Итальянский вулкан

Светлана Бестужева-Лада
В 50-60 годы в Италии развернулась настоящая борьба между Джиной Лоллобриджидой и Софи Лорен за звание «Самой сексуальной актрисы». Газеты тут же окрестили ее «Войной бюстов». В запале борьбы Софи заявила, что Джина вживила себе в грудь силиконовые имплантанты. Возмущенная «Ла Лолло» (так прозвали Джину итальянцы) немедленно предложила им с Софией обнажиться перед публикой, чтобы та вынесла свой вердикт. От желающих побыть в роли судей не было отбоя, благо в самый последний момент, когда страсти накалились до предела, спор затих.
Пожалуй, это был единственный громкий скандал, в котором оказалась замешана прекрасная и целомудренная (да-да!) итальянка. Она прославилась как актриса, а не как героиня пикантных репортажей с двусмысленными фотографиями.

4 июля 1927 года в маленьком городке Субьяко, недалеко от Рима в семье плотника Джованни Лоллобриджида родилась вторая дочь — Луиджина. Впоследствии, когда ее спрашивали, настоящая ли у нее фамилия или это псевдоним, она со вздохом отвечала:
- Да разве такое можно придумать!?
Действительно, фамилия трудная для произношения и слишком длинная для афиш. Но вот о них девочка из бедной многодетной семьи вообще не задумывалась, даже когда подросла и ее стали останавливать на улицах, чтобы предложить сниматься в кино.
Вообще детство Джины трудно назвать безоблачным и счастливым. У нее и трех ее сестер никогда не было игрушек, зато они прекрасно знали, что такое голод, труд и нищета. А потом разразилась Вторая мировая война, испепелившая пусть убогий, но родной дом, смертельно опасный путь пешком в Рим, мытарства семьи в «вечном городе»…
Зато после всего этого Джине уже ничто в жизни не было страшным или недостижимым. Она познала, по ее собственному выражению, самое дно жизни, никогда не боялась вернуться туда вновь и судьба, наоборот, была к ней благосклоннее, чем ко многим другим.
В Риме отец семейства долго не мог найти работу: девочкам рано пришлось начать помогать родителям зарабатывать на хлеб насущный. Три дочери плотника Лоллобриджида устроились работать статистками в кино, но Джина зарабатывала… рисуя портреты и карикатуры для журналов. Она серьезно увлеклась живописью, а кроме того, мечтала стать профессиональной певицей. Даже  начала посещать занятия в Академии Изящных Искусств. Но предложения сняться в кино продолжали поступать, и мать в конце концов уговорила красавицу-дочь пойти в 1946 году на пробы фильма «Черный орел».
Джина, в отличие от других дебютанток, сразу же повела себя как актриса, знающая себе цену. За первую же свою роль она запросила баснословный по послевоенным меркам гонорар и… получила его. Итальянский кинематограф остро нуждался в красивых женских лицах, а в Джине было все: пышные волосы, огромные влажные карие глаза, пухлые чувственные губы и бесподобная фигура. Ее тут же провозгласили идеальной женщиной, хотя в титрах фамилия дебютанки не значилось.
Любопытная деталь: фильм был экранизацией пушкинской повести «Дубровский», слегка переделанной на итальянский лад. Александра Сергеевича в титрах тоже не указали, не удостоился этой чести и Фредерико Феллини, также участвовавший в работе над картиной. Но и в крохотной эпизодической роли Джина сверкнула алмазом.
Ничего удивительного: чувственная и необыкновенно сексапильная актриса в 1947 году заняла третье место в конкурсе красоты «Мисс Италия». Такую женщину мудрено было не заметить на экране.
В фильме-мюзикле «Любовный напиток», вышедшем на экраны в 1947 году, юная красавица актриса тоже играла небольшую роль, но ее имя уже значилось в титрах. Несмотря на все уговоры продюссера и режиссера взять звучный и короткий псевдоним, труднопроизносимая фамилия попала на экраны, и вскоре весь мир знал ее наизусть. Актриса не отказалась от нее даже тогда, когда обнаружилось, что на французском языке «лолло» означает «большой бюст». Она только посмеялась над этим: бюст Джины на долгие годы стал эталоном в мире моды.
В 1948 году Джина сыграла главную роль в фильме-опере «Паяцы», в следующем году – снова главную роль в драме «Ударить в набат», причем на сей раз афиши вышли с ее портретом и многие из них стали украшением комнат молодых (и не очень) итальянцев, любовавшихся прекрасным лицом актрисы. В том же 1949 году Джина снялась в мюзикле и в драме, ничем не запомнившимся зрителям, но добавившим ей популярности.
Этот год стал знаменательным и для личной жизни Джины. Она познакомилась с молодым красивым врачом-югославом Милько Скофичем и очень скоро стала его женой. Новобрачный сразу же после медового месяца весьма дальновидно оставил врачебную практику, чтобы стать менеджером своей красавицы-жены: в 1950 году Джина успешно снялась в четырех фильмах и, что самое главное, получила приглашение в Голливуд. Правда, один из пунктов контракта на миллион долларов, предложенного ей продюсерами, подразумевал полный контроль над карьерой и личной жизнью молодой звезды, но все равно это - предел мечтаний любой киноактрисы во всем мире.
Любой, но не гордой и темпераментной итальянки. Она считала, что замужней женщине нельзя принимать дорогие подарки и недвусмысленные знаки внимания от посторонних мужчин, а Голливуд славился богатыми поклонниками-покровителями красивых молодых актрис. К Джине воспылал страстью знаменитый  продюсер и магнат Ховард Хьюз. Красавец, миллионер и самый завидных жених Голливуда, он буквально преследовал ее своей любовью. Даже предложил ей развестись и стать его женой, но пылкая итальянка оказалась не менее рьяной католичкой и свято хранила верность своему мужу.
Несколько месяцев она сопротивлялась публичному обожанию настойчивого поклонника, а потом просто сбежала в Рим, разорвав семилетний контракт, обещавший ей всемирную славу. И шокировав Голливуд, не привыкший к тому, чтобы кинодивы пренебрегали миллионерами. Впрочем, на популярности Джины это никак не отразилось и всемирную славу – без скандального оттенка! – она все равно получила.
В 1951 году – опять четыре фильма, деньги, афиши, письма поклонников… И те же четыре фильма в следующем, 1952 году, но среди них – знаменитый французский фильм «Фанфан-Тюльпан», в котором Джина снялась вместе с популярнейшим тогда актером Жераром Филиппом. Если кто-то не знает или забыл, напомню сюжет этого «кино на все времена»:
Молодой красавец Фанфан идет в армию, чтобы избежать насильственной женитьбы и осуществить предсказание цыганки, нагадавшей ему славу воина и невесту королевской крови. На деле очаровательная предсказательница Аделина оказывается дочерью офицера, вербующего крестьян в армию.
Узнав про эту хитрость, Фанфан не отступается от своей мечты и, полный надежд на исполнение предсказаний лже-цыганки, встает под королевские знамена…и получает все, обещанное ему Аделиной, которая к этому времени стала приемной дочерью короля Франции.
Блистательный актерский состав, искрометный юмор, лихо закрученный сюжет и красивый хэппи-энд мгновенно сделали картину невероятно популярной во всем мире. Это был и звездный час Джины – ее слава докатилась даже до СССР, куда иностранные фильмы попадали в те годы чрезвычайно редко. В начале пятидесятых годов и еще лет тридцать внешность знойной итальянки была эталонной для миллионов русских женщин, пытавшихся ей подражать.
Став самой популярной звездой европейского кинематографа, Джина стала куда более разборчивой в выборе ролей. Она очень внимательно читала все присылаемые ей сценарии и однажды даже отказалась от выгодного контракта с самим режиссером Антониони, потому что некоторые реплики ее героини, по мнению актрисы, оскорбляли честь итальянцев. Джина внутренним чутьем чувствовала потенциал будущего фильма и снималась только в тех, которые ждала заслуженная слава и финансовый успех. Разумеется, ее участие в этих фильмах только добавляли им достоинств.
В 1953 году на экраны выходит ее самый запоминающийся успех — фильм «Хлеб, любовь и фантазия», побивший все кассовые сборы и получивший множество  призов, в том числе, Серебряного Медведя Берлинского кинофестиваля 1954 года, приз Британской академии 1955 года в двух номинациях – лучший фильм и лучшая иностранная актриса (разумеется, Джина Лоллобриджида),  а также премию «Оскар» в номинации «Лучший сценарий игрового фильма».
После успеха в Европе Джина уже королевой экрана  вновь приехала в Голливуд в 1956 году. Среди известных фильмов «фабрики грез» с ее участием – «Собор Парижской Богоматери», «Соломон и Шеба», «Море». Про европейское кино она тоже не забывала, хотя особо ярких ролей ей не доставалось. По очень и очень уважительной причине: В 1957 году Джина родила сына, который мгновенно стал для нее центром мироздания и смыслом жизни.
Дотошным журналистам, мечтающим о пикантном материале из личной жизни супер-звезды, за все эти годы не доставалось даже намека хотя бы на крохотный скандальчик: Джина была безупречна. Впрочем, позднее она «призналась» особенно настырному журналисту, что «пыталась соблазнить Жерара Филиппа». Кумир французских зрителей к тому времени был уже мертв, но и при жизни он никогда не был замечен в интрижках с партнершами по съемкам, хотя это всегда были очень красивые женщины. Джина просто пошутила, причем добавила, что ее попытка успеха не имела.
В 60-х годах Джина реже стала появляться на экране,  хотя в 1961 году фильм «Приходи в сентябре» принес ей премию «Золотой глобус». В ее актерской карьере наступил многолетний перерыв:
«Надо, чтобы каждая следующая роль была лучше предыдущей, а это трудно, учитывая стандартные сценарии. Я бы предпочла сниматься не в дорогих боевиках, а в картинах режиссеров, которые что-то ищут, стремятся говорить с экрана правду», — объясняла она.
К сожалению, и в семейной жизни все было не так гладко. Красавец-супруг оказался эгоистичным деспотом и в 1966 году многотерпеливая и набожная Джина все-таки решилась на развод, получить который было очень и очень непросто. Но она, как всегда, добилась своего.
Этот развод дал повод новым надеждам ее бесчисленных поклонников. Теперь она не отказывает во внимании многим, ведь ее благосклонности добиваются самые интересные мужчины Америки и Европы. Однако разборчивая красавица всегда умела держать своих мужчин в ежовых рукавицах и никогда не позволяла им безраздельно завладеть своим сердцем и жизнью.
Джина никогда не считалась ни с какими «правилами приличия», вовсе не думая, что за красивые ухаживания, бесценные подарки и пылкие признания обязана расплачиваться сексом. Многим любовникам она давала немедленную отставку, как только чувствовала в них опасную ревность, деспотизм или собственничество.
Невероятно, но одной из самых красивых женщин кинематографа середины XX века удалось-таки отстоять свою независимость. Никому из своих знаменитых мужчин она так и не пожелала стать женой.
«Женщина должна быть женщиной, а не железной леди. Когда находится мужчина сильнее тебя - такое, говорят, иногда бывает (смеётся), - любая женщина будет готова стать слабой. Но то ли мир так изменился, то ли я слишком требовательна, но моя вечная проблема в том, что не могу найти мужчину сильнее себя. Поэтому я одна...».
А в мире кино перемены, прежде всего, в эталонах женской красоты. Образ «южной красавицы» вытесняется образом другим: более «городским», странным, романтичным, подчеркнуто интеллектуальным… Иконой этого стиля становится юная Одри Хепберн.
А Джина… Джина пристрастилась к путешествиям. Она встречала ежедневно сотни новых людей, ее переполняли впечатления, которыми она щедро делилась с окружающими: рисовала, фотографировала, лепила. В 1961 году Лоллобриджида впервые приехала в СССР для участия во Втором Международном Кинофестивале в Москве, где познакомилась с Юрием Гагариным и Никитой Хрущевым. Теперь ее жизнь – ее семья, путешествия, искусство, менее всего – кино.
В 1970-х годах карьера Джины пошла на спад и почти завершилась в 1973 году, участием в фильме «Смертный грех». После этого в течении последующих десятилетий она снялась всего в паре фильмов и несколько раз принимала предложение на съёмки на телевидении. В это время Джина занялась фотожурналистикой и среди знаменитостей, фотографии которых она делала, были Пол Ньюмен, Сальвадор Дали, Фидель Кастро, а также Сборная Германии по футболу. В 1973 году её работы были опубликованы в журнале «Italia Mia». Помимо фоторепортажей она некоторое время занималась ваянием скульптур.
Ее красота по-прежнему не меркла и открывала перед ней любые двери– Королевского дворца в Лондоне, когда ее принимала королева Англии, Белого Дома, куда она была приглашена президентом Эйзенхауэром. Джина очаровывала всех – даже оперную диву Марию Каллас - исполнением фрагмента из «Тоски» Пуччини.
Русские традиционно сходили с ума от прекрасной итальянки – в 1973 году она вновь приехала на Московский кинофестиваль, только на сей раз – в качестве члена жюри. Она была по-прежнему не только красива, но и богата, независима и соглашалась сниматься только ради удовольствия. Фильмов немного, из известных - «Прекрасный ноябрь» (1968) и американский «Король, дама, валет» (1971).
В 1976 году актриса решила попробовать себя в качестве режиссера и сняла документальный фильм о Кубе, для которого взяла интервью у Кастро. Правда это или нет – неизвестно, но в газетах писали, что когда Джина брала встретилась с кубинским лидером,  на ее запястье красовались прелестные часики фирмы Piaget в золотом корпусе, украшенные бриллиантами. Они якобы так понравились пламенному революционеру, что тот предложил обменять их на свой боевой хронограф.
Вряд ли этот обмен состоялся. Джина всегда любила только дорогие украшения и любит их сейчас, но надевает только по особым случаям. В ее собственности находится одна из самых лучших коллекций изумрудов в мире.
Кроме того, выставка ее работ объехала уже полмира. Фотографии, сделанные Лоллобриджидой и собранные в альбоме «Моя Италия», а также портреты Дали, Хрущева, Гагарина, Пола Ньюмена и многих других снискали всеобщее признание.
Благодаря трудолюбию, Джина всегда и во всем добивалась фантастического успеха. Она даже пробовала себя в качестве консультанта в крупных косметических компаниях, хотя сама убеждена в том, что «лучшая косметика – это любовь…Женщина должна напоминать цветок – душистый и прелестный», поэтому всегда предпочитала и предпочитает естественный макияж и гармонию красок.
В 1979 году в автокатастрофе погибает ее бывший муж Милко, с которым она после развода поддерживала дружеские отношения. И этот удар судьбы она принимает также стойко, как когда-то закат ее кинематографической карьеры – у нее есть сын, делающий вполне успешную карьеру экономиста и обожающий свою необыкновенную мать.
В 1981 году, Джина застраховала на $600 000 свой легендарный бюст. Теперь эксперт ежегодно измеряет расстояние между животом и оконечностями груди актрисы. И когда оно резко уменьшится, Лоллобриджида получит всю причитающуюся ей сумму страховки плюс проценты. Джина знает, чем рискует, ибо ее бюст на протяжении десятилетий вызывал восхищение у бесчисленного множества мужчин. Причем не только чисто эстетическое.
Говорили, что именно ее бюст сохранил жизнь многим итальянским солдатам во время войны в Ливане в 1983 году. Дело в том, что к моменту высадки там международных сил министр обороны Сирии Мустафа Тлас был настолько увлечен актрисой, что потребовал от ливанских сил сопротивления уничтожать американских, английских, каких угодно других солдат, но только не итальянских. Он очень опасался, что Джина будет огорчена гибелью своих соотечественников. Ни один итальянский солдат даже не был ранен во время этого конфликта. Потом, когда Мустафа Тлас встретился с Джиной лично, она горячо поблагодарила генерала за сохраненные жизни итальянцев.
Правда это или очередная красивая легенда – неизвестно. Ибо как в запале боевых действий в дыму пожаров и грохоте взрывов прикажете определять национальность противника?
В 1986 года Джина выступила в качестве председателя жюри на Берлинском кинофестивале. «Зрелость — лучшая пора для женщины», - обронила она в одном из интервью. Запомните, милые дамы, а также кавалеры: шестьдесят лет – это не старость и даже не ее начало, а зрелость. Так считает одна из самых красивых женщин мира, а к ее мнению стоит прислушаться.
Она до сих пор живет одна в своей роскошной вилле на Аппиевой дороге под Римом, окраине для богатых, и творит там свои шедевры под гомон птиц. Павлины, утки и лебеди – в общей сложности более 600 особей – обитают на вилле актрисы.
Джина давно не снимается, (последний фильм «XXL» с ее участием в роли  Габи Береби вышел на экраны в 1997 году), путешествует, ведет светскую жизнь, обожает свою маленькую внучку и не отказывает себе в радостях жизни.
В 1999 году Джина Лоллобриджида баллотировалась в Европарламент, на добровольных началах сотрудничает с ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ. «Я как-то пыталась заниматься политикой, но поняла, что это не моё, поскольку ненавижу компромиссы. Всегда говорю то, что думаю, причём прямо в лицо» - сказала она в одном интервью.
Джина немного лукавила: в 1995 году президент Франции Франсуа Миттеран не случайно вручил ей высшую французскую награду - орден Почетного легиона. Без особых заслуг получить этот орден иностранке – практически невозможно, даже если она суперзвезда кино.
Как истинная итальянка она разговорчива, ценит свою национальную кухню и собирается жить бесконечно, нисколько не пугаясь старости. «Человек старится, когда ему нечем заняться. Я всегда при деле: фотографирую, леплю скульптуры, музицирую, слушаю пение своих птиц — наверное, в этом и есть секрет вечной молодости».
И в один прекрасный день мир ахнул: в возрасте 79 лет Джина объявила о второй в своей жизни помолвке. Избранником стал 45-летний Хавьер Ригау, преуспевающий испанский архитектор. Вместе они уже более 25 лет. В ответ на «уколы» папарацци Джина сказала:
- Если вы не можете понять, как молодой мужчина может хотеть быть рядом со мной, значит, вы ничего не понимаете в любви.
В 2007 году легенда мирового кино стала главной гостьей кинофестиваля «Амурская осень», решив приурочить свой приезд к собственному дню рождения – восьмидесятилетию. Корреспонденту «Новых Известий» удалось взять интервью у «легенды».
– Джина, вы не первый раз приезжаете в нашу страну. Какие у вас впечатления от России?
– Замечательная страна. Русский народ, русское искусство, русская душа – это очень красивые, тонкие субстанции. Здесь меня понимают и принимают, как нигде в другом месте. Я вам приведу такой пример. Последние десять лет своей жизни я категорически не снимаюсь в кино. Я увидела свое предназначение в другом. Делаю скульптуры, занимаюсь фотографией. Сначала то и другое было просто моим хобби, которое я никому не демонстрировала. Но так получилось, что близкие люди, которым я доверяю, уговорили меня подготовить персональную выставку моих работ. После долгих колебаний (я сначала не была готова представлять свое любительское все-таки искусство на суд широкой публики) я решилась. И знаете, где прошла моя первая персональная выставка – вообще первая в жизни? В России! В московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Выставку посетили десятки тысяч людей. Зрители подходили ко мне, благодарили, говорили теплые слова. Поверьте, то, что я не говорю по-русски, а большинство моих русских почитателей не владеют итальянским, в тот момент не имело значения. Есть язык любви и уважения, который понятен всем и для которого слов не нужно.
– Вы сказали, что не снимаетесь уже десять лет. Почему?
– Так получилось. И дело не в том, что меня утомил кинематограф или я хочу остаться в памяти зрителей той юной девушкой, например, из картин «Фан-Фан Тюльпан» или «Собор Парижской богоматери»… Нет! Просто сейчас очень мало стоящих картин, в которых действительно хотелось бы работать. Нет хороших сценариев, достойных ролей. Меня бесконечно печалит то, что происходит сейчас в мировом кинематографе. С экрана телевизора показывают разрезанных на куски людей, расчлененные трупы… И все это называется высоким искусством!
Я не могу сопереживать таким героям, не могу смотреть такие, с позволения сказать, «шедевры». Искусство должно быть наполнено высоким смыслом, любовью. Только тогда простые и человеческие киноистории имеют смысл и будут жить в сердцах людей.
– Какие русские блюда вы любите? Если любите, конечно.
– Я обожаю русскую кухню! Особенно мне нравятся ваши супы и борщ. Новые знакомые из Благовещенска научили меня готовить борщ. Обожаю ваши соленые огурцы! А вот русская водка – напиток не для меня. Выпитые с вечера полрюмки наутро вгоняют меня в депрессию так, что хочется плакать. Для того чтобы поддерживать хорошее настроение и самочувствие, мне достаточно вечерком выпить полбокала сухого белого вина.
Богиня кино – Джина Лоллобриджида –  действительно обожает итальянскую и русскую кухню и старается не отказывать себе ни в чем. Несмотря на это, ее талия в 59 см долгие годы оставалась предметом зависти миллионов женщин. Даже сейчас, когда ей за 80, у нее поистине девичьи параметры фигуры. В чем же секрет? Да нет никакого секрета, а есть «Диета Джины «И 2-х кг как не бывало…»
«С понедельника по пятницу можно не отказывать себе ни в чем, но затем два дня диеты:
Завтрак - минеральная вода без газа (1 литр);
Обед - сыр малой жирности (50 гр), вареное мясо (150-200 гр), апельсиновый сок (1/2 литра);
 Ужин - вода с лимоном (250 гр)».
Может быть, стоит попробовать?   
Последние 15 лет синьора Джина ваяет. Она — автор 60 скульптур, отлитых в бронзе и высеченных из мрамора. Выставку своих скульптур Джина впервые показала в Москве, даже раньше, чем ее организовали в Риме. О России она отзывалась так:
«Русские - это в своём большинстве очень глубокие, образованные люди. И страна у вас с большой историей и, уверена, большим будущим. Я бы не решилась разбрасываться такими словами, только чтобы польстить. И уж поверьте, я не стала бы свою первую выставку скульптур проводить в стране, к которой не питаю должного уважения».
Одно из произведений Лоллобриджиды — статуэтка девушки, держащей на ладони жемчужину, — стало призом международного кинофестиваля «Балтийская жемчужина». Бабушка Джина по-прежнему предпочитает яркие, сильно декольтированные платья и говорит, что еще все впереди, так как надеется прожить долгую интересную жизнь, как и ее тетя, старейшая женщина Италии, ушедшая в мир иной в 113 лет.
Кто знает…