Маленький герой. Психологически портрет ребенка

Газета Бук
Статья подготовлена на основе психологических теорий.  Помните одно – здесь описаны типичные модели поведения и развития детей. Текст ориентирован на писателей.

Хочу, чтобы вы поняли, характер младенца - это вовсе не чистый лист, каждый ребенок с рождения уже имеет собственный характер. Посмотрите внимательно на то, как разные дети ведут себя в разных ситуациях. Вот они лежат в своих колясках. Один с интересом разглядывает окружающий мир, легко откликается на других людей, улыбается, когда к нему подходят. А другой смотрит с опаской, или не замечает никого вокруг, а может задумчиво глядит перед собой и «как будто все понимает». На этот изначальный характер в дальнейшем наложится очень многое - отношения в семье, травмы, события в жизни. И вот ваш маленький герой станет тем, кто он есть, когда вы принялись о нем писать.
Итак, что говорят психологи про возраст детей? От нуля до трех лет я сознательно пропускаю.
3 года - время развития "Я" - ребенок учится отличать себя от других и предметы друг от друга по различным признакам (форме, цвету или размерам);
4 года - период нарциссизма - знает свое имя, фамилию, возраст и жилище. Стремится выставить себя в выгодном свете (наблюдает за собой, следит за своими действиями, упорствует в выполнении поставленной перед ним задачи). Растет уровень абстрактности восприятия предметов (различает линии, направления, положения, графические обозначения).
5 лет - учится играть роль и придумывает себе героя.
Хочу добавить важный момент: в сложных условиях дети взрослеют быстрее! И чем тепличней условия, тем дольше остаются детьми. Вот хороший пример: описание путешествия Дугласа Локвуда вглубь пустыни Гибсона (Западная Австралия) и его встречи с аборигенами племени пинтуби («поедатели ящериц»). Д. Локвуд пишет, что «девочка двух-трех лет во время еды засовывала себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса крошечной гуаны, которую она сама испекла в горячем песке. Ее младшая сводная сестра сидела рядом в грязи и расправлялась с банкой тушенки (из запасов экспедиции), вытаскивая мясо пальчиками». На следующее утро Д. Локвуд осмотрел банку. Она была вылизана до блеска. Еще одно наблюдение Д. Локвуда: «Перед рассветом аборигены разожгли костер, чтобы он защитил их от холодных порывов юго-восточного ветра. При свете костра я увидел, как маленькая девочка, еще не умевшая как следует ходить, устроила для себя отдельный костерчик. Наклонив голову, она раздувала угли, чтобы огонь перекинулся на ветви и согрел ее. Она была без одежды и наверняка страдала от холода и все же не плакала. В лагере было трое маленьких детей, но мы ни разу не слышали их плача».
Так что подумайте, в какой эпохе, в каком месте и как именно живет ваш герой. Возможно, у него просто нет времени оставаться ребенком. Поразмыслите о семье: так дети, предоставленные сами себе, гораздо самостоятельнее домашних мальчиков и девочек, окруженных заботой родителей. И характер у первых будет гораздо жестче. Какие отношения у героя с матерью, отцом, полная ли семья? Помните, что дети либо подражают одному из родителей, либо действуют наоборот, вопреки. Если ваш маленький герой – будущий злодей, то причина кроется именно здесь, в детстве.
Вот как Полина Дашкова описывает детство будущего серийного маньяка в своей книге «Легкие шаги безумия»: «Он рос тихим, послушным мальчиком. Мать следила за каждым его шагом, за каждым вздохом.
— Ты — внук легендарного красного командира, — повторяла она, — ты должен быть достоин своего великого деда.
Маленький мальчик плохо понимал, что значит — быть достойным деда. Суровый широколицый мужчина со светлыми усами, в кожанке, перетянутой портупеей, глядел на него с бесчисленных портретов, больших и маленьких, развешанных по всей квартире. В доме на стенах больше ничего не висело — ни картин, ни календарей, только портреты легендарного деда. Да еще на письменном столе матери стояли небольшие бронзовые бюстики двух великих вождей — Ленина и Сталина. Вытирая пыль с холодных маленьких лиц, надраивая зубным порошком бронзовые глаза и усы, Веня Волков всегда очень старался. Уборка в квартире была его обязанностью с семилетнего возраста, и мать очень тщательно проверяла качество работы.
Однажды, заметив под глазом Иосифа Виссарионовича белое пятно — остатки нестертого зубного порошка, она отхлестала сына по щекам. Ему тогда было десять.
Наказанию он не удивился, счел его вполне заслуженным. Но его впервые поразило совершенно спокойное, безразличное лицо матери. Методично отвешивая сыну звонкие оплеухи, она пристально смотрела ему в глаза и повторяла:
— Нет ничего случайного в жизни. За небрежностью стоит умысел. Небрежность всегда преступна.
Многие его одноклассники бывали биты своими родителями, но в основном били отцы — по пьяни, с похмелья или просто попадался пацан под горячую руку. Отцы били по заднице ладонью, либо ремнем. А матери, как правило, заступались.
Веню Волкова била мать, причем всегда — по щекам, ладонью, совсем не больно. Только щеки потом горели. Никогда она не делала этого спьяну или сгоряча. Она вообще не пила, была всегда трезвой, ровной и спокойной. Отец не заступался. Он был такой тихий и незаметный, словно и вовсе его не было. Он работал инженером на хлебозаводе, пропадал там целыми днями, а иногда и ночами. Мать никогда не била при нем, не потому, что боялась, просто так получалось, отец редко бывал дома. А сын отцу ничего не рассказывал. Он вообще никогда ничего никому не рассказывал. Все отцовское воспитание сводилось к тому, что, общаясь с сыном, он без конца повторял:
— Твоя мама — самый чистый, самый принципиальный человек на свете. Она — святая. Все, что она делает, — это для твоей пользы. Ты должен гордиться своей матерью и слушаться ее во всем».
Здесь мы понимаем, что хладнокровие матери и равнодушие отца постепенно угнетают ребенка. Мальчик не родился плохим, но мы видим, как под влиянием родителей, формируется его психика. Родители будущего маньяка тоже совершенно не обязательно должны быть плохими. Нам достаточно увидеть, как на их действия реагирует сам герой, как он это переживает и к чему приходит.
6-12-14 лет. Ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление становится более объективным. Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и различных форм активности (особенно в школе), в которые он вовлекается. Развитие ребенка сопровождается ростом его независимости.
14-18 лет ; стадия полового созревания (иногда это 12-16 лет) - внимание подростка вновь сосредоточивается на самом себе и потребностях собственного "я". Отсюда - поиск еще большей независимости и оригинальности, одновременно - развитие способности к рассуждению и связыванию абстрактных понятий.
Вот я все пишу «ребенок», да «ребенок», а ведь дети, как ни странно, различаются по половому признаку. В психологическом смысле сильные различия начинаются примерно с шести лет. У девочек больше развивается эмоциональный потенциал. Для мальчиков важно контактировать со своими сверстниками. Например, вот ситуация ; ребенок поругался с родителями. Среднестатистическая девочка плачет, глубоко переживает, долго обдумывает случившееся. Мальчик старается не думать о ссоре, в каком-то смысле даже убегает от проблемы, и его эмоции перетекают либо в агрессию, либо он вытесняет их большим количеством общения с друзьями, спортом, и тд. Точно так же и с романтическими чувствами. У девочек любовь на переднем плане, у мальчиков - одна из составляющих. Опять-таки оговорюсь, речь идет о среднестатистических детях.
Отвлечемся от возраста, и поговорим о восприятии ребенком окружающего мира. Это очень важно - правильно описать ход мыслей героя. Вопреки распространенному мнению, логика у детей работает нормально. Почему тогда она отличается от взрослой? У детей мало информации о мире, и богатая фантазия. То, чего они не знают ; стремятся объяснить, исходя из собственного опыта. Кроме того они доверяют словам взрослых, потому что это единственные образцы для подражания. Еще не зная, что может быть и чего не может, ребенок считает одинаково реальными и Париж и страну Оз. К тому же дети понимают слова буквально. Чем они старше, тем меньшему верят, потому что получают новую информацию. Так в шесть лет некоторые уже не верят в деда Мороза, но в двенадцать еще предполагают, что на конце радуги можно найти клад.
Самое главное, описывая ребенка, объяснить его логику поведения, не такую, как у взрослого человека. И помните, какие бы глупые (на ваш взгляд) проблемы не были у ребенка, переживает он их ровно так же, как сложные проблемы взрослый человек, и даже тяжелее. Это вам все шуточки, а маленький герой воспринимает все всерьез.
Дети лет до 12 живут игрой, вплетая ее в повседневную жизнь. Это касается всех, даже юных гениев. Не забывайте упомянуть этот важный аспект в своем произведении!
И вот еще что, у детей чувство страха «работает» не так, как у взрослых. С одной стороны дети боятся темноты, потому что развитое воображение рисует им страшные образы в каждом силуэте. Так же дети могут гипертрофированно боятся тех, кем их пугают родители. Например, незнакомцев в лифте. С другой стороны, дети почти не боятся высоты, не боятся упасть или получить травму. Подростки, как правило, и вовсе бесстрашны, не даром именно их набирают в армию. Взрослому человеку психологически гораздо страшнее решиться на то, что для подростка является не таким уж сложным делом. Подростковый период - период «безбашенности» (психологи говорят ; склонность к риску), геройства, обострения чувств, бурление гормонов ( ярко выраженный интерес к противоположному полу). Период, когда человек делает, а только потом думает.

И вот, наконец, тезисы психологии ребенка:

Мир вертится вокруг меня.
Чего не знаю - то домыслю, исходя из богатой фантазии.
Принимаю все всерьез.
Мир воспринимаю через игру.
Не боюсь.

Продолжение статьи «Маленький герой» Дарьи Кошевой читайте в следующем номере.