Клад писателя Гарифа Ахунова

Наиля Ахунова
Литературно-музыкальный вечер, посвящённый памяти народного писателя РТ Гарифа Ахунова (1925-2000), состоялся 9 октября 2013 года в 14 часов в казанском музее Г.Тукая на ул.Тукаевской по эгидой НМ РТ, музея татарской литературы, клуба потомков "Династия" и ЛИТО им. Гарифа Ахунова. Вечер вели поэтессы Альбина Абсалямова и Наиля Ахунова.
-------------------------------------------------

Гариф Ахунов: писатель, нашедший «Клад»

 4 июня 2000 г. в Казани, не дожив до 75 лет, умер Гариф Ахунов — народный писатель Республики Татарстан, заслуженный работник культуры РСФСР, видный государственный и общественный деятель, лауреат Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая, лауреат премии им. Гаяза Исхаки, почетный член АН РТ.

Увековечивая память

Похоронили Гарифа Ахунова 6 июня 2000 года в Арске на татарском кладбище рядом с могилой матери. Вскоре на Центральной площади Арска на Аллее писателей ему был поставлен бронзовый памятник-бюст, именем знаменитого земляка была названа одна из новых улиц города и парк, в Арском музее литературы и искусства создана большая экспозиция, посвященная жизни и творчеству Г. Ахунова. Также в музее Казанбашской школы Арского района, в которой учился писатель, появился уголок памяти писателя. В рамках увековечения памяти Ахунова в Казани на доме, в котором проживал писатель, установлена мемориальная доска. Также памятная доска была открыта в 2006 году в Альметьевске на д. №20 по ул. Радищева, где писатель прожил  с 1958 по 1968 годы. Кроме того, в честь Гарифа Ахунова названа улица в Приволжском районе Казани (в ЖК "Солнечный город").

Один из известнейших известных писателей Татарстана Диас Валеев (1938–2010) написал о Г. Ахунове: «По глубине подхода к теме, по широте панорамного охвата народной жизни, включающей в себя десятки и сотни разноплановых событий, Гариф Ахунов в татарской литературе не имеет, наверное, себе равных».


Визит в Елабугу

В определенный момент своей биографии этот титулованный татарский советский писатель посетил Елабугу. Произошло это летом 1977 года. В «Книге отзывов» Дома-музея И.И. Шишкина есть следующая запись, датированная 1 июля 1977 г.: «Мы очень благодарны людям, которые бережно и заботливо сохраняют все, что связано с жизнью и творчеством своего земляка, художника с мировым именем Ивана Ивановича Шишкина, который всю жизнь посвятил воспеванию родной природы».

Под этим текстом стоит «сухая» подпись «Писатели Москвы и Казани», под которой в свою очередь — «живые» автографы 13 писателей, среди которых и Гариф Ахунов (приведенная выше запись в «Книге» сделана рукой Г. Ахунова). Самое время вспомнить, кто же он, Гариф Ахунов.


«Клад» писателя

Ахунов Гариф (Ахунов Гарифзян Ахунзянович) родился 18 сентября 1925 г. в д. Учили Арского района в многодетной крестьянской семье, которая рано лишилась отца-кормильца. Основы грамоты постигал в школе-семилетке д. Казанбаш, позже получил образование в Арском педагогическом училище, которое окончил в 1947 году. В 1947–1952 гг. Ахунов — студент отделения татарского языка и литературы Казанского государственного университета. В «университетский» период Г. Ахунов пробует себя в литературе, и, надо сказать, весьма успешно: его стихи, рассказы, статьи печатаются в казанских изданиях.

В это же время Гариф ухаживает за неприступной красавицей-однокурсницей Шаидой, которая все-таки в будущем станет его женой: со своей любимой он проживет всю жизнь, вырастит детей, выдаст замуж дочь и женит сына, увидит внуков. Но это будет позже…

По окончании университета он работает в редакции журнала «Совет эдэбияты» («Советская литература»). Это был для того времени невероятный успех, ведь этот журнал являлся органом Союза писателей Татарии и играл большую роль в пропаганде татарской литературы: почти все современные татарские писатели и литературоведы печатались на его страницах (с 1965 г. журнал выходит под названием «Казан утлары» («Огни Казани»).

Первая повесть Ахунова «Краса юности» (1955), посвященная жизни студенчества, сразу показала силу таланта молодого автора. Это произведение строилось на биографическом материале, его герои — друзья юности Гарифа Ахунова. В литературных кругах Татарии отметили, что в литературу пришел талантливый писатель. Вдохновленный успехом, Ахунов погружается в литературное творчество. Он задумывает широкое эпическое полотно, в котором планирует раскрыть великие дела эпохи, показать ее людей. Г. Ахунов, понимая, что для работы над таким литературным произведением ему не хватает жизненного опыта, принимает решение переехать жить в центр татарской нефти — город Альметьевск. Переезд состоялся в 1956;г., и время, проведенное им в Альметьевске среди нефтяников (1956–1968), стало, выражаясь пафосно, «годами его творческого созревания».

В Альметьевске организуется отделение СП Татарии, и Ахунов становится его ответственным секретарем. Его цель — направить внимание писателей на героический труд нефтяников. В 1957 году Гариф становится членом Союза писателей СССР. В том же городе Г. Ахунов написал роман о жизни нефтяников «Клад» (1963), по которому в 1975 г. на Свердловской киностудии был снят одноименный художественный фильм (главные роли исполнили Александр Филиппенко и Марианна Вертинская).

«Клад» стал большой удачей писателя. В романе, как отмечали литературные критики того времени, «убедительно показан рост социального сознания народа, пафос творческого созидательного труда, его пронизывают идеи социалистического гуманизма, коллективизма и интернационализма».

Так, например, литературовед и литературный критик, заслуженный деятель науки ТАССР Хасан Хайри (1910–1994) писал, что главная идея романа закодирована в его названии: «Что такое «Клад»? На первый взгляд, конечно, речь идет о борьбе за нефть — «масло земли», об использовании этого богатства на благо народа, страны. Но такое объяснение было бы неполным и неточным. Главная идея романа выражена словами одного из его героев, старого мастера Лутфуллы-абзыя: «В газетах мы называем нефть «черным золотом». Золото. Значит, клад. Но разве только нефть наше богатство? А люди разве не клад? Ведь люди тоже клад… Если разобраться, не будь людей — и дело бы стояло. А клад так и остался бы кладом лежать в земле…»

Кстати, за роман «Клад» автор получил приличный гонорар, который, по свидетельству дочери писателя Наили Ахуновой, «весь отдал сельскому родственнику-погорельцу»: «Тот построил хороший дом, восстановил хозяйство».

В 1968 году Гариф Ахунов вернулся в Казань, где с 1971 по 1974 гг. работал главным редактором журнала «Казан утлары». В 1973 г. за «Клад» и повесть «Ядро ореха» писатель награжден Государственной премией ТАССР имени Г. Тукая. В 1974 г. Г. Ахунов избран председателем правления Союза писателей Татарии. В 1970-е гг. им написаны повести «Ядро ореха» (1974), «Ардуан батыр» (1975), «Мы из Арска» (1978), «Зажигаются звезды» (1979)…

В романе «Дочь Волги» (1978) отражены события революции 1905  г., Великого Октября, гражданской войны и сложный период строительства нового мира. Описывая события гражданской войны на Каме и Волге, Ахунов показал исторических личностей — бойцов дивизии Владимира Азина (1895–1920), воевавшей против белых. В частности, писателю блестяще удался образ революционера Мулланура Вахитова (1885–1918), который был связан с борцами из Агрыза, Салауша, Елабуги. Этот роман также позже был экранизирован на татарском языке казанским телевидением: 12-серийный фильм «Габбас хэзрэт» неоднократно транслировался на республиканском телевидении (в частности, 13–19 сентября 2010 г. ленту показывали на канале «Татарстан-Новый век»).

В 1974–1984 гг. Ахунов — председатель Союза писателей ТАССР, в 1987–1991 гг. — председатель Фонда культуры РТ. В 1993 г. Ахунов был удостоен звания «Народный писатель Татарстана», а в 1995 г. за роман «Дочь Волги» и публицистические статьи последних лет получил премию имени Гаяза Исхаки. О Гарифе Ахунове близкие ему люди отметили, что он «признавал одну лишь роскошь — человеческого общения и дружил с писателями Сергеем Залыгиным, Валентином Распутиным, Василием Беловым, Расулом Гамзатовым, Мустаем Каримом, <…> Чингизом Айтматовым. Дружил и со знаменитым итальянским писателем Джанни Родари — автором сказки «Чиполлино».

Андрей Иванов,
заведующий издательским отделом ЕГМЗ (Елабужского гос. музея-заповедника)
2011

На фото: афиша фильма "Клад" по одноимённому роману Гарифа Ахунова, первому изданию которого в 2013 году исполняется 50 лет. За эти годы он был переведён на разные языки, инсценирован и экранизирован, переиздавался много раз.
Это не производственная драма, как многие считают, хотя и это тоже, а история любви, яркая и драматичная, на фоне патриархального быта татарского местечка, где в середине прошлого века забили нефтяные фонтаны...

Свердловская киностудия, 1975

В гл. роли нефтяника Арслана - молодой Александр Филиппенко. В фильме также снимались Марианна Вертинская, Роман Громадский, Шаукат Биктимиров, Афанасий Кочетков и др.

Музыка - композитора Софьи Губайдуллиной
Песни на стихи С. Хакима, М.Тазетдинова

Александр Филиппенко,
известный российский актёр:

"Я счастлив, что мне удалось сыграть в фильме, снятом по очень хорошей книге. Роман «Клад» был посвящен развитию нефтяной отрасли Татарстана, но ведь на самом деле настоящий клад – это человек. Тем более такой, каким был Гариф Ахунов".

(Из выступления А.Филиппенко на открытии ул.Гарифа Ахунова в Казани 4 июня 2008 года)
pr-marka.ru›action/ahunov.php



Библиография:

Клад: Роман/Авториз. пер с татар. 1963.— 270 с., ил. 65 000. В. Харчева.— М.: Мол. гвардия, 1963.— 270 с., ил. 65 000.

То же. — Изд. 2-е, исправл.— Казань: Таткнигоиздат, 1967.— 240 с. 100 000.

Клад: Роман - / Авториз. пер. с татар. Р. Ахунова.— М.: Современник, 1976.— 463 с. 50 000.— Кроме заглав.: «Ардуан-батыр».

Клад / Пер. с татар. Р. Ахунова.— М.: Сов. Россия, 1978. — 302 с. 50 000.

Клад.— / Пер. с татар. Р.Ахунова. - М.: Современник, 1981.— 302 с. 10 000.

 Рец.: Бикчентаев А. Люди нефтяной земли.— Лит. газ., 1964, 27 февр.; Мустафин Р. Клад писательский.— В мире книг, 1964, № 3, с. 26; Брусиловская Т.—Нефтяник, 1967, № 12, с. 33— 34; Мустафин Я. О красоте человеческой.— Сов. Татария, 1967, 19 сент.; Ахунзянов И. Нефтяная тема Гарифа Ахунова. (На соиск. премии им. Г. Тукая).— Сов. Татария, 1973, 19 апр.; Валеев Д. Размышления вокруг перевода.— Комсомолец Татарии, 1977, 8 июня; Шагалов А. Вглядываясь в современность: (Нравственный поиск современной прозы о рабочем классе). М, 1979, 431 с. О романе с. 286—289; Асташенков Б. Судьбы калиматовцев.— Лит. газ., 1979, 12 сент., с. 5; Авдеев А. Радость новой встречи. (О кинофильме «Клад»).— Сов. Татария, 1977, 20 февр.; Алешечкин В., Манасыпов Ф. «Клад» — фильм о нефтяниках Татарии.— Нефтяник, 1977, № 9, с. 37—38; Егоров Н. «Клад», который нам дорог.—Сов. Татария, 1977, 19 февр.

Здесь приведена (фрагментарно) библиография Г.Ахунова по роману "Клад" (из Татарской электронной библиотеки)


Raisa Safiullah
(Раиса Гарифовна Сафиуллина)
Я была на этой встрече. Несмотря на на холод в нетопленом помещении музея, встреча получилась теплой... Перед собравшимися выступила дочь писателя Наиля Ахунова. Воспоминаниями поделились Альфия Миннуллина, земляки, коллеги по перу, родственники. Говорили о замечательных качествах талантливого писателя и авторитетного организатора, который долгие годы возглавлял республиканский Союз писателей. Именно в этот период Союз писателей был одной из самых влиятельных общественных организаций Татарстана. Рассказывали о том, что Гариф Ахунов помогал многим не только войти в литературу, но и в решении бытовых проблем - лечении, получении квартиры и т.п. Говорили об оптимизме и целеустремленности Г.Ахунова и рекомендовали следовать этому примеру группе школьников, присутствовавших на встрече...