Симфония. Стихи о композиторах, музыкантах

Яков Рабинер
СИМФОНИЯ
___________

                Регине
               
               
                ВИВАЛЬДИ


                Великий итальянский композитор
                Антонио Вивальди родился и большую
                часть своей жизни провёл в Венеции.
                Стал по настоянию матери священником
                и многие годы преподавал музыку
                в основанном францисканским монахом
                приюте для девочек-сирот.
                Создал около 90 опер, в постановке
                которых сам участвовал. Автор много-
                численных симфонических произведений.
                За необычный для венецианцев цвет волос
                был прозван жителями Венеции
                "рыжим священником".
   




В предчувствии, должно быть, альты
И скрипки словно только ждут,
Когда от имени Вивальди
Им слуги ноты раздадут.

А наш маэстро,
рыжим гунном,
летит, весь - рук взметённых жест.
И дирижируют лагуной
Две чайки
кружевных манжет.

И так он к этому причастен,
так вдохновеньем
дышит грудь,
что, кажется,
ногам лишь ясен
к театру выверенный путь.

Здесь свой театр:
толпы густой,
каналов, фонарей,
мостов.

А маски лиц!
А лица в масках!
Шум тесных улиц. Крик менял.
Гондолы. Синь...
Копируй, мастер,
С готовой партитуры
дня.

Запомнить бы.
Ведь перепето,
прошепчено
сто раз подряд
и на Сан Марко,
с парапета,
взметнулись голуби
не зря.

А вы? Вы даже
не кивайте.
Он не увидит,
не услышит.
Посмотрит в небо,
будто свыше
сам Бог позвал его:
"Вивальди!"
__



                АМАДЕУС


В штормовую ночь (шёл дождь со снегом)
7 декабря 1791 г. тело Моцарта,
зашитое в мешок, было сброшено в общую
могилу и засыпано известью. На кладбище,
кроме возницы, не было никого.
Австрия забыла о Моцарте.

    
     Здесь - яма известковая. А там -
     Больная роща в кислоте тумана.
     И никого. Возницы окрик пьяный
     Под музыку то ливня, то кнута.
     (Бог "Реквием" в ту ночь
     читал с листа).

     Дремала императорская Вена.
     Гипноз дождя ль сморил её мгновенно,
     Иль выдан был, по случаю, устав:
     "Закрыть все двери, окна и уста"?

     Дремала Вена и, держу пари,
     Дремал Сальери, набок сбив парик.

     Наш капельмейстер принял что-то впрок
     И спал в ту ночь
     спокойно, как сурок.

     Не спали только
     в слякоти колёса
     Да катафалк, как сущий дьявол, нёсся.

     И он пронёсся, чёрный фаэтон,
     Сквозь дождь и снег,
     Туда, к предместьям Вены.
     Никто в тот день не перерезал вены
     И не издал над страшной ямой стон.

     И в грудь вошёл
     обиды острый нож.
    
     Хотя, казалось,
     мёртвых не проймёшь,
     душа ждала,
     не отлетая прочь,
     за тело зацепившись ниткой нерва,
     пока, безумствуя, -
     от горя выла
     ночь
     и всем в укор -
     с ума сходило
     небо.
___



                ПАГАНИНИ

                "...душа его оказалась
                совершенно опустошённой,
                в ней царили лишь
                бесконечное одиночество
                и великая усталость".

                Мария Тибальди-Кьеза
                "ПАГАНИНИ"

               
Был сон-полубред: влетали паяцы,
От скрипки ладошки с трудом отдирали.
Шептались, что эти тончайшие пальцы
в утробе
вытачивал сам Страдивари.

А ручки тянулись к игрушке певучей.
И знал только дьявол - бесспорный маэстро,
Какой ещё мУкой дитя он навьючит
Сиесты, лемурно-изнеженной, вместо.

Исчезнуть бы ярким,
беспечным каприччо.
Но плоть раньше скрипки
судьбу отыграла.
Под занавес
всё, что ты прОжил, как притча
о дерзкой мечте
под взглядом Дедала.
_

Вопреки совету Дедала не приближаться к солнцу,
Икар, словно завороженный лучезарным светилом,
взметнулся именно к нему.
Солнце растопило воск,
на котором держались его крылья,
и он рухнул вниз.

  (Из древнегреческого мифа "Дедал и Икар") 
___    


                ПОСЛЕ  КОНЦЕРТА
                ОРГАННОЙ МУЗЫКИ

                Мудрость построила себе дом
                И вытесала для него семь столбов...

                Притчи Соломоновы
                (IX,I)

Иоганну Себастьяну Баху
Сочинять, как возводить собор.
Стань в сторонку,
подивись размаху,
всё, что слышал - забери с собой.

Голубем взлетит душа под купол.
К фрескам ближе, ближе к витражам.
Там, глядишь, и день отмерит скупо
солнца малость,
пальцы туч разжав.

Вскормлен дух, подпитан и, наверно,
В этом "виноват" частично Бах.
Где-то есть,
поверх  тоски безмерной,
свет и мудрость
на семи столбах.
___



                БЕТХОВЕН

                (экспромт, навеянный
                стихотворением Людмилы Свирской)

               

                «Я часто проклинал своё существование...
                Ещё немного, и я покончил бы с собой.
                Меня удержало только одно – моё искусство...»

                Людвиг ван Бетховен


                «Я вытяну всю музыку из пауз
                И до последней ноты вам верну».

                Людмила Свирская
                «Бетховен»
               

Удел иных полегче и получше.
Но плещет в стёкла
неба лунный плёс.
И звук – распят, под пальцами расплющен,
А всё силён и ветром бьёт взахлёст.

Пускай же в дверь дубовую стучится
Сама судьба могучим кулаком,
Душа готова. Всё в ней вымыл чисто,
Волною завершающей, аккорд.

Земную жизнь я так наполнил плотно,
Так переделал музыку её,
Что время мне уйти – походкой Лота.
Кто не мудрец,
отмаявшись с моё?
____


                ПИАНИСТ
               
                навеяно игрой
                пианиста Гленна Гульда


Он был, казалось, частью фортепьяно,
когда касались клавиш эти руки
и чистый звук,
с огранкой, без изъяна,
самозабвенно гибнул
в общем звуке.

Всей мощью
необузданных вибраций
он втянут был
в игру другого сорта.
Не в ту,
в которой можно отыграться,
а в ту,
где кровью
полнится аорта.

Везувий звуков.
Зал всё ближе к лаве.
Два-три аккорда
до финальной бури.
И вот, по роще
чёрно-белых клавиш
несутся пальцы
в бешеном аллюре.

Крещендо нарастающих созвучий...
Миг тишины.
И терпкий мёд итогов:
Встать у рояля,
шумом слух измучив,
и маяться -
заложником восторгов.
___


            ФАНТАСМАГОРИЧЕСКИЙ
            КОНЦЕРТ
            


Играет Моцарт.
Радостно. Легко.
Чуть слышен скрип дверей
и шепоток придворных.
Но входит Гендель.
Властный жест рукой -
и к скрипкам подключаются валторны.

Всё явственней, всё громче
клавесин.
И пусть звучит
жеманно и манерно -
Так император лично попросил,
поскольку скрипки
слишком бьют по нервам.

Не знал Его Величество,
не знал,
что музыка - не паж
в его семействе.
И что Вивальди
пОдал тайный знак,
который ждал, как видно,
капельмейстер