Зеркальное Стихосложение - Авторская разработка

Александр Левда
* * *

     ЗЕРКАЛЬНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ



     1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:



     Господа! Намерен представить Вашему вниманию несколько иную конструкцию стихотворной строки по способу рифмовки. Которая не являлась до этого распространённой и популярной в стихосложении (рус."национальности", во всяком случае), не смотря на то, что спонтанно проскальзывала и просматривалась иногда в некоторых стихах отдельных Авторов ещё издавна, имея своё происхождение из вековых глубин. Применял её в своих работах нередко и Автор (Ваш покорный слуга). И успел заметить при том, что она придаёт некий, причём "особый" шарм, внося в стих ("особенно" песенного характера, куда Автор "особливо" нацелен!) дополнительную ритмичность, звучность и рифмонасыщенность. На данный исторический момент такая конструкция стихотворной строки нигде и никак, во всяком случае в русскоязычных источниках и изданиях, которые Ваш покорный слуга имел возможность досконально проштудировать вдоль и поперёк, не описана и не классифицирована. В том числе: ни в "Учебниках стихосложения", ни на рифмоведческих Сайтах в "Словарях разновидностей рифмы".
     Однако же, в силу того, что Автору "она" весьма и весьма приглянулась и понравилась, зацепила душу, что называется, он и решил разобраться и познакомиться с нею ближе. И в процессе такого знакомства выяснилось, что использование данного способа рифмовки, одновременно с некоторым (незначительным) усложнением, открывает новые перспективы и даёт дополнительные, довольно широкие, возможности в стихосложении по подбору и работе с рифмой. Кроме того, сам стих (и стихотворение тоже) может принимать новые, оригинальные и не стандартно поднадоевшие уже формы, оставаясь в рамках песенного или стихотворного формата, и не уклоняясь в сторону "Занимательного стихосложения". Про особую "звучность" и ритмичность такой конструкции уже упоминалось выше. А сами стихи принимают некую стройность, монолитность и строгость форм, и желания "расползтись", равно, как и возможностей к тому, у них становится ещё меньше или же не остаётся совсем!
     При этом Автору пришлось ввести в обиход и новые понятия, и термины (а куда деваться?) с определениями. Но он (Автор) постарался сделать это с минимальным риском для запоминания, использовав в качестве основы для всего этого определения В.В.Онуфриева (которому выражается особая благодарность и признательность!) из его же "Словаря разновидностей рифмы", как на данный момент уже существующие. Сделано это ещё и с тем, чтобы исключить путаницу в определениях и с целью унификации (или поэтической стандартизации, что ли, если угодно), не пересаживаясь при этом с одного велосипеда на другой, особенно, если первый удачно и со вкусом сконструирован, отлажен, смазан, не скрипит, не гремит и (браво!) замечательно катит. К тому же, другого поблизости-то и не припарковано, чтоб смотаться на нём в гости на блины к кому-нибудь (тёще, например!) в ПЛАТИНОВЫЙ ВЕК и с ветерком так, чтоб рубаха пузырём!
     Одним словом, что из этого получилось, смотрите сами ниже, чтоб рубаха мыльным пузырём не вспучилась! Поскольку Автор не филолог ведь по образованию и та информация, которую он "нарыл" в И-нете, не оказалась бы вдруг с недостачей.

     Спасибо!

***

ПРИМЕЧАНИЕ:(с порога)

     Все "ненаглядные" примеры, приводимые Автором в качестве наглядных, созданы специально по случаю публикации данной работы, что называется: "сходу" и "на скорую руку", поскольку иных примеров для этого пока ещё, видимо, не существует вообще. А потому Автор приносит извинения за их "не шедевральный" характер, просит не скликать по этому поводу "судейских коллегий" и "троек", с заседанием на привычно-насиженных местах или с выездом на малую родину Автора (равно, как и на собственную, если только не к тёще на блины и не с приветом к старикам-родителям!) Внимание следует уделить лишь формам стихов, которые содержанием наполнятся несколько позже (может быть, что и совместными с Вами дружными усилиями, если таковые формы придутся Вам по вкусу!)
     Заодно Автор нижайше просит: не переключать, не сняв галоши у входа, "переключатель рода работы головного мозга" из положения "недоумение" в основную позицию – "скепсис и жёсткая (жестокая) критика", минуя промежуточное положение "глубокомыслие!"

Спасибо заранее! (благодарный Автор)

     И последнее, за что Автор дико извиняется, это то, что "ненаглядные" примеры написаны не сплошь АВТОРСКОЙ рифмой, а лишь фрагментарно и с его любимыми "р.-ш." вперемешку! Сделано это отнюдь не из неуважения к почтеннейшей публике, а по причинам, которые Автор счёл вескими для себя в данном конкретном случае.
     Первая причина: показать "в натуре", как это будет выглядеть и в АВТОРСКОМ ключе, и в неАВТОРСКОМ.
     Вторая причина прозаичнее: поскольку данная работа предназначается не только для читателя с большим поэтическим стажем, а также и для начинающего (но в душе своей супергениальнейшего – да и дай бы Бог!) поэта, который не успел ещё (по причине неимовернейшей стихотворческой занятости!) открыть "Учебник стихосложения", считая сие занятие бесполезной тратой своего драгоценнейшего для МИРОВОЙ ПОЭЗИИ творческого времени! Дальше без комментариев, полагая, что всё и так понятно...



     2. ДОПОЛНЕНИЯ К СТИХОСЛОЖЕНИЮ



РИФМОИНТЕРВАЛ – это РИФМЕННОЕ ОЖИДАНИЕ, количественно выраженное числом слогов между рифмующимися словами.

***

ДИАГОНАЛЬ-РИФМА (накрест лежащая) – разновидность рифмы по положению в стихах, когда начало одной строки зарифмовано с концом строки следующей. (Может быть и СКВОЗНОЙ, проходящей, наряду с другими рифмами, через всё четверостишие или все стихи).

ПРИМЕРЫ:

(1)
КогДА с высот небес
Известная звезДА
Сойдёт на "дачный" лес
И, падая туда
Из лона яркой без–
дны безвозвратно в тай–
ный сумрак,.. и так да–
лее...

     В данном конкретном случае диагональ-рифму представляет собой рифмопара: когДА-звезДА (по положению в стихах)

*

(2)
ПРИСНИТСЯ картинка внезапно ему –
В дыму ускользавшая Нинка-БЛУДНИЦА.
И, В МУках, росинка-слеза по реснице
Умчит, замерзая, с искринкой ВО ТЬМУ.

     В данном конкретном случае диагональ-рифму представляют собой рифмопары:

1) ПРИСНИТСЯ–БЛУДНИЦА;
2) И, В МУ...–ВО ТЬМУ.

*

(3)
ЧТО СХЛЫнет хмельная навеки хандра,
Удрав лесосекой, стеная ТОСКЛИво.
И РАДОСТь шальная ей реквием ливнем,
Слезливым на редкость, сыграет С УТРА.

     В данном конкретном случае диагональ-рифму представляют собой рифмопары:

1) ЧТО СХЛЫнет–ТОСКЛИво;
2) РАДОСТь–С УТРА.

***

СКВОЗНАЯ РИФМА "ЗИГ-ЗАГ" (или "ЗМЕЙКА") – разновидность рифмы по положению в стихах или рифмосочетание с применением "диагональной" и "стыковой" рифм.

ПРИМЕРЫ:

(1)
КогДА сойдёт с небес
Известная ЗвезДА
ИЗ ТАйны яркой безд–
ны и падёт туДА,

ГДЕ ТОЛько миражи
О прожитом. И ДОЛ–
гО-ДОЛго будет жить
В соседях ВаЛИДОЛ...

     В данном конкретном случае СКВОЗНУЮ рифму "ЗИГ-ЗАГ" (или "ЗМЕЙКУ") по положению в стихах представляют рифмосочетания:
1) когДА-звЕЗДА-ИЗ ТА...-туДА;
2) гДЕ ТОЛ...-И ДОЛ-...-...гО-ДОЛ...-ваЛИДОЛ.


ПРИМЕЧАНИЕ:
Почему именно "ЗИГ-ЗАГ", а не просто "зигзаг?"

Во-первых: в отличие от просто "зигзага" в "ЗИГ-ЗАГе" рифменном между "ЗИГом" и "ЗАГом" (или "ЗАГом" и "ЗИГом" – это смотря с какой стороны к нему приглядываться и насколько искоса!) присутствует, как правило, РИФМОИНТЕРВАЛ (пусть даже и в "однустороннем" порядке), чего в обычном "зигзаге" отродясь не прослеживалось;

Во-вторых: в таком виде поисковым системам И-нета его легче отфильтровывать от просто "зигзага", не скрещивая божий дар и яичницу на уровне тонких материй творческого вдохновения;

В-третьих: как намёк на то, что "ЗИГ-ЗАГ" с успехом может (или должен иногда) быть и рассечённым рифменно;

В-четвёртых: должны же быть хоть какие-то графические, но различия?!
---
Ну как, достаточно уже поводов для "дефисации?" – Вот и Автору подумалось, что ДА!
Тем же, кто подобными ответами не осчастливлен в полной мере, можно вместо "ЗИГ-ЗАГа" с успехом использовать "ЗМЕЙКУ" – и на здоровье!

***

СКВОЗНАЯ "ИКС-рифма"(Х-рифма) или "ДВОЙНОЙ ЗИГ-ЗАГ" – разновидность рифмы по положению в стихах или двойное рифмосочетание с применением "диагональной" и "стыковой" рифм.

ПРИМЕРЫ:

(1)
КогДА с погрустневших небесных высОТ
СойдЁТ, уходя в неизвестность, ЗвезДА
ТуДА, где сентябрьский слезу небосвОД
ПрольЁТ и забудет её навсегДА...

и так да...

     В данном конкретном случае сквозную "ИКС-рифму" (или "ДВОЙНОЙ ЗИГ-ЗАГ") по положению в стихах представляют рифмосочетания:
1) когДА-звезДА-туДА-навсегДА;
2) высОТ-сойдЁТ-небосвОД-прольЁТ.

*

(2)
Под ПЛЕСК комплиментов ЗвезДА,
ОсТАвив космический БЛЕСК
И ЛЕСть навсегда в гороДАх,
На ДАчный спускается ЛЕС.
Где С ЛЕСтницы необруТАЛЬ–
ной ДАЛЬних не видно неБЕС
За ЛЕСом Звезде...и так ДА–
лее...

     В данном конкретном случае сквозную "ИКС-рифму" (или "ДВОЙНОЙ ЗИГ-ЗАГ") по положению в стихах представляют рифмосочетания:
1) ПЛЕСК-БЛЕСК-ЛЕСть-ЛЕС-С ЛЕС...-неБЕС-ЛЕСом;
2) звезДА-осТАвив-гороДАх-ДАчный-необруТАЛЬ-...-ДАЛЬних-ДА-...

*

(3)
Слёг в амброзийный бурьян за порог
Глухо Кирьян, загрузившись сивухой.
Где-то носившийся рьяно с рассвета
С Нинкой, смутьян обессилел и сник.

     В данном конкретном случае сквозную "ИКС-рифму" (или "ДВОЙНОЙ ЗИГ-ЗАГ") по положению в стихах, но в качестве ВНУТРЕННЕЙ РИФМЫ представляют рифмосочетания:

1) АМБРОЗИЙНЫЙ-ЗАГРУЗИВШИСЬ-НОСИВШИЙСЯ-ОБЕССИЛЕЛ И;
2) БУРЬЯН ЗА-КИРЬЯН, ЗА...-РЬЯНО С-СМУТЬЯН О...

*

(4)
Спит деревенька у старых ракит...
Птицы, устав, не затенькают – спится
Птицам давненько в кустах, озорницам.
Ниткой усталости день каждый сшит.

     В данном конкретном случае сквозную "ИКС-рифму" (или "ДВОЙНОЙ ЗИГ-ЗАГ") по положению в стихах и тоже в качестве ВНУТРЕННЕЙ РИФМЫ представляют рифмосочетания:

1) ДЕРЕВЕНЬКА-НЕ ЗАТЕНЬКАЮТ-ДАВНЕНЬКО-ДЕНЬ КАЖДЫЙ;
2) У СТАРЫХ-УСТАВ-В КУСТАХ, ОЗ...-УСТАЛОСТи.

***

ПРИМЕЧАНИЕ:

     Данные дополнения созданы и введены с целью заполнения некоторых имеющихся (на взгляд Автора!) пробелов, как в определениях, так и в самом СТИХОСЛОЖЕНИИ, поскольку любая дополнительная рифма всегда украшает и улучшает стих, не бывая лишней даже тогда, когда кто-либо с этим утверждением не согласен. И чем "громче" несогласие и больше несогласных, тем сильнее и ярче украшения с улучшениями (почему-то?) получаются! Таки дела, причём довольно часто...
     Вторая причина, по которой пришлось дополнения ввести, станет ясна и понятна далее, и без лишних слов. Собственно к ней мы с Вами в данный момент и приближаемся.



     3. ЗЕРКАЛЬНАЯ РИФМА и ЗЕРКАЛЬНЫЕ СТИХИ



ЗЕРКАЛЬНАЯ РИФМА – это рифма первого и последнего в строке (стихе) слова (или сочетания слов в пределах первой стопы с созвучными им словами в пределах последней стопы в строке, если речь идёт о применении зеркальной рифмы авторского и составного характера). Или же первого и последнего ударных слогов в строке (стихе).
     При этом первое слово (сочетание слов или их частей, если речь идёт о ЗЕРКАЛЬНОЙ составной, разнословной или рассечённой рифме, в том числе АВТОРСКОГО характера) в ЗЕРКАЛЬНОЙ рифме, как и в конечной, – пассивное, второе – активное.


ПРИМЕЧАНИЕ:

     Почему именно ЗЕРКАЛЬНАЯ, надеюсь, понятно?! Потому что начало строки (или первый ударный слог согласно ритмическому рисунку стихотворного размера) имеет, как бы, своё зеркальное отражение, рифмуясь с концом строки или последним в строке ударным слогом (а лучше и с тем, что идёт до и после него). При этом "зеркальная" плоскость (или "плоскость симметрии") приходится на середину строки (стиха), может даже и в месте цезуры (медианы), куда также можно "вставлять" созвучные, как с ЗЕРКАЛЬНОЙ рифмой данной строки, слова, так и созвучные (в виде ВНУТРЕННЕЙ рифмы) с другими строками. Комбинации рифм при этом могут быть самыми разнообразнейшими.

***

ЗЕРКАЛЬНЫЕ СТИХИ – стихи, сложенные с применением ЗЕРКАЛЬНОЙ рифмы.

ПРИМЕРЫ:

(1)(ямб)
ПоКА под белым саваном реКА
ТеЧЁТ унылой змейкою за ЧЁТ—
кий КРАЙ Земли, впадает в ту же КРАЙ—
ность МОЙ угасший пыл, ведь он зиМОЙ
ИНОЙ: почти безжизненно-неМОЙ...

*

(2)(дактиль)
МОКнет в тумане над крышей дыМОК.
ОСЕНЬ, накрывшая раннюю прОСЕДЬ
ВЛАЖНОй обманкой, обрыдший кОЛЛАЖ НА–
МОрщив, колышет оранжевый сМОГ.
     СОНная мгла, с ноябрём в униСОН,
     ВЯЗКУЮ дрёму атласной поВЯЗКОЙ
     ЛОВКО на глазки ядрёной зОЛОВКЕ,
     С МЕСТЬю Ерёме, уронит. ЗА СПЕСЬ!

СлЁГ в амброзийный бурьян за порОГ
ГлУХО Кирьян, загрузившись сивУХОй.
ГдЕ-ТО носившийся рьяно с рассвЕТА
С НИНКой, смутьян обессилел и СНИК.
...
СпИТ деревенька у старых ракИТ...
ПТИЦЫ, устав, не затенькают – СПИТСЯ
ПТИЦАМ давненько в кустах, озорнИЦАМ.
НИТкой усталости день каждый сшИТ.
     СБРОсив у стен (но снаружи!) доБРО,
     ИЗБЫ-Старушки степенно сошлИСЬ БЫ
     В МЕСТЕ, где пень на опушке, ВСЕ ВМЕСТЕ.
     ВЕСТЬ ИМ, подружкам, отменная ЕСТЬ!..

РАнью над весями в степи вчеРА
МИМО летела ("из лесу, вестИМО!")
ТРОПКОй небесной без дела сОРОКА.
СЛАвную весть на хвосте принеСЛА:

**

     Как видно из примеров: строки (стихи) совершенно не нуждаются в конечных (в конце строки которые) рифмах (или рифмопарах) и могут прекрасно существовать без оных, в том числе, как с рифмопарами привычно-обычного характера, так и составными или рассечёнными АВТОРСКИМИ. Потому что РИФМЕННОЕ ОЖИДАНИЕ или РИФМОИНТЕРВАЛ между активным и пассивным словом наименьшими будут именно внутри строки и, как минимум, в два раза короче, чем в случаях с применением конечных рифм. Удвоение количества рифмопар от 0,5 до 1-й на строку приводит к усилению ощущения ритмичности и строгости размера, не смотря на имеющийся пиррихий (пропуск ритмического ударения) в некоторых словах. И кажущееся на первый взгляд усложнение, связанное с удвоением количества рифмопар, оборачивается в конечном итоге расширением, как "технических" (связанных с выбором рифм и попаданием в размер), так и смысловых возможностей, поскольку поэт не "привязан" в этом случае всего лишь к двум пассивным (или "задающим" рифму) словам, а грамотно и умело варьирует сочетанием строк с КОНЕЧНОЙ и ЗЕРКАЛЬНОЙ (в комбинациях с ВНУТРЕННЕЙ) рифмой. Особенно, если учитывать то обстоятельство, что при малом РИФМОИНТЕРВАЛЕ очень явственно прослеживается и ощущается рифма даже коротких созвучий, всего лишь таких, как ударный слог. И не важно, где он расположен, то ли в акцентной доле первой стопы, то ли предпоследней, то ли между ними, лишь бы был созвучен последнему в строке ударному слогу. И вдобавок: при таком способе рифмовки замечательно сочетаются в рифмопаре односложные и многосложные слова без превращения в неравносложную и нарушающую размер рифму, что особенно важно при написании песенных текстов.
     К тому же сочинение стихотворного текста подобным "зеркальным" образом происходит последовательно, т.е. слова и образы, следуя за ходом мысли и развитием сюжетной линии, подбираются и ложатся в строку, "нанизываясь" как бусинки на ниточку.
     Ну а усложнение незначительное и должно присутствовать, как же без оного-то в ПЛАТИНОВОМ ВЕКЕ жить, особенно, если оно приводит к украшениям и улучшениям в конечном-то итоге?
     Да и в конце-то концов, Господа любезные, сколько же можно топтаться на месте (или делая "шаг вперёд - два назад!") 21-й ВЕК шурует полным ходом, а Муза Поэзии по-прежнему с полным ртом рифмо-шлюх держит за хвост Пегаса у корыта с позапрошлогодней и прелой жвачкой?! Не пора ли Пегаса взнуздать да на дыбы поставить, а подружку милую, Музу, угостить чем-нибудь поприличнее прокисшей рифмо-шлюшатины?!.

     Автор обращается к Вам - "Эскадрон Гусар летучих" ("Всадников без головы...", пардон, сие не касается!)

***

ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПАНТОРИМ – это стихотворная строка, в которой все слова (или все ударные слоги) созвучны между собой.

Когда Звезда, блистав, туда
Сойдёт с высот в полёт за сот–
ни миль от милых мин, умиль–
но ждущих душку в гуще душ–
ных дней, за ней из неги не–
жно глядя в глянец...

...и т.д. (если кому-то будет интересно, может продолжить дальше и в таком же духе! Спасибо!)

***

СМЕШАННЫЙ ПАНТОРИМ - это строфа с различными и смешанными способами рифмовки, в которой каждое слово (или каждый ударный слог согласно стихотворному размеру) имеет для себя одно (или более) созвучие, т.е. рифму.

ПРИМЕРЫ: (см. выше пример (2) для определения – "ЗЕРКАЛЬНЫЕ СТИХИ")

***

АБСОЛЮТНЫЙ ПАНТОРИМ – это строфа (стихотворение), в которой все слова рифмуются между собой в виде единого рифмосочетания, когда наступает абсолютный предел углубления рифмы и способ рифмовки не имеет значения, поскольку само понятие (способ рифмовки) в этом случае теряет смысл.

(1)
НабеРЁТ первоРОДных щеДРОТ
ОгоРОД плодоРОДной приРОДной си–
лой!" РазбРОД сумасбРОД напеРЁД вносил
В обоРОТ сева – пРЁТ гуще ДРОТ...

     Это примерный образец АБСОЛЮТНОГО ПАНТОРИМА, где все ударные слоги, согласно ритм.рисунку, рифмуются между собой. Более точным был бы пример с мужскими рифмовыми окончаниями и Автор, взяв это себе на заметку, постарается представить его в какой-либо из следующих работ. Спасибо!

Ритмический рисунок:
_ _ А _ _ А _ _ А
_ _ А _ _ А _ _ А (_ _)
_ _ А _ _ А _ _ А (_ _)
_ _ А _ _ А _ _ А

***

ЗЕРКАЛЬНАЯ ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – рифма, образуемая внутри зеркального стиха или нескольких стихов в пределах строфы.

КогДА ЗвезДА сойдёт туДА,
Где лес сливается с небес–
ной дымкой сумрака седых,
Подковой слитых, облаков...

...и т.д.

***

ЗЕРКАЛЬНАЯ МОНОРИФМА – зеркальная рифма, когда все строки рифмуются между собой.
(ЗЕРКАЛЬНЫЙ МОНОРИМ)

КогДА эстрадная ЗвезДА,
УсТАв от странствий и скиТА–
ний в ДАльних шумных гороДАх,
ОсТАвит сцену и туДА

СойдЁТ, покинув небосвОД,
С высОТ божественных в нарОД,
Что ждЁТ, слоняясь у ворОТ,
ЕЁ Торжественно. И в ТОТ

Же чАС блистательный "ПарнАС",
Не рАЗ собой дививший нАС...

...и т.д. (желающие продолжить могут сделать это совершенно свободно! Спасибо!)

***

СКВОЗНАЯ ЗЕРКАЛЬНАЯ РИФМА – зеркальная рифма, проходящая через всё стихотворение наряду с другими меняющимися рифмами.

ПРИМЕРЫ:

(1)
МОКнет в тумане над крышей дыМОК.
Осень, накрывшая раннюю проседь
Влажной обманкой, обрыдший коллаж на–
МОрщив, колышет оранжевый сМОГ.

*

(2)
СпИТ деревенька у старых ракИТ...
ПТИЦЫ, устав, не затенькают – СПИТСЯ
ПТИЦАМ давненько в кустах, озорнИЦАМ.
НИТкой усталости день каждый сшИТ.

*

(3)
Сбросив у стен (но снаружи!) добро,
Избы-старушки степенно сошлись бы
В МЕСТЕ, где пень на опушке, ВСЕ ВМЕСТЕ.
ВЕСТЬ ИМ, подружкам, отменная ЕСТЬ!..

***

СТИХИ "КРИВОЕ ЗЕРКАЛО" – стихи, сложенные с применением ЗЕРКАЛЬНОЙ рифмы и ВНУТРЕННЕЙ монорифмы, проходящей через всё четверостишие (или все стихи) не однообразно по цезуре (медиане), а меняя свое расположение от одного ударного слога к другому.

Когда, устАВ, Звезда туда
Сойдёт с высот, прерВАВ полёт,
В осеннем ВАкууме се–
рых дней, где вся МоскВА за ней
Следит, скрыВАясь у калит–
ки дачной,– БожестВАм удач
Желая ВАжно в их делах!..

...и т.д. (то же, что и до того!)

     В данном конкретном случае линию "КРИВОГО ЗЕРКАЛА" представляет рифмосочетание из внутренних рифм: устАВ-прерВАВ-ВАкууме-МоскВА-скрыВАясь-божестВАм-ВАжно.

***

СТИХИ "ДВОЙНОЕ КРИВОЕ ЗЕРКАЛО" – стихи, сложенные с применением ЗЕРКАЛЬНОЙ рифмы и СКВОЗНОЙ ВНУТРЕННЕЙ РИФМЫ "ДВОЙНОЙ ЗИГ-ЗАГ".

ПРИМЕРЫ:

(1)
Мокнет в тумане над крышей дымок.
Осень, накрывшая раннюю проседь
Влажной обманкой, обрыдший коллаж на–
морщив, колышет оранжевый смог.

     В данном конкретном случае линии "ДВОЙНОГО КРИВОГО ЗЕРКАЛА" представляют рифмосочетания из внутренних рифм:

1) туМАНЕ-рАННЮЮ-ОбМАНкой-ОрАНжЕвый;
2) НАД КРЫШЕЙ-НАКРЫВШАя-ОБРЫДШИЙ-КОЛЫШЕТ.

*

(2)
Слёг в амброзийный бурьян за порог
Глухо Кирьян, загрузившись сивухой.
Где-то носившийся рьяно с рассвета
С Нинкой, смутьян обессилел и сник.

     В данном конкретном случае линии "ДВОЙНОГО КРИВОГО ЗЕРКАЛА" представляют рифмосочетания из внутренних рифм:

1) АМБРОЗИЙНЫЙ-ЗАГРУЗИВШИСЬ-НОСИВШИЙСЯ-ОБЕССИЛЕЛ И;
2) БУРЬЯН ЗА-КИРЬЯН ЗА-РЬЯНО С-СМУТЬЯН О...

*

(3)
Спит деревенька у старых ракит...
Птицы, устав, не затенькают – спится
Птицам давненько в кустах, озорницам.
Ниткой усталости день каждый сшит.

     В данном конкретном случае линии "ДВОЙНОГО КРИВОГО ЗЕРКАЛА" представляют рифмосочетания из внутренних рифм:

1) ДЕРЕВЕНЬКА-НЕ ЗАТЕНЬКАЮТ-ДАВНЕНЬКО-ДЕНЬ КАЖДЫЙ;
2) У СТАРЫХ-УСТАВ-В КУСТАХ, ОЗ...-УСТАЛОСТи.

*

(4)
Сбросив у стен (но снаружи!) добро,
Избы-старушки степенно сошлись бы
В месте, где пень на опушке, все вместе.
Весть им, подружкам, отменная есть!..

     В данном конкретном случае линии "ДВОЙНОГО КРИВОГО ЗЕРКАЛА" представляют рифмосочетания из внутренних рифм:

1) СТЕН НО-СТЕПЕННО-гДЕ ПЕНЬ НА-ОТМЕННАЯ;
2) СНАРУЖИ-СТАРУШКИ-ОПУШКЕ-ПОДРУЖКАМ.



     4. СПОСОБЫ РИФМОВКИ, РИТМИЧЕСКИЙ "ЗЕРКАЛЬНЫЙ" РЯД и ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ



ПРИМЕРЫ:

(1)

_ (+) _ + _ + _ (+); – пример графического обозначения зеркального стиха, написанного 4-х стопным ямбом.

КогДА эстрадная ЗвезДА...

_ А _ + _ + _ А;     – (АА) то же как буквенный вариант.

***

(2)

(+) _ _ + _ _ + _ _ (+) _; – пример графического обозначения зеркального стиха, написанного 4-х стопным дактилем.

ГдЕ-ТО за Вислой плаксивое лЕТО
С ГОРЯ зависло, с туманами СПОРЯ...

А _ _ + _ _ + _ _ А _
Б _ _ + _ _ + _ _ Б _;     – (АА,ББ) то же как буквенный вариант.

***

(3)

_ _ (+) _ _ + _ _ + _ _ (+); – пример графического обозначения зеркального стиха, написанного 4-х стопным анапестом.

НавсегДА за окном промелькнут гороДА,
ИсЧЕЗАя по-заячьи в гореЧИ ЗА–
рослей спутанных мыслей о прожитом мНОЙ
Ослепительно с Феей лесНОЙ...

_ _ А _ _ + _ _ + _ _ А
_ _ Б _ _ + _ _ + _ _ Б
_ _ + _ _ + _ _ + _ _ В
_ _ + _ _ + _ _ В;          – (АА,ББ,В,В) то же в качестве буквенного варианта и как пример того, что в четверостишии могут прекрасно "сосуществовать" и мирно соседствовать строки (стихи), построенные на зеркальной и/или внутренней рифмах, которым совершенно не требуется в подруги старая и добрая конечная рифма для того, чтобы "скрепить собой строки и вызвать ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения и т.д..." И с АВТОРСКОЙ рифмой при этом они самым замечательнейшим образом, как видите, уживаются!

***

(4)

_ _ (+) _ _ . _ _ + _ _ . _ _ (+) _ _;     – пример графического обозначения зеркального стиха, написанного 3-х стопным пентоном.

Звёзды в сУМЕРКАх на краю небес потоМУ МНЕ КА–
жутся яркими, что пульсируют с грУСТьЮ И ЗОВЯ
За СОБОЙ МЕНЯ, увлекут, беспечно СУДЬБОЙ МАНЯ.
Всевозможных от них космических жДУ СЮРПРИЗОВ Я!

_ _ А _ _ . _ _ + _ _ . _ _ А _ _
_ _ + _ _ . _ _ + _ _ . _ _ Б _ _
_ _ В _ _ . _ _ + _ _ . _ _ В _ _
_ _ + _ _ . _ _ + _ _ . _ _ Б _ _;     – (АА,Б,ВВ,Б) то же в качестве буквенного варианта и как пример четверостишия, в котором смешаны стихи, построенные: на зеркальной (АА,ВВ) и конечной (Б+Б) рифмах.

***

ПРИМЕЧАНИЕ:

 +       - обозначение нерифмованных акцентных долей.
(+)      - обозначение рифмованных акцентных долей.
АА,ББ,.. - то же, но буквенное обозначение рифмованных акцентных долей.
 _       - обозначение безударных долей, которые могут быть как не рифмованными, так и рифмованными (во всяком случае имеют на то полное право, и задача каждого поэта состоит в том, чтобы стать ГАРАНТОМ для них такого стихотворного права – быть рифмованными! Вот как-то так, если угодно...)




     5. СОЧЕТАНИЕ СТИХОВ


     Зеркальные стихи можно (и нужно!) смешивать с обычными, т.е. построенными на конечной рифме. Основное правило при этом следующее: конец одной строки (стиха) всегда должен быть зарифмован либо с концом другой строки конечной рифмой ("по вертикали" и по старинке), либо с зеркальной или внутренней рифмой в пределах этой же строки (стиха), т.е. "по горизонтали". Одним словом, всё та же старая и добрая (чем точнее созвучие, тем лучше!) рифмопара должна, хоть в горизонтальной, хоть в вертикальной позиции, но присутствовать и должным образом работать всегда!

***

     ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ ВОЗМОЖНЫХ КОМБИНАЦИЙ


А-А   А-А   о-А   А-Б   А-Б   АаА   Ас-А   Аа-А   АсдА   А-с-А   ААА   АБА   АБА   АБА   АБВ   АсБ
Б-Б    с-Б    с-А   Б-А   Б-А   БбБ    Бс-Б    Б-аБ    БдсБ   Б-с-Б    БАБ    БАБ   БСБ   ВСВ   ВСА   БсА
В-В   В-В   Б-Б   Б-А   А-Б   ВвВ   Вс-В   Ва-В   ВсдВ   В-с-В   БАБ    БАБ   БСБ   ВСВ   ВСА   АсБ
Г-Г    о-Б    х-А   А-Б   Б-А   ГгГ    Гс-Г    Г-аГ    ГдсГ    Г-с-Г   ААА   АБА   АБА   АБА   АБВ    БсА

и т.д. насколько хватит фантазии.

     Это примерные схемы возможных комбинаций при сочетании стихов с различными способами рифмовки. И право они имеют быть не только в рамках четверостишия, а и "больше"-стишия, равно, как и "меньше-". Впрочем так же, как и с разным количеством стоп, т.е. разной длины. Заглавными буквами в них обозначены ударные и рифмованные части слов (или слоги) основных (конечных или зеркальных) рифмопар. Прописными буквами обозначены ВНУТРЕННИЕ рифмы, причём они могут быть как созвучными с основной (конечной или зеркальной) рифмопарой, так и не созвучными, составляя рифму лишь между собою, будучи хоть СКВОЗНЫМИ, а могут быть и представлены как МОНОРИМ. И главное условие здесь: чтобы они чётко совпадали с ударным слогом внутри строки (стиха) согласно выбранному (и "утверждённому!") ритмическому рисунку. Одним словом, есть где разгуляться фантазии и творческой изобретательности, если не ограничиваться, к тому же, рамками четверостишия и количеством стоп в строке!
     Впрочем, буквенное обозначение схемы рифмовки тоже может быть разнообразным и на выбор, как в сочетании заглавных букв с прописными (и тире посередине), так и комбинацией только заглавных букв в сочетании с тире или без оного. Любой каприз, одним словом, ЗЕРКАЛЬНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ приветствует и не отвергает сходу!


     Приведём для наглядности и в качестве примера ритмический рисунок и буквенное обозначение представленного ранее образца стихов в формате "КРИВОЕ ЗЕРКАЛО", которые будут выглядеть следующим образом:

(1)
Когда, устав, Звезда туда
Сойдёт с высот, прервав полёт,
В осеннем вакууме се–
рых дней, где вся Москва за ней
Следит, скрываясь у калит–
ки дачной,– Божествам удач
Желая важно в их делах!..

а) Ритмический рисунок нашего примера будет выглядеть так:

_ А _ С _ А _ А
_ Б _ Б _ С _ Б
_ В _ С _ + _ В
_ Г _ + _ С _ Г
_ Д _ С _ + _ Д
_ Е _ + _ С _ Е
_ Ж _ С _ + _ Ж

б) Буквенное же его обозначение будет выглядеть так:

АСАА
ББСБ
ВС-В
Г-СГ
ДС-Д
Е-СЕ
ЖС-Ж

     Ещё примеры:

(2)
Мокнет в тумане над крышей дымок.
Осень, накрывшая раннюю проседь
Влажной обманкой, обрыдший коллаж на–
морщив, колышет оранжевый смог.

а) Ритмический рисунок:
А _ _ с _ _ д _ _ А
Б _ _ д _ _ с _ _ Б _
В _ _ с _ _ д _ _ В _
А _ _ д _ _ с _ _ А

б) Схема:
АсдА
БдсБ
ВсдВ
АдсА

*

(3)
Ранью над весями в степи вчера
Мимо летела ("из лесу, вестимо!")
Тропкой небесной без дела сорока.
Славную весть на хвосте принесла:

а) Ритмический рисунок:
А _ _ с _ _ д _ _ А
Б _ _ х _ _ н _ _ Б _
В _ _ н _ _ х _ _ В _
Г _ _ с _ _ д _ _ Г

б) Схема:
АсдА
БхнБ
ВнхВ
ГсдГ

*

(4)
Приснится картинка внезапно ему –
В дыму ускользавшая Нинка-блудница.
И, в муках, росинка-слеза по реснице
Умчит, замерзая, с искринкой во тьму.

а) Ритмический рисунок:
_ А _ _ с _ _ д _ _ Б
_ Б _ _ д _ _ с _ _ А _
_ Б _ _ с _ _ д _ _ А _
_ А _ _ д _ _ с _ _ Б

б) Схема:
АсдБ
БдсА
БсдА
АдсБ

**
     Вы спросите: для чего нужны эти рисунки?
     Легко отвечу: в качестве "инструмента" для облегчения написания, особенно, если Вы задумали очень сложную и мудрёную ритмическую и рифменную комбинацию. В этом случае Вам без заранее составленного ритмического рисунка или буквенной схемы как "рабочего чертежа" не обойтись! Впрочем, выбор, как всегда, – за Вами...

     Спасибо! Желаю успехов!



     25 сентября 2013 г.



     PS: В данную работу Автором в последующем могут вноситься дополнения, некоторые изменения и доработки по мере дальнейшего освоения и развития "ЗЕРКАЛЬНОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ", а также при появлении очередных наработок в этом новом и не изведанном ещё как следует направлении. Поскольку Автору почему-то кажется, что это ещё далеко не всё и продолжение может неожиданно и в любой момент последовать! Таки дела...



     * ЗЕРКАЛЬНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ *

     Автор: Левда Александр Васильевич (город Сочи, страна Россия)



     Уважаемые Господа!

     Автор, желая облегчить Вам прочтение и понимание вышеизложенного, а также избавить Вас от лишних движений и потери на это драгоценнейшего времени, любезно проделал всё это сам, предоставив Вашему вниманию в краткой, но достаточной вполне для того форме, информацию по некоторым вопросам касательно изложенного выше.
     Эта информация, в необходимом и достаточном для этого объёме, взята на Сайте РИФМОВЕД.РУ (В.В.Онуфриев) и при необходимости Вы можете к ней обращаться, если потребуются какие-либо уточнения, не перелистываясь с Сайта на Сайт. Всё находится далее по тексту.

     Спасибо!




     РИФМОВЕД.РУ "СЛОВАРЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ РИФМЫ" (В.В.Онуфриев)



РИФМА - звуковой повтор,  традиционно используемый в поэзии и, как правило, расположенный и ожидаемый на концах строк в стихах. Рифма скрепляет собой строки и вызывает ощущение звуковой гармонии и смысловой законченности определённых частей стихотворения. Рифмы помогают ритмическому восприятию строк и строф, выполняют запоминательную функцию в стихах и усиливают воздействие поэзии как искусства благодаря изысканному благозвучию слов. (из "Словаря разновидностей рифмы" - В.В.Онуфриев)

***

РИФМЕНТ  – рифмообразующая часть слова с центром - ударной гласной. Подобно морфеме, являющейся единицей смысла в слове, рифмент – это единица рифмы. Рифмент  отождествляет собой (и в этом его универсальность) близкие по звучанию клаузулы:
   Рифменты              Клаузулы  и  примеры               

  1) «ОР»    ОР (бор, гор), ЁР (тапёр, спёр).
  2) «АД»    АД (лад), ЯД (ряд), АТ (солдат), ЯТ (стоят).
  3) «АЖ»    АЖ (багаж), ЯЖ (саквояж), АЖЬ (блажь), ЯЖЬ (бродяжь),
                АШ (наш), ЯШ (гуляш), АШЬ (гуашь), ЯШЬ(втемяшь).

 

Исходя из этого,  ещё одно, «техническое» определение самой рифмы:
Рифма – это наличие, как минимум, двух слов с одинаковым рифментом. Найти рифму - значит подыскать слово с таким же рифментом,  как  у  исходного. Рифменты слов образуют одноимённую рифму (см. классификация рифм по происхождению).
В отличие от клаузулы, объединяющей исключительно точные рифмы (вето - лето, честный -прелестный, гость - кость...),
рифмент объединяет как точные, так и приблизительные рифмы: вето - карета, честный - чудесный, гость - гроздь,
ива - красивый, лужа - уже, хлеб - степь, тише - слышу, ворочая - многоточие,  колкий - иголке, весить - грезить,...
Существуют 11 типов рифментов: базовый, окончательный, гласный, согласный, мультирифмент, переходный, связующий, сложный, двоякий, ложный, первичный.

***

АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛОВО – название слов в рифме.
Первое слово в рифме - пассивное, второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих  момент  незавершённости, оставляя после себя  напряжение, связанное с ожиданием  гармоничной  развязки. Это напряжение снимает активное слово,  которое своим появлением  заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение законченности, гармонии и  родства, которое и называется рифмой. Таким образом,  вся  нагрузка в рифме лежит именно на втором слове, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать (приблизительная рифма)  или  не оправдать вовсе (диссонанс, белый стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное ожидание  всегда усиливает эмоциональное воздействие стиха и заложено в самой природе поэзии. Если рифма состоит из нескольких слов (более двух), то и активных слов может быть несколько.

***

КОНЕЧНАЯ РИФМА -  самая распространённая  и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы.

***

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА - рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы.

***

МОНОРИФМА - редкая разновидность рифм по взаимному расположению в стихе; все строки рифмуются между собой  - АААА.

***

НАЧАЛЬНАЯ РИФМА – рифма из первых слов в строках.

***

СКВОЗНАЯ РИФМА - рифма, проходящая через всё стихотворение наряду с другими меняющимися рифмами.

***

СТЫКОВАЯ РИФМА – разновидность рифмы по положению в стихе; конец одного стиха зарифмован с началом последующего.

***

ЭХО-РИФМА - разновидность рифмы по взаимному расположению в стихах; двустишие, в котором вторая строка состоит всего из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.

***

ПАНТОРИФМА  – редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между  собой. Стихотворений, полностью построенных на панторифмах, практически не существует - панторифмические цепи, как правило, используются фрагментарно. "Стал и сел. Взял и съел..." (В. Маяковский), "Взорвано, уложено, сколото - чёрное надёжное золото" (В. Высоцкий),  "Полоса щели. Голоса еле..." (В. Маяковский).

      Опьяняет смелый  бег,
      Овевает белый   снег,
      Режут шумы   тишину,
      Нежат думы про весну.
                (В. Брюсов)

***

РИФМОСОЧЕТАНИЕ – объединение слов в рифме, «рифмование» слов (но не рифмовка!). В отличие от рифмовки, не подразумевается положение рифм в стихе. Более универсальное понятие, чем "рифмопара", так как применяется к любому количеству рифмующихся слов.

***

РИФМЕННОЕ ОЖИДАНИЕ - предсказуемое ожидание созвучий слов в определённых местах стихов или строф, заложенное в самой природе поэзии. В момент непосредственного восприятия пассивного слова память сохраняет его звуковой образ и - особенно -  его ритмического окончания (клаузулы). С появлением активного слова, если его окончание совпадает с тем образом, который хранится в памяти,  возникает рифма как ощущение звукового единства и гармонии слов. В зависимости от местоположения рифм, память самостоятельно настраивается (это происходит уже в первых строках или строфах) на сохранение образа пассивного слова и сопоставление его с активным словом в определённых местах стиха или строфы. Чем больше промежуток времени между рифмующимися словами и количество слов между ними, тем размытей становится образ. Это свойство и лежит в основе приблизительных рифм, создающих иллюзию родства слов. Вышеизложенное правило ещё в большей мере относится к песенному жанру, где слова организованы мелодически и растянуты во времени намного больше, чем в стихах.

***

РИФМОСЛОВАРНЫЙ ЗАПАС – набор рифм, используемый тем или иным автором или задействованный в том или ином поэтическом произведении. Можно говорить о богатом или бедном рифмословарном запасе поэта или стихотворения (поэмы). Поэтам следует расширять свой рифмословарный запас, избегая банальных и избитых рифм и находя свежие и неординарные рифмы для своих стихов. Одним из самых богатых рифмословарных запасов владел Владимир Маяковский.

***

АВТОРСКАЯ РИФМА - авторская находка; оригинальная составная рифма с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей.
Как правило, является единственной в своём роде: исповедь - избы ведь, большевиков - больше веков,  жизнь с кого - Дзержинского,  наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его, лёд щеки - лётчики, та ли я - талия, почему ж бы - службы,  бьют об двери лбы - не поверил бы ...

Господа поэты, неужели не наскучили
пажи, дворцы, любовь, сирени куст вам?
Если такие, как вы, творцы –
мне плевать на всякое искусство.
                (В. Маяковский)

Миллионы, миллиарды, числа невыговариваемые,
Не версты, не мили, солнце - радиусы, светогода!
Наши мечты и мысли, жалкий товар, и вы, и мы, и я, -
Не докинул никто их до звёзд никогда!
                (В. Брюсов)

***

     РИФМОВЕД.РУ "Словарь разновидностей рифмы" (В.В.Онуфриев)

* * *
* * *

PS: Определение АВТОРСКОЙ РИФМЫ нуждается в некотором изменении, а именно:

АВТОРСКАЯ РИФМА – авторская находка (или авторское изделие); оригинальная составная рифма и т.д...

*

PS.2: Определение для ПАНТОРИФМ также нуждается в корректировке, поскольку стихотворения, полностью построенные на панторифмах, существуют и на данный момент уже есть опубликованные.

* * *