Справедливость как социальная ценность

Skomorox
Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1. Справедливость как социальная ценность………………………………….3
1.1. Сущностные особенности справедливости……………………………….3
1.2. Справедливость как ценностный социальный механизм………………..6
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы…………………………………………………………….15

































Введение

Справедливость является одной из базовых понятий культуры человека, общества, в котором он развивается. Социальная справедливость с ее требованиями должного социального устройства спасает общество от неизбежных деструктивных последствий «зашкаливания» социального неравенства. В каждую эпоху она выдвигает новый социальный идеал, помогающий достижению согласия.
Первое представление о ее сущности, формах и роли в обществе возникло в социальной философии. Постепенно это слово стало активно использоваться в разговорной и письменной речи при обсуждении различных социальных проблем. Во многих сообществах справедливость приобрела статус ценности наряду с безопасностью, миром, порядком, свободой, семьей и трудом, а ее восстановление стало одним из мотивов поведения людей. Для ее достижения были выработаны определенные социальные нормы, соблюдение которых стало важным критерием оценки социального взаимодействия.
Понимание справедливости в качестве социальной ценности, которая является важным ориентиром при постановке целей и задающей направление активности, делает актуальным изучение вопроса о ее содержании.
Цель данной работы заключается в рассмотрение вопроса об особенностях справедливости как социальной ценности.












1. Справедливость как социальная ценность

1.1. Сущностные особенности справедливости

Достаточно широко понятие «справедливость» рассматривалось в античный период, чаще всего она отождествлялась с законностью, долгом, честью, добром. Платон в работе «Государство» писал, что город справедлив, когда «имеющиеся в нем три сословия делают каждое своё дело», и «справедливость – это то, что пригодно сильнейшему».  Аристотель подчеркивал, что «справедливость бывает двух родов. Один из них – соответствие закону… Ведь если справедливость – это то, что велит делать закон, а закон призывает исполнять все добродетели», то справедливость – «это некоторая совершенная добродетель». 
Интересна в этом плане и позиция Цицерона, по мнению которого «первая задача справедливости в том, чтобы никому не наносить вреда, если только тебя на это не вызвали противозаконием, затем в том, что пользоваться общественной (собственностью) как общественной, а частной как своей»,  т.е. первые представления о справедливости в социально-дифферинцированном обществе соотносят её с законом, добродетелью и собственностью, последний аспект присутствует в большинстве интерпретаций справедливости прошлого и настоящего. В зависимости от отношения к собственности (владение) человек обретал статус и права гражданина.
Представители утопического социализма в существовании частной собственности усматривали при¬чину всех социальных бедствий, полагая, что только распределять «всё поровну и по справедливости, а также управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожить собственность».
Многие мыслители связывали справедливость с государством, политически организованным обществом, которое, используя закон, обеспечивает возможную в обществе свободу, с одной стороны, а с другой -  соответствующий контроль для определения границ этой свободы, подчёркивая, что наиболее дееспособным и справедливым считается то государство, которое способно обеспечить условия ятя реализации свободы при опоре на сильную власть, а отсюда признание священности и неприкосновенности власти независимо от её устройства.
Главная мысль Ж.-Ж. Руссо заключается в том, что справедливое и отвечающее природе людей государственное устройство должно основываться на общественном договоре, суть которого - полное равенство, действительная свобода и неотчуждаемый народный суверенитет. Для всех граждан создается возможность участвовать в высшей власти через отчуждение личных прав граждан в пользу государства во имя реализации обшей волн и приобретения статуса равноправного субъекта общей воли.  Таким образом, именно государство рассматривается как высшая ценность, выступающая гарантом справедливости и основных благ и жизни граждан.
В период формирования либеральной системы ценностей справедливость связывалась с формой организации власти, с возможностью предотвращения тирании властвующего. Ш. Монтескье писал, что «политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью...» и «необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»,  т.е. речь идет о принципе разделения властей и его институционализации. И соответственно справедлива лишь та форма власти, которая в наибольшей степени обеспечивает гарантию свободы и право собственности. Мыслители XVI-XVIII вв. независимо друг от друга приходят к выводу, что общество - это механизм, состоящий из автономных и способных к самореализации индивидов (либеральная концепция), а связующими элементами этого механизма являются значимые ценности - справедливость, равенство, закон, собственность.
Значительный вклад в исследование проблемы справедливости внес социологический подход, сформировалось новое направление с точки зрения функционирования социального механизма, регулирующего общественную жизнь, т.е. социальную справедливость следует рассматривать не только как принцип жизнеосуществления, но и как механизм, и в этом плане социальная справедливость есть совокупность социальных институтов, организаций, правовых и моральных норм, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Этот механизм выступает и регулятором норм поведения социальных субъектов и индивидов.
Такой подход к проблеме справедливости представляется актуальным и в ХХI в., так как действие этого механизма направлено на преодоление несправедливости, причем не той, которая несет в себе созидательные моменты (например, неравенство в оплате труда и т.д.). Если этот механизм долго не реформировать, учитывая постоянные трансформации, то возникает его противоположность – механизм разрушения социальной справедливости, т.е. механизм воспроизводства несправедливости.
Карл Поппер в работе «Открытое общество и его враги» так определяет понимание справедливости в условиях либерально-демократических общественных отношений: «Большинство из нас, особенно те, кто привержен гуманизму, говоря о справедливости, имеют ввиду следующее: а) равное распределение бремени гражданских обязанностей, т. е. тех ограничений свободы, которые необходимы в общественной жизни; b) равенство граждан перед законом при условии, разумеется, что с)  законы не пристрастны в пользу или против отдельных граждан, групп или классов; d) справедливый суд и е) равное распределение преимуществ (а не только бремени), которое может означать для граждан членство в данном государстве».

1.2. Справедливость как ценностный социальный механизм

Анализируя справедливость как социальный механизм, необходимо рассматривать прежде всего сферу социальных отношений, здесь имеет значение статус социальных групп, его изменение.
Именно эта сфера наиболее ярко отражает основные преимущества и недостатки занятого каждой общественной группой положения - системы устойчивых социальных связей, способность какой-либо социальный группы присваивать труд другой. Поэтому имеет значение и совокупность категорий, выражающих сущность вышесказанного.
В теории и практике широко используются такие понятия, как «социальное положение», «место в социальной структуре», «социальный статус» и т.п. Социально-бытовая обеспеченность каждой социальной группы подвержена социальным изменениям, поэтому, естественно, необходимо рассматривать и трансформацию социальной структуры на каждом этапе развития общества.
В социально-бытовом плане уровень жизни понимается как совокупность нескольких групп показателей: материальная обеспеченность, качество питания, жилищные условия, качество социальных услуг, состояние здоровья, экологическое благополучие и т.п. Взаимозависимость и взаимодействие социальных групп по этому поводу – наиболее существенная составляющая в механизме социальной справедливости. Можно выделить некоторые элементы содержания данного механизма:
1. Граждане, социальные группы, опираясь на де¬мократическое законодательство, принимают участие в управлении сферой социально-бытовых отношений: в подготовке, принятии, выполнении и корректировке реализуемых решений (например, создание кондоминимумов. институт мировых судей, женсоветов).
2. Получение информации, обретение и проявление умения и навыков социально-бытовой деятельности.
3. Многообразие форм собственности.
Многие представители распределительно-правового направления рассматривают феномен справедливости сквозь призму отношений обмена и потребления, то есть через взаимодействие участников социального общения, что также выражает сущность справедливости как социального механизма, включающего каждого человека в процесс социального взаимодействия в «соответствии с его местом, социальным положением и ролью в обществе, резуль¬татами социально полезной деятельности». 
Главная функция справедливости как социального механизма состоит в создании адекватных условий для накопления, укрепления и реализации жизненных сил человека и общества. Социальный механизм управляет воспроизводством всех видов общественных отношений, что соответствует новому подходу к проблеме, а именно через анализ категории «жизненные силы человека» в рамках новой виталистской парадигмы, которая активно разрабатывается учеными-социологами. В исследованиях ключевым является вопрос о новых способах выживания, жизнеосуществления человека, формирования нового способа образа жизни, характера взаимодействия со средой обитания.
В основе виталистской парадигмы - концепция жизненных сил человека, которая по-новому рассматривает взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства бытия человека. Жизненные силы - это «способность людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь в определенных условиях, в конкретно-историческом и социокультурном пространстве»:  «индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами».  Данное определение вклю¬чает категории индивидуальной и социальной субьектности, которые являются основными элементами содержания категории жизненных сил и выражают связь двух типов условии существования представлений о справедливости, действия по их реализации могут упрочить или ослабить жизненные силы субъекта. «Жизненное пространство - это среда обитания человека, позволяющая ему воспроизводить и совершенствовать свою жизнь, совокупность элементов, составляющих естественную и социокультурную основу воспроизводства жизни человека как биопсихосоциального существа».
В результате взаимодействия жизненных сил человека и жизненного пространства возникает основа формирования системы общественных отношений, которые определяются экономическими, политическими, социальными факторами и конкретно-историческими условиями жизни людей. В русле виталистской социологии особое значение приобретает также интерпретация справедливости как социального механизма, регулирующего все многообразие отношений в рамках жизненного пространства и включающего каждого человека в процесс социального взаимодействия, и механизма осуществления субъективной роли раз-личных типов социальных субъектов, отражающего взаимодействие жизненных сил и условий обеспечения жизни, а также степень вовлечения субъекта в их развитие и умножение как условия реализации жизнедеятельности каждого социального субъекта, т.е. реально этот механизм представляет взаимодействие социальных групп по поводу удовлетворения их потребностей поддержания жизнеобеспечения и осуществления субъектной роли.
Виталистская парадигма, учитывая особенности взаимодействия жизненных  и жизненного пространства, расширяет спектр основ социальной жизни, индивидуальной и социальной субъектности, и соответствен¬но меняет угол зрения на движущие силы развития, систему управления, на все подсистемы общества, в том числе на политическую систему и политический процесс. Справедливость как социальный механизм управляет воспроизводством всех видов социальных отношений, в том числе и политических. В этом плане в новом облике выступает власть: она защищает и заботится через нормирование, именно ее институты формируют законодательную базу, регламентирующую жизненную силу человека и его жизненное пространство. При этом человек вовлекается в потребительские практики, осуществляя свою потребность в справедливости, поскольку потребление распространяется на все сферы и тем самым человек усиливает (или ослабляет) свои жизненные силы и расширяет (или сужает) своё жизненное пространство, оказывая определённое воздействие на политический процесс.
Граждане при этом обретают реальное право на свободу объединений, собраний, выражения свободы совести, слова, печати, а также подотчетную гражданскому контролю государственную власть. Они хотят, чтобы глава государства и законодательный корпус определялись путем свободных и честных выборов, а это предполагает равные возможности для ведения избирательной кампании, честное голосование и подсчет голосов, т.е. избиратели стремятся наделить своих выборных руководителей реальной властью, которую те заслужили в рамках соревновательного и честного избирательного процесса.
При этом в роли социальных посредников выступают политические партии - это тоже элемент социального механизма, так как именно через партии граждане более полно могут выразить и пред¬ставить свой интерес, т.е. все и жажды» расширяют свое жизненное пространство, создавая оптимальные условия для укрепления своих жизненных сил и реализуя свою потребность в справедливости.
Все это актуализирует проблему организации и эффективности власти, ее взаимодействия с гражданином, влияние на условия и способы выживания, жизнеосуществления человека. Для современной России в русле политической реформы это приобретает особое значение. Как уже отмечалось, составной частью жизненного пространства является политическое пространство, имеющее определённые содержательные измерения - физическое, территориальное, функциональное: его границы очерчивают пределы действия политики, зовы распределения власти, доверия лидеру, элите, авторитету политических институтов
Политическое пространство формирует какой-либо центр политического влияния или власть [12. с. 301].  В каждом политическом локалитете (территориальном или функциональном) существуют собственные возможности для политического участия и волеизъявления населения, складываются свои практики, политические институты, другие организационные параметры политической жизни. Можно сказать, что в одних частях этого пространства складываются интенсивные политические отношения, а в других - конкуренция за власть слабее. Например, в Москве, федеральном центре, принимаются важные для страны решения, сталкиваются позиции правящей и оппозиционной партий, а в регионах, особенно в сельских районах, политическая активность низкая, от случая к случаю, и не влияет существенно на политику властвующей элиты.
Точки официального политического напряжения могут не совпадать с официальными центрами власти, но если точки политической активности будут сильно разъединены с официальными центрами государственной власти и не будут иметь достаточной информационной связи, то политическое пространство такой страны становится «рыхлым», и власть не может в полном объеме создавать условия для жизнеосуществления человека, т.е. нарушается связь жизненных сил человека и жизненного пространства. За политическое пространство идет острая борьба, в которой участвуют политические партии, лидеры, элиты, особенно остро конкуренция проявляется на выборах. Это борьба за влияние в обществе, возможность проводить свою политику внутри государства и вовне, определяя тем самым условия жизни каждого человека. Таким образом, политическое пространство - это материальный ресурс политики и изменения характера политики. Например, демократизация существенно расширяет политическое пространство, обогащает его содержание.
Справедливость как социальный механизм может работать и в обратном направлении, т.е. нагнетание социальной и политической напряженности в обществе, повышение уровня конфликтности - это следствие нежелания и неспособности власти обуздать процветающую коррупцию, обеспечить реальную защиту прав граждан, т.е. фактически происходит нарушение и даже разрушение жизненного пространства человека, что вызывает протест, недоверие к власти.
Справедливость политического пространства и его организации обращает внимание исследователей на проблемы политического сознания, политического режима, права. Еще Аристотель отмечал, что понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. О справедливости или несправедливости политического режима свидетельствует степень распространенности в обществе права на создание политических и общественных организаций, свободы печати, общественных акций. Справедливый политический режим (политическое пространство) обеспечивает реализацию способностей и устремлений граждан, их прав и свобод как субъектов политического процесса, активность их участия в политической жизни, принятии политических решений любого уровня и масштаба, в совершенствовании политического механизма посредством избирательного права. Основные условия утверждения социальной справедливости - демократия и гражданская инициатива. Представления о справедливости составляют часть политической культуры общества и индивида. И в этом смысле справедливость как социально-политический механизм, включающий социально-политические, моральные нормы и принципы организации жизненного пространства человека и общества, регулирует процессы гармонизации интересов различных общностей и граждан в рамках этого жизненного пространства.
Показателем уровня справедливости политического пространства и его организации является и распределение основных прав и обязанностей, направленность национальной политики, отношение к некоренному населению, различным конфессиям, женщинам и т.п., т.е. феномен справедливости, представление о ее сущности оказывает большое влияние в целом на развитие современной цивилизации. Политический опыт многих стран свидетельствует, что легитимность диктатуры (любой) не может быть долго- вечной, так как она противоречит справедливости.















Заключение

Итак, традиционное представление о социальной справедливости в современном мире претерпевает изменения в русле новой формирующейся виталистской парадигмы, основу которой составляет концепция жизненных сил человека, что актуализирует проблему справедливости как социального механизма, обеспечивающего развитие жизненных сил человека, рас¬ширение его жизненного пространства (социального-экономического, политического, духовного), при этом особое значение имеет политическое пространство и его эффективная организация, которая способствует достижению консенсуса и предотвращению конфликта, разделяющего общество и открывающего путь к подавлению и репрессиям. Особо следует отметить такие составляющие справедливости как социального механизма:
- ответственность перед обществом, а именно - перед жителями районов, где размещены предприятия, за окружающую среду; за создание лучших условий жизнеосуществления: за моральные проблемы;
- информация как основной ресурс и источник силы, влияющий на ЖСЧ;
- профессионализм как критерии общественного положения и принцип принятия важных решений, влияющий на качество жизненного пространства, обеспечивающего жизненных сил человека;
- система духовных ценностей;
- функционирование принципов социальной справедливости;
- процесс взаимодействия социальных групп как субъектов жизненного пространства;
- система образования и воспитания по формированию политической и правовой культуры, что способствует усилению жизненных сил человека и общества и дальнейшему социальному прогрессу.
Таким образом, справедливость как социальный механизм представляет собой взаимодействие социальных субъектов в удовлетворении потребностей по поддержанию жизненных сил и деятельного существования людей во все более полном осуществлении субъектной роли человека в современном жизненном пространстве.









































Список литературы

1. Аристотель. Этика // Аристотель. Соч. - М., 2010. С. 324.
2. Гелих О. Я. Справедливость и управление // Менеджмент и маркетинг в социальной сфере. - СПб., 2011. С. 123.
3. Григорьев С.И. Справедливое же состоит в справедливости и несправедливости в советском обществе: размышления экономиста и социолога. - Барнаул, 2011. С. 82.
4. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего / С.И. Григорьев. - Барнаул,
5. 2010. С. 45.
6. Мор Т. Утопия / Т. Мор. – М., 1989. С. 164.
7. Монтескье Ш. О духе законов. - М., 2011. С. 289-290.
8. Платон. Государство // Платон. Соч. – М., 2011. С. 203.
9. Политология: энциклопедический словарь / под ред. Ю.И. Аверьянова. - М., 2010. С. 301.
10. Руссо Ж.-Ж. Трактат / Ж.-Ж. Руссо. – М., 1969. С. 173.
11. Социологическая концепция / под ред. С.И. Григорьева, Л.Д. Дёминой. - Барнаул, 2011. С. 113.
12. Социология на пороге ХХI века: новое направление исследования / под ред. С.И. Григорьева, Ж. Коэнен-Хуттера. - М., 2010. С. 223.
13. Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях / Цицерон. - М., 2011.