕ БЫТЬ чтоб пред тобой НЕЧЕСТНЫМ.

Шёл, с НЕПОГОДОЮ борясь,

Разведать мне хотелось местность.

Так любопытство завело

В края, ЛЮДЬМИ НЕ ОБЖИТЫЕ.

НЕМАЛО слышал дивных слов,

Что есть ходы в скале крутые.

Из узких можно галерей

Проникнуть в тайны горных залов.

Так укажи мне путь быстрей,

Я в лихорадке НЕБЫВАЛОЙ.

Смогу там колдовство познать,

Людские судьбы чтоб решать.

 

***

– Пройди, НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ, к огню,–

Сказал без НЕНАВИСТИ призрак.

– НЕДОЛГО уж хлестать дождю,

Шумит слабее – явный признак.

Уйдёшь с рассветом. НЕ ПУЩУ

НЕВЕЖДУ в дальние пещеры.

НЕ ВНЕМЛЕШЬ – страшно отомщу.

Терпенье духов НЕ БЕЗ МЕРЫ.

 

***

НЕ УМ привёл тебя сюда,

А жажда власти – вот беда.

 

Древнейших тайн НЕСМЕТНО здесь.

Но, НЕУЧ, поубавь-ка спесь.

 

НЕВЕРНЫЙ выбрал ты маршрут.

Людей разумных тайны ждут.

 

 

АБРИС – (немецкое слово) линейное очертание предмета, контур.

__________________________________________________________

 

ПИШИ СЛИТНО «НЕ»:

1.В словах, которые без «НЕ» не употребляются.

(Существительные, глаголы, прилагательные, наречия: незабудки, нездоровиться, неряшливый, нечаянно…).

2.С сущ-ми, полными прилагательными и наречиями на –О, которые с НЕ- образуют новые слова: НЕРОБКИЙ – т.е. смелый, НЕПРАВДА – т.е. ложь, НЕГЛУП – т.е. умён…

 

ПИШИ РАЗДЕЛЬНО «НЕ»:

1. С глаголами, деепричастиями.

2. Если «НЕ» служит для отрицания: не правда, а ложь, не далеко, а близко, не лёгкая, а тяжёлая…

3. С краткими прилагательными, которые не имеют полной формы: не рад, не виден.

4. С отрицательными частицами ДАЛЕКО НЕ…, ВОВСЕ НЕ

 

 
 10.    ЛЕКСИКА
 
  а. Разноцветное стихотворение
Слова – синонимы.      

 

 На фоне КРАСНОГО заката

Цветочек АЛЕНЬКИЙ сияет.

И песни звонкие цикада

В вечерней дымке рассыпает.

 

Шиповник РОЗОВЫЙ душистый

С БОРДОВОЙ розой тихо спорит:

Кто всех красИвее, пушистей,

Природой кто искусней скроен?

 

ПУРПУРНЫЙ занавес на солнце

Сиреневый накинул вечер.

Какой же день он нам пророчит?

С дождём? Оранжево ль беспечный?

 

Опустит полог свой ВИШНЁВЫЙ

Ночная мгла на город спящий.

И елей голубых ряд стройный

От снов прогонит чудищ страшных.

 

Цвет фиолетовый бессонниц

Рассеет утра лучик добрый.

И апельсином сочным солнце

На синем небе всходит бодро.

 

*

БАГРОВЫЙ край листочка клёна

Напомнит о прошедшем лете.

И золотая осень скоро

Леса в ЧЕРВОННЫЙ цвет оденет.

_____________________________________________

Синонимы – это слова, совпадающие или близкие по значению с другими словами.

Слова-синонимы: красный, алый, пунцовый, бордовый, вишнёвый, малиновый...

 
б.Гном и Великан

Слова-антонимы          

 

В белом домике под горкой

Гномик жил с подружкой Норкой.

Был красивым, чистым домик,

Дружелюбным, добрым Гномик.

Он с утра дорожки чистил,

Украшал своё жилище.

Во дворе стоял грибок,

Обвивал его вьюнок.

Норка столик накрывала,

Чашки, блюдца расставляла.

Шли из леса к ним зверюшки,

Пили чай и ели плюшки.

Пели песни соловьи

С упоеньем до зари.

 

А могучий Великан

В чёрном замке жил, как пан.

Он орал на всю округу –

Волки выли с перепугу.

Замок мрачен был и сыр,

На столе валялся сыр,

Весь от плесени зелёный.

Грыз его мышонок сонный.

Ночью злобный Великан

Загонял зверей в капкан.

Возле норок ставил сетки,

Певчих птиц томил он в клетках.

От него сбежал ручей,

Прихватив двух лебедей.

Всех злодей считал врагами.

 

Только как-то раз грибами

Отравился дядька сильно,

Было больно и обидно,

Что один в огромном замке,

Нет друзей, врача и няньки.

Выл, как зверь, он и кричал.

Гном на плач тот прибежал.

Осмотрел и дал касторку.

Помогала Гному норка,

Принесла настой из травок

И живительных  пиявок.

 

Процедуры помогли,

Боли разом все ушли.

Стал весёлым Великан,

Гнома другом величал.

Прибежали и зверюшки,

Дядьку вымыли в кадушке.

Постирали всю одежду.

Был дикарь со всеми вежлив.

Чёрный замок побелили,

В зале коврик постелили.

Прибежал назад ручей,

И вернул двух лебедей.

Две ладошки Великана,

Словно сцена для канкана,

Птички пели и  плясали,

Великана развлекали.

 

Он прослыл на всю округу

Самым верным, добрым другом.

__________________________________________

 

Слова с противоположным значением называются  антонимами: ВРАГ–ДРУГ, ЧИСТЫЙ–ГРЯЗНЫЙ, ДОБРЫЙ–ЗЛОЙ,

БЕЛЫЙ–ЧЁРНЫЙ, ГНОМ–ВЕЛИКАН.

 

.
 в. Средства языковой выразительности
         
  Детский рисунок

Олицетворение

Улыбается дом распахнувшейся дверью.
В хороводе застыли кусты и деревья.
Щурят хитро глаза занавесками окна.
Там уютно, тепло, дом, как шёлковый кокон.
 
Разбежались цветы по лужку, как цыплята.
Греет им животы лучик тёплый приятно.
Лепесточки пушит ветерок, солнце гладит.
Золотые шары робко жмутся к ограде.

Маргаритки сливаются с розовой зорькой,
Запах сладкий с полынным мешается, горьким.
И, слезинки смахнув, тучка машет платочком.
Стайкой птицы летят, словно чёрные точки.
_________________________________________
Олицетворение – это наделение неодушевлённого предмета
живыми качествами.
Олицетворение: улыбается дом, щурят глаза окна и др.
 

11. СИНТАКСИС

 

Виды грамматической связи.
а.Гонщик
Управление.

Управлять автомобилем

Научиться я хочу.

Мне пять лет, большой я, сильный.

Руль вовсю уже кручу.

 

Сяду в папину машину,

Как нажму я на педаль!

Зашуршат сердито шины,

И помчит машина вдаль.

 

Просвистит мне встречный ветер:

– Ну, ты, гонщик, молодец.

За рулём не будь беспечным,

Береги себя, малец.

 

Вот вираж крутой, я лихо

Поверну, внутри кураж!

А потом подъеду тихо,

Заведу "Оку" в гараж.

__________________________________________________________

 

УПРАВЛЕНИЕ – связь слов, при которой ЗАВИСИМЫМ словом УПРАВЛЯЕТ ОСНОВНОЕ слово, требует от него нужного

падежа, «РУЛИТ» зависимым словом: управлять (чем?ТВОР. п.) автомобилем,

сяду (куда? ВИН. п.) в машину,   кручу (кого? что? ВИН. п.) руль,

просвистит (кому?) мне...

 
б. Весёлый паровозик
Согласование.

 

 ВЕСЁЛЫЙ по рельсам бежит ПАРОВОЗИК.

– А чей он?

Давайте его мы и спросим:

– Какой ТЫ КРАСИВЫЙ, откуда ты родом?

– Из города Нежный, с ЧУДЕСНЫМ НАРОДОМ.

Я в гости вожу САМЫХ РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ,

Бегу мимо леса, средь МИЛЫХ ПОЛЕЙ.

Зимою мне ВЕТЕР СТУДЁНЫЙ не страшен.

ВЕСЕННЕЙ ПОРОЙ я цветами украшен.

А летом всех к СИНЕМУ МОРЮ везу.

ОСЕННЕЙ КРАСОЮ, как все, дорожу.

 

В ДЕНЬ РАДУГИ сделаю я остановку:

Любуются люди ЦВЕТНОЮ ПОДКОВКОЙ.

***

– Используешь много ОПРЕДЕЛЕНИЙ,

Звенит твоя речь РУЧЕЁЧКОМ ВЕСЕННИМ.

 

– Мы с ними СОГЛАСНЫ всегда и во всём.

Приятно нам жить в ЯРКОМ МИРЕ ТАКОМ!

 

__________________________________________

 

Согласование – связь слов (главное и зависимое) в предложении,

...............согласуются в РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ – второстепенный член предложения, отвечает на вопросы: КАКОЙ? ЧЕЙ?Который?

 

 
в.Глупый эксперимент
Примыкание.

 

СЛАДКО дремлет пёсик Тихон.

Мы к нему подкрались ТИХО,

Прицепили бант на хвостик,

Сами спрятались под мостик.

Тихон СОННО потянулся,

ОКОНЧАТЕЛЬНО проснулся.

Как увидел бантик красный,

ВРАЗ решил: предмет опасный.

Завертелся ВМИГ юлою,

ВЛЕВО, ВПРАВО головою

Закивал НЕЛЕПО Тихон,

Побежал по кругу ЛИХО.

Но догнать не может хвостик

И ВОЛЧКОМ влетел на мостик.

ОЧЕНЬ БЫСТРО закружился...

И с моста на нас свалился.

 

С воплем в разные концы

Разбежались мы, мальцы.

 

С перепуганным лицом

В дом влетели все ПОТОМ.

Под дощатую веранду

Лезет Тихон с красным бАнтом.

Мама Тишку позвала,

Бантик с хвостика сняла.

Стыдно стало в тот момент,

Глупым был экперимент.

__________________________________________________________

 

ПРИМЫКАНИЕ – связь слов, при которой ЗАВИСИМОЕ слово

соединяется с ОСНОВНЫМ только ПО СМЫСЛУ.

 

Зависимое слово можно легко убрать из предложения, как БАНТИК

С ТИШКИНОГО ХВОСТА!

 

12. Материал для творческих диктантов
          а.Совет медвежонку

 Выделенный отрывок стихотворения используйте для творческого

диктанта.

 

Что за крики из берлоги:

– Не хочу учить уроки!

Мишку мама тянет в школу,

Ухватился за подол он.

А потом залез на ёлку.

– Нет от школы, мама, толку.

День весь правила учу,

У доски стою – молчу.

Буквы прыгают в словах,

Не удержишь на местах.

Написал: «Пашол дамой».

– Ха! Безграмотный какой!–

Мне кричат друзья-волчата.

Тычут лапкою бельчата.

 

– Не отчаивайся, Мишка,

Доставай быстрее книжку.

Будем мы стихи читать

И слова запоминать.

Будь внимательным, Мишутка,

Ведь грамматика – не шутка.

Вот и текст, чуть озорной,

Про тебя, сыночек мой.

 ***

ШЁл по тропке  МЕДВЕЖОНОК,

Маме мёда нёс БОЧОНОК.

Пел на радостях куплеты

О деньках ПРЕКРАСНЫХ лета.

Средь ромашек мишка сел,

Пуще прежнего  ВЗРЕВЕЛ.

РАСПУГАЛ вокруг сверчков,

ПТИЧЕК, ПЧЁЛ и ПАУЧКОВ.

ОБЛЕТЕЛИ ЛЕПЕСТКИ,

И поникли СТЕБЕЛЬКИ.

Громкой песне нет конца.

К маме мишки шлют гонца:

– Успокойте вы сынишку,

Пусть читает лучше книжку.

А мамаше невдомёк:

– Как Шаляпин мой сынок.

***

 

Пробеги ещё раз строчки,

А теперь возьми листочки.

Что сумел ты прочитать,

Должен точно записать.

 

Просмотрел слова глазами,

Написал, отдал лист маме.

– Мишка, маленький отрывок

Написал ты без ошибок!

 

Чтобы грамотными стать,

Надо много книг читать.

Прочитайте несколько раз выделенный стихотворный текст и постарайтесь

Записать его по памяти.

 

б. Песенка весёлой компании

 

Запомни правописание слов.

 

 В  поездку ИНТЕРЕСНУЮ

Отправилась КОМПАНИЯ.

В ДОРОГЕ пели песенку

О солнечной Испании.

На ЯХТЕ плыли ПАРУСНОЙ

По морю ЯРКО-СИНЕМУ.

Шумели волны РАДОСТНО,

И прыгали ДЕЛЬФИНЫ в них.

Причалив к  ПОЛУОСТРОВУ,

Пошли смотреть ОКРЕСТНОСТИ,

Там скалы пикой острою

Сразили тучу ДЕРЗКУЮ.

И травы ИЗУМРУДНЫЕ

Вмиг ПОТЯНУЛИСЬ к солнышку.

Сбежали тучки ГРУСТНЫЕ,

Смахнув слезу в ПОДСОЛНУШКИ.

А дети ПУТЕШЕСТВУЮТ,

Знакомясь с ДИВНОЙ МЕСТНОСТЬЮ,

Мир оглашая песнею

Про РАДУГУ ЧУДЕСНУЮ.

 

____________________________________

Выпишите выделенные слова, составьте с ними рассказ.

 

в. Гимн солнышку

 

Материал для зрительного диктанта

 

Ливень ночью смыл потоки

Чёрных туч.

Утром солнце появилось

Из-за круч.

Краской яркой засветился

Дивный лес,

Изумрудом драгоценным

Горных мест.

Обрамляют вид чудесный

Небеса.

Собирается вдали

Опять гроза.

Но взмахнул крылом гигантским

Ураган,

Громы с молнией отнёс

За океан.

Блещет солнце золотое

В синеве,

И полощет ручки-лучики

В воде.

Над волнами чайки белые

Снуют.

Звонко птицы гимны солнышку

Поют.

С выделенными словами составьте предложения.

 

 

 

 

13. УЛЫБНИТЕСЬ!

 

            АКРОСТИХ
             Шутки-прибаутки

       Ш-убку сшили из ромашки.

       У-тка кофе пьёт из чашки.

       Т-игр дружбу водит с ланью.

       К-рот купил сто метров ткани.

       И-скры капают с небес.

 

       П-ароход уехал в лес.

       Р-аки варят суп в котле.

       И-рбис в снежной спит норе.

       Б-елка ест зимой конфеты.

       А-ист детям дал котлеты.

       У-ж купался в речке рано.

       Т-ур вождём стал у баранов.

       К-рыса кашку ест из плошки

       И играет с нашей кошкой.

       ***

       Что здесь правда, а что ложь,

       Это в книжках ты найдёшь!

 

             Кукла Катя

 

 

Кукле Кате сшили платье

Белое в цветочек.

Кукла Катя горько плачет,

НАДЕВАТЬ не хочет.

–Туфли вот возьми, Катюша,

Новые носочки,

И фату с красивым  рюшем,

Кружевной платочек.

Что ж ты, глупая, ревёшь?

–Мне УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!

 

Запомни правописание наречий: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.