Жюль Верн

Мфвсм-Словарь Рифм
                (08.02.1828 - 24.05.1905)

ШТРИХИ БИОГРАФИИ

    Жюль - Габриель Верн родился 8 февраля 1828 года в богатом портовом городе Нанте.
Когда ему исполнилось 20 лет, родители послали его в парижский колледж в надежде, что он пойдет по стопам отца и станет юристом. Верн с головой окунулся в литературный мир Парижа. Наконец он решил окончательно забыть о карьере адвоката и начал писать стихи и пьесы.
    Работая секретарем в "Театре Лирик", молодой драматург подрабатывал краткими заметками на исторические и научные темы для одного популярного журнала.
    Первая книга Жюля Верна называлась "Пять недель на воздушном шаре". Хотя Верн использовал обширный фактический материал, разысканный им самим, он обсуждал свои творческие планы с друзьями и родственниками.
    Вскоре после того, как в 1862 году Верн закончил эту рукопись, он случайно познакомился с известным парижским издателем Пьером - Жюлем Этцелем, с которым началось плодотворное сотрудничество, продолжав-шееся четверть века.
    В 1864 году, через два года после знакомства с Этцелем, Верн создал роман "Путешествие к центру Земли", который принес успех писателю.
    В следующем году он публикует роман "С Земли на Луну". Предсказания, сделанные в книге, не могут не поражать. Так, местом старта автор выбрал Флориду и разместил свой "космодром" недалеко от мыса Канаверал; он правильно указал начальную скорость, необходимую для отрыва от земной гравитации. В следующем томе, названном "Вокруг Луны", Верн описывает эффект невесомости и даже изображает спуск охваченного пламенем космического корабля в атмосфере Земли и его приводнение в Тихом океане, что поразительно - всего в трех милях от того места, где приводнился в 1969 году "Аполлон-11", вернувшийся с Луны.
    Свой первый морской роман он начал писать в уютной каюте яхты, купленной в 1868 году, чтобы плавать по реке Сомме и вдоль французского побережья. Через год Верн уже накладывал завершающие мазки на первый в мире роман об океанографии - "Двадцать тысяч лье под водой".
   Наибольший финансовый успех выпал на долю романа "Вокруг света в 80 дней". В отличие от многих других вымышленных путешествий в книгах Верна, совершавшихся на фантастических, еще не изобретенных средствах транспорта, здесь герои использовали уже существовавшие средства.
    Следующие восемь произведений написаны в обычном ключе, уже принесшем писателю немалый успех. В 1879 году Верн публикует необычный роман "Пятьсот миллионов бегумы", напоминающий ранние его произведения и как бы предсказывающий более открытую критику научно-технического прогресса, которая появится в книгах Верна через несколько лет, после смерти Этцеля.
   Несмотря на случайные семейные раздоры, ухудшающееся здоровье и смерть любимого брата, Верн до конца жизни продолжал трудолюбиво выпускать по два-три романа каждый год. Но поздние его произведения продавались неважно.

                ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

    Писатель на протяжении всей жизни отличался завидным трудолюбием, пожалуй, не менее фантастическим, чем подвиги его героев. В одной из статей о Жюле Верне прекрасный знаток его жизни и творчества Е. Брандис приводит рассказ писателя о его приемах работы над рукописями: «... я могу раскрыть секреты моей литературной кухни, хотя и не решился бы рекомендовать их никому другому. Ведь каждый писатель работает по своему собственному методу, выбирая его скорее инстинктивно, чем сознательно. Это, если хотите, вопрос техники.   За много лет вырабатываются привычки, от которых невозможно отказаться. Начинаю я обыкновенно с того, что выбираю из картотеки все выписки, относящиеся к данной теме; сортирую их, изучаю и обрабатываю примени-тельно к будущему роману. Затем я делаю предварительные наброски и составляю план по главам. Вслед за тем пишу карандашом черновик, оставляя широкие поля – пол страницы – для поправок и дополнений. Но это еще не роман, а только каркас романа. В таком виде рукопись поступает в типографию. В первой корректуре я исправляю почти каждое предложение и нередко пишу заново целые главы. Окончательный текст получается после пятой, седьмой или, случается, девятой корректуры. Яснее всего я вижу недостатки своего сочинения не в рукописи, а в печатных оттисках. К счастью, мой издатель хорошо это понимает и не ставит передо мной никаких ограниче-ний...»
      Последние годы своей жизни Жюль Верн жил в Амьене, в недавно купленном двухэтажном доме с башенками. 

Огонь в круглой башенке дома на Лонгевильском бульваре всегда зажигался  задолго до рассвета. Амьенцы знают: мэтр Верн встает раньше всех в городе — он работает над своей очередной книгой. Но мэтр Верн занят отнюдь не работой. Последние месяцы свет  в кабинете он зажигает просто по привычке, ведь он больше не нужен ему — писатель почти слеп и  с трудом ходит. А недавно узнал из некоего бульварного листка, который прочла ему жена, что он... умер. Да-да, Жюль Верн давно мертв, а издатель Этцель продолжает, используя его имя, выпускать все новые и новые романы из серии «Необыкновенные путешествия», написанные группой авторов.
       Мертв. В чем-то бульварный листок прав. Его забывают. Последние романы продаются неважно, да еще эта сплетня про группу авторов… Впрочем, он и сам раньше любил мистификации, чем не раз озадачивал читателя: правда ли, что он — в прошлом капитан дальнего плавания? Правда ли, что он лично знаком с капитаном Гаттерасом и инженером Сайрусом Смитом? Он ни в чем не разуверял их. Но теперь он должен напомнить о себе всему миру. Сейчас он встанет с кушетки, сядет к столу, нащупает специальный транспарант, позволяющий ему ощутить расположение строк, отыщет карандаш. О Боже, когда-то он плавал по морям, а теперь ему трудно даже подняться! Под столом сопит его верный пес — ньюфаундленд Фолли. Так получилось, что они состарились вместе — человек и собака. Мэтр Верн задремал… Он увидел прекрасный корабль. Как же он назывался? «Сен-Мишель»? Нет, кажется, нет. Давно проданный «Сен-Мишель» не был кораблем, он был яхтой-талисманом. После того как писатель с ним расстался, удача будто отвернулась от него.
        В 1885 году Верн получил от Этцеля письмо, которое надолго повергло его в печаль. В письме сообщалось о смерти некой «дамы из Аньера». Имя дамы было мадам Дюшень, она жила одна в пригороде Парижа. Кроме этого и того, что долгие годы ее и писателя связывала более чем нежная дружба, о мадам Дюшень по сей день ничего не известно.
Море  его жизни хмурилось в предчувствии бури. И она началась.
     Весной 1886 года газеты облетела сенсация — в писателя Жюля Верна стрелял его племянник. Мэтр тяжело ранен. Гастон, сын Поля Верна и любимец Жюля, неожиданно сошел с ума. В ходе следствия он заявил, что своим поступком хотел привлечь внимание к своему непризнанному дяде. Пулю, засевшую в ноге, извлечь не удалось. Рана не заживала, а Онорина не знала, как сказать мужу, что неделю назад скончался Этцель.
     Верна мучают бессонница, постоянные боли в ноге. И все же, опираясь на массивную трость с золотым набалдашником, он по-прежнему посещает библиотеку и работает одновременно над несколькими романами. Верн слепнет. Приходится диктовать внучкам или писать при помощи особого транспаранта. Жаль, что он так и не совершил кругосветного путешествия. …Но, как и прежде, ровно в 5 утра писатель зажигает лампу в своем кабинете. Свет в окне угловой башенки похож на свет маяка, дарующего надежду заблудившимся в ночном море судам.
     Через несколько недель после своего 78-го дня рождения Верн серьезно заболел. Ящики его стола ломились от почти законченных рукописей. Он сохранял сознание до самого конца. Попросив жену собрать вокруг него все семейство,

     Умер Жюль Верн в 8 часов утра 24 марта 1905 во время диабетического криза. Он похоронен неподалеку от своего дома в Амьене. Через несколько лет после смерти на его могиле был поставлен памятник, изображавший писателя-фантаста с рукой, протянутой к звездам.

До 1914 года продолжали выходить написанные Жюлем Верном книги (более или менее существенно доработанные его сыном Мишелем), очередные тома "Необыкновенных путешествий". Это романы «Вторжение моря», «Маяк на краю света», «Золотой вулкан», «Агентство Томпсон и Ко», «Охота за метеором», «Дунайский лоцман», «Кораблекрушение «Джонатана», «Тайна Вильгельма Шторица», «Удивительные приключения экспедиции Барсака», а также сборник рассказов под названием «Вчера и завтра».
Всего же в серию «Необыкновенные путешествия» вошло 64 книги - 62 романа и 2 сборника рассказов.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ  ИЗ  ЖИЗНИ

* Жюль Верн так и не побывал в России, но, тем не менее, в России (полностью или частично) разворачивается действие 9 его романов:

* После смерти Жюль Верна осталась его картотека, включающая свыше 20 000 тетрадей со сведениями из всех областей человеческих знаний.

*  В одиннадцатилетнем возрасте Жюль едва не сбежал в Индию, нанявшись юнгой на шхуну «Корали», но вовремя был остановлен. Будучи уже известным писателем, он признавался «Я, должно быть, родился моряком и теперь каждый день сожалею, что морская карьера не выпала на мою долю с детства».

  *Прототипом Мишеля Ардана из романа «С Земли на Луну» стал друг Жюля Верна — писатель, художник и фотограф Феликс Турнашон, более известный под псевдонимом Надар.

* Жюль Верн мог находиться за письменным столом буквально от зари до зари — с пяти утра до восьми вечера. За день ему удавалось писать по полтора печатных листа, что равняется двадцати четырем книжным страницам.

  * На написание романа «Вокруг света в восемьдесят дней» писателя вдохновила журнальная статья, доказываю-щая, что, если к услугам путешественника будут хорошие транспортные средства, он сможет за восемьдесят дней объехать земной шар. Верн также подсчитал, что можно даже выиграть одни сутки, если использовать географический парадокс, описанный Эдгаром По в новелле «Три воскресенья на одной неделе».

  *Американский газетный магнат Гордон Беннет просил Верна написать рассказ специально для американских читателей — с предсказанием будущего Америки. Просьба была исполнена, но рассказ, озаглавленный «В XXIX веке. Один день американского журналиста в 2889 году», в Америке так и не вышел.

* По статистике ЮНЕСКО, Верн — самый «переводимый» автор в мире. Его книги были напечатаны на 148 языках.

* Жюль Верн не был «кабинетным» писателем, он много путешествовал по миру, в том числе и на своих яхтах «Сен-Мишель I», «Сен-Мишель II» и «Сен-Мишель III».

* В изначальной версии «20000 лье под водой» капитан Немо был польским аристократом, построившим «Наутилус» для мести «проклятым русским оккупантам». И только после активного вмешательства издателя Этцеля, который торговал книгами и в России, капитан Немо стал сначала «бездомным», а в романе «Таинствен-ный остров» превратился в принца Даккара — сына индийского раджи, мстящего англичанам после подавления восстания сипаев.

* В России «Пять недель на воздушном шаре» появились в один год с французским изданием, а первая рецензия на роман, написанная Салтыковым-Щедриным, была опубликована не где-нибудь, а в некрасовском «Современнике».

* В 60-х годах XIX века в Российской империи было запрещено издание романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», в котором духовные цензоры нашли антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к Священному писанию и духовенству.
Афоризмы Жюль Верна
* Всякий человек, превосходящий других по интеллекту и нравственным качествам, помимо своей воли или желания отвечает за других.
* Не может быть таких обстоятельств, при которых человек имел бы право посягать на свободу себе подоб-ных.
* Придет время, когда наука опередит фантазию.
Цитаты из романа  "Двадцать тысяч лье под водой
* Кто бы мог подумать, что не пройдет и какой-то сотни лет, как фантастикой окажутся не подводные ко-рабли, созданные для уничтожения "себе подобных", что фантастичными станут слова о мирном море и об отсутствии угрозы уничтожения его обитателей.
* Человеческий ум склонен создавать величественные образы гигантов. - (профессор Аронакс)
* Море не подвластно деспотам. На поверхности морей они могут еще чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается! - (капитан Немо)
* Природа ничего не создает без цели. - (Нед Ленд)
* В том, что природа творит чудеса, нет ничего удивительного, но увидеть своими глазами нечто чудесное, сверхъестественное и притом созданное человеческим гением, - тут есть над чем задуматься! - (профессор Аронакс)
* Во всех странах мира поймут, что нужно человеку, когда он открывает рот, щелкает зубами, чавкает! На этот счет язык один как в Квебеке, так и в Паумоту, как в Париже, так и у антиподов: "Я голоден! Дайте мне поесть!" - (Нед Ленд)
* Море - это все! Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни. - (капитан Немо)
* Гений не имеет возраста. - (капитан Немо)
* Как классифицируют рыб? На съедобных и несъедобных! - (Нед Ленд)
* Взгляните-ка на океан, разве это не живое существо? Порою гневное, порою нежное! Ночью он спал как и мы, и вот просыпается в добром расположении духа после покойного сна! - (капитан Немо)
* Миру нужны новые люди, а не новые континенты! - (капитан Немо)
* Для игры воображения рассказчиков нужно какое-нибудь основание или предлог. - (профессор Аронакс